Память и ее процессы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 15:42, контрольная работа

Краткое описание

Если мы задумаемся на минутку, во что могла бы превратиться наша жизнь, будь человек, совершенно лишен памяти: он бы не знал кто он такой, где находится и какое сегодня число, он не смог бы говорить, читать писать и пользоваться столовыми приборами. Даже если бы ему сказали, как его зовут, он все равно не запомнил бы, более того он никогда даже и не осознал бы, что у него нет памяти.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 РАЗВЕРНУТОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПАМЯТИ, ЕГО ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕССЫ 4
2 ЗНАЧЕНИЕ ПАМЯТИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА 8
3 РАЗНОВИДНОСТЬ ПАМЯТИ 8
4 ТЕОРИИ И ЗАКОНЫ ПАМЯТИ 10
5 ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 16

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная по психологии.docx

— 41.99 Кб (Скачать файл)

Однако многие данные, в частности  факты, свидетельствующие о весьма ранней онтогенетической эмоциональной  откликаемости младенца на обращение  матери, говорят о том, что, по-видимому, раньше других начинает действовать  аффективная, а не двигательная память. Вполне может быть, что они появляются и развиваются практически одновременно.

Решающие события в жизни  человека, изменяющие отношения между  памятью и другими его психологическими процессами, происходят ближе к юношескому возрасту, причем по своему содержанию эти изменения порой противоположны тем, которые существовали между  памятью и психическими процессами в ранние годы. Например, отношение  «мыслить – значит припоминать» с  возрастом у ребенка заменяется на отношение, согласно которому само запоминание сводится к мышлению: «запоминать или вспоминать –  значит понять, осмыслить, сообразить».

Специальные исследования непосредственного  и опосредствованного запоминания  в детском возрасте провел А.Н.Леонтьев. Он экспериментально показал, как один мнемический процесс – непосредственное запоминание – с возрастом  постепенно замещается другим, опосредствованным. Это происходит благодаря усвоения ребенком более совершенных стимулов-средств  запоминания и воспроизведения  материала. Роль мнемотехнических средств  в совершенствовании памяти, по мнению А.Н.Леонтьева, состоит в том, что  «обращаясь к употреблению вспомогательных  средств, мы тем самым изменяем принципиальную структуру нашего акта запоминания; прежде прямое, непосредственное наше запоминание становится опосредствованным».

Само развитие стимулов-средств  для запоминания подчиняется  следующей закономерности: сначала  они выступают как внешние (например, завязывание узелков на память, использование  для запоминания различных предметов, зарубок, пальцев рук и тому подобное), а затем становятся внутренними (чувство, ассоциация, представление, образ, мысль).

Существенную роль в развитии памяти играет речь, поэтому процесс совершенствования  памяти человека идет рука об руку с  развитием его речи.

Исходя из сказанного, надо разрешать  и проблему воспитания памяти. Чтобы  улучшить память, нельзя ограничиваться возможно более частым заучиванием, не изменяя при этом самих методов  запоминания. Экспериментальные исследования показывают, что улучшение памяти в этих случаях бывает незначительным. Для того чтобы действительно  увеличить продуктивность запоминания  и прочность удерживания в  памяти, надо систематически улучшать самые методы заучивания: умение связывать новое с уже известным, целесообразно расчленять материал, пользоваться более совершенными способами самоконтроля, правильно распределять время заучивания, разнообразить повторение материала. Наиболее же важно, и это нужно делать прежде всего, повышать активность запоминания, что неразрывно связано с общим развитием воли и характера, систематически расширять свои знания в соответствующей области, развивая у себя интерес к ней, возможно более углублять понимание заучиваемого материала. Воспитание памяти, таким образом, нельзя отрывать от общего психического развития всей личности в целом

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Память человека – одно из важнейших направлений исследований, как психологии, так и биологии, физиологии, и, казалось бы, далеких от изучения человека различных технико-математических наук. Исследование памяти, понимание ее функционирования не является сугубо теоретической задачей. Оно имеет огромное практическое значение. В современных условиях память выступает как одно из важнейших свойств человека, позволяющее ему ориентироваться в окружающем мире, не потеряться в громадном потоке информации. Без развитой памяти сейчас практически труднодостижимо гармоническое развитие личности, овладение ею необходимыми в современном обществе знаниями и умениями, навыками.

С развитием кибернетики, других направлений, работающих над созданием искусственного интеллекта, изучение памяти стало  необходимостью и для технических  наук. Без понимания механизма  функционирования мыслительный процессов  человека, в частности его памяти невозможно создание так нужных в  современном обществе интеллектуальных и псевдо интеллектуальных систем.

Не каждому человеку от природы  дана совершенная память, способная  освоить необходимую ему информацию. Конечно, можно использовать для  хранения и выборки информации различные  бумажные, аудио-, видео- и компьютерные носители, однако в условиях все  более усложняющейся окружающей человека среды необходимо большое  количество данных хранить в собственной  памяти. И не просто хранить, а иметь  возможность ее эффективно использовать. У представителей многих профессий – летчиков, космонавтов и т.д. – зачастую просто нет времени обращаться к другим источникам информации, кроме собственной памяти.

Поэтому так важна тренировка памяти, ее развитие, развитие способностей по анализу огромного потока поступающей  информации.

С развитием общества объем информации, которой человеку необходимо держать  в памяти все возрастает. Возникают  опасения, что когда-нибудь человеческий мозг уже не сможет вместить все, что  ему нужно. Однако природа наделила нас громадными резервами памяти, многие из которых еще не изучены или даже неизвестны. Поэтому мы можем смотреть в будущее с оптимизмом, и наша память и в дальнейшем будет нам верным другом и помощником.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов. Кн.1. Общие основы психологии. – М.: Просвещение 1997.- 688 с.

2. Столяренко Л.Д. Основы психологии – Ростов н/Д: Феникс, 2001. - 672 с.

 


Информация о работе Память и ее процессы