Понятие мышления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 12:14, реферат

Краткое описание

Цель данной работы заключается в том, чтобы получить представление о процессе мышления. Как протекает данный процесс, каковы его функции, как формируется в различных ситуациях. Описать основные формы и виды.
Задачи:
- рассмотреть основные формы мышления;
- рассмотреть основные виды мышления;
- охарактеризовать основные мыслительные операции.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 39.40 Кб (Скачать файл)

 

Введение

 

Информация, полученная человеком  из окружающего мира, позволяет человеку представлять не только внешнюю, но и  внутреннюю сторону предмета, представлять предметы в отсутствие их самих, предвидеть их изменение во времени, устремляться мыслью в необозримые дали и микромир. Все это возможно благодаря процессу мышления.

В психологии под мышлением понимают процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятий (цвета, звуки, формы, размещение и перемещение тел в видимом пространстве).

Прежде всего, мышление - это процесс познавательной деятельности  человека, который характеризуется обобщенным и опосредованным отражением действительности. Мышление является объектом изучения многих наук. Так в философии исследуются возможности и пути познания мира с помощью мышления; в логике - основные формы мышления, такие как суждение, понятие, умозаключение; социология рассматривает процессы исторического развития мышления в зависимости от социальной структуры различных обществ; физиология изучает мозговые механизмы,  при помощи которых реализуются акты мышления; кибернетика рассматривает мышление как информационный процесс, сравнивая процессы человеческого мышления с работой ЭВМ.

Важнейшую  роль в мыслительной деятельности играют мотивы и эмоции. Мышление изучается в контексте  межличностных отношений людей  их воспитания и обучения. Мышление возникает на основе практической деятельности человека из чувственного познания и  далеко выходит за его пределы.

Мышление служит связью с внешним  миром и является его отражением через ощущения и восприятия. Несомненно ощущения и восприятия каждый день  дают человеку необходимую ему чувственную картину мира, однако этого мало для более всестороннего и проникновенного познания мира.

Мышление раскрывает то, что непосредственно  не дано в восприятии. Основная задача мышления заключается в выявлении  существенных, необходимых связей, основанных на реальных зависимостях посредством отделения их от случайных  совпадений во времени и пространстве. В процессе мышления осуществляется переход от единичного к общему. Таким образом, мышлению свойственно обобщенное отражение действительности.

Цель данной работы заключается  в том, чтобы получить представление  о процессе мышления. Как протекает  данный процесс, каковы его функции, как формируется в различных  ситуациях. Описать основные формы и виды.

Задачи:

- рассмотреть основные формы мышления;

- рассмотреть основные виды мышления;

- охарактеризовать  основные мыслительные операции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие мышления

 

Мышление - психический процесс  обобщённого и опосредованного  отражения устойчивых, закономерных свойств и отношений действительности, существенных для решения познавательных проблем, схематической ориентации в конкретной ситуациях.

Мышление - продуктивно. Оно представляет собой способность ориентироваться  в новых для нас данных, способность  понимать их. В элементарной форме  понимание появляется уже при  узнавании объектов, отнесении их к определённой категории. Понять что-либо - значит, включить новое в систему  имеющихся связей.

Мышление - это прежде всего осознание и понимание не конкретных, а общих свойств и закономерностей, которые прямо, непосредственно человеку в его опыте не даны. Их надо осмыслить, как бы вывести или вычленить. Следовательно, мышление - это психологический процесс с открытием (возможно - субъективно, то есть для мыслящего) нового знания решения проблем на основе переработки полученной информации.

Мышление тесно связаны с речью. Мысль формулируется с помощью его речевого формулирования. Речь подразделяется на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя речь лишена фонации (звукопроизнесения): в ней используются специфические коды. Первоначально мысль зарождается в форме опорных речевых элементов.

Сформулировать мысль - значит обьективизировать её, облечь в обобщённые языковые значения. Отношения речи к мышлению - отношение формы к содержанию. Построение речи определяется законами грамматики, процесс мышления - законами всеобщих взаимосвязей. 

Первая особенность мышления - его опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное - через известное. Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта - ощущения, восприятия, представления - и на ранее приобретённые теоретические знания. Косвенное познание и есть познание опосредованное.

Вторая особенность мышления - его обобщённость. Обобщение как познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Общее существует и проявляется лишь в отдельном, в конкретном.

Обобщения люди выражают посредством  речи, языка. Словесное обозначение  относится не только к отдельному объекту, но также и к целой  группе сходных объектов. Обобщённость также присуща и образам (представлениям и даже восприятиям). Но там она  всегда ограничена наглядностью. Слово  же позволяет обобщать безгранично. Философские понятия материи, движения, закона, сущности, явления, качества, количества и т.д. - широчайшие обобщения, выраженные словом.

 

Виды мышления

 

Чаще всего мышление подразделяют на теоретическое и практическое.  При этом в теоретическом мышлении выделяют понятийное  и образное  мышление, а в практическом наглядно-образное  и наглядно-действенное.

Понятийное мышление — это такое  мышление, в котором используются определенные понятия. При этом, решая  те или иные умственные задачи, мы не обращаемся к поиску с помощью  специальных методов какой-либо новой информации, а пользуемся готовыми знаниями, полученными другими людьми и выраженными в форме понятий, суждений умозаключений.

Образное мышление — это вид  мыслительного процесса, в котором  используются образы. Эти образы извлекаются  непосредственно из памяти или воссоздаются воображением. В ходе решения мыслительных задач соответствующие образы.  

Следует отметить, что понятийное и образное мышление, являясь разновидностями  теоретического мышления, на практике находятся в постоянном взаимодействии. Они дополняют друг друга, раскрывая  перед нами различные стороны  бытия. Понятийное мышление дает наиболее точное и обобщенное отражение действительности, но это отражение абстрактно. В  свою очередь, образное мышление позволяет  получить конкретное субъективное отражение  окружающей  нас  действительности. Таким образом, понятийное и образное мышление дополняют друг друга и  обеспечивают глубокое и разностороннее отражение действительности.

Наглядно-образное мышление —  это  вид мыслительного процесса, который  осуществляется непосредственно при  восприятии окружающей действительности и без этого осуществляться не может. Мысля наглядно-образно, мы привязаны к действительности, а необходимые образы представлены в кратковременной и оперативной памяти. Данная форма мышления является доминирующей у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Наглядно-действенное мышление —  это особый вид мышления, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными  предметами. Этот вид мышления широко представлен у людей, занятых  производственным трудом, результатом  которого является создание какого-либо материального продукта.

Следует отметить, что все эти  виды мышления могут рассматриваться  и как уровни его развития. Теоретическое  мышление считается более совершенным, чем практическое, а понятийное представляет собой более высокий уровень  развития, чем образное.

 

 

 

 

 

Формы мышления. Понятие.

 

В психологической науке различают  такие основные логические формы мышления как: понятие, суждение, умозаключение.

 Наиболее простейшей в структурном отношении формой мысли выступает понятие. Понятие является формой мысли, отражающей общие существенные и отличительные признаки предмета мысли. Признаком будет являться любое свойство предмета внешнее или внутренне, очевидное или непосредственно не наблюдаемое, общее или отличительное. Понятие может отражать явление, процесс, предмет (материальный или воображаемый). Главное для данной формы мысли - отражать общее и в тоже время существенное, отличительное в предмете.

Общими признаками выступают те, которые присущи нескольким предметам, явлениям, процессам. Существенным является признак, который отражает внутреннее, коренное свойство предмета. Уничтожение  или изменение этого признака влечет за собой качественное изменение  самого предмета, а значит и его  уничтожение. Но следует иметь в  виду, что существенность того или  иного признака определяется интересами человека, сложившейся ситуацией. Существенным признаком воды для жаждущего  человека и для химика будут два  различных свойства. Для первого - способность утолить жажду, для второго - структура молекул воды. Так как понятие по своей природе является «идеальным», то не имеет вещественно-материального выражения. Материальным носителем понятия выступает слово или сочетание слов. Например, «стол», «группа студентов», «твердое тело». Предметом изучения логики являются формы и законы правильного мышления. Мышление есть функция человеческого мозга, которая неразрывно связана с языком. Функции языка: хранить информацию, быть средством выражения эмоций, быть средством познания. Речь может быть устной или письменной, звуковой или незвуковой, речью внешней или внутренней, речью, выраженной с помощью естественного или искусственного языка. Слово лишь выражает понятие, оно - материальное образование, удобное для передачи, хранения и обработки. Слово, обозначая предмет, заменяет его. А понятие, выражаясь в слове, отражает этот предмет в самых важных, существенных, общих признаках. Мысль невозможно передать на расстояние. Человек передает на расстояние сигналы о возникающих в голове мыслях с помощью речи (слова), которые воспринимаются другими людьми, превращаются в соответствующие исходным, но теперь уже их мысли. На данном этапе можно определить, что понятие, слово и предмет, совершенно разные по своей сути вещи. Например, один человек сообщает другому о том, что он приобрел письменный стол, допустим, не добавляя каких-либо других его характеристик. В целях упрощения, выделяем из контекста лишь одно понятие «письменный стол». Для первого человека оно связано с конкретным предметом, обладающим рядом свойств, из которых выделено существенное - он предназначен для письма. При помощи речи мысль о «письменном столе» передается другому человеку и уже превращается в его мысль. В голове последнего на основании понятия идеального «письменного стола» (обобщенного, абстрактного) возникает образ этого «письменного стола» как предмета. Поэтому предмет, слово и понятие взаимосвязаны, но не тождественны. Признаки предмета и признаки понятия не совпадают между собой. Признаки любого материального предмета - это внешнее или внутренние свойства, признаки понятия - обобщенность, абстрактность, идеальность.

 

 

 

 

 

 

 

Формы мышления. Суждение.

 

Суждение представляет собой форму  мысли, устанавливающую логическую связь между двумя и более понятиями.

Суждение - основная форма мышления, в процессе которой утверждаются или отрицаются связи между предметами и явлениями действительности. Суждение - это отражение связей и между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками. Например, суждение: "Металлы при нагревании расширяются" - выражает

связь между  изменениями температуры и объемом  металлов.

Суждения образуются двумя основными  способами:

- непосредственно,  когда в них выражают то, что воспринимается;

- опосредствованно,  путем умозаключений или рассуждений.

В первом случае мы видим, например, стол коричневого  цвета и высказываем простейшее суждение: "Этот стол коричневый". Во втором случае с помощью рассуждения из одних суждений выводят, получают другие (или другое) суждения. Например, Дмитрий Иванович Менделеев на основании открытого им периодического закона чисто теоретически, лишь с помощью умозаключений вывел и предсказал некоторые свойства еще неизвестных в его время химических элементов.

Суждения могут быть: истинными, ложными, общими, частными,

единичными.

Истинные суждения - это объективно верные суждения.

Ложные суждения - это суждения не соответствующие объективной реальности.

Суждения бывают общими, частными и единичными. В общих суждениях  что-либо утверждается (или отрицается) относительно всех предметов данной группы, данного класса.  В частных суждениях утверждение или отрицание относится уже не ко всем, а лишь к некоторым предметам.

Формы мышления. Умозаключение.

 

Умозаключение - это выведение из одного или нескольких суждений нового суждения. Исходные суждения, из которых выводится, извлекается другое суждение, называют посылками умозаключения. Простейшей и типичной формой вывода на основе частной и общей посылок является силлогизм. Примером силлогизма может служить следующее рассуждение: "Все металлы - электропроводны. Олово - металл. Следовательно, олово - электропроводно". Различают умозаключение:

-индуктивное;

-дедуктивное;

-по аналогии.

  Индуктивным называется такое умозаключение, в котором рассуждение идет от единичных фактов к общему выводу.

Дедуктивным называется такое умозаключение, в котором рассуждение осуществляется в обратном порядке индукции, т.е. от общих фактов к единичному выводу.

Информация о работе Понятие мышления