Психологические особенности внимания младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2015 в 11:30, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования: внимание школьника.
Предмет исследования: психологические особенности внимания младшего школьника.
В соответствии с целью, гипотезой и предметом исследования были сформулированы задачи исследования:
-изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме особенности внимания в младшем школьном возрасте;
-рассмотреть психологические основы внимания как психического процесса;
-рассмотреть психологические особенности младшего школьника;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………2

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ВНИМАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ………7

1.1.Психологические и физиологические основы внимания……………..7
1.2.Возрастные особенности внимания младших школьников…………16

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ВНИМАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ……………………………………………………………… 29

2.1. Диагностические методики исследования психологических особенностей внимания в младшем школьном возрасте………………..29
2.2. Описание полученных результатов исследования………………….34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….38

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая .doc

— 358.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………2

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ  ВНИМАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ………7

 

1.1.Психологические и физиологические основы внимания……………..7

1.2.Возрастные особенности внимания  младших школьников…………16

 

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ВНИМАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ………………………………………………………………  29

 

2.1. Диагностические методики исследования  психологических особенностей внимания  в младшем школьном возрасте………………..29

2.2. Описание полученных результатов исследования………………….34

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….38

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………..40

 

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………42

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность и постановка проблемы исследования.

Проблемами исследования внимания занимались такие великие ученые как Ухтомский А.А. (физиологические основы внимания), Бродбент Д.Е., Павлов И.П., Гальперина П.Я., Кобыльницкой С.Л. (как прикладные исследования внимания), Ланге Н.Н., Волокитиной М.Н., Матюхиной М.Ч. (исследования внимания с учетом возрастных особенностей), Узнадзе Д.Н., выдвигавшие множество теорий внимания, но, несмотря на значительное количество исследований, проблема внимания не стала менее значимой. По-прежнему продолжаются споры о природе внимания. Но практически все исследования подчеркивают индивидуальность внимания. Внимание во многом определяет успех любой деятельности. Именно от особенностей внимания зависит, может ли ребёнок достаточно быстро перейти от одной деятельности к другой, как долго он может работать с одним и тем же материалом, насколько четко ему удается вычленять объект и рассматривать, изучать его достаточно длительное время. В настоящее время разработано недостаточно диагностических программ для выявления уровня развития произвольного внимания у детей младшего школьного возраста.

В младшем школьном возрасте происходит смена образа и стиля жизни – новые требования новая социальная роль ученика. Учебная деятельность становится ведущей. В начальной школе происходит развитие всех познавательных процессов, в особенности внимания. У детей среднего детства преобладает непроизвольное внимание. Их внимание отличается небольшим объёмом, малой устойчивостью и рассеянностью. Внимание учащихся является одним из основных условий успешной организации учебно-воспитательного процесса. Особенностью внимания младших школьников является его непроизвольный характер. Дети легко и быстро отвлекаются на любой внешний раздражитель, мешающий процессу обучения. Недостаточно развита и способность концентрации внимания на изучаемом явлении. Долго удерживать внимание на одном и том же объекте они еще не могут.

Однако все дети внимательны по-разному: внимание обладает разными свойствами, и эти свойства развиваются у них в неодинаковой степени, создавая индивидуальные варианты. Одни ученики имеют устойчивое, но плохо переключаемое внимание, другие легко переключаются в процессе учебной работы, но также легко отвлекаются на посторонние моменты. У третьих хорошая организованность внимания сочетается с его малым объёмом. Поэтому надо развивать внимание по всем его свойствам.

Напряженное и сосредоточенное внимание быстро приводит к утомлению. Внимание своего содержания не имеет; оно проявляется внутри восприятия, мышления. Оно - сторона всех познавательных процессов сознания, и при том та их сторона, в которой они выступают как деятельность, направленная на объект. Во внимании находит себе заостренное выражение связь сознания с предметом; чем активнее сознательная деятельность, тем отчетливее выступает объект; чем более отчетливо выступает в сознании объект, тем интенсивнее и самосознание. Внимание проявление этой связи сознания и предмета, который в нем осознается.

Учителю нужно так организовывать занятия, чтобы дети приучались к одновременному контролю за несколькими действиями, подготавливались к общей фронтальной работе.

У детей младшего школьного возраста очень часто встречается рассеянность внимания, что мешает их успехам в учёбе. Для преодоления этой проблемы следует развивать внимание ребёнка, проводить упражнения на концентрацию распределения и объём внимания.

Действительно, в системе патологических феноменов внимание занимает особое положение. Оно включено во все остальные психические процессы, выступает как их необходимый момент, и отделить его от них, выделить и изучать в «чистом» виде не представляется возможным. Поэтому часто внимание изучают как бы через призму других познавательных процессов.

Таким образом, возникает явное противоречие между теоретической значимостью психологических особенностей внимания младших школьников для педагогической и возрастной психологии, и практическим применением знаний в области психологических особенностей внимания младших школьников.

Обнаженное противоречие позволило сформулировать проблему исследования, изучить психологические особенности внимания младшего школьника.

Решение этой проблемы составило цель исследования.

Гипотеза исследования основана на том, что внимание младшего школьника характеризуется высокой отвлекаемостью, рассеянностью, преобладанием непроизвольного внимания над произвольным, низкой концентрацией, слабой устойчивостью.

Объект исследования: внимание школьника.

Предмет исследования: психологические особенности внимания младшего школьника.

В соответствии с целью, гипотезой и предметом исследования были сформулированы задачи исследования:

-изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме особенности внимания в младшем школьном возрасте;

-рассмотреть психологические основы внимания как психического процесса;

-рассмотреть психологические особенности младшего школьника;

-познакомиться с проявлением внимания в учебной деятельности младшего школьника.

В качестве основных психодиагностических процедур нами использовались: для определения внимания младших школьников «Методика  «Кольца Ландольта»»; для определения избирательности внимания при простой, но монотонной работе «Тест Мюнстенберга»; для выявления  уровня устойчивости внимания учащихся «Методика изучения уровня внимания у школьников» (Гальперин П.Я., Кабылицкая С.Л.); для  оценки объема внимания ребенка « Методика "Запомни и расставь точки"».

Выборку исследования составили обучающиеся 3-4 классов МБОУ «Архангельская СОШ» Губкинского района. Всего было обследовано 30 обучающихся в возрасте 9-11 лет.

Исследование психологических особенностей внимания младших школьников проводилось в несколько этапов. На каждом этапе, в зависимости от решаемых задач и условий проведения работы, применялись соответствующие методы исследования.

Первый этап исследования (апрель – май, 2014г)- поисковый. Была выбрана тема и методики, поставлена цель, определены задачи.

Второй этап (сентябрь – ноябрь, 2014 г) – эмпирический. На этом этапе проводились организация и проведение эмпирического исследования. Ведущими методами явились: наблюдение, диагностические методы.

Третий этап (декабрь – январь, 2015 г) – обобщающий. Отрабатывались окончательные выводы и предложения, осуществлялась проверка и обработка полученных результатов. Основными методами исследования выступили: анализ, обобщение результатов исследования, методы математической статистики.

Апробация и внедрение результатов исследования. Полученные результаты апробировались на внутри вузовской студенческой научно-практической конференции по психологии в СОФ НИУ «БелГУ».

Структура исследования. Курсовая состоит введения, двух глав, заключения, библиографического списка литературы в количестве 16 источников и приложения. Работа иллюстрирована таблицами и диаграммами.

Во введении обосновывается актуальность работы, определяется объект и предмет исследования, его цель, задачи и гипотеза, отмечаются методы исследования, показываются пути апробации и внедрения результатов.

В первой главе «Теоретические основы исследования особенностей внимания младших школьников» обосновываются психологические и физиологические основы внимания; раскрывается понятие «внимание», свойства внимания; рассматриваются возрастные особенности внимания младших школьников; проявления внимания в учебной деятельности.

Во второй главе «Эмпирическое исследование психологических особенностей внимания младших школьников» определяются задачи, содержание и результаты исследования; описывается диагностическая база исследования в соответствии с поставленными задачами.

В заключении обобщаются результаты исследования. Излагаются основные выводы, определяются перспективы дальнейшего изучения данной проблемы.

Общий объем курсовой работы составляет 42 страницы машинописного текста.

 

 

 

    1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

ОСОБЕННОСТЕЙ ВНИМАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

1.1 Психологические и физиологические основы внимания

 

Ни один психический процесс не может протекать целенаправленно и продуктивно, если человек не сосредоточит своего внимания на том, что воспринимает или делает. Мы можем смотреть на какой-либо предмет и не замечать его или видеть очень плохо. Занятый своими мыслями, человек не слышит разговоров, которые ведутся рядом с ним, хотя звуки голосов доходят до его слухового аппарата. Мы можем не почувствовать боли, если наше внимание направленно на что-нибудь другое. Напротив, глубоко сосредоточившись на каком-либо предмете или деятельности, человек подмечает все детали этого предмета и действует очень продуктивно. А, фиксируя свое внимание на ощущениях, мы увеличиваем свою чувствительность. [8, с. 231].

Внимание – направленность и сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении или деятельности. Направленность сознания – выбор объекта, а сосредоточенность предполагает отвлечение от всего, что не имеет отношения к этому объекту.

Внимание обуславливает успешную ориентировку субъекта в окружающем мире и обеспечивает более полное и отчетливое отражение его в психике. Объект внимания оказывается в центре нашего сознания, все остальное воспринимается слабо, неотчетливо, однако направленность нашего внимания может меняться.

Внимание не представляет самостоятельного психического процесса, так как не может проявляться вне других процессов. Мы внимательно или невнимательно слушаем, смотрим, думаем, делаем. Таким образом, внимание является лишь свойством различных психических процессов. [8, с. 232].

 

В коре больших полушарий мозга могут протекать два процесса: возбуждение и торможение. Когда человек внимателен к чему-либо, это значит, что у него в коре мозга возник очаг возбуждения. Остальные участки мозга в это время находятся в состоянии торможения. Поэтому человек, сосредоточенный на чем-либо одном, может ничего другого в этот момент не замечать.

Деятельность невозбужденных участков мозга связана в это время с тем, что обычно называется неосознанной, автоматической деятельностью человека.

Большое значение для появления внимания имеет так называемый ориентировочный рефлекс. Он представляет собой врожденную реакцию организма на всякое изменение окружающей среды.

Способность настораживаться, реагируя иногда на очень незначительное изменение в окружающей среде, объясняется наличием в больших полушариях мозга сети нервных путей, соединяющих ретикулярную формацию (совокупность структур головного мозга, регулирующих уровень возбудимости) с разными участками коры больших полушарий. Нервные импульсы, идущие по этой сети, возникают вместе с сигналами от органов чувств и возбуждают кору, приводя ее в состояние готовности реагировать на ожидаемые дальнейшие раздражения. Таким образом, ретикулярная формация вместе с органами чувств обуславливает появление ориентировочного рефлекса, являющегося первичной физиологической основой внимания. [4, с. 20].

Внимание означает связь сознания с определенным объектом, его сосредоточенность на нем. Особенности этой сосредоточенности определяют свойства внимания. К ним относятся: устойчивость, концентрация, распределение, переключение и объем внимания.

Устойчивость – это временная характеристика внимания, длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту. Устойчивость может определяться периферическими и центральными факторами. Исследования показали, что внимание подвержено периодическим непроизвольным колебаниям. Периоды таких колебаний (по Н. Ланге) равны 2–3 сек, доходя максимум до 12 сек. Если прислушиваться к тиканью часов и пытаться сосредоточиться на нем, то человек будет то слышать, то не слышать их. Иной характер носят колебания при наблюдении более сложных фигур – в них попеременно то одна, то другая часть будет выступать как фигура. Такой эффект дает изображение усеченной пирамиды: если присмотреться к ней в течении некоторого времени, то она будет поочередно казаться то выпуклой, то вогнутой. Но такие малые периоды колебания внимания ни в коем случае не являются всеобщей закономерностью. В одних случаях внимание характеризуется частыми периодическими колебаниями, в других – значительно большей устойчивостью. В настоящее время доказано, что наиболее существенным условием устойчивости внимания является возможность раскрыть в предмете, на котором оно сосредоточенно, новые стороны и связи. Когда поставленная задача требует от нас сосредоточенности на каком-либо предмете, мы раскрываем в нем новые аспекты в их взаимосвязях и взаимопереходах, внимание может очень длительное время оставаться устойчивым. В тех случаях, когда содержание предмета внимания не дает возможности для дальнейшего его изучения, мы легко отвлекаемся, наше внимание колеблется. Чтобы внимание к какому-либо предмету поддерживалось, его сознание должно быть динамическим процессом. Предмет внимания должен развиваться, обнаруживать перед нами свое новое содержание. Если внимание при всех условиях было неустойчивым, эффективная умственная работа была бы невозможна. Само включение умственной деятельности, раскрывающей в предмете новые стороны и связи изменяет закономерности этого процесса и создает условия для устойчивости внимания. Устойчивость внимания зависит от целого ряда условий. К числу относятся: особенности материала, степень его трудности, знакомства с ним, отношения к нему со стороны субъекта, а также от индивидуальных особенностей личности.

Информация о работе Психологические особенности внимания младших школьников