Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 14:01, курсовая работа
С поступление в школу в жизни ребенка начинается новая полоса т.к. ведущей
формой его деятельности становится учебная деятельность с её особым режимом,
особыми требованиями к его нервно – психической организации и личностным
качествам. Результаты этой деятельности оцениваются особыми баллами.
Введение 3.
Глава 1. Теоретические основы исследование самооценки у
младших школьников 8.
Изучение проблемы самосознания и самооценки в
отечественной и зарубежной психологии 8.
1.2. Самооценка как структурный элемент
самосознания 16.
1.3. Возрастные особенности самооценки младших
школьников 20.
1.4. Приемы формирования самооценки младших
школьников 23.
Выводы
Заключение
Литература
Приемы развития самооценки младших школьников
Введение
Глава 1. Теоретические основы исследование самооценки у
младших школьников
отечественной и зарубежной
1.2. Самооценка как структурный элемент
самосознания
1.3. Возрастные особенности
школьников
1.4. Приемы формирования
школьников
Выводы
Заключение
Литература
Приложение
Введение
Человек, живя и действуя в окружающем мире, постоянно сравнивает себя с
другими людьми, свои собственные дела и успехи с делами и успехами других
людей. Такое же сравнение - самооценку мы проводим и по отношению ко всем
своим качествам: внешности, способностям, успехам в учебе и т.д. Иными словами,
мы с детства учимся оценивать сами себя. Так же самооценка относится к тому,
какое мнение составляет о себе человек, включая степень самоуважения и
самопринятия. Самооценка отражает чувство личной ценности и компетентности,
которые люди связывают со своими Я – концепциями.
Потребности в оценки исследовались А. Маслоу, описавшем способы,
которыми самооценка связанна с процессами становления самоактуализирующейся
личности. Согласно А.Маслоу., все люди обладают потребностью или стремлением к
стабильному и прочному ощущению собственной ценности или самоуважению, и
они нуждаются в такой оценки как от самих себя, так и со стороны окружающих.
Кстати под влиянием оценок окружающих, у личности постепенно складывается
собственное отношение к себе и самооценка своей личности.
Ребенок не рождается на свет, с каким то отношением к себе. Как и все другие
особенности личности, у детей самооценка складывается в процессе воспитания, в
которой основная роль принадлежит семье и школе. Так как семья и школа
одинаково способствуют развитию у ребенка как положительные, так и
отрицательные представления о себе. В результате совместной деятельностью и
общение родители, братья, сестры, учителя и сверстники могут внушить ребенку
как - то, что само его существование представляет собой большую ценность для
окружающих, так и то что существо он бесполезное и не кому не нужное.
С поступление в школу в жизни ребенка начинается новая полоса т.к. ведущей
формой его деятельности становится учебная деятельность с её особым режимом,
особыми требованиями к его нервно – психической организации и личностным
качествам. Результаты этой деятельности оцениваются особыми баллами.
Формирование адекватной самооценки – важнейший фактор развития
личности ребенка. Относительно устойчивая самооценка формируется у детей под
влиянием оценок со стороны окружающих, прежде всего - ближайших взрослых и
сверстников, а также в процессе собственной деятельности ребенка
и самостоятельной оценки её результатов.
Младший школьный возраст является периодом интенсивного складывания
самооценки, что обусловлено включением ребенка в новую общественно значимую
и оцениваемую деятельность, существенным расширением круга общения. В этом
возрасте, по мере накопления опыта в оценивании результатов собственной
деятельности, самооценка ребенка становится более самостоятельной и в меньшей
степени зависимой от окружающих.
В самооценке «отражает то, что ребенок узнает о себе от других, и его
возрастающая собственная активность, направленная на осознание своих действий и
личностных качеств» (А.Л. Липкина).
Самооценка как важнейший механизм регуляции поведения играет большую
роль в овладении ребенком учебной деятельностью, в реализации его возможностей
и способностей, в установлении
дружеских отношений с
Адекватная самооценка лежит в основе формирования у ребенка уверенности в
себе и своих возможностях, выступает основанием для развития личной
полноценности и компетентности. Неадекватная самооценка (как завышенная, так и
заниженная), напротив, препятствует развитию и реализации возможностей и
способностей ребенка, ведет к развитию внутренних конфликтов, нарушений
общения и в целом
свидетельствует о
Самооценка младшего школьника полностью зависит от оценки учителя и от
успеха в учебной деятельности.
Для
того чтобы сформировать
справедливо оценивать детей.
Особенно важно знать, что у детей самооценка ещё формируется и может
подвергаться изменению.
В своей работе мы опирались на труды следующих ученых З. Фрейд,
Г.К Лихтенберга, А. Маслоу, К. Роджерс, Р. Бернс, Д. Кейли, У. Джеймс,
Ю. Бондарев, А. Липкина, М. Мухина, И. Неймарк.
Проблема исследования: каковы наиболее эффективные приемы развития
самооценки младших школьников.
Объектом исследования: самооценка младших школьников.
Предметом исследования: приёмы формирования
самооценки младших школьников.
Цель исследования: определить наиболее эффективные приемы
развития самооценки младших школьников.
Задачи:
1. Изучить сущность понятия «самосознания» и «самооценка».
2. Охарактеризовать особенности самооценки младших школьников.
3. Экспериментально изучить
4. Составить программу развития
самооценки младших школьников.
Методы исследования:
1.Теоретический анализ и синтез психолого-педагогической и научно
методической литературы;
2. Психодиагностические методы (тестирование).
3. Методы
обработки экспериментальных
Курсовая работа состоит из введения, представлена проблема объект,
предмет, цель и задачи исследовательской работы. В первой главе раскрыты
следующие вопросы: изучение проблемы самосознания и самооценки в
отечественной и зарубежной психологии, самооценка как структурный компонент
самосознания, возрастные особенности самооценки младших школьников, приемы
формирования самооценки у младших школьников.
Во второй главе рассматривались вопросы экспериментального исследования
самооценки младших школьников. Также во второй главе представлена программа
по развитию самооценки младших школьников.
В заключение представлены основные выводы по всей работе. Курсовая
работа заканчивается списком использованной литературой и приложением. В
приложение содержится: рекомендация для родителей, описание методики.
Глава 1. Теоретические основы исследования самооценки у младших школьников.
1.1. Изучение проблемы самосознания и самооценки в отечественной и зарубежной психологии
Проблема самооценки, как одна из главных проблем психологии личности,
изучалась в русле различных направлений: психоаналитического (Фрейд З.,
Лихтенберг Г.К., и др.); гуманистического (Маслоу А., Роджерс К., Бернс Р., др.);
феноменологического (Комбс, др.); социопсихологического (Кэйли Д., Джеймс У.
др.); бихевиористического (Бондарев Ю.В., др.); деятельностного (Липкина А.И.,
Лисина М.И., Мухина В.С., Неймарк И.С., и др.). Несмотря на широкий интерес к
этой проблеме, у исследователей нет согласия в определении понятийного аппарата
данной области. Чаще всего, в литературе можно встретить следующие термины:
самооценка, Я- концепция, Я - система, образ - Я, самопринятие, самоуважение,
самоценность.
Часто эти термины используются как взаимно заменяющие, иногда
самооценка рассматривается
случаях Я – концепция считается компонентом самооценки. Кроме того, некоторые
Информация о работе Приемы развития самооценки младших школьников