Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 18:08, реферат
Познавательные процессы присущи каждому человеку. Ощущения, восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь составляют познавательные процессы. Они являются важнейшими компонентами человеческой деятельности. Все познавательные процессы взаимосвязаны между собой, и представляют единое целое. При отсутствии какого либо из познавательных процессов (речи, мышления и т. п.) человек становится неполноценным. Познавательные процессы взаимосвязаны: не будь восприятия, не было бы и представления и воображения. Представление необходимо для создания новых образов. Осмысление информации способствует ее запоминанию.
* Введение 2
* 1.Познавательные психические процессы 5
* 1.2 Составляющие познавательных процессов, их структура 7
* 2.Ощущения 8
* 2.1Анализаторы. Основные характеристики анализаторов 8
* 2.2. Виды ощущений 11
* 3. Восприятие 16
* 3.1 Восприятие как познавательный процесс 16
* 3.2 Свойства и виды восприятия 18
* 4.Мышление 22
* 4.1 Виды мышления 23
* 4.2 Операции и формы мышления 24
* Заключение 27
* Литература 29
Содержание
Введение
Познавательные
процессы присущи каждому человеку.
Ощущения, восприятие, внимание, воображение,
память, мышление, речь составляют познавательные
процессы. Они являются важнейшими
компонентами человеческой деятельности.
Все познавательные процессы взаимосвязаны
между собой, и представляют единое
целое. При отсутствии какого либо из
познавательных процессов (речи, мышления
и т. п.) человек становится неполноценным.
Познавательные процессы взаимосвязаны:
не будь восприятия, не было бы и представления
и воображения. Представление необходимо
для создания новых образов. Осмысление
информации способствует ее запоминанию.
Внимание включается в познавательные
процессы, повышает их эффективность:
ощущения становятся более отчетливыми,
восприятие более точным, улучшаются
память, мышление. Тесно связаны
между собой мышление и речь. Речевое
оформление мысли центрирует ее и
уточняет. Мышление и речь влияет на
протекание ощущений, восприятия, памяти
и других процессов: восприятие становится
осмысленным и контролируемым, память
логической и управляемой, воображение
более глубоким, творческим. Всякое
действие человека исходит из тех
или иных мотивов, направляется на определенную
цель; оно разрешает ту или иную
задачу и выражает определенное отношение
человека к окружающему. Оно вбирает
в себя, таким образом, всю работу
сознания и всю полноту
В данной контрольной работе мы рассмотрим подробнее, что из себя представляют познавательные процессы, их структуру и составляющие. Также более детально разберем несколько составляющих познавательных процессов, такие как ощущения, восприятие и мышление. Мы рассмотрим в отдельности, что такое ощущение, что такое восприятие и что такое мышление. Какие виды и формы этих процессов существуют? А также, что такое анализаторы и их основная характеристика. Чем восприятие отличается от ощущения? В чем специфика мышления в отличии от других познавательных процессов?
Итак, мы узнаем, что для того чтобы удовлетворять свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек, используя познавательные процессы, должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно сделать, обдумывать, высказывать суждения. Следовательно, без участия познавательных процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты. Но оказывается, что познавательные процессы не просто участвуют в деятельности, они в ней развиваются и сами представляют собой особые виды деятельности.
В данной работе основным источником литературы является учебное пособие Л.Д. Столяренко «Основы психологии». В этом учебном пособии доступно излагаются основные понятия и современные научные сведения по многим направлениям психологии, в частности по данной теме контрольной работы «Психология познавательных процессов». В главе «Психология познавательных процессов» подробно раскрыты составляющие познавательных процессов, такие как ощущения, восприятие, мышление, воображение, речь. Эта глава учебного пособия обобщает в научную закономерность эти процессы и показывает их значимость в формировании психики человека.
Используемые термины:
Анализатор - это анатомофизиологический аппарат, специализированный для приема воздействий определенных раздражителей из внешней и внутренней среды и переработки их в ощущения.
Рецепторы - это специальные чувствительные образования, воспринимающие внешние и внутренние раздражения и преобразующие их в нервные возбуждения, которые передаются в центральную нервную систему.
Дифференциальный, разностный порог - это наименьшая величина различий между раздражителями.
Экстерорецептивные
ощущения - это ощущения, возникающие
при воздействии внешних
Интерорецептивные ощущения - ощущения, сигнализирующие о том, что происходит в организме.
Проприорецептивные ощущения - это ощущения расположенные в мышцах и сухожилиях, с их помощью мозг получает информацию о движении и положении различных частей тела.
Адаптация - изменение чувственности для приспособления к внешним условиям.
Сенсибилизация - это повышение чувствительности под влиянием внутренних факторов, состояния организма.
Идентификация
- это отождествление непосредственно
воспринимаемого объекта с
Апперцепция - это зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенности его личности.
Аутистическое
мышление - это мышление, связанное
с реализацией желаний
Абстракция - это выделение одной какой - либо стороны, свойства и отвлечение от остальных.
1. Познавательные психические процессы
Психические
процессы являются базовой основой
человеческой психики. Три разновидности
психических процессов
Психические
процессы, с помощью которых формируются
образы окружающей среды, а также
образы самого организма и его
внутренней среды, называются познавательными
психическими процессами. Познавательные
процессы - ощущение, восприятие, мышление,
воображение, память формируют информационную
базу, ориентировочную основу психики.
Именно познавательные психические
процессы обеспечивают получение человеком
знаний о окружающем мире и о самом
себе. Эти знания являются тем фактором,
который при наличии какого-
Познавая и преобразуя мир, человек выявляет устойчивые, закономерные связи между явлениями. Закономерности, внутренние связи явлений отражаются в нашем сознании опосредованно во внешних признаках явлений. Человек распознает признаки внутренних, устойчивых взаимосвязей. Определяем ли мы, глядя в окно, по мокрому асфальту, был ли дождь, или устанавливаем законы движения небесных светил во всех этих случаях мы отражаем мир обобщенно и опосредованно сопоставляя факты, делая умозаключения, выявляя закономерности в различных группах явлений. Человек, не видя элементарных частиц, познал их свойства и, не побывав на Марсе, многое узнал о нем.
Замечая связи между явлениями, устанавливая всеобщий характер этих связей, человек осваивает мир, рационально организует свое взаимодействие с ним, он осуществляет мыслительную деятельность обобщенную ориентацию в мире.
Мышление
формирует структуру
Все знания самого высокого порядка, например, знания о физических и химических свойствах веществ, о явно наблюдаемом устройстве вещей и скрыты от непосредственного взора закономерных отношениях между ними, о людях и их качествах, о самом себе и, наконец, знания об общем устройстве мира, являются результатом интеграции знаний, получаемых с помощью познавательных психических процессов разного уровня сложности. Каждый из этих процессов имеет собственные характеристики и собственную организацию и вносит свой особый вклад в формирование внутренне связанной, динамичной, но, в то же время, целостной картины мира. Протекая одновременно, эти процессы взаимодействуют друг с другом настолько слаженно и настолько незаметно для нас, что мы в данный момент воспринимаем и понимаем мир не как нагромождение цветов (оттенков, форм, звуков, запахов), в которых необходимо разбираться, чтобы установить, что к чему, и не как картинку, изображенную на каком-то экране, а именно как мир, находящийся вне нас, наполненный светом, звуками, запахами, предметами, населенный людьми, имеющий перспективу и явно воспринимаемый, а также и скрытый, не воспринимаемый в данный момент план.
1.2 Составляющие познавательных процессов, их структура
Рассмотрим структуру познавательных процессов, с помощью которых человек получает и осмысливает информацию, отображает объективный мир, преобразуя его в свой субъективный образ.
Ощущения, восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь составляют познавательные процессы (см. таблицу 1).
Структура
приема информации включает следующие
этапы: Р>ОЧ>НИ>ГМ>ОЩ>ЦВ>(ЭП)>ОП>(М)>
Раздражитель (слуховой, зрительный) Р воздействует на органы чувств (ОЧ), в результате чего возникают нервные импульсы (НИ), которые по нервным проводящим путям поступают в головной мозг (ГМ), обрабатываются там и формируются отдельные ощущения (ОЩ), на основе которых складывается целостный образ восприятия (ЦВ) предмета, который сопоставляется с эталонами памяти (ЭП), в результате чего происходит опознание (ОП) предмета, а затем, при мысленном сопоставлении текущей информации и прежнего опыта, посредством мыслительной деятельности (М) происходит осмысление (ОС), понимание информации.
Таблица 1. Познавательные психические процессы
Ощущение | Восприятие | Память | Воображение | Мышление | |
Отражение отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на наши органы чувств. | Целостное отражение предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств, в совокупности свойств и признаков этих предметов. | Отражение прошлого опыта и запечатление, сохранение и воспроизведение чего-либо. | Отражение будущего, создание нового образа на основе прошлого опыта. | Высшая форма отражательной деятельности, позволяющая понять сущность предметов и явлений, их взаимосвязь, закономерность развития. | |
2. Ощущения
Ощущения есть отражение конкретных, отдельных свойств, качеств, сторон предметов и явлений материальной действительности, воздействующих на органы чувств в данный момент.
Для возникновения
ощущений необходимо, прежде всего, наличие
воздействующих на органы чувств предметов
и явлений реального мира, которые
называются в этом случае раздражителями.
Воздействие раздражителей на органы
чувств называется раздражением. В
нервной ткани процесс
Физиологическая основа ощущений - сложная деятельность органов чувств.
2.1 Анализаторы. Основные характеристики анализаторов
Анатомофизиологический аппарат, специализированный для приема воздействий определенных раздражителей из внешней и внутренней среды и переработки их в ощущения называют анализатором. Каждый анализатор состоит из трех частей:
· рецептор, или орган чувств, преобразующий энергию внешнего воздействия в нервные сигналы;
· проводящие нервные пути, по которым нервные сигналы передаются в мозг;