Полоролевая идентичность у дошкольников из неблагополучных семей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 22:10, дипломная работа

Краткое описание

Современное общество характеризуется изменением ценностно-нравственных ориентаций в сфере отношений между полами, в нем происходит размывание границ между женскими и мужскими социальными ролями, отмечается влияние негативного информационного фона, провоцирующего агрессию у девочек и повышенную тревожность у мальчиков. Поэтому полоролевое развитие детей нуждается в оптимизации и психолого-педагогической поддержке.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………
Глава I Теоретические предпосылки исследования полоролевой идентичности
1.1. Понятие идентичности в психологии………………………….
1.2. Полоролевая идентичность личности………………………….
Глава II Неблагополучная семья и её влияние на становление полоролевой идентичности у дошкольников
2.1. Понятие и виды неблагополучной семьи……………………...
2.2. Психологическая характеристика дошкольного возраста……
2.3. Влияние неблагополучной семьи на становление полоролевой идентичности……………………………………..
Глава III Исследование особенностей полоролевой идентичности у дошкольников из неблагополучных семей
3.1. Методы и методики исследования полоролевой идентичности у дошкольников из неблагополучных семей….
3.2 Результаты исследования полоролевой идентичности у дошкольников из неблагополучных семей……………………
Заключение……………………………………………………………………
Рекомендации…………………………………………………………………
Список литературы…………………………………………………………...
Приложение…………………………………………………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

polorolevaya_identichnost_u_doshkolnikov_i.doc

— 924.50 Кб (Скачать файл)


Федеральное агентство  по образованию РФ

 Забайкальский государственный  гуманитарно-педагогический 

университет им. Н.Г.Чернышевского

Факультет психологии

Кафедра специальной психологии

 

 

 

 

 

Выпускная квалификационная работа

Полоролевая идентичность у дошкольников из неблагополучных семей

                                                                               

                                                                                 

 

 

                                                               

 

 

 Выполнил: студентка 753гр. ФП                                     

                                                                          Серебрякова О.А.

                             Руководитель: д.м.н., профессор

Белозерцев Ф.Ю.

                                  

                                                                                                                                                                                               

 

 

                                            Чита 2010

Содержание

Введение

……………………………………………………………………

3

Глава   I

Теоретические   предпосылки   исследования    полоролевой идентичности

 

1.1.

Понятие идентичности в психологии………………………….

8

1.2.

Полоролевая идентичность личности………………………….

18

Глава II

Неблагополучная семья и её влияние на становление полоролевой идентичности у дошкольников

 

2.1.

Понятие и виды неблагополучной семьи……………………...

37

2.2.

Психологическая характеристика дошкольного возраста……

55

2.3.

Влияние неблагополучной семьи на становление полоролевой идентичности……………………………………..

 

63

Глава  III

  Исследование   особенностей   полоролевой   идентичности  у дошкольников из неблагополучных семей

 

3.1.

Методы и методики исследования полоролевой идентичности у дошкольников из неблагополучных семей….

 

73

3.2

Результаты исследования полоролевой идентичности у дошкольников из неблагополучных семей……………………

 

76

Заключение……………………………………………………………………

110

Рекомендации…………………………………………………………………

Список литературы…………………………………………………………...

114

118

Приложение…………………………………………………………………...

121


 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Проблема формирования полоролевой идентичности − актуальная и достаточно новая в психологии. В детстве у человека формируется самосознание, усваиваются моральные и социальные нормы. Пол − это первая категория, в которой ребенок осмысливает себя как индивидуальность.

После длительного периода  развития психологии как "бесполой" (И.С.Кон), в России наступило время  обращения к проблеме пола, половой  дифференциации. Это объясняется  не только тем, что категория пола сложнейшая психологическая историко-культурная и клиническая проблема, но, прежде всего тем, что современные требования воспитания и индивидуального подхода к формированию личности не могут быть поняты без учета психологической специфики пола детей, становления их полоролевого самосознания.

Современное общество характеризуется изменением ценностно-нравственных ориентаций в сфере отношений между полами, в нем происходит размывание границ между женскими и мужскими социальными ролями, отмечается влияние негативного информационного фона, провоцирующего агрессию у девочек и повышенную тревожность у мальчиков. Поэтому полоролевое развитие детей нуждается в оптимизации и психолого-педагогической поддержке.

В  современной  науке  принято  рассматривать  полоролевую идентичность  как  самый  стабильный  базовый  конструкт  личности, оказывающий  мощное  влияние  на  становление  социальной,  этнической, профессиональной  идентичности,  на  процессы  самоопределения  растущего человека в обществе. Полоролевая идентичность играет определяющую роль в процессах адаптации и саморегуляции. В литературе имеются прямые и косвенные свидетельства того, что дисбаланс полоролевой структуры личности признается патогенетическим или предрасполагающим фактором формирования неврозов, психосоматических расстройств, девиантного материнского поведения, а также криминального поведения.

Важным компонентом  полоролевой идентичности является усвоение и принятие ребенком своей половой роли. Под половой ролью понимают систему средовых стандартов, предписаний, нормативов, ожиданий, которым человек должен соответствовать, чтобы его признавали как мальчика (мужчину) или девочку (женщину).

Главное внимание на осознание  и принятие человеком своей половой  принадлежности оказывает социум. Под его воздействием у индивида формируются определенные эталоны мужественности и женственности, иначе говоря, знания о типично мужских и женских качествах. Наибольшее влияние на ранних этапах процесса развития личности оказывает, как правило, семья.

Несомненно, важнейшую  роль в усвоении подрастающей личностью  тех или иных атрибутов своего пола играют родители. Нормальное полоролевое развитие детей требует наличия как женского, так и мужского образцов. Одновременное восприятие обеих родительских ролей предполагает их сравнение, осознание не только противоположности каждой из них, но и необходимости единства в целом, основной источник усвоения половых ролей детьми − образ жизни взрослых. Родители и их взаимоотношения становятся объектом пристального внимания и подражания. Они воспринимаются ребенком как модель мужественности и женственности; как образец взаимоотношения полов. Правильное полоролевое поведение родителей во многом определяет формирование адекватной половой роли у ребенка. Искаженная полоролевая структура семьи отражается на полоролевом развитии детей. В настоящее время все чаще и чаще исследователи, занимающиеся изучением проблем современной семьи, отмечают признаки нестабильности, дезорганизации семьи, потере социализирующего влияния на подрастающее поколение, свидетельствующие о кризисе ее развития и увеличении количества неблагополучных семейных союзов.

Малоизученным с точки зрения полоролевого развития в семье является дошкольный возраст. Между тем многие отечественные (Д.Н. Исаев, В.Е. Каган, Д.В. Колесов, И.С. Кон и др.) и зарубежные (Ш. Берн, Л. Кольберг, С. Томпсон  и  др.)  учёные  склоняются  к  мнению,  что  первичная  полоролевая идентичность  устанавливается  к  концу  дошкольного  детства. В  дальнейшем возможности  организованных  воздействий на  систему полоролевой идентичности  ребёнка снижаются,  поэтому старший дошкольный  возраст можно считать сензитивным периодом  для формирования  условий, способствующих  принятию  ребёнком  своей социальной  принадлежности  по признаку  пола,  адекватной  системе  значений  и  смыслов,  представляющих мужественность и женственность в национальной культуре.

Цель исследования – выявить психологические особенности полоролевой идентичности у дошкольников из неблагополучных семей.

Для достижения намеченной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Проанализировать литературные источники по проблеме полоролевой идентичности;
  2. Подобрать  психологические методики, позволяющие изучить полоролевую идентичность у детей дошкольного возраста;
  3. Провести исследование полоролевой идентичности у дошкольников из неблагополучных семей
  4. Разработать рекомендации для воспитателей и подобрать игры и упражнения, способствующие формированию позитивной полоролевой идентичности.

Объект – полоролевая идентичность.

Предмет – особенности полоролевой идентичности у дошкольников из неблагополучных семей.

Гипотеза – в нашем исследовании предполагается, что у детей дошкольного возраста, воспитывающихся в неблагополучных семьях, будут отмечаться определенные особенности полоролевой идентичности, что, воспитываясь в условиях неблагополучной семьи, ребенок утрачивает систему полоролевых ориентиров.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов в работе психологической службы воспитательно-образовательных учреждений с дошкольниками из неблагополучных семей и их родителями. Это позволит осуществлять дифференцированный (в зависимости от пола) подход к воспитанию детей, предотвратить нарушения процесса полоролевой идентификации, феминизацию мужчин и маскулинизацию женщин, предупредить педагогические ошибки в воспитании детей. Подобранные игры и упражнения могут быть использованы воспитателями, родителями и психологами в практической работе с дошкольниками по формированию позитивной полоролевой идентичности. Теоретические положения и полученные данные могут использоваться в лекционных курсах по психологии личности, гендерной, возрастной и социальной психологии.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что рассмотрены подходы отечественных и зарубежных ученых к трактовке понятия идентичности и полоролевой идентичности, обобщены основные научные представления об особенностях, факторах и условиях формирования данного феномена в дошкольном возрасте.

Теоретико-методологической основой исследования являются:

- подходы к рассмотрению идентичности, (З. Фрейд, Э. Эриксон, У. Джемс, Дж. Марсиа, А. Ватерман, Дж. Мид);

- теоретические  исследования  полоролевой  социализации  детей,  генезиса полоролевой идентичности (И.С. Кон, В.В. Абраменкова, С. Бем, Е. Маккоби,   Дж. Каган, В.Е. Каган, Д.В. Колесов, Л. Колберг, В.С. Мухина, А.И.Захаров, Т.А. Репина,  А. Фрейд, З. Фрейд, А.Г. Хрипкова и др.)

- ролевая дифференциация  пола у дошкольников, представленная в работах Я.Л.Коломинского, М.Х.Мелтас, В.Е.Каган, А.Н.Багиной.

- исследования проблем неблагополучной семьи (В.М.Целуйко, М.И.Буянов, Алмазов Б.Н., Е.М.Мастюкова, Б.С.Братусь).

Методы исследования:

1. теоретический анализ научной литературы по проблеме полоролевой идентичности,

2. наблюдение,

3. беседа.

А также ряд методик:  «Половозрастная идентификация» Белопольской, Проективный рисунок человека, «Изучение гендерных установок у детей» полустандартизированное интервью Кагана; специальные игры и занятия: "Персонажи", "Кто что делает?", "Страна мальчишек (девчонок)", "Профессии", "Чьи вещи?".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЛОРОЛЕВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

1.1. Понятие идентичности в психологии

Теоретическая и эмпирическая разработка проблемы идентичности началась в психологии в последние десятилетия двадцатого столетия. Начиная с 70-х годов, понятие идентичности становится в психологии очень популярным, дополняя, уточняя, а нередко и заменяя собой более традиционные понятия Я-концепции, образа «Я», самости. Обращение к категории идентичности дает возможность увидеть механизмы связи между внутриличностной и социокультурной обусловленностью действий в ситуациях социального взаимодействия, понять противоречивость групповых и личных начал в человеке.

Исследователи проблем  идентичности до сих пор не пришли к единому мнению относительно того, кому принадлежит открытие этого  понятия для психологической науки.

Появление термина «идентичность» в психологии принято связывать с именем Э. Эриксона. Однако истоки этого понятия современные ученые находят в работах З. Фрейда   «Толкование сновидений» и «Групповая психология и анализ эго». В «Толковании сновидений», изданной на рубеже ХIХ-ХХ веков, Фрейд впервые использовал термин «идентификация», под которой он понимал неосознаваемое отождествление субъектом себя с другим субъектом и считал ее механизмом усвоения ребенком образцов поведения значимых других, формирования супер-эго.  К моменту выхода в свет работы «Групповая психология и анализ эго» в 1914 году Фрейд придавал понятию идентификации уже более широкий смысл, определяя ее не только как бессознательную связь ребенка с родителями, имеющую преимущественно эмоциональный характер, но и как важный механизм взаимодействия между личностью и социальной группой.

 Употребление  одного и того же термина − «идентификация» применительно к двум различным уровням человеческих отношений с позиции теоретических воззрений Фрейда было вполне оправданным: ведь, по его мнению, в основе любви к своей группе и агрессии по отношению к другим лежит ранний детский опыт амбивалентных эмоциональных отношений, который  впоследствии переносится в сферу социального взаимодействия.

Следует отметить, что в современной психологии принято отличать понятие «идентификация» от понятия «идентичность». Если под идентичностью вслед за Э. Эриксоном сегодня принято понимать некоторое состояние самоотождествления, то идентификация − это совокупность процессов и механизмов, которые ведут к достижению этого состояния [22].

Сам Э. Эриксон считал родоначальником понятия «идентичность» У. Джемса. Хотя Джемс и не употреблял этого термина и использовал вместо него слово «характер», именно он впервые детально описал острое и захватывающее ощущение тождества и целостности, которое в современной психологии именуется идентичностью, задавшись знаменитым вопросом: «Может ли человек, встав утром с кровати, с уверенностью утверждать, что он тот же человек, который вчера вечером ложился спать?».

Информация о работе Полоролевая идентичность у дошкольников из неблагополучных семей