Психологические последствия насилия у детей и взрослых

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 12:04, контрольная работа

Краткое описание

Говоря о насилии по отношению к детям, часто употребляют два основных понятия: собственно насилие над детьми и жестокое обращение с детьми. Эти термины применяются в Х Международной классификации болезней и причин смерти, по которой кодируются документы лечебных учреждений в России.
В Белоруссии нет ни единого подхода к определению понятий «насилие» и «жестокое обращение», более того, существует большое количество других понятий, используемых при описании одной и той же проблемы. Например, злоупотребление, принуждение, эксплуатация, синдром опасного обращения с детьми, управление и манипуляция их поведением.

Содержание

1. Определение общих понятий
2. Психологические последствия насилия у детей.
3. Психологические последствия насилия у взрослых.
Вывод
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

на печать контрольная последняя 6 курс.docx

— 44.34 Кб (Скачать файл)

Учреждение образования

 «Белорусский государственный  педагогический университет имени  Максима Танка»

Факультет психологии

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 По предмету:

«Психологическая помощь семье в ситуации кризиса»

 

       Тема: «Психологические последствия насилия у детей и взрослых »

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила:

       студентка 6 курса

                                                                                             602 группы

                                                                                                          

                                                                               Факультета психологии

                                                Заочной формы обучения

                                                                   Чемодурова Ю.С.                                                                      

 

 

 

 

 

                                                  Минск-2014

                                             План:

1.  Определение  общих понятий

         2.Психологические последствия насилия  у детей.

         3. Психологические последствия насилия у  взрослых.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                    

 

 

 

 

 

                     

 

 

 

                  Определение общих понятий

 

Говоря о насилии по отношению к детям, часто употребляют два основных понятия: собственно насилие над детьми и жестокое обращение с детьми. Эти термины применяются в Х Международной классификации болезней и причин смерти, по которой кодируются документы лечебных учреждений в России.

В Белоруссии нет ни единого подхода к определению понятий «насилие» и «жестокое обращение», более того, существует большое количество других понятий, используемых при описании одной и той же проблемы. Например, злоупотребление, принуждение, эксплуатация, синдром опасного обращения с детьми, управление и манипуляция их поведением. Имеется много ошибочных представлений, когда люди испытывают насилие и не считают это насилием, потому что воспринимают силу как норму. В большинстве случаев люди склонны относить к насилию лишь незначительную часть случаев, которые наносят ущерб здоровью человека, т.е  попадают под действие уголовного кодекса.

В самом общем виде под насилием понимают форму принуждения со стороны одной группы людей (одного человека) по отношению к другой группе (отдельному человеку) с целью приобретения или сохранения определенных выгод и привилегий, завоевания политического, экономического и любого другого господства. «Насилие, - отмечает один из исследователей этого понятия Г.Н. Киреев, - особый тип отношений между людьми сложившийся на базе противоположного отношения к природным, объективным условиям их существования, и, несмотря на то, что субъективный фактор опосредован и определен материальными отношениями, насилие существует там, тогда и постольку, где, когда и поскольку имеет место присвоение, подавление, подчинение воли субъекта, господство над ней».

Формы насилия многообразны, условно их можно подразделить на экономические, социальные, политические, идеологические, физические и др.

Насилие может иметь вид физического, эмоционального и вербального, психического и сексуального. Эти виды насилия включают широкий диапазон различных действий.

Физическое насилие – это нанесение физических повреждений ребенку или риск таких повреждений. Физическое насилие включает в себя такие действия, как удары кулаком, избиение, удары ногой, трясение, кусание, поджигание, удушение, погружение в горячую воду, вызывающие внешние (синяки, переломы костей, шрамы, ожоги, кровоизлияния сетчатки) или внутренние повреждения.

Психологическое насилие – это постоянно повторяющиеся унижения, оскорбления, издевательства или терроризирования (угрозы, подвергание опасности) ребенка. Часто психологическое насилие обозначают как эмоциональное насилие (по направленности на эмоциональную сферу психического) и вербальное насилие (по способу нанесения травмы). Эмоциональное и вербальное насилие характеризуется присвоением кличек, оскорблением, угрозой физической расправы или ущерба, криком и проявлением гнева, отказом во взаимоотношениях (эмоциональная и вербальная изоляция), давлением или принуждением выполнять то, что человек выполнять не хочет.

Сексуальное насилие – это сексуальное поведение взрослого, вовлекающего в сексуальные действия ребенка, или сексуальная эксплуатация ребенка. Сексуальное насильственное поведение может включать другие действия, кроме изнасилования. Его диапазон широк и включает нежелательные сексуальные комментарии и взгляды; словесные оскорбления и скабрезные замечания; эксгибиционизи (демонстрация половых органов); нежелательные прикосновения и ощупывания частей тела; вуйеризм (систематическое подглядывание); обман (особенно в отношение детей и подростков) и запугивание, шантаж и принуждение к близости через физический вред или угрозу вреда семье, друзьям; настойчивое давление и принуждение к проституции; сообщение информации, несоответствующей возрасту, инцест; демонстрация порно и развратные действия, а так же непристойные телефонные звонки. Крайней степенью сексуального насилия является изнасилование.

Сексуальное насилие в отношении детей включает большое количество действий и дополняется такими из них как принуждение или поощрение ребенка совершать сексуально окрашенные прикосновения к телу взрослого или ребенка, принуждение к обнажению, вовлечение в оргии и ритуалы, сопровождаемые сексуальными действиями. Отметим, что не все сексуальные насильственные действия включают раздевание и прикосновения.

.

                   Психологические последствия насилия у детей.

 

Проблема влияния экстремального опыта на психику детей является одной из самых актуальных в психологии развития, поскольку травматизация и виктимизация детей широко распространены в современном обществе. События последних лет заставляют обратить внимание специалистов на то, что именно дети оказываются особенно уязвимыми к их воздействию. Множество событий могут оказать травмирующее влияние на психику ребенка: К их числу относятся природные и техногенные катастрофы, военные конфликты. Такие события носят глобальный характер, их последствия затрагивают множество людей, в числе которых дети составляют значительную часть. Другого рода негативные воздействия на психику ребенка связаны с такими объективными факторами, как тяжелые соматические заболевания, смерть близкого человека, пожары и автокатастрофы. От подобного несчастья не может быть застрахован ни один человек.

Но особое место в этом списке занимает совершение физического или сексуального насилия по отношению к ребенку. Ребенок страдает от действий другого человека. Более того, насильником; в подавляющем большинстве случаев является член семьи ребенка или близкий знакомый. Еще одним важным отличием насилия является его направленность. Жестокие действия совершаются по отношению к конкретному ребенку с целью нанесения вреда именно ему. Поэтому ребенок, подвергнутый насилию, становится жертвой в самом полном смысле этого слова.

В обществе до сих пор существует стереотип, что насилие над детьми -это явление крайне редкое. В России официальной статистики относительно распространенности насилия нет, однако такие исследования проводились за рубежом. По разным данным в Европе от 6 до 62% женщин и от 1 до 31% мужчин испытали сексуальное насилие до шестнадцатилетнего возраста.

Физическому насилию в Европе подвергается от 5 до 50% детей до  6 лет. Мало оснований полагать, что в нашей стране положение дел обстоит иначе.

В обществе факт пережитого насилия, как правило, воспринимается как постыдный, поэтому тайну пережитого человек скрывает на протяжении всей жизни, в то время, как о других видах травмирующих он может рассказать без стыда и получить помощь специалистов. Латентность насилия над ребенком имеет под собой множество причин. Когда жертвой насилия становится взрослый человек, он всегда понимает, что случившееся с ним — неправильно и выходит за рамки нормальных человеческих отношений. Ребенок же в силу отсутствия жизненного опыта может полагать, что насильственные взаимоотношения, являются нормальными. Поэтому он молчит и не просит о помощи. В связи с этим , специалистам становится известно лишь о небольшой доле фактов насилия над детьми. В связи со скрытостью насилия очень сложно исследовать природу его воздействия и последствия пережитого насилия для ребенка.

Совершенно очевидно, что пережитое насилие оказывает широкое травмирующее воздействие на психику ребенка. Последствия насилия могут носить как непосредственный (актуальный), так и отсроченный характер и касаются не только самой жертвы, но и ее ближайшего окружения и общества в целом.

Ребенок-жертва насилия страдает с самого детства, он обречен нести на своих плечах груз страшной тайны произошедшего. Насилие может вызывать нарушения в его поведении, эмоционально-мотивационной, социальной и познавательной сфере. Окружение такого ребенка также страдает из-за деструктивных изменений в его психике.

Помимо непосредственного влияния, насилие, пережитое в детстве, также может приводить к отсроченным последствиям, зачастую влияющим на всю последующую жизнь. Оно может способствовать формированию специфических семейных отношений, особых жизненных сценариев. Исследования ,показали, -что взрослые люди, пережившие насилие в детстве ,сами совершают насильственные дети по отношению к собственным детям, супругам или другим людям.

Подростки, пострадавшие от насилия, переживают последствия произошедшего особенно тяжело, в силу анатомо-физиологических, гормональных, эмоционально-личностных и психосексуальных изменений, происходящих в подростковом возрасте.

Очевидно, что необходимо как можно раньше диагностировать факт насилия над ребенком и оценить его последствия для психики. Это важно как для психического здоровья самого ребенка, над которым висит тайна насилия, так и для общества в целом, поскольку насилие, перенесенное в детстве, имеет тенденцию воспроизводить себя от поколения к поколению. Такой ребенок, став взрослым, может причинить вред другим в том случае, если не получает своевременной и адекватной помощи.

До недавнего времени в нашей стране тема насилия была закрыта. Следствием этого является острый дефицит квалифицированных специалистов, способных работать в области психологической реабилитации таких детей.

Однако следует отметить, что социальное табу относительно насилия над детьми за последние годы постепенно снимается. Специалисты - психологи, социологи, клиницисты и педагоги все чаще делают эту сложную проблему предметом своих исследований. Тем не менее, практическое применение уже имеющихся знаний по этому вопросу по-прежнему остается на крайне низком уровне.

Насилие по своим последствиям относится к самым тяжелым психологическим травмам. Поэтому важность изучения влияния насилия на личность ребенка трудно переоценить. Своевременная и точная диагностика последствий насилия над ребенком является необходимым условием продуктивного терапевтического вмешательства, поэтому в распоряжении специалистов должны быть адекватные методики исследования психологических особенностей детей, переживших травматические события. Таким образом, изучение психологических особенностей детей, переживших насилие, и разработка методов оценки последствий травматических переживаний являются очень актуальными для психологической реабилитации этих детей.

1. Насилие, совершенное по отношению  к ребенку, является одной из  самых тяжелых психологических  травм. Дети, ставшие жертвами насилия, по сравнению с детьми, пережившими  травмирующее событие ненасильственной  природы, демонстрируют более интенсивные  посттравматические реакции. Центральное  место в картине посттравматического  стресса у детей занимают признаки избегания напоминаний о травмирующей ситуации.

2. У детей, переживших травмирующее  событие, межличностная, самооценочная и школьная тревожность значительно выше, чем у нетравимрованных детей. Насилие, источником которого является намеренное действие другого человека, оказывает серьезное влияние на отношение ребенка к себе и подрывает доверие к другим людям. В результате, по сравнению с детьми, имеющими другой травматический опыт, у этих детей повышена межличностная и самооценочная тревожность.

3. Для травмированных детей характерна  невысокая самооценка Специфическим  последствием насилия является  низкий уровень притязаний.

4. Переживание травматического  опыта приводит к значительному  повышению агрессии у детей. По  сравнению с другими видами  травматического опыта, насилие  оказывает более сильное влияние  на такие проявления агрессии, как склонность к физической  агрессии, и обиде и подозрительности.

5. Методика полу структурированного  интервью, разработанная в ходе  исследования, позволяет оценить  выраженность посттравматического  стресса у детей, подвергшихся  разного рода травматизации.

Дети, пережившие психологическую травму, чувствуют себя уязвимыми и некомпетентными. Развивающаяся у них в результате этого повышенная тревожность имеет очень большое значение в картине изменений личности ; травмированного ребенка. Пережив травматический эпизод, ребенок чувствует, что он изменился: стал более нервным, раздражительным, рассеянным, вечно чего-то опасающимся. Он ощущает себя менее успешным в значимых видах деятельности. Это может приводить к тому, что ребенок становится более тревожным в ситуациях; связанных с оценкой себя как личности, своего будущего или продуктов своей деятельности.

Травмированные дети склонны оценивать себя, основываясь на том, как их оценивают окружающие люди, поскольку их собственный образ "Я" и восприятие мира в, значительной степени были подвергнуты разрушительному воздействию травмы.

У детей, переживших насилие, развивается полная картина посттравматического стресса, причем он более интенсивен, чем у детей, переживших другой травматический; опыт. Центральное место в протекании посттравматического стресса у детей - жертв насилия занимает критерий С (упорное избегание стимулов, связанных с травмой; и скованность общего реагирования). Такие дети избегают любого напоминания о насилии: мыслей; разговоров, мест или людей, которые могут напомнить, ребенку о произошедшем. В результате такие они не всегда могут вспомнить детали случившегося с ними, а иногда эпизоды, связанные с насилием, амнезируются на много лет.

Информация о работе Психологические последствия насилия у детей и взрослых