Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 07:53, реферат
Понятие личности начало складываться уже в древности. Первоначально термин «личность» обозначал маску, которую надевал актёр древнего театра,
затем- самого актёра и его роль в представлении. Термин «личность» впослед-
ствии стал обозначать реальную роль человека в общественной жизни.
Направленность на целостный подход к психологическому изучению личности
человека издавна интересовала философов.
Введение Стр. 3
Глава 1. Определение понятия личности в отечественной и зарубежной психологии Стр. 6
1.1. Индивидуальные проявления и особенности личности Стр. 16
1.1.1. Основные подходы к проблеме соотношения биологического и социального в личности Стр.16
1.1.2. Структура личности Стр.18
1.1.3. Направленность личности Стр. 21
Глава 2. Развитие психологии личности в России Стр.24
Заключение. Стр.26
Список использованной литературы. Стр.29
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФИЛИАЛ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧЕРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ»(НАЦИОНАЛЬНЫЙ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)
РЕФЕРАТ
по психологии
на тему: «Понятие личности в психологии».
Миасс
2011
содержание
Введение Стр. 3
Глава 1. Определение понятия личности в отечественной и зарубежной психологии Стр. 6
1.1. Индивидуальные проявления и особенности личности Стр. 16
1.1.1. Основные подходы к проблеме
соотношения биологического и
социального в личности
1.1.2. Структура личности Стр.
1.1.3. Направленность личности С
Глава 2. Развитие психологии личности в России Стр.24
Заключение. Стр.26
Список использованной литературы. Стр.29
Введение
Понятие личности начало складываться уже в древности. Первоначально термин «личность» обозначал маску, которую надевал актёр древнего театра,
затем- самого актёра и его роль в представлении. Термин «личность» впослед-
ствии стал обозначать реальную роль человека в общественной жизни.
Направленность на целостный подход к психологическому изучению личности
человека издавна интересовала философов. Его теоретическая разработка
характерна для ряда отечественных психологов: Б.Г.Ананьева; Б.Ф.Ломова; А.В.Петровского; А.Г.Ковалёва; С.Л.Рубинштейна; Е.В.Шорохова; К.Л.Абуль-
ханова; В.Н.Мясищева; Д.Н.Узнадзе; Б.В.Зейгарник; И.М.Палей; Б.С.Братусь.
Также проблемой личности занимались такие психологи как: БодалёвЛ.А.; Бру-
шлинский А.В.; Давыдов В.В.; Зинченко В.П.; Кон И.С.; Лазурский А.Ф.; Мер-
лин В.С.; Платонов К.К.; Рейнвальд Н.И.; Рубцов В.В.; Фельдштейн Д.И.; Шку-
ратова И.П.; Ядов В.А.
Проблема личности, являясь одной из центральных в теоретической и прикладной психологии, выступает как исследование характеристики психи-
ческих свойств и отношений личности, индивидуальных особенностей и разли-
чий между людьми, межличностных связей, статуса и ролей личности в различ-
ных общностях, субъекта общественного поведения и конкретных видов деяте-
льности. В общей психологии, помимо
характеристик отношений
рархии её тенденций и мотивов, специальное значение имеет изучение психи-
ческих свойств как высшей интеграции всех феноменов психического развития
человека (психических состояний и процессов, потребностей, психофизиологи-
ческих функций.)
В такой плоскости
своими источниками более частные феномены, которые не только субордина-
ционно связаны с этими
генетическими корнями.
Понятие «личности» является одним из основополагающих для всех концеп-
ций .
Знание о личности- это часть психологического знания, которая больше всего
отражает интерес к человеку во всей его полноте – сложному человеческому су
ществу и индивидуальности.
Научное изучение личности и сейчас, и прежде задаёт всё тот же главный вопрос: почему мы такие, какие мы есть? Пытаясь ответить на этот вопрос, мы
не можем обойтись без того, чтобы не признать огромной сложности человечес
кого поведения. Люди во многом похожи, но во многом и различаются. В этом
сложнейшем лабиринте, а иногда и хаосе, мы стремимся найти порядок и ос-
мысленные связи. Для нас это и есть ответ на вопрос, чем занимается наша нау-
ка –психология. Психология личности интересуется индивидуальными различиями. Хотя все люди похожи, психологов, занимающихся изучением лич
ности, особенно интересует то, в чём они различаются.
Исследователи личности интересуются
также и целостной
стараясь понять, каким образом
различные аспекты
да связаны между собой. Например, изучение восприятия напрямую не относится к области исследования личности, но к ней относится проблема пони
мания того, как индивиды различаются по своему восприятию и как эти различия связаны с функционированием индивида в целом. Изучение личности
направлено не только на психологические процессы, но и на взаимосвязи между этими процессами. Понимание того, как эти процессы взаимодействуют
между собой, формируя целое, часто даёт больше, чем понимание каждого про-
цесса в отдельности. Люди функционируют как организованное целое, и значит
мы должны понимать их именно в таком свете. Таким образом понятие личнос-
ти является главным понятием в психологии.
Обьект исследования: личность как психологическое явление.
Предмет исследования: основные теоретические подходы к изучению личности
Цель исследования: изучить сложившиеся в психологии представления о личности.
Задачи исследования: 1.Исторический анализ представления о личности в зару-
бежной и отечественной
2.Изучение современных
3.Выделение содержания понятия личность.
Глава 1 определение понятия личности в отечественной и зарубежной психологии
В книге А.Н.Леонтьева «
строки о личности –«этого высшего единства человека, изменчивого как сама
жизнь, и вместе с тем сохраняющего своё постоянство… Ведь независемо от
накапливаемого человеком
жение, наконец, независимо от происходящих физических его изменений, он как личность остаётся и в глазах других людей, и для самого себя тем же самым.» [8]
Личность всегда выступает как член общества, как исполнитель определённых
общественных функций или, как ещё говорят, социальных ролей.
Социальная роль- это выработанная обществом программа действий человека в
определённых обстоятельствах.
Изучение личности как условия деятельности и её продукта составляет специальную, хотя и не «отдельную» психологическую проблему. Проблема эта является одной из самых сложных. Серьёзные трудности возникают уже при попытках выяснить, какая реальность описывается в научной психологии термином «личность».
Личность является не только предметом психологии, но и предметом философс
кого, общественно – исторического познания.
Охарактеризуем кратко особенности понимания личности А.Н.Леонтьевым.
Личность, по его мнению,-это
ждаемое жизнью человека в обществе.
Соподчинение различных
вание которой происходит в онтогенезе прижизненно. Интересно отметить те
особенности, которые А.Н.Леонтьев не относил к личности, прежде всего гено-
типически обусловленные особенности человека: физическая конституция, тип
нервной системы, темперамент, динамические силы биологических потребнос-
тей, аффективность, природные задатки, а также прижизненно приобретённые
навыки, знания, умения, в том числе профессиональные. Это составляет индивидные свойства человека.
Понятие индивид, по А.Н.Леонтьеву, выражает, во-первых, целостность и не-
делимость отдельной особи данного биологического вида, во-вторых, особен-
ности конкретного представителя вида, отличающие его от других представи-
телей этого вида. Индивидуальные же свойства, в том числе генотипически
обусловленные, могут многообразно меняться в ходе жизни человека, однако
от этого личностными не становятся. Личность не есть обогащённый предшест
вующим опытом индивид. Свойства индивида не переходят в свойства личнос
ти. Хотя и трансформированные, они так и остаются индивидными свойствами,
не определяя складывающейся личности, а составляя предпосылки и условия её
формирования. Личность, как и индивид, есть продукт интеграции процессов, осуществляющих жизненные отношения субъекта. [ 10]
Общий подход к пониманию проблемы личности, обозначенный А.Н.Леонтье-
вым, нашёл своё развитие в работах А.В.Петровского и В.А.Петровского.
А.В.Петровский даёт следующее определение личности: «Личностью в психоло
гии обозначается системное социальное качество, приобретаемое индивидом в
предметной деятельности и общении и характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде». [14]
Что же такое личность как особое социальное качество индивида? Всеми отечественными психологами отрицается тождество понятий «индивид» и «личность». Понятия личность и индивид – это не одно и то же.
Личность- это особое качество, которое
приобретается индивидом в
причём особое «сверхчувственное» качество. Личность неотторжима от систе-
мы социальных связей, в которую она включена. Теперь надо уточнить, почему
о личности говорят как о «
сностью, индивидуальными особенностями поведения, речи, мимики, жестами,
вообще, характеризуется своим поведением и внешностью и т.д. Личность воплощает в себе систему отношений, общественных по своей природе, которые вмещаются в сферу бытия индивида как его системное (внутренне расчленённое, сложное) качество. Только анализ отношения «индивид-общест
во» позволяет раскрыть основания свойств человека как личности. Чтобы понять основания, на которых формируются те или иные свойства личности, нужно рассмотреть её жизнь в обществе, её движение в системе общественных
отношений.
Общественные отношения –
ляет содержание и характер выполняемых ими деятельностей, круг и способы
общения с другими людьми, т.е. особенности его образа жизни, социального бытия. Но образ жизни отдельных индивидов, тех или иных общностей людей,
а также общества в целом определяется
исторически развивающейся
общественных отношений. Такую
задачу психология может решить вместе
с другими общественными
разом включена в систему общественных отношений. Конечно, связь общест-
венных отношений и
дуется множеством факторов и условий, требующих специального исследова-
ния. Если рассматривать жизнь личности
в обществе в глобальном плане, то
нужно сказать, что вся совокупность
общественных отношений, вся их система
в целом так или иначе
ности и её развитие. Но при более детальном анализе выявилось, что способы включения конкретных личностей в разные виды общественных отношений раз
личны; различна также степень их реализации в жизни каждой личности. Способы включения и мера участия личности в разных видах общественных отношений различны; в них, по-разному складываются взаимосвязи разных форм деятельности и общения. Иначе говоря, «пространство отношений» каждой личности специфично и весьма динамично.
Понятие личность относится к определённым свойствам, принадлежащим инди
виду, причём имеется в виду и своеобразие, уникальность индивида, т.е. индивидуальность.
Однако понятия индивид, личность и индивидуальность не тождественны по со
держанию: каждое из них раскрывает специфический аспект индивидуального бытия человека. Личность может быть понятна только в системе устойчивых межличностных связей, опосредствованных содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности каждого из участников. Эти межличностные
связи реальны, но по природе своей сверхчувственны. Они проявляются в конкретных индивидуальных свойствах и поступках людей, входящих в коллек
тив, но к ним несводимы.
Межличностные связи, формирующие личность в коллективе, внешне высту-
пает в форме общения или субъект - субъектного отношения наряду с субъект-
объектным отношением, характерным для предметной деятельности. При более
глубоком рассмотрении выясняется, что непосредственные субъект-субъектные
связи существуют не столько сами по себе, сколько в опосредствовании какими-либо объектами (материальными или идеальными). Это значит, что отношение индивида к другому индивиду опосредствуется объектом деятельности (субъект- объект- субъект).