Память и ее процессы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 15:42, контрольная работа

Краткое описание

Если мы задумаемся на минутку, во что могла бы превратиться наша жизнь, будь человек, совершенно лишен памяти: он бы не знал кто он такой, где находится и какое сегодня число, он не смог бы говорить, читать писать и пользоваться столовыми приборами. Даже если бы ему сказали, как его зовут, он все равно не запомнил бы, более того он никогда даже и не осознал бы, что у него нет памяти.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 РАЗВЕРНУТОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПАМЯТИ, ЕГО ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕССЫ 4
2 ЗНАЧЕНИЕ ПАМЯТИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА 8
3 РАЗНОВИДНОСТЬ ПАМЯТИ 8
4 ТЕОРИИ И ЗАКОНЫ ПАМЯТИ 10
5 ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 16

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная по психологии.docx

— 41.99 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1 РАЗВЕРНУТОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПАМЯТИ, ЕГО ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕССЫ 4

2 ЗНАЧЕНИЕ ПАМЯТИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА 8

3 РАЗНОВИДНОСТЬ ПАМЯТИ 8

4 ТЕОРИИ И ЗАКОНЫ ПАМЯТИ 10

5 ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ 12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 16

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Если мы задумаемся на минутку, во что могла бы превратиться наша жизнь, будь человек, совершенно лишен памяти: он бы не знал кто он такой, где находится  и какое сегодня число, он не смог бы говорить, читать писать и пользоваться столовыми приборами. Даже если бы ему  сказали, как его зовут, он все  равно не запомнил бы, более того он никогда даже и не осознал бы, что у него нет памяти.

Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим  и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

Историки утверждают, что персидский царь Кир, Александр Македонский  и Юлий Цезарь знали в лицо и  по имени всех своих солдат, а  количество солдат у каждого превышало 30 тысяч человек. Такими же способностями  обладал знаменитый Фемистокл, который  знал в лицо и по имени каждого  из 20-ти тысяч жителей греческой столицы Афины. Академик А.Ф. Иоффе по памяти знал таблицу логарифмов. Современник А.Ф. Иоффе – академик А.А. Чаплыгин мог на спор выучить любую книгу, безошибочно назвать номер телефона, по которому он звонил лет пять назад, случайно и всего один раз. Книговеды – древнейший памятник индейской литературы на протяжении веков передавалось устно, сохраняя лишь в памяти индейцев. Жрецы и сейчас помнят народный эпос, все песни Махабхары в 300 тысяч строк. Все эти примеры наглядно демонстрируют безграничные возможности памяти.

Многие психологи сравнивают человеческую память с картотекой, эта аналогия подразумевает, что мы извлекаем  из окружающего мира информацию на какую-либо тему и затем храним ее в мозге, если мы поместим ее в нужное место, то в случаи необходимости  нам легко будет ее извлечь, но если мы поместим ее не в свою ячейку или забудем где она находится, то при извлечении (припоминании) этой информации у нас возникнут трудности.

Именно память спасает прошлое  от забвения, не дает ему стать таким же непостижимым, как будущее. Иными словами, память придает направленность ходу времени.

память формирование развитие

 

1 РАЗВЕРНУТОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПАМЯТИ, ЕГО ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕССЫ

 

Память – это способность  живой системы фиксировать факт взаимодействия со средой (внешней  или внутренней), сохранять результат  этого взаимодействия в форме  опыта и использовать его в  поведении.

Другое определение говорит, что  память – это способность вспоминать отдельные переживания из прошлого, осознавая не только само переживание, но и его место истории нашей жизни, его размещение во времени и пространстве.

При дискретной трактовке мнемической  системы принято выделять четыре процесса (или блока), которые описываются  собственными закономерностями и имеют  выраженные дискретные продукты: запоминание (кодирование), хранение, воспроизведение  и забывание. Однако несмотря на их независимость эти блоки составляют единую мнемическую систему и  могут быть разделены лишь искусственно при соответствующей постановке эксперимента.

Запоминание – это процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации. По степени активности протекания этого процесса принято выделять два вида запоминания: непреднамеренное (или непроизвольное) и преднамеренное (или произвольное).

Непреднамеренное запоминание  – это запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов и проявления волевых усилий. Это простое запечатление того, что воздействовало на нас и сохранило некоторый след от возбуждения в коре головного мозга. Лучше всего запоминается то, что имеет жизненно важное значение для человека: все, что связано с его интересами и потребностями, с целями и задачами его деятельности.

В отличие от непроизвольного запоминания  произвольное (или преднамеренное) запоминание характеризуется тем, что человек ставит перед собой определенную цель – запомнить некую информацию – и использует специальные приемы запоминания. Произвольное запоминание представляет собой особую и сложную умственную деятельность, подчиненную задаче запомнить. Кроме того, произвольное запоминание включает в себя разнообразные действия, выполняемые для того, чтобы лучше достичь поставленной цели. К таким действиям относится заучивание, суть которого заключается в многократном повторении учебного материала до полного и безошибочного его запоминания.

Главная особенность преднамеренного  запоминания – это проявление волевых усилий в виде постановки задачи на запоминание. Многократное повторение позволяет надежно и прочно запомнить материал, во много раз превышающий объем индивидуальной кратковременной памяти.

По другому признаку – по характеру связей (ассоциаций), лежащих в основе памяти,- запоминание делится на механическое и осмысленное.

Механическое запоминание – это запоминание без осознания логической связи между различными частями воспринимаемого материала. Основой механического запоминания являются ассоциации по смежности.

В отличие от этого осмысленное  запоминание основано на понимании внутренних логических связей между отдельными частями материала.

Успех запоминания во многом зависит  от уровня самоконтроля. Проявлением  самоконтроля являются попытки воспроизвести  материал при его заучивании. Такие  попытки помогают установить, что  мы запомнили, какие ошибки допустили  при воспроизведении и на что  следует обратить внимание в последующем  чтении. Кроме того, продуктивность запоминания зависит и от характера  материала. Наглядно-образный материал запоминается лучше словесного, а  логически связанный текст воспроизводится  полнее, чем разрозненные предложения.

Сохранение – процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им. Сохранение заученного зависит от глубины понимания. Хорошо осмысленный материал запоминается лучше. Сохранение зависит также от установки личности. Значимый для личности материал не забывается. Забывание происходит неравномерно: сразу после заучивания забывание сильнее, затем оно идет медленнее. Вот почему повторение нельзя откладывать, повторять надо вскоре после заучивания, пока материал не забыт.

Иногда при сохранении наблюдается  явление реминисценции. Суть ее в  том, что воспроизведение, отсроченное  на 2-3 дня, оказывается лучше, чем непосредственно после заучивания. Реминисценция проявляется особенно ярко, если первоначальное воспроизведение не было достаточно осмысленным. С физиологической точки зрения реминисценция объясняется тем, что сразу после заучивания, по закону отрицательной индукции, наступает торможение, а затем оно снимается. Установлено, что сохранение может быть динамическим и статическим. Динамическое сохранение проявляется в оперативной памяти, а статическое – в долговременной. При динамическом сохранении материал изменяется мало, при статическом, наоборот, он обязательно подвергается реконструкции и определенной переработке.

Прочность сохранения обеспечивается повторением, которое служит подкреплением  и предохраняет от забывания, т. е. от угасания временных связей в коре головного мозга. Повторение должно быть разнообразным, проводиться в  разных формах: в процессе повторения факты необходимо сравнивать, сопоставлять, их надо приводить в систему. При  однообразном повторении отсутствует  мыслительная активность, снижается  интерес к заучиванию, а поэтому  и не создается условий для  прочного сохранения. Еще большее  значение для сохранения имеет применение знаний. Когда знания применяются, они  запоминаются непроизвольно.

Воспроизведение – процесс восстановления прежде воспринятого.

Воспроизведение может быть непроизвольным и произвольным. Непроизвольное – это ненамеренное воспроизведение, без цели вспомнить, когда образы всплывают сами собой, чаще всего по ассоциации. Произвольное воспроизведение – целенаправленный процесс восстановления в сознании прошлых мыслей, чувств, стремлений, действий. Иногда произвольное воспроизведение происходит легко, иногда требует усилий. Сознательное воспроизведение, связанное с преодолением известных затруднений, требующее волевых усилий, называется припоминанием.

Качества памяти наиболее отчетливо  обнаруживаются при воспроизведении. Оно является результатом и запоминания, и сохранения. Судить о запоминании  и сохранении мы можем только по воспроизведению. Воспроизведение – не простое механическое повторение запечатленного. Происходит реконструкция, т. е. мыслительная переработка материала: изменяется план изложения, выделяется главное, вставляется дополнительный материал, известный из других источников.

Успешность воспроизведения зависит  от умения восстановить связи, которые  были образованы при запоминании, и  от умения пользоваться планом при  воспроизведении.

Забывание – естественный процесс. Многое из того, что закреплено в памяти, со временем в той или иной степени забывается. И бороться с забыванием нужно только потому, что часто забывается необходимое, важное, полезное. Забывается в первую очередь то, что не применяется, не повторяется, к чему нет интереса, что перестает быть для человека существенным. Детали забываются скорее, обычно дольше сохраняются в памяти общие положения, выводы.

Забывание проявляется в двух основных формах:

а) невозможность припомнить или  узнать;

б) неверное припоминание или узнавание.

Между полным воспроизведением и полным забыванием существуют различные степени  воспроизведения и узнавания. Некоторые  исследователи называют их «уровнями  памяти». Принято выделять три таких  уровня:

- воспроизводящая память;

- опознающая память;

- облегчающая память.

Забывание протекает во времени  неравномерно. Наибольшая потеря материала  происходит сразу же после его  восприятия, а в дальнейшем забывание  идет медленнее.

Забывание может быть полным или  частичным, длительным или временным.

При полном забывании закрепленный материал не только не воспроизводится, но и не узнается. Частичное забывание  материала происходит тогда, когда  человек воспроизводит его не весь или с ошибками, а также  тогда, когда только узнает, но не может  воспроизвести.

Длительное (полное или частичное) забывание характеризуется тем, что человеку на протяжении долгого  времени не удается воспроизвести, припомнить что-либо. Часто забывание  бывает временным, когда человек  не может воспроизвести нужный материал в данный момент, но спустя некоторое  время все же воспроизводит его.

Забывание может быть обусловлено  различными факторами. Первый и самый очевидный из них – время. Менее часа требуется, чтобы забыть половину механически заученного материала.

Забывание в значительной степени  зависит от характера деятельности, непосредственно предшествующей запоминанию  и происходящей после нее.

Можно предположить очевидную зависимость: чем больше время нахождения информации в психике, тем глубже забывание. Но для психики характерны парадоксальные явления: пожилые люди легко вспоминают о давно прошедшем, но столь же легко забывают только что услышанное. Этот феномен называется «законом Рибо», законом обратного хода памяти.

Важным фактором забывания обычно считают степень активности использования имеющейся информации. Забывается то, в чем нет постоянной потребности или необходимости. Это справедливо более всего по отношению к семантической памяти на информацию, полученную в зрелом возрасте. Забывание может быть обусловлено работой защитных механизмов нашей психики, которые вытесняют из сознания в подсознание травмирующие нас впечатления, где они затем более или менее надежно удерживаются. Следовательно, «забывается» то, что нарушает психологическое равновесие, вызывает постоянное негативное напряжение («мотивированное забывание»).

Другими формами забывания являются ошибочное припоминание и ошибочное  узнавание. Общеизвестно, что воспринятое  нами с течением времени теряет в  воспоминании свою яркость и отчетливость, становится бледным и неясным. Однако изменения воспринятого ранее материала  могут носить и другой характер, когда забывание выражается не в  потере ясности и отчетливости, а  в существенном несоответствии припомненного  действительно воспринятому.

Основными существенными причинами  забывания, выходящего за рамки среднестатистических значений, являются различные болезни  нервной системы, а также сильные  психические и физические травмы. В этих случаях иногда наступает  явление, называемое ретроградной амнезией. Она характеризуется тем, что забывание охватывает собой период, предшествующий событию, послужившему причиной амнезии. С течением времени этот период может уменьшиться, и даже более того, забытые события могут полностью восстановиться в памяти.

Информация о работе Память и ее процессы