Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 13:40, реферат
В данной реферативной работе речь пойдёт об агрессии и агрессивном поведении, с которым каждый из нас, несомненно, хоть раз сталкивался в своей жизни. Кто-то выступал объектом агрессии, кто-то – наоборот, агрессором, кто-то встречался с демонстрацией неприязни и недоброжелательства, а кто-то – со словесным оскорблением и применением грубой физической силы
Введение 3
Глава 1. Теория агрессии 4
1.1 Основные сведения из теории 4
1.2 Психоанализ 5
1.3 Фрустрационная теория 6
1.4 Теория социального научения 8
Глава 2. Агрессия в повседневной жизни 10
2.1. Агрессия в семье …………………………………………………………10
2.2. Сверхагрессия………………………………………………………….....12
2.3 Причины агрессивного поведения 16
2.4 Профилактика агрессии 18
2.5 Поведение с агрессором 19
Заключение 21
Список используемой литературы 22
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МАРИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра Истории и Психологии
Реферат на тему:
«Психология агрессивности»
Йошкар-Ола
2012
Содержание
Введение
Глава 1. Теория агрессии
1.1 Основные сведения из теории
1.2 Психоанализ
1.3 Фрустрационная теория
1.4 Теория социального научения
Глава 2. Агрессия в повседневной жизни
2.1. Агрессия в семье …………………………………………………………10
2.2. Сверхагрессия……………………………………………
2.3 Причины агрессивного поведения6
2.4 Профилактика агрессии 18
2.5 Поведение с агрессором9
Заключение 21
Список используемой литературы 22
Введение
На протяжении всей истории люди, так или иначе, испытывали какие-либо переживания, и эти переживания были причиной разного рода поведения людей, ответной реакцией на них.
Человеку свойственен целый спектр чувств и эмоций. Какие-то из них психологи относят к положительным, какие-то – к отрицательным. Учёные всего мира на протяжении долгого времени изучали их, выводили теории, строили догадки. Однако стоит отметить, что по сей день вопрос эмоций остаётся открытым, и нет общего мнения об их природе.
В данной реферативной работе речь пойдёт об агрессии и агрессивном поведении, с которым каждый из нас, несомненно, хоть раз сталкивался в своей жизни. Кто-то выступал объектом агрессии, кто-то – наоборот, агрессором, кто-то встречался с демонстрацией неприязни и недоброжелательства, а кто-то – со словесным оскорблением и применением грубой физической силы
В первой части моей реферативной работы я приведу основные понятия из теории, а именно: понятие агрессии, её основные причины и виды.
Помимо этого, будут рассмотрены некоторые, на мой взгляд, наиболее важные и влиятельные теории о причинах зарождения негативных эмоций в человеке. Зигмунд Фрейд, Джон Доллард, Альберт Бандура – вот лишь неполный список людей, изучавших и внёсших бесценный вклад в развитие изучения агрессивности. Основные отличительные черты и выводы их работ будут также указаны мною.
Во второй части своей работы я упомяну и разберу некоторые методики, рекомендуемые психологами, и направленные на профилактику и борьбу с агрессивным поведением. Постараюсь перечислить основные источники агрессии в современном мире.
По итогам проделанной работы я сделаю соответствующие выводы и заключения.
Глава 1. Теория агрессии
Как уже было сказано, вопросом агрессивного поведения и агрессии в целом в разное время и разных странах занимались разные учёные. В этой главе я рассмотрю основные понятия, классификацию агрессии, а также три основные теории, авторами которых являются Зигмунд Фрейд, Джон Доллард и Альберт Бандура.
1.1. Основные сведения из теории
Сразу же стоит отметить, что между агрессией и агрессивностью есть некоторая разница. В первую очередь, агрессия – это состояние, а агрессивность – черта характера. [1, 315]
Существует много трактовок и определений слова агрессия, вот лишь некоторые из них:
Агрессия (от лат. aggressio — нападение) - эмоционально окрашенное жесткое целенаправленное нападение. Желание и готовность нанести урон, ударить, уничтожить. [2, 20]
Агрессия — мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам (правилам) сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательного переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т. п.). [1, 315]
Исходя из того, что агрессивное поведение – это одна из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психическом отношении жизненные ситуации, можно выделить основные причины агрессии. Итак, люди используют её, чтобы:
Влиять на окружающих и достигать определенные цели
Получить азарт новых переживаний, острых ощущений
Отстоять и/или поднять свой статус [3, 27]
В зависимости от формы проявления агрессия бывает:
Физическая - использование физической силы против другого лица или объекта; Вербальная - выражение негативных чувств через форму (ссора, крик, визг) или содержание вербальных реакций (угроза, проклятья, ругань)
Прямая - действия, которые непосредственным путем направлены на другое лицо; Косвенная - действия, характеризующиеся ненаправленностью и неупорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топанье ногами, битье кулаками по столу и т. п.)
Внешняя - направлена на окружающих; Внутренняя – направлена на себя: самообвинении, самоунижении, нанесении себе телесных повреждений вплоть до самоубийства
Защитная — агрессия в ответ на чьи-то агрессивные (или кажущиеся агрессивными) действия; Провоцирующая - первое проявление агрессии, "первая атака" [2, 32]
Теперь, ознакомившись с основными теоретическими сведениями, я перейду к исследователям природы агрессии и их основным работам.
1.2. Психоанализ
Основоположник психоанализа, Зигмунд Фрейд (1856-1939), австрийский психолог, психиатр, видел в агрессии врождённую инстинктивную форму поведения. Следовательно, какие-либо, даже самые положительные, изменения в социальной среде не способны предотвратить ее проявление. Максимум, что возможно - это ослабить её. [4, 151]
Относясь к вопросу агрессии метафорически, учёный выделил два основных человеческих инстинкта:
Эрос - основной инстинкт жизни, энергия которого направлена на упрочение, сохранение и воспроизведение жизни
Танатос - влечение к смерти, вся энергия которого направлена на разрушение и прекращение жизни [2, 178]
Изначально, правда, З.Фрейд настаивал на существовании только одного из этих инстинктов – Эроса, но ужасы Первой Мировой войны и личная болезнь учёного заставили его задумать о наличии второго, разрушающего инстинкта.
Психоаналитики сделали довольно пессимистический вывод относительно агрессии. З.Фрейд и его последователи считали, что она, будучи врождённой, не подлежит искоренению из человеческого существа даже при удовлетворении всех материальных потребностей и других положительных изменениях в структуре общества, поскольку, если энергия Танатоса не будет обращена вовне, это вскоре приведет к разрушению самого индивидуума.
По их мнению, решением накопления агрессии может стать совершение экспрессивных действий, не сопровождающихся разрушением, что, в свою очередь, послужит эффективным средством предотвращения более опасных поступков. Иными словами, с точки зрения З. Фрейда агрессия имеет биологическую (инстинктивную) природу и преодолеть ее невозможно, кроме как частично регулировать социальными нормами, придавая ей более или менее безобидные формы. [4, 193]
Критики психоанализа считают, что даже все вместе взятые экспериментальные исследования, цель которых заключалась в проверке различных психоаналитических теорий, не принесли никаких результатов. Ими отрицается существование хотя бы одного исследования, в ходе которого были бы получены убедительные доказательства существования процесса вытеснения, занимающего центральное положение в психоанализе.[3, 67]
Одним из критиков отношения З.Фрейда к теме агрессии являлся Джон Доллард, основоположник фрустрационной теории.
1.3. Фрустрационная теория
Фрустрацией называется психическое состояние, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей. [1, 327]
В противовес теоретическим концепциям Фрейда, несколько учёных положили начало интенсивным экспериментальным исследованиям агрессии. Одним из авторов фрустрационной теории возникновения агрессии является Джон Доллард (1900—1980) - американский антрополог, психолог. Изначально он и его единомышленники считали, что агрессия всегда является результатом фрустрации, но позднее эта теория неоднократно видоизменялась. Учёный подчёркивал, что важным фактором для прогнозирования фрустрации является характер индивида. От характера зависит, насколько интенсивно индивид будет реагировать на неё. [5, 49]
Фрустрационная теория имела много замечаний в свой адрес. Критиковалась схема «агрессия - фрустрация», опровергались два основных постулата Дж.Долларда:
Агрессия всегда есть следствие фрустрации
Фрустрация всегда влечет за собой агрессию [5, 41]
В ответ на критику сторонники фрустрационной теории видоизменили свою позицию. Представителем такой модифицированной формы теории обусловлевания агрессии и фрустрации является Леонард Берковиц. Он показывал влияние социально – психологических параметров - т.е. социального окружения, взаимоотношениями с другими социальными субъектами на проявление агрессивности в действиях человека. [3, 120]
Л.Берковиц ввел три существенных поправки в схему « агрессия – фрустрации»:
Фрустрация не обязательно реализуется в агрессивных действиях, но она стимулирует готовность к ним
Даже при состоянии готовности агрессия не возникает без надлежащих условий
Выход из фрустрирующей ситуации с помощью агрессивных действий воспитывает у индивида привычку к подобным действиям [5, 88]
Таким образом, в конечном итоге Л.Берковиц и некоторые последователи идей Дж.Долларда сделали некоторые выводы. Во-первых, ответной реакцией на фрустрацию может выступать не только агрессия. Во-вторых, фрустрация является лишь одним из факторов, влияющих на формирование агрессии, причём не самым важным. [2, 204]
Также Дж.Доллард проводил анализ подражания людей друг другу, что и послужило отправной точкой для ещё одной теории возникновения агрессии – теории социального научения..
1.4. Теория социального научения
Главным представителем теории социального научения является Альберт Бандура – канадский психолог 1925 года рождения, автор 6 книг на тему агрессивного поведения детей и подростков. Развил идеи Дж.Долларда о социальном научении.
Основной идеей этой работы является то, что агрессивное поведение развивается у детей, которые находятся в условиях научения на примерах агрессивного поведения взрослых. Учёный считал, что родители и учителя передают способы поведения детям, те, в свою очередь, служат объектом моделирования для одноклассников, воплощают усвоенные модели в фильмах и телепередачах, фиксируют накопленный опыт в книгах и учебниках.[6, 56]
Одним из самых известных экспериментов А.Бандуры является эксперимент с куклой Бобо. Показывая детям фильмы с поощрением агрессии, учёный обнаружил, что в этом случае дети склонны повторять увиденное, проявляя физическую силу по отношению к кукле Бобо, стоявшей в этой же комнате. [3, 81]
На основании этих исследований А.Бандура пришел к заключению, что гнев является проявлением общего возбуждения и способствует агрессии, но будет проявляться лишь только тогда, когда в данных условиях социально принимаются образцы гневных реакций. В ходе научения люди не только определенным образом реагируют, они также замечают произведенный ими эффект. Наблюдая за различными результатами своих действий, они вырабатывают гипотезы о том, какие реакции в данном случае являются более уместными, а какие — менее. Усвоенная таким образом информация в дальнейшем служит руководством к действию. [2, 111]
А.Бандура говорит о наличии реципрокной (от лат. reciprocus - возвращающийся, обратный, взаимный) связи между поведением, субъектными и средовыми переменными. Люди не приводятся в движение лишь внутренними силами. На них влияют, но и они оказывают влияние на свое окружение. [6, 48]
Критики теории научения А.Бандуры в лице некоторых американских учёных отмечали, что механизм подражания недостаточен для объяснения возникновения многих поведенческих актов. Учитывая эти возражения, А. Бандура включает в схему "стимул - реакция" четыре промежуточных процесса для объяснения того, как подражание модели приводит к формированию у субъекта нового поведенческого акта:
Внимание ребенка к действию модели. Требования к модели - ясность, различимость, функциональное значение. У наблюдателя при этом должен быть соответствующий уровень сенсорных возможностей.
Память, сохраняющая информацию о воздействиях модели.
Двигательные навыки, позволяющие воспроизвести то, что наблюдатель воспринимает.
Мотивация, определяющая желание ребенка выполнить то, что он видит. [6, 143]
Глава 2. Агрессия в повседневной жизни
В этой части своей реферативной работы я заведу речь о причинах возникновения и формирования агрессии в наши дни. Рассмотрю то, с чем может столкнуться каждый из нас, и предложу некоторые методики, рекомендуемые психологами, по избеганию или устранению агрессивного поведения.
2.1. Агрессия в семье
Агрессия отца по отношению к детям может быть результатом стереотипа воспитания, заложенного в детстве. Возможно, самого его отец воспитывал исключительно с помощью подзатыльников, и сейчас, став отцом, он подсознательно реализует именно эту модель поведения. В данной ситуации важно понять, осуждает ли он себя в душе или считает такой метод воспитания единственно правильным. Если он хотя бы на словах осознает порочность этого метода (а преодолеть заложенный в детстве стереотип поведения чрезвычайно трудно), тогда не все потеряно: уговорами и лаской вы вполне можете умерить его "педагогический пыл".