Понятие андрогогики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 07:52, курсовая работа

Краткое описание

Андрагогика осуществляет древнейшую формулу обучения: non scholae, sed vitae discimus - учимся не для школы, а для жизни. Как науку андрагогику отделяют от педагогики, так как педагогика - обучение и воспитание ребенка (от гр. paidos - ребенок), при этом многие результаты на самом деле оказываются важными только для школы.
Цель курсовой работы - рассмотреть понятие андрагогики, ее особенности, включая возможности дистанционного обучения взрослых, как в теории, так и на практике.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..стр. 3
Глава I. Место андрагогики в системе человекознания…………………..стр.5
1.1 Понятие "андрагогика", сущность андрагогики………………………стр.5
1.2 Андрагогические основы профессионального развития личности…стр.8
1.3 Основные принципы андрагогики……………………………………стр16
Глава II .Взрослый человек как субъект обучения………………………стр20
Глава III. Дистанционное обучение в образовании взрослых…….……..стр.25
3.1 Возможности дистанционного обучения в образовании взрослых…стр25
3.2 Анализ возможностей дистанционного обучения взрослых Новосибирской области…………………………………………………….стр33
4.Заключение………………………………………………………………..стр36
5.Используемая литература………………………………………….…….стр.38

Вложенные файлы: 1 файл

Андрагогика.docx

— 60.04 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

Введение……………………………………………………………………..стр. 3

Глава I. Место  андрагогики в системе человекознания…………………..стр.5

1.1 Понятие  "андрагогика", сущность андрагогики………………………стр.5

1.2 Андрагогические основы профессионального развития личности…стр.8

1.3 Основные  принципы андрагогики……………………………………стр16

Глава II .Взрослый человек как субъект обучения………………………стр20

Глава III. Дистанционное обучение в образовании взрослых…….……..стр.25

3.1 Возможности дистанционного обучения в образовании взрослых…стр25

3.2 Анализ возможностей дистанционного обучения взрослых Новосибирской области…………………………………………………….стр33

4.Заключение………………………………………………………………..стр36

5.Используемая литература………………………………………….…….стр.38

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Вся история становления  и развития обучения человека как  самостоятельной области его  деятельности указывает на то, что  обучение должно быть непрерывным и  адаптивным. Поскольку персонал предприятий  составляют взрослые люди, то обучение должно осуществляться с учетом их возрастных, социально-психологических, национальных и прочих особенностей. На это и направлена современная  педагогическая наука - андрагогика (от гр. aner, andros - взрослый мужчина, зрелый муж + ago - веду): отрасль педагогической науки, раскрывающая теоретические и практические проблемы обучения, воспитания и образования взрослого человека в течение всей его жизни.

В широком смысле андрагогику следует понимать как науку личностной самореализации человека в течение всей его жизни. Как известно, часть людей реализуется в молодом возрасте, но многие раскрываются постепенно, накапливая знания, опыт, умения и навыки в течение всей своей жизни. Андрагогика способствует такому раскрытию личности, помогает найти свое место в жизни, реализовать свои скрытые способности.

Андрагогика осуществляет древнейшую формулу обучения: non scholae, sed vitae discimus - учимся не для школы, а для жизни.

Как науку андрагогику отделяют от педагогики, так как педагогика - обучение и воспитание ребенка (от гр. paidos - ребенок), при этом многие результаты на самом деле оказываются важными только для школы.

Цель курсовой работы - рассмотреть  понятие андрагогики, ее особенности, включая возможности дистанционного обучения взрослых, как в теории, так и на практике.

 

Задачи дипломной  работы:

1) дать понятие андрагогики;

андрагогика дистанционное образование взрослый

2) раскрыть андрагогические основы профессионального развития личности;

3) привести основные принципы андрагогики;

4) рассмотреть возможности дистанционного обучения в образовании взрослых;

5) проанализировать возможности дистанционного обучения взрослых в Забайкальском крае.

Объект дипломной работы - андрагогика как область научного знания.

Предмет дипломной работы - дистанционное обучение взрослых.

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Место андрагогики в системе человекознания

 

1.1 Понятие  "андрагогика", сущность андрагогики

 

Понятие "андрагогика" было введено в научный обиход в 1833 г. немецким историком педагогики А. Каппом. Выстроенное по аналогии со словом "педагогика", оно имеет греческое происхождение (андрос - мужчина, человек; агогейн - вести). Если переводить буквально, андрагогика - это "ведение взрослого человека" (человеко-ведение). Поскольку термин порожден педагогической действительностью, речь идет о ведении с помощью образования. Андрагогику можно рассматривать с разных позиций, как:

область научного знания;

сферу социальной практики;

учебную дисциплину.

Будучи сравнительно молодой  отраслью научного знания, андрагогика находится в процессе становления. Родство терминов "педагогика" и "андрагогика" в течение многих лет служит поводом для профессиональных споров. Явно сохраняя смысловую преемственность со сферой педагогики, понятие "андрагогика" в то же время содержит указание на специфику обучения взрослого человека и необходимость ее специального исследования. В силу этого противоречия место андрагогики в кругу других наук пока точно не определено. Одни понимают ее как раздел педагогики по аналогии с пренатальной педагогикой, дошкольной педагогикой, теорией и методикой начального образования, дидактикой, педагогикой высшей школы. Другие, учитывая специфику природы взрослого человека как субъекта обучения, выводят андрагогику за пределы собственно педагогики как области, занимающейся исключительно "ведением ребенка". Сторонники этой точки зрения делают акцент на интегративной природе андрагогики, объединяющей знания о взрослом обучающемся человеке из многих областей. [12]

Одно несомненно - андрагогика носит междисциплинарный характер. Тесная взаимосвязь андрагогики с педагогикой и теорией образования взрослых легко обнаруживается при сопоставлении их предметов. Предмет педагогики в общем виде можно определить как становление человека в педагогической реальности. Предмет теории образования взрослых - система образования взрослых как социокультурный институт. Специфическим предметом андрагогики является теория и методика обучения взрослых людей в контексте непрерывного образования. [10]

Очевидно, что областью пересечения  научных интересов для названных  областей знания является взрослый человек. Основная функция андрагогики в соответствии со смыслом, заложенным в ее названии, - вести взрослого человека. А для этого необходимо знать природу и особенности того, кого ведешь. Поэтому, несводимо тесное взаимодействие андрагогики с другими областями научного знания и практики, входящими в систему наук, которая в конце 60-х годов XX столетия была определена известным российским психологом Б.Г. Ананьевым как человекознание. [3]

В центре внимания человекознания находится человек в его целостности, одной из форм представления которой служит образ. В результате синтеза разнообразных видов знания рождается научный образ человека в единстве "всех его определений", когда "космическое, биологическое, социальное и душевное начала должны быть взяты одновременно" (В.И. Соловьев). Подобное целостное представление соответствует конкретно-историческому уровню развития познания. В этих рамках андрагогическое знание выполняет особую функцию, концентрируясь на проблемах, связанных с обучением в системе взаимодействия взрослых людей.

Андрагогика - это гуманитарная область знания. В ее пространстве осуществляется синтез идей и положений из области не только человекознания, но и обществознания, философии образования, культурологии, других дисциплин. Логика процесса требует выработки теоретических оснований отбора необходимых сведений применительно к обучению различных категорий и групп взрослого населения. Объединяющей доминантой служит проблематика участников образовательных процессов, характеризующихся состоянием взрослости. [9]

Таким образом, андрагогика являет собой яркий пример выражения общих тенденций развития современного научного знания. С одной стороны, это интеграция информации вокруг ключевых проблем, с другой - ее специализация и дифференциация. В силу этого андрагогика органически может входить составной частью и в теорию педагогики, и в теорию образования взрослых, в систему человекознания, оставаясь вполне самостоятельной областью знания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Андрагогические основы профессионального развития личности

 

Андрагогические основы профессионального развития закладываются в момент перехода личности из системы школьного обучения на следующий этап непрерывного образования. Для одних учащихся это обучение в вузе, для других - в колледже или профессионально-техническом училище. Согласно существующей социальной практике профессиональное становление может осуществляться по мере прохождения ступеней базовой профессиональной подготовки (на уровне начального, среднего, высшего образования), в ходе повышения квалификации, переобучения (переподготовки по новой специальности), самообразования. [11]

В отечественной профессиональной педагогике накоплен богатейший пласт  исследований, описывающих закономерности вхождения в профессию в формах профессионально-технического, среднего специального и высшего образования (С.Я. Батышев, А.П. Беляева, Г.А. Бордовский, Н.В. Кузьмина, Э.А. Манушин, А.М. Новиков, В.А. Поляков, В.А. Сластенин и др.).

Однако обратим внимание прежде всего на андрагогический потенциал профессионального образования. Ведь именно в период базового профессионального обучения должен осуществиться переход от "детской" педагогической модели обучения к андрагогической. Только в этом случае молодой человек сможет обрести подлинно субъектную позицию в своем профессиональном развитии.

В зависимости от выбираемой преподавателями и образовательным  учреждением стратегии и форм организации обучения этот переход  осуществляется с той или иной степенью интенсивности или не происходит вообще.

Любое профессиональное образование  может быть рассмотрено по отношению  к личности в разных аспектах:

как подготовка специалиста, отвечающего стандарту (модели, профессиограмме);

как "процесс обогащения деятельностных способностей" личности (В.Г. Онушкин);

как "процесс постановки, разворачивания, адаптации и "вживления" профессионального контекста в  субъективную реальность с последующим  запуском его самостоятельного совершенствования  и развития" (А.И. Вовк).

В последнем случае профессия  приобретает для человека экзистенциональный смысл, становясь для него способом бытия, а не простого функционирования. [5]

В зависимости от исходной установки профессиональное обучение на практике осуществляется на разных уровнях проникновения в глубины  освоения той или иной специальности. Это может быть:

приобретение конкретных умений и навыков, позволяющих выполнять  локальные операции и действия, решая  тем самым отдельные практические задачи;

освоение методик организации  деятельности, технологий осуществления  тех или иных процессов;

накопление (обновление) теоретических  сведений, осуществляемое фрагментарно либо системно;

формирование профессионально-личностных установок, системы ценностей, связанных  с пребыванием в профессии, нахождение смыслов профессиональной деятельности, т.е. выработка собственной философии профессии. [12]

В случае сочетания перечисленных  уровней один из них все равно  остается доминирующим, определяя качество итогового результата. Но только при  соответствующих условиях человек, приобретающий специальность, параллельно  обретает способность быть субъектом  собственного профессионального развития. Это происходит, когда процесс  обучения приобретает андрагогические характеристики.

Если мы хотим, чтобы обучение шло в логике образования взрослого  человека, на этапе базовой профессиональной подготовки (училище, колледж, вуз) должны быть поставлены и решены такие андрагогические задачи, как:

формирование установки  на субъектную позицию в процессе профессионального становления;

помощь в самоопределении  будущего специалиста в профессиональном пространстве (поле профессиональной активности);

овладение логикой продвижения  в профессии;

предъявление будущему специалисту  эталонных моделей профессионального  поведения, деятельности, отношений, служащих ориентиром для самооценки и самосовершенствования;

формирование в ходе обучения опыта партнерства, сотрудничества;

стимулирование процессов (само) воспитания, ориентированного на осознанную наработку и закрепление  необходимых в профессии личностных качеств и характеристик;

передача андрагогических умений и навыков, ориентированных на самопознание и работу с собой;

создание комплексных  предпосылок к непрерывному образованию. [4]

Направляя собственное продвижение  в профессии, активно выстраивая его линию, студент вправе по-разному  проявлять себя. В его индивидуальном опыте возможно преобладание прикладной направленности, ориентации на теоретико-методологическую деятельность либо сочетание того и  другого. От индивидуальной потребности  будет зависеть и информационный запрос к науке, преподавателям, коллегам по обучению и работе, выбор целей  и задач самообразования.

Системное обоснование логики продвижения будущего специалиста  в профессии показывает возможность  построения процесса обучения от первоначально  целостного представления о профессиональном поле деятельности к конкретному  знакомству с многообразием ее форм, последовательному освоению отдельных  структурных компонентов; от принципов  бытия в профессии к конкретным действиям, обусловленным этими  принципами.

При переходе от этапа к  этапу необходимо сохранение следующей  логики:

развитие специалиста  как полноценного субъекта профессиональной деятельности;

формирование личностной позиции в соответствии с особенностями  профессионального поведения в  рамках той или иной модели, принятой в культуре социума;

сохранение целостности  освоенных видов образовательно-профессиональной деятельности;

создание внутренних личностных предпосылок к непрерывности  учения на протяжении дальнейшей профессиональной жизнедеятельности. [9]

Границы этапов в каждом из вариантов многоуровневой подготовки, принятой сегодня в учреждениях  профессионального образования, и  объем изучения конкретных дисциплин  для каждого типа учебного заведения  и профиля подготовки, естественно, будут своими. При этом нельзя не учитывать значительных индивидуальных расхождений в темпе продвижения  от этапа к этапу - опережения или  запаздывания отдельных студентов  в освоении предлагаемого содержания профессиональной подготовки. Вероятны проявление профессиональной позиции  уже на первых курсах и ее отсутствие к моменту получения диплома. В качестве ориентиров возможно формирование профессионально-личностных показателей  завершенности каждого из этапов подготовки.

Информация о работе Понятие андрогогики