Психологический климат в коллективе, управленческие аспекты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 14:34, курсовая работа

Краткое описание

Эффективность совместной деятельности во многом зависит от оптимальной реализации личностных и групповых возможностей. Благоприятная атмосфера в группе не только продуктивно влияет на результаты ее, но и перестраивает человека, формирует его новые возможности и проявляет потенциальные. В связи с этим возникает необходимость в оптимизации стиля межличностного взаимодействия.
Социально – психологические методы управления позволяют влиять на интересы людей. Регулировать межличностные отношения в коллективе, влияют на формы и развития трудового коллектива.
Социально- психологические методы представляют собой совокупность приемов и способов социально – психологического воздействия на трудовой коллектив.

Содержание

С.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………………………
3
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В КОЛЛЕКТИВЕ ...……...………………………………
4
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В КОЛЛЕКТИВЕ ……
9
МЕХАНИЗМЫ СПЛОЧЕНИЯ КОЛЛЕКТИВА ……………………………………………...
11
ПРИЛОЖЕНИЕ ………… ………………………………………………………………………
15
ШТАТНОЕ РАСПИСАНИЕ ..…………………………………………………………………..
16
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ……………………………………………………………………
17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………………….
18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………...…………………………………………………………….
19

Вложенные файлы: 1 файл

Психологический климат.doc

— 186.50 Кб (Скачать файл)


МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТОРГОВЛИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

МУРМАНСКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине: Управленческая психология.

 

тема: психологический климат в  коллективе,

управленческие аспекты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МУРМАНСК

2004

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

С.

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………………………

3

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В КОЛЛЕКТИВЕ ...……...………………………………

4

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ  КЛИМАТ В КОЛЛЕКТИВЕ ……

9

МЕХАНИЗМЫ СПЛОЧЕНИЯ КОЛЛЕКТИВА ……………………………………………...

11

ПРИЛОЖЕНИЕ ………… ………………………………………………………………………

15

ШТАТНОЕ РАСПИСАНИЕ ..…………………………………………………………………..

16

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ……………………………………………………………………

17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………………….

18

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………...…………………………………………………………….

19


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В условиях современной научно-технической  революции постоянно растет интерес к явлению социально-психологического климата коллектива. Актуальность данной проблемы диктуется прежде всего возросшими требованиями к уровню психологической включенности индивида в его трудовую деятельность и усложнением психической жизнедеятельности людей постоянным ростом их личностных притязаний. Совершенствование социально-психологического климата коллектива – это задача развертывания социального и психологического потенциала общества и личности, создания наиболее полнокровного образа жизни людей. Формирование благоприятного социально-психологического климата трудового коллектива является одним из важнейших условий борьбы за рост производительности труда и качество выпускаемой продукции. Вместе с тем, социально-психологический климат является показателем уровня социального развития коллектива и его психологических резервов, способных к более полной реализации. А это, в свою очередь, связано с перспективой возрастания социальных факторов в структуре производства, с совершенствованием как организации, так и условий труда. От уровня оптимальности социально-психологического климата каждого отдельного трудового коллектива во многом зависит и общая социально-политическая, идеологическая атмосфера общества, страны в целом.

Значимость социально-психологического климата определяется также тем, что он способен выступать в качестве фактора эффективности тех или  иных социальных явлений и процессов, служить показателем как их состояния, так и их изменения под влиянием социального и научно-технического прогресса. Социально-психологический климат выступает также в качестве полифункционального показателя уровня психологической включенности человека в деятельность, меры психологической эффективности этой деятельности, уровня психического потенциала личности и коллектива, масштаба и глубины барьеров, лежащих на пути реализации психологических резервов коллектива.  (Парыгин Б.Д. )

Эффективность совместной деятельности во многом зависит от оптимальной реализации личностных и групповых возможностей. Благоприятная атмосфера в группе не только продуктивно влияет на результаты ее, но и перестраивает человека, формирует его новые возможности и проявляет потенциальные. В связи с этим возникает необходимость в оптимизации стиля межличностного взаимодействия.

Социально – психологические  методы управления позволяют влиять на интересы людей. Регулировать межличностные  отношения в коллективе, влияют на формы и развития трудового коллектива. 

Социально- психологические  методы представляют собой совокупность приемов и способов социально  – психологического воздействия  на трудовой коллектив.

 

 

Кадры являются основой  любой организации. Без людей  нет организации. Магазин «Мурманские сувениры» живет и функционирует только по тому, что в ней есть люди. Люди в организации создают ее продукт, они формируют культуру организации и ее внутренний климат, от них зависит то, чем является организация. Люди, работающие в организации очень сильно отличаются друг от друга по многим параметрам: пол, возраст, образование, национальность, семейное положение и т.п. все эти отличия могут оказывать серьезное влияние как на характеристики работы и поведение отдельного работника, так и на действия и поведения других членов организации.

 

Социально-психологические  методы управления.

 

Методы социального  нормирования.

 

Разработка и утверждение  коллективом норм поведения. (кодекс чести и т.п.).

     

Методы воспитания.

Понятие форм морали через агитацию ,убеждение и т.п.

     

Методы поведения социально-трудовой активности.

 

Соревнование, обмен опытом, новаторство, критика, самокритика, пропаганда, агитация и т.д.

     

Методы социальной преемственности.

 

Посвящение в рабочие, чествование ветеранов, торжественные собрания, вечера, конкурсы на лучшего по профессии.

     

Методы социального  стимулировании.

Поощрения коллективов.


 

Управление персоналом связано с использованием возможности  работников для достижения целей организации. Кадровая работа включает в себя следующие элементы:

    • Подбор и расстановка кадров;
    • Обучение  и развитие кадров;
    • Компенсация за выполненную работу;
    • Создание условий на рабочем месте;
    • Поддержание отношений с профсоюзами и разрешение трудовых споров.

 

Результаты работы состоят из двух частей. Первая – то чего человек добился для себя, реагируя на стимулы, какие собственные проблемы, вызванные стимулирующими воздействиями он решил. Вторая – что он сделал для организационного окружения, для организации в ответ на стимулирующие воздействия, которое организация применяла по отношению к человеку.

Свести, сделать соответствующими друг другу ожидания человека и ожидания организации очень трудно, так  как они складываются из множества  отдельных ожиданий, для стыковки которых нужно обладать искусством управления высокого класса.

Группу основных ожиданий индивида составляют ожидания по поводу:

    • Содержание, смысла и значимости работы;
    • Оригинальности и творческого характера работы;
    • Увлекательности и интенсивности работы;
    • Степени независимости, прав и власти на работе;
    • Степени ответственности и риска;
    • Престижности и статусной работы;
    • Степени включенности работы в более широкий деятельный процесс;
    • Безопасности комфортности условий на работе;
    • Признания и поощрения хорошей работы;
    • Заработной платы и премий;
    • Социальной защищенности и других социальных благ, предоставляемой организации;
    • Гарантии роста и развития;
    • Дисциплины и других нормативных аспектов, регламентирующих поведения на работе;
    • Отношений между членами организации;
    • Конкретных лиц, работающих в организации;

 

Для каждого индивида комбинация этих отдельных ожиданий, формирующая его обобщенное ожидание по отношению к организации, различна. Причем структура ожидания, и относительная степень зависимости отдельных ожиданий от индивида сама зависит от множества таких факторов, как его личностные характеристики, цели, конкретная ситуация в которой он находится, характеристики организации и т.п.

Организация ожидает  от человека, что он проявит себя как:

    • Специалист в определенной области, обладающий определенными знаниями и классификацией;
    • Член организации, способствующий ее успешному функционированию и развитию;
    • Человек, обладающий определенными личностными и моральными качествами;
    • Член организации, способный коммуницировать и поддерживать хорошие отношения с коллегами;
    • Член организации, разделяющий ее ценности;
    • Работник, стремящий к улучшению своих исполнительских способностей;
    • Человек, преданный организации и готовый отстаивать ее интересы;
    • Исполнитель определенной работы готовый осуществлять ее  с должной отдачей и на должном качественном уровне;
    • Член организации, способный занять определенное место в нутрии организации и готовый взять на себя ответствующее обязательство и ответственность;
    • Сотрудник, следующий принятым в организации нормам поведения, распорядку и распоряжениям руководства;

 

Комбинация ожидания организации по отношению к человеку, а также степень значимости для  организации каждого отдельного ожидания могут отличаться у разных организаций. Поэтому нельзя предложить единой универсальной модели ожидания организации по отношению к человеку, а также нельзя предложить аналогичной модели ожидания человека по отношению к организации.

Вступая в организацию, человек должен уяснить для себя, каким нормам он должен следовать в общении с коллегами, как следует интерпретировать деятельность организации, в какой форме и по каким вопросам обращаться к руководству, в каком виде принято ходить на работу как принято распоряжаться рабочим временем, а так же временем, отведенным для отдыха.

Если член организации  успешно выполняет свою роль, если при этом он сам лично удовлетворен характером, содержанием и результатами своей деятельности в организации и своего взаимодействия с организационным окружением, то не возникает конфликтных противоречий подрывающих взаимодействие человека и организации.

Ясность роли предполагает, что человеку, ее исполняющему, известно и понятно не только содержание роли, т.е. содержание его работы и способы  ее осуществления, но и связь ее деятельности с целями и задачами организации, ее место в совокупности работ, выполняемых коллективом.  Для выполнения своей роли работник наделяется правами, он берет на себя определенные обязательства перед организацией и получает определенный статус в организационном окружении.

Важными для эффективного управления и установления хороших  отношений в организации являются три типа расположения:

    • Удовлетворенность работой;
    • Увлеченность работы;
    • Приверженность организации.

То, насколько у работников развиты эти расположения, существенно определяет результаты их работы, количество прогулов, текучесть кадров и т.п.

Стабильность в поведении  человека играет большую роль в установлении его взаимоотношений с окружением. Если человек стабилен, ответственен и в челом предсказуем, то окружение воспринимает его положительно. Если же он постоянно не уравновешен, капризен и склонен делать непредсказуемые шаги, то коллектив негативно реагирует на такого человека.

В любой организации  человек работает в окружении  коллег товарищей по работе. Он является членом формальных и неформальных групп. И это оказывает на него исключительное большое влияние, либо помогая более полно раскрываться его потенциалу, либо подавляя его способности и желание работать производительно, с полной отдачей. Группы играют очень важную роль в жизни каждого члена организации.

Отношения между коллегами  образуют сложную, изменяющуюся, взаимосвязанную систему, в которых в исследовательских целях можно выделить несколько видов отношений. Каждый из них не существует абсолютно независимо от другого, их самостоятельность относительна, и точных границ между ними нет. Тем не менее, они качественно различаются.

Отношения в коллективе могут быть:

отношения по вертикали  — это межличностные связи, образующиеся между руководителями и подчиненными, лидерами и остальными членами коллектива, в целом между людьми, занимающими во внутриколлективной официальной должностной иерархии разное положение;

отношения по горизонтали  — это межличностные связи  членов коллектива, занимающих одинаковое официальное и неофициальное положение (коллеги);

официальные — отношения, возникающие на должностной основе. Они устанавливаются законом, регулируются уставами, положениями, утвержденными правилами;

неофициальные — складываются на базе личного отношения человека к человеку. Для них не существует общепринятых законов и норм, твердо установленных требований и положений;

деловые межличностные  — это отношения, которые возникают в связи с совместной работой людей или по ее поводу;

личные отношения складываются независимо от выполняемой работы. В слаженном коллективе формируется система деловых и личных взаимоотношений, которые хорошо дополняют друг друга и играют различную роль в удовлетворении потребностей и интересов членов коллектива.

Информация о работе Психологический климат в коллективе, управленческие аспекты