1.
Психическое здоровье
Психическое
здоровье — это состояние благополучия,
при котором человек может реализовать
свой собственный потенциал, справляться
с обычными жизненными стрессами, продуктивно
и плодотворно работать, а также вносить
вклад в жизнь своего сообщества. Интегральная
характеристика полноценности психологического
функционирования индивида. Понимание
природы и механизмов поддержания, нарушения
и восстановления. Психическое здоровье
тесно связано с общим представлением
о личности и механизмах ее развития.
Психическое
здоровье, совокупность установок, качеств
и функциональных способностей, которые
позволяют индивиду адаптироваться
к среде. Это наиболее распространенное
определение, хотя выработать универсальное,
приемлемое для всех определение
психического здоровья вряд ли возможно,
так как практически нельзя свести
воедино все взгляды на этот вопрос,
сложившиеся в разных человеческих
сообществах и культурах. Человек,
значительно отклоняющийся от стандартов
своего сообщества, рискует быть признанным
психически больным. В то же время
представления о психической
болезни различны в разных культурах
и в разные времена внутри каждой
культуры. Примером первого может
служить тот факт, что многие племена
индейцев, в отличие от большинства
других американцев, считают галлюцинации
нормальным явлением; пример второго
– изменение отношения к гомосексуальности,
которая когда-то рассматривалась
как преступление, затем как психическая
болезнь, а сейчас – как вариант
сексуальной адаптации.
С конца
19 в., после работ З.Фрейда, а затем К.Юнга
и других исследователей в психологии
и психиатрии утвердилась концепция о
несводимости психической жизни к сознательному
опыту. На исследования психики и ее расстройств
сильно повлияло фрейдистское учение
о том, что наша сознательная душевная
жизнь определяется неосознанными представлениями,
импульсами, эмоциями и противостоящими
им защитными механизмами.
Это
воздействие фрейдизма сохраняется
и до настоящего времени; исключение
составляют бихевиоральные (поведенческие)
теории психической деятельности, пользовавшиеся
большим влиянием в течение нескольких
десятилетий (до 1950–1960-х годов). Их сторонники
отвергали концепцию о роли бессознательного
в психической жизни, считая, что она не
нужна для объяснения поведения.
Для
проведения междисциплинарных исследований
человеческого разума современная
психология установила связи
с другими науками – антропологией,
нейробиологией, нейрохимией, кибернетикой
и лингвистикой. Понятие психического
здоровья часто определяется в терминах
этих наук 20 в. Психологов 19 в., незнакомых
с подобной терминологией, в частности
Фрейда, вероятно, удовлетворила бы такая
формулировка современных взглядов на
психическое здоровье: здоровая психика
– та, которая эффективно отвечает на
стимулы среды сознательными и бессознательными
реакциями.
Все
более популярной становится
сегодня идея французского психолога
19 в. П.Жане о том, что определенные
психические представления недоступны
нашему сознанию. Эти интуитивные
представления – не тот кипящий
котел неприемлемых мыслей, о
котором писал Фрейд, но все
же большую часть времени они не осознаются.
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ
РАЗВИТИЕ И ПСИХИЧЕСКОЕ
ЗДОРОВЬЕ
Независимо
от социального или этнического
происхождения, индивид, живущий
в технологическом, урбанизированном
обществе, должен обладать совокупностью
определенных психологических черт,
обеспечивающих социальную адаптацию,
т.е. успешное функционирование
в этом обществе. Эти черты
обычно формируются по мере
более или менее упорядоченного
продвижения через различные
стадии развития. Для каждой из
стадий характерен набор задач,
с которыми человек должен
справиться, и набор черт, которые
он должен приобрести, чтобы лучше
подготовиться к следующей стадии.
Таким образом, суждение о психическом
здоровье индивида должно соотноситься
со стадией его развития, а
также с его генетическим наследием
и культурным окружением. Стадии
развития можно обобщенно представить
следующим образом:
От рождения до 3
лет.
Помимо
элементарных навыков произвольного
движения и самоконтроля, вербальных
и невербальных средств выражения,
ребенок должен научиться доверять
миру взрослых, осознать непрерывность
существования предметов и людей
даже в периоды их отсутствия.
От 3
до 6 лет.
В этот
период возрастающей самостоятельности
и инициативы ребенка формируется
его способность устанавливать
взаимоотношения, делиться тем,
что имеет, выносить элементарные нравственные
суждения, а также отождествлять себя
и других с мужским или женским полом.
От 6
до 13 лет.
Это
относительно свободный от кризисов
период, в течение которого у
ребенка закрепляются ранее приобретенные
навыки, начинает развиваться нравственное
чувство в ходе игр и иного
участия в групповой активности,
возникает адаптация ко в не семейному
окружению.
От 13
до 19 лет.
Обычно
это трудный период (в западном
мире). Он сопровождается резким
скачком в физическом (преимущественно
половом) развитии и конфликтом,
связанным с будущими ролевыми
ожиданиями. Как правило, этот
период начинается с почти
безоговорочного следования установкам
сверстников, затем переходит
в фазу исследования и экспериментирования
и завершается отходом от родителей
и развитием собственных стиля,
целей и установок.
Зрелость.
В большинстве
сообществ она предполагает наличие
планов, связанных с браком, детьми
и работой, приобретение рациональных,
реалистичных установок и целей,
способность отличать мысль от
действия, умение заботиться о
других. В инволюционном периоде,
который обычно начинается с
шестого десятилетия, утрата друзей
и сужение возможностей может вызывать
эпизоды депрессии. Однако и в этом периоде
существуют источники удовлетворенности,
особенно если есть внуки или стареющий
человек пользуется уважением в своей
среде.
Следует
отметить, что психическое здоровье
не означает свободу от тревоги,
вины, подавленности и других
отрицательных эмоций. Поскольку
оно подразумевает относительную
свободу от психологических проблем,
здесь важна именно способность
их преодолевать. Таким образом, наличие
этих проблем – еще не признак болезни,
однако неспособность учиться на опыте
и стереотипность мышления и поведения
свидетельствуют о неблагополучии в эмоциональной
сфере.
Современные
теоретические, экспериментальные
и прикладные подходы в психологии
личности и психотерапии характеризуют
психическое здоровье как зрелость,
сохранность и активность механизмов
личностной саморегуляции, меру способности
человека трансцендировать («выводить
за пределы») свою биологическую, социальную
и смысловую детерминированность , выступая
активным и автономным субъектом своей
жизни в изменяющемся мире.
ТИПЫ
ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ
По
тяжести эти расстройства можно
разделить на психотические и непсихотические.
Заболевание, отнесенное к психозам, способно
ухудшать психическое функционирование
настолько, что человек утрачивает способность
справляться с элементарными требованиями
повседневной жизни. Может серьезно нарушаться
восприятие реальности, возникать бред
и галлюцинации. Типичный пример психоза
– шизофрения; при тяжелой ее форме наблюдаются
очень глубокие нарушения
Непсихотические
расстройства характеризуются меньшей
степенью дезориентации и утраты контакта
с реальностью, а также большей вероятностью
улучшения. Наиболее распространенными
непсихотическими расстройствами являются
неврозы, личностные расстройства, расстройства
поведения у детей и подростков и некоторые
синдромы органических нарушений мозга.
Невроз
считается результатом конфликта
в мыслях и чувствах, с которым
человек не может адекватно
совладать. Тревога и депрессия
– наиболее характерные проявления
неврозов. Личностные расстройства,
проявляющиеся формированием параноидной,
шизоидной, истерической или асоциальной
личности, представляют собой глубоко
укоренившиеся неадаптивные стили
поведения. Расстройства поведения,
такие, как чрезмерная застенчивость,
робость, агрессивность, склонность
к правонарушениям, – не столь
глубоко укоренены, однако тоже
стойки.
Синдромы
органических нарушений мозга, варьирующие
от легких до чрезвычайно тяжелых, –
это заболевания, связанные с
физиологическим повреждением центральной
нервной системы. Повреждение может
быть обусловлено генетически либо родовой
или какой-либо иной травмой, инфекцией,
а также нарушением обмена веществ.
В последние
годы отмечается возрождение
интереса к синдрому множественной
личности (расщепления личности) –
психическому заболеванию, которое
выпало из поля зрения на
несколько десятилетий из-за сомнений
в его подлинности. Новое понимание
причин этого расстройства и
тонкие методы диагностики привели
к выявлению тысяч таких больных.
Расстройство множественной личности
– одно из диссоциативных расстройств,
при которых какие-то части личностной
структуры диссоциированы или отделены
от других структур. Почти во всех случаях
глубинной его причиной является пережитое
в детском возрасте тяжелое насилие –
физическое, сексуальное или психологическое.
Созданы специальные лечебные учреждения
для оказания помощи пациентам с синдромом
множественной личности и другими диссоциативными
расстройствами.
ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ
МЕРЫ
Развиваемые
в области психического здоровья
профилактические программы преследуют
три основные цели:
1) предотвращение
или снижение частоты психических
заболеваний;
2) облегчение
их тяжести или сокращение
длительности;
3) уменьшение
их воздействия на трудоспособность.
Поскольку
органические нарушения вызываются
болезнями или травмами, направление
профилактических программ здесь
довольно ясно. Например, известно,
что недоедание или энцефалит
могут повреждать центральную
нервную систему, что краснуха
у беременной женщины оказывает
такое же влияние на плод. Мерами
по профилактике такого рода
нарушений служат вакцинация и обеспечение
соответствующего питания матерей и новорожденных.
Программы по охране психического здоровья
имеют дело и с такими проблемами, как
алкоголизм, предупреждение несчастных
случаев на производстве и отравления
свинцом.
Причины
психогенных, или неорганических, расстройств
менее ясны. Как правило, их считают
результатом взаимодействия конституциональных
и семейных влияний, а также воздействия
среды. В настоящее время роль
генетических факторов интенсивно исследуется
и не исключено, что удастся снизить
распространенность некоторых типов
расстройств с помощью генетического
консультирования.
Основные
психотерапевтические школы значительно
расходятся во взглядах на
причины, а, значит, и на профилактику
неврозов и личностных расстройств.
Тем не менее все они едины в том,
что ребенок, родившийся со здоровой психической
и физической наследственностью и воспитанный
психически здоровыми родителями, имеет
наибольшие шансы вырасти психически
здоровым. Более конкретно, есть убежденность
в том, что ребенка следует любить, принимать
его как самостоятельную личность и уважать,
обеспечивать заботу и питание, эмоциональную
и интеллектуальную стимуляцию, предохранять
от сильных стрессов, связанных с бедностью,
физическими и эмоциональными травмами,
чрезмерно строгим воспитанием или жестким
стилем семейной жизни. Для развития важен
баланс между разрешенным и контролируемым,
а также такие формы общественной поддержки,
как хорошие школы, возможности для игры
и нормальное жилье. При наличии соответствующих
домашних и общественных условий ребенок
придет к зрелости с верой в себя и свою
способность справляться с жизненными
трудностями.
Органы
школьного образования и здравоохранения,
различные социальные и религиозные
группы разрабатывают профилактические
программы, чтобы помочь родителям
и детям решать семейные проблемы.
Эти программы носят в основном
образовательный характер; они предполагают
лекции и групповые дискуссии,
направленные на лучшее понимание
психологии развития. Программы
по психическому здоровью особенно
полезны для родителей детей
со специфическими эмоциональными
нарушениями, физической инвалидностью
или находящихся в необычных
жизненных ситуациях.
Исследования
показали, что низкая школьная
успеваемость у детей из бедных
семей или семей, принадлежащих
к этническим меньшинствам, может
быть обусловлена недостаточным
питанием и плохим медицинским
уходом в сочетании с эмоционально
и интеллектуально обедненной
средой. Поскольку нестабильная
финансовая ситуация, скверные жилищные
условия, расовые предрассудки
и проблемы в семейной жизни
приводят к трудностям обучения
ребенка, их профилактика –
задача внутренней политики, требующая
сочетания экономических, социальных,
медицинских и образовательных
мер.
МЕТОДЫ
ЛЕЧЕНИЯ
Основные
методы лечения, используемые
сегодня в большинстве больниц
и клиник, – это психотерапия,
лекарственная терапия, шоковая
терапия и терапия средой, применяемые
по отдельности или в различных
сочетаниях.