Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 11:01, реферат
При этом среди «теоретических» преобладают философские, культурологические и социологические тексты достаточно высокого уровня абстрактности ( а зачастую и вовсе умозрительно-публицистические и даже спекулятивные), а среди прикладных - педагогические разработки сугубо технологически-методического характера. Это само по себе вполне естественно и даже полезно; проблема, однако, в том, что образовался некий «разрыв» и очевидна нехватка теорий «среднего уровня». В результате многие авторы пытаются практико-ориентированные подходы «выводить» напрямую из философских, этических, культурологических и т.п. построений.
Психологические основания исследования толерантности в образовании
Одной из ключевых компетентностей является толерантность - готовность и способность человека жить и конструктивно действовать в многообразном мире. Ее развитие превращается для отечественного образования в стратегически значимую цель и потому эта проблема в последние годы стала чрезвычайно популярна как в психологии, так и педагогике. Работ по толерантности огромное число и их тематика весьма разнообразна, однако большинство из них можно отнести к двум большим группам: с одной стороны - это теоретические разработки, с другой - прикладные. При этом среди «теоретических» преобладают философские, культурологические и социологические тексты достаточно высокого уровня абстрактности ( а зачастую и вовсе умозрительно-публицистические и даже спекулятивные), а среди прикладных - педагогические разработки сугубо технологически-методического характера. Это само по себе вполне естественно и даже полезно; проблема, однако, в том, что образовался некий «разрыв» и очевидна нехватка теорий «среднего уровня». В результате многие авторы пытаются практико-ориентированные подходы «выводить» напрямую из философских, этических, культурологических и т.п. построений. Большинство педагогических работ по толерантности исходят (явно или неявно) из «просветительской позиции»: такую правильную идею толерантности и ненасилия достаточно лишь ясно, подробно и настойчиво изложить - и это само по себе обеспечит этой идее успех, она начнет «работать»… При этом выпадает очень важное звено - психологическое, внутриличностное содержание феномена толерантности, без понимания которого, а также соответствующих условий и механизмов его развития хотя бы в самом общем виде трудно ожидать создания адекватных и эффективных педагогических стратегий. В этом случае возрастает риск свести все к назиданию и декларациям на тему важности и нужности толерантности…
Не претендуя на полноту и
однозначность и осознавая
Толерантность
не является механическим результатом
действия каких-либо «факторов» (внутренних
или внешних) как таковых; подлинная толерантность
- это проявление сознательного, осмысленного
и ответственного выбора человека, его
собственной позиции и активности по построению
определенных отношений (ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-
Психологическое содержание толерантности не может быть сведено к отдельному свойству, характеристике - это сложный, многоаспектный и многокомпонентный феномен, имеющий несколько «базовых измерений»( ДИВЕРСИФИКАЦИОННЫЙ ПОДХОД ).
В сложной «анатомии» толерантности ее психологической основой и ключевым измерением являются личностное измерение толерантности - ценности, смыслы, личностные установки( ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД ).
Среди
всех разнообразных видов и форм
толерантности для нас
Полноценная толерантность -и прежде всего в своей личностной основе - не может быть результатом только внешних воздействий: толерантность не столько формируется, сколько развивается; помощь в становлении толерантности - это создание условий для развития…( ФАСИЛИТАТИВНЫЙ ПОДХОД ).
Рассмотрим каждый из
1. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-
Толерантность рассматривается
в различных философских и
психологических подходов - сегодня
в литературе преобладают
Экзистенциально-
С этих позиций толерантность понимается не как незыблемое правило или готовый к употреблению рецепт, и тем более не как принудительное требование под угрозой наказания, а как свободный и ответственный выбор человека «ценностного толерантного отношения к жизни» (Асмолов, 2000, с.7 ). В частности, для учителя это означает, что толерантность - это особое качество его "способа бытия", а не только требование профессиональной роли или коммуникативный навык.
Главные вопросы состоят не
в том, «почему я проявляю
толерантность?»: а «во имя
чего, ради чего я действую
толерантно, какие ценности я
отстаиваю и каков для меня
в этом смысл?!». От ответов
на эти экзистенциальные
Отсюда вытекает еще одно
2. ДИВЕРСИФИКАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ТОЛЕРАНТНОСТИ.
Обзоры зарубежных и
Если мы утверждаем ценности плюрализма, вариативности, если мы сами достаточно толерантны, чтобы признать «многомерность человека» и его жизненного мира, в котором толерантность играет роль одного из ключевых принципов, то и саму толерантность мы будем рассматривать как сопоставимую по сложности и изоморфную по строению этому многоплановому и многообразному Миру… Сложность и многомерность феномена толерантности проявляется в нескольких направлениях. Прежде всего - в многообразии видов и формтолерантности. Этот аспект диверсификации - наиболее очевидный, хотя, во многих философских, теологических трактатах толерантность пытаются представить как нечто однозначно понятое, четко определенное и неделимое. Зато в современной психологии как раз наоборот - толерантность «как таковая» просто исчезает, рассыпаясь на огромное множество вариантов, типов, видов, форм, уровней. Попытки систематизировать психологические исследования по толерантности весьма затруднены - термин «толерантность» оказался приложимым почти к любому психологическому феномену. Толерантность пронизывает все сферы социальной и индивидуальной жизни человека, является важным измерением практически любого психологического процесса и состояния, одним из ключевых «экзистенциалов» человеческой жизни.
Из осознания многообразии видов и форм
толерантности становится ясно, что вряд
ли корректно вести речь о «толерантной
(интолерантной) личности» как таковой
- точнее будет говорить об уровне или
степени проявления толерантности (интолерантности),
о вариантах и формах, о тех или иных акцентах
и аспектах применения принципов толерантности
в конкретных ситуациях… Можно также
говорить об определенной динамике в развитии
толерантности и выделять несколько фаз
становления толерантности (Петтай, 2000).
Причем, нельзя однозначно утверждать,
что более высокий уровень толерантности
всегда предпочтительнее. Имеет смысл
прислушаться к тем, кто ставит проблему
границ толерантности (см. подробнее, например
Уолцер, 2000). Чрезмерное, неадекватное
обстоятельствам повышение толерантности
( как выражаются некоторые социологи
- "толерантность без берегов" ) может
вести к ослаблению сопротивляемости
и увеличению уязвимости человека, снижению
его дифференциальной чувствительности
( в широком смысле), и даже более того -
к возникновению угроз для индивидуальности,
идентичности и т.д. Все это требует более
осторожного, дифференцированного отношения
к вопросам практического применения
принципов толерантности в непосредственном
межличностном общении - или, другими словами,
ставит проблему мерытолерантности. Одним
из возможных путей решений этой проблемы
является отказ от бинарного противопоставления
«толерантность-
Еще один аспект
Традиционно для описания
КОГНИТИВНЫЙ Компонент Толерантности
Эта составляющая наиболее
Когнитивный компонент
Информация о работе Психологические основания исследования толерантности в образовании