Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 13:57, курсовая работа
Предмет исследования: особенности проявления гиперактивности у детей старшего дошкольного возраста. Задачи:
1. Изучить понятие гиперактивность , его причины и симптомы проявления.
2. Рассмотреть характеристики проявления гиперактивности.
3. Разработать методические рекомендации по преодалению синдрома гиперактивности.
4. Провести эмпирическое исследование гиперактивности у детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Введение………………………………………………………….
Глава 1.Теоретическое изучение проблемы гиперактивности в психолого – педагогической литературе …………………………………….
1.1Гиперактивность его понятие в разной психолого- педагогической литературе………………………………………………………...
1.2 Особенности проявления гиперактивности……………….
1.3 Профилактика по преодолению гиперактивности…………
Выводы по 1 главе………………………………………………..
Глава 2. Эмпирическое исследование проявления гиперактивности у детей старшего дошкольного возраста………………………………….
2.1 Цели, задачи и методы исследования…………………………
2.2 экспериментальное психолого- педагогическое исследование проявления гиперактивности у детей старшего дошкольного возраста……..
2.3. Методические рекомендации ………………………………...
Выводы по 2 главе………………………………………………….
Заключение………………………………………………………….
Список литературы………………………………………………….
Министерство
образования и науки Российской
Федерации
Федеральное государственное
бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Восточно-Сибирская государственная
академия образования»
Факультет педагогики
Бухарова Людмила Витальевна
«Проявление гиперактивности у детей старшего дошкольного возраста»
Проверила:
Тополевская Л.В.,
ст. преподаватель
«СОДЕРЖАНИЕ»
Введение…………………………………………………………
Глава 1.Теоретическое изучение проблемы гиперактивности в психолого – педагогической литературе …………………………………….
1.1Гиперактивность его
понятие в разной психолого-
педагогической литературе……………
1.2 Особенности проявления гиперактивности……………….
1.3 Профилактика по преодолению гиперактивности…………
Выводы по 1 главе………………………………………………..
Глава 2. Эмпирическое исследование проявления гиперактивности у детей старшего дошкольного возраста………………………………….
2.1 Цели, задачи и методы исследования…………………………
2.2 экспериментальное психолого-
педагогическое исследование проявления
гиперактивности у детей
2.3. Методические рекомендации ………………………………...
Выводы по 2 главе………………………………………………….
Заключение……………………………………………………
Список литературы………………………………………………….
Приложение№1
В настоящее время сложные социально – экономические, экологические условия, в которых происходит становление личности, обуславливают значимость исследования проблем воспитания дошкольников, нуждающихся в психологической поддержке и помощи [].
С каждым
годом отмечается увеличение
детей, с трудностями в
Актуальной
проблемой при этом становится оказание психологической
помощи детям дошкольного возраста, так
как в этот период возрастные (онтогенетические)
трудности накладываются на типологию
гиперактивности.
Конечно, высокая двигательная активность,
в силу психофизиологических причин, свойственна
всем детям в дошкольном возрасте [].
Но в отдельных
случаях она достигает
Повышенная двигательная активность является симптомом нарушения психической деятельности ребенка при различных нарушениях развития и чаще всего - последствием раннего органического поражения ЦНС. Хотя этот синдром называют гипердинамическим, т.е. синдромом повышенной двигательной активности, основным дефектом в его структуре является дефект внимания [].
Синдром дефицита
внимания с гиперактивностью (СДВГ)
представляет исключительно актуальную
проблему в связи с его высокой
распространенностью среди
Таким образом, цель нашей курсовой
работы - исследование гиперактивности
детей дошкольного возраста [].
Объект исследования: гиперактивность.
Предмет исследования: особенности проявления гиперактивности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Изучить понятие гиперактивность , его причины и симптомы проявления.
2. Рассмотреть
характеристики проявления
3. Разработать
методические рекомендации по
преодалению синдрома
4. Провести эмпирическое
исследование гиперактивности
Гипотеза исследования – гиперактивность детей с возрастом имеет тенденцию к нарастанию.
Методы исследования: теоретические – анализ философской и психолого -педагогической и медицинской литературы, документации; эмпирические – наблюдение, анкетирование, тестирование, экспериментальные – опытно-экспериментальная работа, включающая диагностический этап; статистические – количественный, качественный и сопоставительный анализ данных, полученных в ходе исследования, и их обработка.
Методики исследования:
1. Методика «Критерии гиперактивности».
2. Методика «Гиперактивность и тревожность».
Методологическая база исследования: г. Иркутск, д/с № 72 , ул. Триллиссера 103, старшая подготовительная группа «Пчелка»
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могу быть использованы в практике воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух основных глав, заключения, списка литературы и приложения.
Глава I. Теоретическое исследование проблемы детской гиперактивности.
Понятие гиперактивности в психолого - педагогической литературе.
История изучения феномена
гиперактивности имеет
Феномен гиперактивности
можно охарактеризовать как: «лёгкая
дисфункция мозга», «гиперкинетический
хронический мозговой синдром», «лёгкое
повреждение мозга», «лёгкая детская энцефалопатия»,
«гиперкинез», «гиперкинетические импульсивные
нарушения» [].
Синдром дефицита внимания
с гиперактивностью (СДВГ) это точное определение,
характеризующее
Гиперактивное расстройство и дефицит внимания – это состояние, которое служит причиной постоянного невнимания, гиперактивности, импульсивности. Указанное расстройство начинается в детстве, но может развиться в период взрослости [].
Синдром дефицита внимания и гиперактивности – СДВГ . Гиперкинетический синдром (ГС) - расстройство, характеризующееся нарушением внимания, двигательной расторможенностью (гиперактивностью) и импульсивностью поведения. Пилюгина Л.В. [].
Синдром дефицита внимания / гиперактивности – это дисфункция центральной нервной системы (преимущественно ретикулярной формации головного мозга), проявляющаяся трудностями концентрации и поддержания внимания, нарушениями обучения и памяти, а также сложностями обработки экзогенной и эндогенной информации и стимулов [].
Гиперактивность – «Гипер…» (от греч. Hyper – над, сверху) – составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово «активный» пришло в русский язык из латинского «aсtivus» и означает «действенный, деятельный» [].
К внешним проявлениям
гиперактивности относится
Понятие «гиперактивность» включает в себя следующие признаки:
• Ребенок суетлив, никогда не сидит спокойно; часто беспричинно двигает кистями рук, стопами, постоянно оборачивается; не в состоянии долго усидеть на месте, без разрешения вскакивает, ходит по группе и т.п.
• Двигательная активность ребенка, как правило, не имеет определенной цели: он бегает, крутится, карабкается, пытается куда-то залезть, хотя порой это бывает далеко
не безопасно.
• Ребенок не может играть в тихие игры, отдыхать, сидеть тихо и спокойно, заниматься чем-то определенным, всегда нацелен на движение, часто бывает
болтливым.
Понятие «импульсивность» включает в себя следующие признаки:
• Ребенок часто отвечает на вопросы, не задумываясь, не дослушав их до конца, по рой просто выкрикивает ответы; с трудом дожидается своей очереди независимо от ситуации и обстановки, обычно мешает другим, вмешивается в разговоры, игры, пристает к окружающим.
• Говорить о гиперактивности и им
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (attention deficit hyperactivity disorder), именуемый также гиперкинетическим расстройством, наблюдается у детей в возрасте от 3 до 15 лет, но наиболее часто проявляет себя в дошкольном и младшем школьном возрасте. Данное расстройство является одной из форм минимальных мозговых дисфункций у детей. Оно характеризуется патологически низкими показателями внимания, памяти, слабостью мыслительных процессов в целом при нормальном уровне интеллекта [].
Произвольная регуляция развита слабо, работоспособность на занятиях низкая, утомляемость повышена. Также отмечаются отклонения в поведении: двигательная расторможенность, повышенная импульсивность и возбудимость, тревожность, реакции негативизма, агрессивность. При начале систематического обучения возникают трудности в освоении письма, чтения и счета. На фоне учебных трудностей и, нередко, отставании в развитии социальных навыков возникает школьная дезадаптация и различные невротические расстройства.Заводенко Н.Н. [].
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью считается одним из основных клинических вариантов минимальной мозговой дисфункции. Долгое время единый термин для обозначения отклонений в развитии личности отсутствовал. Большое число работ отражало различные концепции авторов, в названии синдрома использовались наиболее часто встречающиеся признаки заболевания: гиперактивность, невнимательность, статикомоторная недостаточность [].
Согласно действующим (по состоянию на начало 2007 года) критериям диагностики, СДВГ можно диагностировать начиная с позднегодошкольного или школьного возраста, поскольку для выполнения требований постановки диагноза необходима оценка поведения ребенка как минимум в двух условиях обстановки (например, дома и в школе). Вопрос о самостоятельном существовании СДВГ в качестве диагностируемого расстройства остается дискуссионным, в силу отсутствия объективных неврологических критериев диагностики [].
1.2. Особенности проявления гиперактивности в старшем дошкольном возрасте. Особенности гиперактивного поведения детей старшего возраста.
Первые проявления
СДВГ иногда можно наблюдать уже
на первом году жизни. Дети с этим расстройством
чрезмерно чувствительны к
В грудном возрасте эти дети чересчур крикливы: их крик необычно долог и резок. Новорожденные непрерывно двигаются, они капризны, плаксивы и раздражительны, быстро приходят в ярость. Они редко бывают расслаблены, чаще всего у них плохое настроение, ночью они плохо спят, доставляя много беспокойства родителям [].
Ласку такой ребенок отвергает, отстраняясь от матери. Поведение ребенка приводит родителей в недоумение, они начинают ощущать психический дискомфорт. В семье может появиться напряженность, нервозность, нередко приводящие к разладу между родителями [].
Постоянные
недосыпания увеличивают
Не требующие особого к себе внимания податливые дети, которые целый день спокойно лежат в своей кроватке и много спят, попадаются редко. Для них, скорее, характерно раннее задержанное развитие, на котором сказывается дефицит общения и недостаток внимания со стороны родителей [].
В первые годы жизни ребенка главное беспокойство родителей вызывает излишнее количество движений малыша, их хаотичность (двигательное беспокойство). При наблюдении таких детей врачи замечают небольшую задержку в их речевом развитии, малыши позже начинают изъясняться фразами; также у таких детей наблюдается моторная неловкость (неуклюжесть, они позже овладевают сложными движениями (прыжками и др.) [].
Информация о работе Проявление гиперактивности у детей старшего дошкольного возраста