Психологические особенности выбора профессии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 17:45, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность темы работы связана со свободой выбора. В нашей стране, как и за рубежом, ситуация выбора профессии после окончания школы традиционно рассматривается в контексте психологии труда и профессионального обучения. Однако следует также учитывать то воздействие, которое оказывает данная проблема и ее разрешение на весь жизненный путь человека. Это первый в жизни большинства людей нормативный, т.е. обязательный, вынужденный выбор, от которого нельзя уйти (хотя можно отложить — эту функцию выполняют некоторые варианты продолжения обучения в техникуме или вузе, выбираемые частью выпускников по критерию доступности).

Содержание

Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические подходы к изучению профессионального и личностного самоопределения в старшем школьном возрасте 5
1.1 Представления старшеклассников о будущей профессии 5
1.2 Особенности формировании ценностных ориентаций старшеклассников 8
1.3 Психологические особенности профессионального самоопределения 12
1.4 Роль самосознания в процессе профессионального самоопределения 16
1.5 Мотивационные основы профессионального самоопределения старшеклассников 18
1.6 Выводы по теоретическому исследованию 20
ГЛАВА 2. Выбор профессии как психологическая проблема в отечественной психологии 22
Заключение 27
Список использованных источников 29

Вложенные файлы: 1 файл

КОНТР РАБ Ппо.doc

— 186.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и  науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное  образовательное учреждение

 высшего профессионального  образования

 «Российский государственный  профессионально-педагогический университет»  филиал в г. Первоуральске

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: Психология профессионального образования

на тему: Психологические особенности выбора профессии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил студент

№ группы ПУ – 212 СМП

Чуняева Наталья Владимировна

Проверил преподаватель

Жданова Наталья Евгеньевна

 

 

 

 

 

 

 

Первоуральск

2013

Содержание

Введение

Актуальность темы курсовой работы связана со свободой выбора. В нашей стране, как и за рубежом, ситуация выбора профессии после  окончания школы традиционно рассматривается в контексте психологии труда и профессионального обучения. Однако следует также учитывать то воздействие, которое оказывает данная проблема и ее разрешение на весь жизненный путь человека. Это первый в жизни большинства людей нормативный, т.е. обязательный, вынужденный выбор, от которого нельзя уйти (хотя можно отложить — эту функцию выполняют некоторые варианты продолжения обучения в техникуме или вузе, выбираемые частью выпускников по критерию доступности). Как бы то ни было, в нашем обществе именно этот момент жизни является переломным для социальной позиции, поскольку считается, что разница между студентом и работающим меньше, чем между студентом и школьником, хотя образ жизни в последнем случае меняется меньше. Человеку необходимо, завершая определенный этап своей жизни, определить дальнейший путь, причем ответственность за выбор ложится на его собственные плечи. Лишь некоторым школьникам, в силу экстремальных семейных обстоятельств, приходится раньше сталкиваться с ситуацией столь же значимого экзистенциального выбора; большинство же  обычно оказываются, не готовы, как к самому выбору, так и к принятию ответственности за него.

Проблема свободы порождает значительные трудности, так как предполагает ответственность за свой выбор. Такая свобода становится для многих выпускников общеобразовательных школ неподъемной ношей, т.к. они не представляют своей профессиональной карьеры, не адекватно оценивают свою профессиональную перспективу. Это происходит из-за того, что они не имеют достаточной информации о потребностях рынка. Не имеют ценностных представлений о самой профессии, смещая ориентиры на выбор предпочитаемого, желаемого образа жизни с ее помощью, т.е. профессия для выпускников выступает уже как средство для достижения желаемого образа жизни, а не как существенная часть его самого. Затруднения в профессиональном самоопределении влияют на выбор жизненного пути. Адекватно выбранная профессия является ценностью личности, дает ей возможность самореализоваться, стать профессионалом в своем деле, выжить в условиях конкуренции. Наибольшей сензитивностью в развитии самоопределения обладает личность в юношеском возрасте.

Опираясь на исследования мотивационной структуры личности и профессионального самоопределения, а также возрастных особенностей развития человека в ранней юности, мы определили цель исследования, как изучить особенности мотивации выбора будущей профессии у старшеклассников.

Задачи:

  • провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме мотивации выбора профессии;
  • выявить особенности мотивов выбора профессии старшеклассниками;
  • изучить факторы привлекательности будущей профессии;
  • разработать рекомендации.

Данная работа состоит  из: ведения, двух глав, заключения, списка используемых источников. Объем работы составляет 29 страниц.

ГЛАВА 1. Теоретические  подходы к изучению профессионального  и личностного самоопределения  в старшем школьном возрасте

1.1 Представления старшеклассников  о будущей профессии

Проблема профессионального  самоопределения, представлений о  своем профессиональном «Я» тех, кто завтра выйдет на рынок труда и будет производительной силой общества, является чрезвычайно актуальной.

Процесс окончательного принятия решения о выборе профессии  и профессионального учебного заведения, рода работы осуществляется в выпускных классах общеобразовательной школы. Большинство ученых-исследователей, занимающихся изучением факторов, влияющих на этот выбор, выделяют 8 факторов:

  1. Позиция членов семьи. Часто семья является доминирующим фактором при выборе той или иной специальности. Семья может относиться уважительно или неуважительно к выбору специальности и учебного заведения. Методы влияния семьи на выбор могут быть самыми разными: от мягких (совет) до жестких (строгое указание с угрозами).
  2. Учебные заведения, представленные на территории проживания. Часто в небольших городах и тем более в сельской местности нет достаточного спектра учебных заведений, а следовательно, и спектра тех специальностей, которые могли бы получать молодые люди. В такой ситуации родители выпускника должны решить вопрос о том, чтобы отправить его на обучение в то место, где выбор специальностей широк, либо сделать выбор из имеющихся альтернатив.
  3. Позиция друзей. Иногда выбор учебного заведения или специальности осуществляется «за компанию».
  4. Престиж. Часто выпускники школ стремятся овладевать теми специальностями, которые являются модными. Но не всегда в них есть потребность на рынке труда той территории, на которой проживает человек.
  5. Позиция учителей и школьных педагогов. Педагоги могут увидеть задатки и склонности школьника, но, к сожалению, не всегда ими даются профессиональные рекомендации.
  6. Информированность. Наличие достаточного количества доступной для выпускников школ информации о структуре рынка труда той или иной территории, где планирует в дальнейшем работать выпускник школы (очень важна прогнозная информация о том, какова будет структура рынка труда на момент окончания учебного заведения).
  7. Личные профессиональные планы. Совокупность представлений самого выпускника школы о том, чем же он хочет заниматься в дальнейшем.
  8. Способности, склонности. Наличие особых задатков и особенностей личности, которые помогают ей в той или иной деятельности, способствуют наиболее эффективно справляться с поставленными задачами, порождает особый интерес к деятельности.

Как правило, перечисленные факторы влияют на выбор будущей специальности примерно в той последовательности, в которой они перечислены. То есть чем выше расположен фактор, тем большую силу он имеет.

Таким образом, личные профессиональные планы выпускника школы, его способности и склонности часто не учитываются при выборе специальности. Наибольшее влияние имеют мнение родственников, позиция друзей, товарищей, наличие того или иного учебного заведения в населенном пункте. Как видим, об осознанном выборе говорить не приходится. Способности, склонности и личностные профессиональные планы стоят в этом списке на последних местах. На первых местах стоят мнение окружающих и вынужденная необходимость (отсутствие учебного заведения или необходимой специальности). Вывод очевиден – осознанный выбор специальности и учебного заведения способны сделать единицы.

Однако выбор профессии  не может основываться только на способностях человека. Профессиональное самоопределение  является частью личностного самоопределения, человек выбирает те профессии, которые отвечают сложившимся у него представлениям о самом себе, те, в которых он может самоутвердиться.

Поэтому следует отметить еще одну проблему осознанного выбора будущей профессии на современном  этапе, обусловленную социально-экономическими переменами в нашей стране. Развитая рыночная экономика базируется на продуктивном типе личности, нацеленном на созидание себя, а также духовных и материальных ценностей. Из плановой же экономики «вышел» непродуктивный тип, живущий ожиданиями льгот и материальных благ, не связанных с результатами его собственного труда.

В результате в установке  современной молодежи «через высшее образование к высокооплачиваемой работе» прослеживается отсутствие или игнорирование продуктивных установок, нацеленных на рост и развитие своего потенциала: диплом по «престижной» специальности рассматривается как возможность повысить конкурентоспособность на рынке труда и «допуск» к работе с высокой зарплатой. Этот факт подтверждают результаты исследования мотивов выбора профессии у российских и немецких студентов экономических специальностей, проведенного П. И. Дыниным. У немецких студентов превалирует стремление стать личностью, а не иметь высокие доходы. Это отражается в высоком рейтинге таких мотивов, как стремление к интересной деятельности, возможность действовать самостоятельно, возможность делать нечто разумное.

Для российских студентов  ведущим мотивом является возможность  получения высокого дохода. Сравнивая  результаты опроса 2001 года с результатами 1998 года, П.И. Дынин отмечает тенденцию неуклонного падения рейтинга ценностей развития и самореализации в системе ценностей труда российской молодежи.

Из вышеизложенного  следует, что у большинства молодых  людей выбор профессии основывается на существующих в обществе стереотипах, что мешает найти себя в мире профессий и создает психологические трудности. Первая трудность: расхождение понятий «работа» и «профессия». Вторая трудность: расхождение между оплачиваемостью работы и собственными интересами.

Специфика трудностей, связанных с профессиональным самоопределением, получением образования и дальнейшим трудоустройством молодых людей в современных условиях, требует поиска новых форм работы по решению этих трудностей.

Главной целью консультационного  сопровождения профессионального  самоопределения молодежи в условиях рыночной экономики является, на наш взгляд, осознание молодыми людьми своей автономности и принятие ими ответственности за свою образовательную траекторию и карьерный рост. Автономная личность имеет представление о своих способностях и интересах, достоинствах и недостатках, о возможных объективных препятствиях и путях их преодоления. В общем, ее отличают активная жизненная позиция и установка на достижение успеха.

Основой выбора профессии  сегодня являются представления  личности о будущем, которые выводят ее за рамки наличной ситуации и являются программой ее развития. Автономная личность ориентируется в мире профессий: осознает смысл профессиональной деятельности, знает требования профессий и перспективы их развития, способна согласовать профессиональную деятельность с другими важными жизненными контекстами (семейная жизнь, хобби и т. д.)

Поведение автономной личности на рынке труда предполагает общую  ориентировку в социально-экономической  ситуации, знание вакансий, а также наличие навыков поиска работы, составления резюме, прохождения собеседования и т. д. Личность, которая не готова удовлетворять требованиям реальности, оказывается невостребованной. Относительный баланс между спросом и предложением рабочей силы может быть достигнут при наличии профессиональной компетентности. Таким образом, вектор профориентационной работы должен быть смещен с позиции «Кем быть?» на позицию «Каким стать?».

Итак, помимо собственного социального опыта личности, установка  может быть продуктом стихийной или целенаправленной коммуникации, особенно тех видов массовой коммуникации, которые предполагают высокую степень сопереживания происходящим событиям.

Профессиональные установки  выражают собой личностную активность субъекта деятельности и относятся к смысловым установкам, возникающим в ходе общего и профессионального развития.

Для эффективного профессионального  выбора необходимы: дифференцированность Я-концепции субъекта профессионального  развития, доверие к себе; рациональность решения жизненных задач; достижение автономии; ориентация на будущее; сформированность профессиональных интересов и общих трудовых навыков; некоторый опыт практической работы. На основе описания зрелых профессиональных установок конструируются средства диагностики их индивидуально-специфических проявлений.

Таким образом, личные профессиональные планы выпускника школы, его способности  и склонности часто не учитываются  при выборе специальности. Наибольшее влияние имеют мнение родственников, позиция друзей, товарищей, наличие  того или иного учебного заведения в населенном пункте. Осознанный выбор специальности и учебного заведения способны сделать единицы.

Однако, личные профессиональные планы выпускника школы, его способности  и склонности часто не учитываются  при выборе специальности. У большинства молодых людей выбор профессии основывается на существующих в обществе стереотипах, что мешает найти себя в мире профессий и создает психологические трудности.

1.2 Особенности формировании ценностных  ориентаций старшеклассников

Старший школьный возраст характеризуется активным формированием так называемого чувства взрослости, которое является показателем определенного уровня самосознания и играет важную роль в формировании ценностных ориентаций старшеклассников.

Выбор профессии молодым  человеком принадлежит к категории так называемых разовых решений, поэтому ошибки, совершаемые учениками в профессиональном самоопределении, дорого обходятся как обществу, так и самим молодым людям.

Поэтому столь велика роль педагога, родителей в формировании и коррекции профессиональных планов молодежи, в поиске наиболее оптимальных путей воздействия на молодых людей в процессе профессионального становления. Чрезвычайно важно для учителя, семьи, в которой воспитывается ребенок, иметь представление о тех сложных социально-психологических процессах, которые обусловливают выбор той или иной профессии, способствуют удовлетворенности профессией на последующих этапах социально-профессионального самоопределения.

Многочисленные исследования, проведенные социологами, психологами, педагогами, показывают, что огромную роль в формировании жизненных планов молодежи, в реальном выборе профессии играют ценностные ориентации старшеклассников.

Сам процесс формирования ценностных ориентаций молодежи представляет собой сложный социально-психологический феномен, на который оказывают влияние и межличностные отношения подростка со сверстниками, и семья, и школьный учитель, тренер, руководитель кружка. Наряду с другими факторами (семейные традиции, характер эмоционального контакта взрослых членов семьи с ребенком и пр.) уровень образования и квалификации родителей оказывает существенное воздействие на выбор профессии старшеклассником.

Информация о работе Психологические особенности выбора профессии