Повышение эффективности работы по экологическому воспитанию старших дошкольников на основе моделирования
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2015 в 22:53, курсовая работа
Краткое описание
Цель: выявить эффективность применения комплекса целенаправленных занятий и работы по формированию системы знаний о животных на уровень экологической воспитанности старших дошкольников. Задачи: 1. Провести анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы по проблеме экологического воспитания дошкольников. 2. Разработать комплекс мероприятий по повышению уровня экологического образования старших дошкольников.
Содержание
Введение...................................................................................................................3 Глава 1. Психолого-педагогическое обоснование проблемы экологического воспитания старших дошкольников на занятиях в детском саду.......................5 1.1. Экологическое образование дошкольников в современном ДОУ...............5 1.2. Занятия как основная форма организации экологического образования в ДОУ......................................................................................................................13 1.3. Морально-ценностный подход к проблеме отношения детей к окружающей среде................................................................................................20 1.4. Познавательный потенциал экологических знаний в условиях комплексного использования разных видов деятельности детей в природе...................................................................................................................27 Глава 2. Повышение эффективности работы по экологическому воспитанию старших дошкольников на основе моделирования............................................33 2.1. Констатирующий эксперимент.....................................................................34 2.2. Формирующий эксперимент.........................................................................45 2.3. Контрольный эксперимент............................................................................47 Заключение.............................................................................................................54 Список литературы................................................................................................
Глава
1. Психолого-педагогическое обоснование
проблемы экологического воспитания старших
дошкольников на занятиях в детском саду.......................5
1.1.
Экологическое образование дошкольников
в современном ДОУ...............5
1.2.
Занятия как основная форма
организации экологического образования
в
ДОУ......................................................................................................................13
1.3.
Морально-ценностный подход к
проблеме отношения детей к
окружающей среде................................................................................................20
1.4.
Познавательный потенциал экологических
знаний в условиях комплексного
использования разных видов деятельности
детей в природе...................................................................................................................27
Глава 2. Повышение эффективности работы
по экологическому воспитанию старших
дошкольников на основе моделирования............................................33
Список
литературы................................................................................................55
Приложения
Введение
Проблема
взаимосвязи человека с природой не нова,
она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее
время, экологическая проблема взаимодействия
человека и природы, а также взаимодействия
человеческого общества на окружающую
среду стала очень острой и приняла огромные
масштабы. Планету может спасти лишь деятельность
людей, совершаемая на основе глубокого
понимания законов природы, учет многочисленных
взаимодействий в природных сообществах,
осознание того, что человек - это всего
лишь часть природы. Это означает, что
экологическая проблема встает сегодня
не только как проблема сохранения окружающей
среды от загрязнения и других отрицательных
влияний хозяйственной деятельности человека
на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения
стихийного воздействия людей на природу,
в сознательно, целенаправленно, планомерно
развивающееся взаимодействие с нею. Такое
взаимодействие осуществимо при наличии
в каждом человеке достаточного уровня
экологической культуры, экологического
сознания, формирование которых начинается
с детства и продолжается всю жизнь.
В
условиях надвигающейся экологической
катастрофы громадное значение приобретает
экологическое воспитание и воспитание
человека всех возрастов и профессий.
Дошкольное
учреждение уже сегодня призвано проявить
настойчивость в воспитании нового поколения,
которому присуще особое видение мира
как объекта его постоянной заботы. Формирование
экологического сознания - важнейшая задача
дошкольного учреждения в настоящее время.
Сейчас очень много экологических проблем.
И не только в России, но и во всем мире.
Это происходит оттого, что детский сад
всегда мало уделял внимание экологическому
воспитанию. Нынешняя экологическая ситуация
такова, что более нельзя обойтись без
радикальных и всесторонних изменений
практически всех аспектов общественной
жизни.
На
современном этапе вопросы традиционного
взаимодействия природы с человеком выросли
в глобальную экологическую проблему.
Если люди в ближайшем будущем не научатся
бережно относится к природе они, погубят
себя. А для того чтобы это не случилось
надо воспитывать экологическую культуру
и ответственность. И начинать экологическое
воспитание надо с дошкольного возраста,
так как в это время приобретенные знания
могут в дальнейшем преобразоваться в
прочные убеждения.
Объект
исследования: процесс экологического
воспитания дошкольников.
Предмет
исследования: формирование системы знаний
о животных в ходе экологического воспитания
дошкольников.
Цель:
выявить эффективность применения комплекса
целенаправленных занятий и работы по
формированию системы знаний о животных
на уровень экологической воспитанности
старших дошкольников.
Задачи:
1.
Провести анализ научно-методической
и психолого-педагогической литературы
по проблеме экологического воспитания
дошкольников.
2.
Разработать комплекс мероприятий
по повышению уровня экологического
образования старших дошкольников.
3.
Выявить эффективность влияния
работы в комплексе на экологическое
образование старших дошкольников.
Глава 1. Психолого-педагогическое
обоснование проблемы экологического
воспитания старших дошкольников на занятиях
в детском саду
1.1. Экологическое воспитание дошкольников
в современном ДОУ
Самоценность
дошкольного детства очевидна: первые
семь лет в жизни ребенка - это период его
бурного роста и интенсивного развития,
период непрерывного совершенствования
физических и психических возможностей,
начало становления личности[13, с. 33].
Достижением
первых семи лет является становление
самосознания: ребенок выделяет себя из
предметного мира, начинает понимать свое
место в кругу близких и знакомых людей,
осознанно ориентироваться в окружающем
предметно-природном мире, вычленять его
ценности. В этот период закладываются
основы взаимодействия с природой, при
помощи взрослых ребенок начинает осознавать
ее как общую ценность для всех людей.
Все
выдающиеся мыслители и педагоги прошлого
придавали большое значение природе как
средству воспитания детей: Я. А. Коменский
видел в природе источник знаний, средство
для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский
был за то, чтобы "вести детей в природу",
чтобы сообщать им все доступное и полезное
для их умственного и словесного развития[21,
с. 19].
Идеи
ознакомления дошкольников с природой
получили дальнейшее развитие в теории
и практике советского дошкольного воспитания
в статьях, методических работах (О. Иогансон,
А. А. Быстров, Р. М. Басс, А. М. Степанова,
Э. И. Залкинд, Е. И. Волкова, Е. Геннингс
и др.). Долгое время большим подспорьем
для практиков дошкольного воспитания
были методические пособия М. В. Лучич,
М. М. Марковской, рекомендации З. Д. Сизенко;
не одно поколение воспитателей училось
по учебнику С. А. Веретенниковой. Большую
роль сыграли работы ведущих педагогов
и методистов, в центре внимания которых
было формирование наблюдения как основного
метода ознакомления с окружающим, накопления,
уточнения и расширения достоверных сведений
о природе (З. Д. Сизенко, С. А. Веретенникова,
А. М. Низова, Л. И. Пушнина, М. В. Лучич, А.
Ф. Мазурина и др.)[17, с. 24].
Большое
значение в научном обосновании методики
ознакомления с природой сыграли исследования,
которые начали проводиться в 1950-е годы
на кафедрах дошкольной педагогики пединститутов.
Одно из первых - исследование Э. И. Залкинд,
посвященное ознакомлению дошкольников
с птицами, - показало, как важна правильная
организация чувственного восприятия
объектов природы: продуманное руководство
наблюдениями дает детям много впечатлений,
которые преобразуются в конкретные и
обобщенные представления, способствуют
развитию речи[12, с. 33].
В
начале 1970-х годов начали проводиться
педагогические исследования, которые
в дальнейшем вошли в ядро теоретико-экспериментального
обоснования методики экологического
воспитания дошкольников. Это было связано
с новыми идеями, инициированными Академией
педагогических наук. Детскими психологами
(В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.) провозглашалась
необходимость: 1) усложнения содержания
обучения - привнесения в него теоретических
знаний, отражающих закономерности окружающей
действительности; 2) построения системы
знаний, усвоение которых обеспечивало
бы эффективное умственное развитие детей.
Реализацией
этой идеи в сфере дошкольного воспитания,
которая должна была обеспечить хорошую
подготовку детей к школе, занимались
А. В. Запорожец, Н. Н. Поддъяков, Л. А. Венгер
(НИИ дошкольного воспитания АПН). Психологи
обосновали положение о том, что дети дошкольного
возраста могут усвоить систему взаимосвязанных
знаний, отражающую закономерности той
или другой области действительности,
если эта система будет доступна наглядно-образному
мышлению, преобладающему в этом возрасте[22,
с. 11].
В
дошкольной педагогике начались исследования
по отбору и систематизации природоведческих
знаний, отражающих ведущие закономерности
живой (И. А. Хайдурова, С. Н. Николаева,
Е. Ф. Терентьева и др.) и неживой (И. С. Фрейдкин
и др.) природы. В исследованиях, посвященных
живой природе, в качестве ведущей была
выбрана закономерность, которой подчиняется
жизнь любого организма, а именно зависимость
существования растений и животных от
внешней среды. Эти работы положили начало
экологическому подходу в ознакомлении
детей с природой[13].
Последнее
десятилетие ХХ века можно назвать временем
развития двух значимых с точки зрения
экологии процессов: углубления экологических
проблем планеты до кризисного состояния
и их осмысление человечеством. За рубежом
и в России в этот период происходило становление
нового образовательного пространства
- системы непрерывного экологического
образования: проводились конференции,
съезды, семинары, создавались программы,
технологии, учебные и методические пособия
для различных категорий учащихся. В нашей
стране формировалась общая Концепция
непрерывного экологического образования,
начальным звеном которой является сфера
дошкольного воспитания.
Именно
на этапе дошкольного детства ребенок
получает эмоциональные впечатления о
природе, накапливает представления о
разных формах жизни, т.е. у него формируются
первоосновы экологического мышления,
сознания, закладываются начальные элементы
экологической культуры. Но происходит
это только при одном условии: если взрослые,
воспитывающие ребенка, сами обладают
экологической культурой: понимают общие
для всех людей проблемы и беспокоятся
по их поводу, показывают маленькому человеку
прекрасный мир природы, помогают наладить
взаимоотношения с ним.
В
связи с этим в 90-е годы в России было создано
значительное количество программ, направленных
на экологическое воспитание дошкольников.
Рядом психологов созданы авторские программы,
в которых представлены психологические
аспекты экологического образования дошкольников[11].
Программа
А. Вересова "Мы земляне" имеет своей
целью развитие в детях элементов экологического
сознания, она демонстрирует всеобщую
взаимосвязь природы, человека и его деятельности.
Программа
Е. Рылеевой "Открой себя" создана
на основе авторской концепции, предполагающей
индивидуализацию личностного развития
ребенка. Программа предусматривает развитие
у детей естественнонаучных представлений
и экологической культуры, начальные формы
экологического сознания формируются
через цикл занятий "Мир нерукотворный".
Н.
А. Авдеевой и Г. Б. Степановой создана
программа экологического образования
и воспитания старших дошкольников "Жизнь
вокруг нас", в центре которой личностное
развитие ребенка. Дети получают информацию
экологического содержания, на эмоционально-положительной
основе у них развивается бережное и ответственное
отношение к живой природе.
Программа
"Паутинка" Ж. Л. Васякиной-Новиковой
развивает в детях планетарное мышление:
разумное отношение к миру и к себе как
к жителю Земли. У детей формируется представление
о мире по четырем параметрам: "где я
живу" (окружающая среда), "как я живу"
(поведение и ответственность), "с кем
я живу" (соседи по планете, взаимосвязь
с ними), "когда я живу" (взаимодействие
во времени). Экологические представления
о ценности природы и ее единстве с человеком,
о жизненно необходимых проявлениях человека,
растений и животных помогают развить
в детях сопереживание, сочувствие, которые
потом трансформируются в содействие.
Творческий
поиск педагогов и психологов в целом
ряде программ направлен на развитие в
детях эстетического отношения к природе
и окружающему миру.
Программа
В. И. и С. Г. Ашиковых " Семицветик "
нацелена на культурно-экологическое
образование детей, развитие в них начал
духовности, богатой, творческой саморазвивающейся
личности. Авторы считают от того, как
ребенок научится мыслить и чувствовать
окружающий мир природы, как воспримет
ценности мировой культуры, зависит то,
как он будет действовать, какие поступки
совершать. Программа предполагает совместную
творческую деятельность детей и взрослых
в детском саду, детских студиях или в
семье. В процессе обучения дошкольники
приобретают широкий кругозор, нравственное
начало отношении к окружающему миру.
Основой программы является восприятие
красоты в природе, в созданных человеком
творениях и самом человеке его внутреннем
мире и созидательных проступках. В программе
имеются две базовые темы "Природа"
и "Человек". Тема природы включает
не только четыре ее царства на Земле (минералы,
растения, животные и человек), но и выходит
за пределы планеты - в ближнее и дальнее
космическое пространство. Вторая тема
рассматривает человека-созидателя народных
и национальных героев, подвижников мировой
культуры, вошедших в летописи и оставивших
добрый след на Земле.