Проявление гиперактивности у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 13:57, курсовая работа

Краткое описание

Предмет исследования: особенности проявления гиперактивности у детей старшего дошкольного возраста. Задачи:
1. Изучить понятие гиперактивность , его причины и симптомы проявления.
2. Рассмотреть характеристики проявления гиперактивности.
3. Разработать методические рекомендации по преодалению синдрома гиперактивности.
4. Провести эмпирическое исследование гиперактивности у детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение………………………………………………………….
Глава 1.Теоретическое изучение проблемы гиперактивности в психолого – педагогической литературе …………………………………….
1.1Гиперактивность его понятие в разной психолого- педагогической литературе………………………………………………………...
1.2 Особенности проявления гиперактивности……………….
1.3 Профилактика по преодолению гиперактивности…………
Выводы по 1 главе………………………………………………..
Глава 2. Эмпирическое исследование проявления гиперактивности у детей старшего дошкольного возраста………………………………….
2.1 Цели, задачи и методы исследования…………………………
2.2 экспериментальное психолого- педагогическое исследование проявления гиперактивности у детей старшего дошкольного возраста……..
2.3. Методические рекомендации ………………………………...
Выводы по 2 главе………………………………………………….
Заключение………………………………………………………….
Список литературы………………………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

иследовательская по тополевской.doc

— 161.50 Кб (Скачать файл)

 

Министерство  образования и науки Российской Федерации 
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение  
высшего профессионального образования 
«Восточно-Сибирская государственная академия образования» 
Факультет педагогики 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бухарова Людмила Витальевна

 

«Проявление гиперактивности у детей старшего дошкольного возраста»

 

 

Проверила: 
Тополевская Л.В.,

ст. преподаватель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            Иркутск 2013


«СОДЕРЖАНИЕ»

Введение………………………………………………………….

Глава 1.Теоретическое изучение проблемы гиперактивности в психолого – педагогической  литературе …………………………………….

1.1Гиперактивность его  понятие в разной психолого-  педагогической литературе………………………………………………………...

1.2  Особенности проявления  гиперактивности……………….

1.3 Профилактика по  преодолению  гиперактивности…………

Выводы по 1 главе………………………………………………..

Глава 2. Эмпирическое исследование проявления гиперактивности у детей старшего дошкольного возраста………………………………….

2.1 Цели, задачи и методы  исследования…………………………

2.2 экспериментальное психолого-  педагогическое исследование  проявления  гиперактивности у детей старшего  дошкольного возраста……..

2.3. Методические рекомендации  ………………………………...

Выводы по 2 главе………………………………………………….

Заключение………………………………………………………….

Список  литературы………………………………………………….

Приложение№1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           «ВВЕДЕНИЕ»

В настоящее  время сложные социально – экономические, экологические условия, в которых происходит становление личности, обуславливают значимость исследования проблем воспитания дошкольников, нуждающихся в психологической поддержке и помощи [].

 С каждым  годом отмечается увеличение  детей, с трудностями в обучении, которые проявляются уже в  детском саду. Часто эти дети  оказываются гиперактивными. Такие дети находятся под врачебным наблюдением, которое не всегда приводит к положительным изменениям. Коррекция нарушений, связанных с гиперактивностью, предполагает совместные усилия врачей, психологов и педагогов [].

Актуальной  проблемой при этом становится оказание психологической помощи детям дошкольного возраста, так как в этот период возрастные (онтогенетические) трудности накладываются на типологию гиперактивности. 
Конечно, высокая двигательная активность, в силу психофизиологических причин, свойственна всем детям в дошкольном возрасте [].

 Но в отдельных  случаях она достигает патологической  степени выраженности, что затрудняет  социальную адаптацию ребенка,  мешает его развитию и обучению []. 

Повышенная двигательная активность является симптомом нарушения психической деятельности ребенка при различных нарушениях развития и чаще всего - последствием раннего органического поражения ЦНС. Хотя этот синдром называют гипердинамическим, т.е. синдромом повышенной двигательной активности, основным дефектом в его структуре является дефект внимания []. 

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) представляет исключительно актуальную проблему в связи с его высокой  распространенностью среди детского населения. Социальная значимость проблемы определяется тем, что без своевременной и квалифицированной помощи у таких детей к подростковому возрасту может наблюдаться нарастание нарушений поведения. 
Таким образом, цель нашей курсовой работы - исследование гиперактивности детей дошкольного возраста [].

Объект  исследования: гиперактивность.

Предмет исследования: особенности проявления гиперактивности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Изучить понятие  гиперактивность , его причины  и симптомы проявления.

2.  Рассмотреть  характеристики проявления гиперактивности.

3. Разработать  методические рекомендации по  преодалению синдрома гиперактивности.

4. Провести эмпирическое  исследование гиперактивности у  детей среднего и старшего  дошкольного возраста.

Гипотеза  исследования – гиперактивность детей с возрастом имеет тенденцию к нарастанию.

Методы  исследования: теоретические – анализ философской и психолого -педагогической и медицинской литературы, документации; эмпирические – наблюдение, анкетирование, тестирование, экспериментальные – опытно-экспериментальная работа, включающая диагностический этап; статистические – количественный, качественный и сопоставительный анализ данных, полученных в ходе исследования, и их обработка.

Методики  исследования:

1. Методика «Критерии  гиперактивности».

2. Методика «Гиперактивность и тревожность».

Методологическая  база исследования:  г. Иркутск, д/с № 72 , ул. Триллиссера 103, старшая подготовительная группа «Пчелка»

Практическая  значимость исследования состоит в том, что его результаты могу быть использованы в практике воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух основных глав, заключения, списка литературы и приложения.

Глава I. Теоретическое исследование проблемы детской гиперактивности.

Понятие гиперактивности  в психолого - педагогической литературе.

История изучения феномена гиперактивности имеет недлинный, но насыщенный фактами период, составляющий около 150 лет. В 1947 г. педиатры попытались дать чёткое клиническое обоснование  так называемым гиперподвижным детям, у которых часто возникали проблемы с учёбой. Однако вопрос о терминологии этого состояния остался нерешённым. До настоящего времени не было единой точки зрения в отношении названия этого феномена [].

Феномен гиперактивности  можно охарактеризовать как: «лёгкая 
дисфункция мозга», «гиперкинетический хронический мозговой синдром», «лёгкое повреждение мозга», «лёгкая детская энцефалопатия», «гиперкинез», «гиперкинетические импульсивные нарушения» [].

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)  это точное определение, характеризующее гиперактивного ребенка, появилось в 1987 г [].

Гиперактивное расстройство и дефицит внимания – это состояние, которое служит причиной постоянного невнимания, гиперактивности, импульсивности. Указанное расстройство начинается в детстве, но может развиться в период взрослости []. 

Синдром дефицита внимания и гиперактивности – СДВГ . Гиперкинетический  синдром (ГС) -  расстройство, характеризующееся нарушением внимания, двигательной расторможенностью (гиперактивностью) и импульсивностью поведения. Пилюгина Л.В. [].

Синдром дефицита внимания / гиперактивности – это дисфункция центральной нервной системы (преимущественно ретикулярной формации головного мозга), проявляющаяся трудностями концентрации и поддержания внимания, нарушениями обучения и памяти, а также сложностями обработки экзогенной и эндогенной информации и стимулов [].

Гиперактивность – «Гипер…» (от греч. Hyper – над, сверху) – составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово «активный» пришло в русский язык из латинского «aсtivus» и означает «действенный, деятельный» [].

К внешним проявлениям  гиперактивности относится невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенная двигательная активность. Часто гиперактивности  сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы [].

Понятие «гиперактивность»  включает в себя следующие признаки:

• Ребенок суетлив, никогда не сидит спокойно; часто беспричинно двигает кистями рук, стопами, постоянно оборачивается; не в состоянии долго усидеть на месте, без разрешения вскакивает, ходит по группе и т.п.

• Двигательная активность ребенка, как правило, не имеет определенной цели: он бегает, крутится, карабкается, пытается куда-то залезть, хотя порой это бывает далеко

не безопасно.

• Ребенок не может играть в тихие игры, отдыхать, сидеть тихо и спокойно, заниматься чем-то определенным, всегда нацелен на движение, часто бывает

болтливым.

Понятие «импульсивность» включает в себя следующие признаки:

• Ребенок часто отвечает на вопросы, не задумываясь, не дослушав их до конца, по рой просто выкрикивает ответы; с трудом дожидается своей очереди независимо от ситуации и обстановки, обычно мешает другим, вмешивается в разговоры, игры, пристает к окружающим.

• Говорить о гиперактивности и им пульсивности можно только в том случае, если вышеперечисленные признаки сохраняются не менее шести месяцев [].

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (attention deficit hyperactivity disorder), именуемый также гиперкинетическим расстройством, наблюдается у детей в возрасте от 3 до 15 лет, но наиболее часто проявляет себя в дошкольном и младшем школьном возрасте. Данное расстройство является одной из форм минимальных мозговых дисфункций у детей. Оно характеризуется патологически низкими показателями внимания, памяти, слабостью мыслительных процессов в целом при нормальном уровне интеллекта [].

Произвольная регуляция развита слабо, работоспособность на занятиях низкая, утомляемость повышена. Также отмечаются отклонения в поведении: двигательная расторможенность, повышенная импульсивность и возбудимость, тревожность, реакции негативизма, агрессивность. При начале систематического обучения возникают трудности в освоении письма, чтения и счета. На фоне учебных трудностей и, нередко, отставании в развитии социальных навыков возникает школьная дезадаптация и различные невротические расстройства.Заводенко Н.Н. [].

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью считается одним из основных клинических вариантов минимальной мозговой дисфункции. Долгое время единый термин для обозначения отклонений в развитии личности отсутствовал. Большое число работ отражало различные концепции авторов, в названии синдрома использовались наиболее часто встречающиеся признаки заболевания: гиперактивность, невнимательность, статикомоторная недостаточность []. 

Согласно действующим (по состоянию на начало 2007 года) критериям диагностики, СДВГ можно диагностировать начиная с позднегодошкольного или школьного возраста, поскольку для выполнения требований постановки диагноза необходима оценка поведения ребенка как минимум в двух условиях обстановки (например, дома и в школе). Вопрос о самостоятельном существовании СДВГ в качестве диагностируемого расстройства остается дискуссионным, в силу отсутствия объективных неврологических критериев диагностики [].

 

1.2. Особенности  проявления гиперактивности в  старшем дошкольном возрасте. Особенности гиперактивного поведения  детей старшего  возраста.

Первые проявления СДВГ иногда можно наблюдать уже  на первом году жизни. Дети с этим расстройством  чрезмерно чувствительны к различным  раздражителям (например, к искусственному свету, звукам, различным манипуляциям мамы, связанным с уходом за крохой, и пр., отличаются громким плачем, нарушениями сна (с трудом засыпают, мало спят, излишне бодрствуют, могут немного отставать в двигательном развитии (начинают переворачиваться, ползать, ходить на 1—2 месяца позже остальных, а также в речевом — они инертны, пассивны, не очень эмоциональны [].

В грудном возрасте эти дети чересчур крикливы: их крик необычно долог и резок. Новорожденные  непрерывно двигаются, они капризны, плаксивы и раздражительны, быстро приходят в ярость. Они редко бывают расслаблены, чаще всего у них плохое настроение, ночью они плохо спят, доставляя много беспокойства родителям [].

Ласку такой  ребенок отвергает, отстраняясь  от матери. Поведение ребенка приводит родителей в недоумение, они начинают ощущать психический дискомфорт. В семье может появиться напряженность, нервозность, нередко приводящие к разладу между родителями [].

Постоянные  недосыпания увеличивают раздражительность. В семьях с нарушенным психологическим  климатом существует опасность нанесения ребенку телесных повреждений (типичным является травмирование в результате сотрясения тела ребенка - «Да замолчи ты, наконец! ») [].

Не требующие  особого к себе внимания податливые дети, которые целый день спокойно лежат в своей кроватке и много спят, попадаются редко. Для них, скорее, характерно раннее задержанное развитие, на котором сказывается дефицит общения и недостаток внимания со стороны родителей [].

В первые годы жизни  ребенка главное беспокойство родителей  вызывает излишнее количество движений малыша, их хаотичность (двигательное беспокойство). При наблюдении таких детей врачи замечают небольшую задержку в их речевом развитии, малыши позже начинают изъясняться фразами; также у таких детей наблюдается моторная неловкость (неуклюжесть, они позже овладевают сложными движениями (прыжками и др.) [].

Информация о работе Проявление гиперактивности у детей старшего дошкольного возраста