Память и ее процессы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 15:42, контрольная работа

Краткое описание

Если мы задумаемся на минутку, во что могла бы превратиться наша жизнь, будь человек, совершенно лишен памяти: он бы не знал кто он такой, где находится и какое сегодня число, он не смог бы говорить, читать писать и пользоваться столовыми приборами. Даже если бы ему сказали, как его зовут, он все равно не запомнил бы, более того он никогда даже и не осознал бы, что у него нет памяти.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 РАЗВЕРНУТОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПАМЯТИ, ЕГО ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕССЫ 4
2 ЗНАЧЕНИЕ ПАМЯТИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА 8
3 РАЗНОВИДНОСТЬ ПАМЯТИ 8
4 ТЕОРИИ И ЗАКОНЫ ПАМЯТИ 10
5 ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 16

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная по психологии.docx

— 41.99 Кб (Скачать файл)

Забывание также наступает быстрее  при умственном или физическом утомлении. Причиной забывания может быть и  действие посторонних раздражителей, мешающих сосредоточиться на нужном материале, например раздражающих звуков или находящихся в поле нашего зрения предметов.

2 ЗНАЧЕНИЕ ПАМЯТИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

 

Значение памяти в жизни человека очень велико. Абсолютно все, что  мы знаем, умеем, есть следствие способности  мозга запоминать и сохранять  в памяти образы, мысли, пережитые  чувства, движения и их системы. Человек, лишенный памяти, как указывал И.М. Сеченов, вечно находился бы в положении новорожденного, был бы существом, не способным ничему научиться, ничем овладеть, и его действия определялись бы только инстинктами. Память создает, сохраняет и обогащает наши знания, умения, навыки, без чего немыслимы ни успешное учение, ни плодотворная деятельность. Человек запоминает наиболее прочно те факты, события и явления, которые имеют для него, для его деятельности особенно важное значение. И наоборот, все то, что для человека малозначимо, запоминается значительно хуже и быстрее забывается. Большое значение при запоминании имеют устойчивые интересы, характеризующие личность. Все, что в окружающей жизни связано с этими устойчивыми интересами, запоминается лучше, чем то, что с ними не связано.

Для каждого из нас память уникальна. Память позволяет нам осознавать и собственную индивидуальность, и личность других людей. Лишившись памяти, человек утрачивает собственное " я ", перестает существовать. Вот почему так бесконечно интересны и пугающие клинические случаи потери памяти. Человеческая память закодирована в десяти миллиардах нервных клеток, образующих наш мозг, и в десяти триллионах связей между этими клетками. Следы памяти – это живые процессы, которые трансформируются и наполняются новым содержанием всякий раз, когда мы их оживляем.

3 РАЗНОВИДНОСТЬ ПАМЯТИ

Существует несколько оснований  для классификации видов человеческой памяти. Одно из них – деление  памяти по времени сохранения материала, другое – по преобладающему в процессах  запоминания, сохранения и воспроизведения  материала анализатору. В первом случае говорят о двигательной, зрительной, слуховой, обонятельной, осязательной, эмоциональной и других видах  памяти.

Мгновенная, или иконическая память связана с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной информации. Эта память – непосредственное отражение информации органами чувств. Её длительность от 0,1 до 0,5 с. Мгновенная память представляет собой полное остаточное впечатление, которое возникает от непосредственного восприятия стимулов. Это – память – образ.

Кратковременная память представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени. Длительность удержания мнемических следов здесь не превышает нескольких десятков секунд, в среднем около 20 (без повторения). В кратковременной памяти сохраняется не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы. Эта память работает без предварительной сознательной установки на запоминание, но зато с установкой на последующее воспроизведение материала.

Оперативной называют память, рассчитанную на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения сведений этой памяти определяется задачей, вставшей перед человеком, и рассчитан только на решение данной задачи. После этого информация может исчезать из оперативной памяти.

Долговременная – это память, способная хранить информацию в течение практически неограниченного срока. Информация, попавшая в хранилища долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз без утраты. Более того, многократное и систематическое воспроизведение данной информации только упрочивает её следы в долговременной памяти. Последняя предполагает способность человека в любой нужный момент припомнить то, что когда-то было им запомнено. При использовании долговременной памяти для припоминания нередко требуется мышление и усилия воли, поэтому ее функционирование на практике обычно связано с двумя этими процессами.

Генетическую память можно определить как такую, в которой информация хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству. Основным биологическим механизмом запоминания информации в такой памяти являются, по–видимому, мутации и связанные с ними изменения генных структур. Генетическая память у человека – единственная, на которую мы не можем оказывать влияние через обучение и воспитание.

Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Она чрезвычайно важна для людей любых профессий, особенно для инженеров и художников. Хорошей зрительной памятью нередко обладают люди, способные в течение достаточно продолжительного времени “видеть” воспринятую картину в своем воображении после того, как она перестала воздействовать на органы чувств. В связи с этим данный вид памяти предполагает развитую у человека способность к воображению. На ней основан, в частности, процесс запоминания и воспроизведения материала: то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит.

Слуховая память – это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например музыкальных, речевых. Она необходима филологам, людям, изучающим иностранные языки, акустикам, музыкантам. Особую разновидность речевой памяти составляет словесно–логическая, которая тесным образом связана со словом, мыслью и логикой. Данный вид памяти характеризуется тем, что человек, обладающий ею, быстро и точно может запомнить смысл событий, логику рассуждений или какого – либо доказательства, смысл читаемого текст и т.п. Этот смысл он может передать собственными словами, причем достаточно точно. Эти типом памяти обладают ученые, опытные лекторы, преподаватели вузов и учителя школ.

Двигательная память – представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений. Она участвует в формировании двигательных, в частности трудовых и спортивных, умений и навыков. Совершенствование ручных движений человека напрямую связано с этим видом памяти.

Эмоциональная память – это память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. На эмоциональной памяти непосредственно основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на более длительный срок.

Осязательная, обонятельная, вкусовая и другие виды памяти особой роли в жизни человека не играют, и их возможности по сравнению со зрительной, слуховой, двигательной и эмоциональной памятью ограничены. Их роль в основном сводится к удовлетворению биологических потребностей, связанных с безопасностью и самосохранением организма.

По характеру участия воли в  процессах запоминания и воспроизведения  материала память делят на непроизвольную и произвольную. В первом случае имеют в виду такое запоминание  и воспроизведение, которое происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека, без постановки им перед собой специальной мнемической  задачи (на запоминание, узнавание, сохранение или воспроизведение). Во втором случае такая задача обязательно присутствует, а сам процесс запоминания  или воспроизведения требует  волевых усилий.

4 ТЕОРИИ И ЗАКОНЫ ПАМЯТИ

 

Экспериментальное изучение памяти началось в конце 19 в. В двух теоретических  подходах, доминировавших в то время, был намечен первый вариант решения  разновидностей памяти.

Монистическая позиция, развиваемая  в ассоцианизме, а чуть позже и  в бихевиоризме, состояла в утверждении, что, несмотря на видимое различие типов  и видов памяти, они отличаются друг от друга не принципиально, а  только разной степенью прочности ассоциаций, а последняя – величиной отсрочки между научением (переработкой сигнала) и воспроизведением.

Множественная (двойственная) трактовка  памяти была разработана в психологии сознания. Наиболее ярким представителем этой линии исследований был У. Джеймс. Используя прежде всего данные интроспекции, он выделил первичную и вторичную  память. Содержание первичной памяти составляют впечатления, непосредственно  присутствующие в сознании. Эта память имеет преходящий характер, ее содержание быстро стирается и забывается. Содержанием  вторичной памяти являются наши постоянные знания.

При множественной трактовке памяти предполагалось, что разные типы памяти порождаются различными процессами. Позже эти два типа памяти (первичная  и вторичная) получили название кратковременной  и долговременной.

В настоящее время существуют теории, продолжающие как монистическую, так  и множественную традицию.

Начиная с 1980-х гг. интенсивно развивается  коннекционистский подход. Сторонники этого подхода исходят из того, что элемент памяти представляет собой гомогенную единицу, а описанием  структуры знания является сеть, в  которой различные компоненты, неразличимые с логической точки зрения, отличаются только числом и характером связей с другими компонентами. Аргументом в пользу такого моделирования является сам факт незнания того, что именно является компонентом, а на основе результатов  запоминания и ирридиации знаний можно судить только о связях.

Аргументация сторонников двойственности памяти обычно сводится к следующему: если бы кратковременная и долговременная память были проявлением единой памяти, то они подчинялись бы единым законам, следовательно одни и те же факторы  должны были бы оказывать сходное  действие на мнемический результат  в случае его регистрации при  небольшой и длительной отсрочках. Такими критическими факторами являются число построений и продолжительность  интервала между предъявлениями двух стимулов. Оказывается, число повторений (одно или несколько) не влияет на результат  воспроизведения при отсрочке в 2с., но уже при отсрочке в 8 с. Продуктивность воспроизведения оказывается зависимой  переменной от числа повторений.

Идея существования двух типов  памяти получила второе дыхание после  возникновения кибернетики. Н. Винер  в 1948 г. подразделил память на текущую  и постоянную. Эта идея была подхвачена психологами в 1950-1960 гг. и выразилась в выделении кратковременной  и долговременной памяти. Примерно в то же время появились понятия  «оперативная память», «рабочая память», каталожные ящики», «регистры», «буфер».

Несмотря на успешное развитие моделей  памяти, использующих компьютерные метафоры, стало понятно, что аналогия между  переработкой информации у человека и компьютера не является удовлетворительной. Прежде всего исследователи столкнулись  с фактом влияния таких переменных, как мотивация, интенция, интерес, внимание и осмысленность материала, на результативность мнемической системы. Таким образом, возникла острая необходимость введения не только результативного (объем и длительность хранения), но и функционального критерия для моделирования памяти.

Функциональные компоненты вводились  в изначально структурные модели памяти постепенно. В эволюции компьютерной идеологии можно выделить три  периода. Сначала были выделены две  формы хранения: кратковременная  и долговременная. Затем постулировалось  различие между сенсорным регистром  и собственно кратковременной памятью. И наконец внутри кратковременной  памяти били выделены структурные и  функциональные компоненты (кратковременное  хранилище и буфер повторения).

5 ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ

 

С раннего детства процесс развития памяти ребенка идет по нескольким направлениям. Во-первых, механическая память постепенно дополняется и  замещается логической. Во-вторых, непосредственное запоминание со временем превращается в опосредствованное, связанное  с активным и осознанным использованием для запоминания и воспроизведения  различных мнемотехнических приемов  и средств. В-третьих, непроизвольное запоминание, доминирующее в детстве, у взрослого человека превращается в произвольное.

В развитии памяти в целом можно  выделить две генетические линии: ее совершенствование у всех без  исключения цивилизованных людей по мере общественного прогресса и  ее постепенное улучшение у отдельно взятого индивида в процессе его  социализации, приобщения к материальным и культурным достижениям человечества.

Существенный вклад в понимание  филогенетического развития памяти внес П.П. Болонский. Он высказал и развил мысль о том, что различные виды памяти, представленные у взрослого человека, являются также разными ступенями ее исторического развития, и их, соответственно, можно считать филогенетическими ступенями совершенствования памяти. Это относится к следующей последовательности видов памяти: двигательная, аффективная, образная и логическая. П.П. Болонский высказал и обосновал мысль о том, что в истории развития человечества эти виды памяти последовательно появлялись один за другим.

В онтогенезе все виды памяти формируются  у ребенка довольно рано и также  в определенной последовательности. Позже других складывается и начинает работать логическая память. Она имеется уже у ребенка 3-4 летнего возраста в сравнительно элементарных формах, но достигает нормального уровня развития лишь в подростковом и юношеском возрасте. Ее совершенствование и дальнейшее улучшение связаны с обучением человека основам наук.

Начало образной памяти связывается  со вторым годом жизни, и считается, что этот вид памяти достигает  своей высшей точки только к юношескому возрасту. Ранее других, около 6 месяцев  от роду, начинает проявлять себя аффективная  память, а самая первая по времени  – это моральная, или двигательная, память.

Информация о работе Память и ее процессы