Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 16:09, реферат
Коммерческая психология для продавца - это умение учитывать психологию покупателя на всех этапах торгового обслуживания: учитывать мотивы, причины и цели, которыми руководствуется покупатели при приобретении товара: индивидуальные, половые, выростные, национальные и другие особенности спроса; психологические особенности воздействия торговой рекламы; психология моды как фактора, влияющего на спрос и предложение.
Коммерческая психология предполагает умение произвести благоприятное впечатление на партнера, поставщика, покупателя и т.д. К понятию психология близко примыкает понятия этика.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
Кафедра коммерции и логистики
Реферат по курсу «Психология коммерции»
Тема: «Психология коммерческого поведения в торговле»
Выполнил: студент 566 группы
Кочуров Дмитрий Алексеевич
г. Санкт-Петербург
2012 год
Коммерческая психология - это профессиональная психология, означающая психическую деятельность человека в коммерческой среде. Успех деятельности торгового работника зависит не только от его общей профессиональной подготовки, но и от знания коммерческой психологии.
Коммерческая психология для продавца - это умение учитывать психологию покупателя на всех этапах торгового обслуживания: учитывать мотивы, причины и цели, которыми руководствуется покупатели при приобретении товара: индивидуальные, половые, выростные, национальные и другие особенности спроса; психологические особенности воздействия торговой рекламы; психология моды как фактора, влияющего на спрос и предложение.
Коммерческая психология предполагает умение произвести благоприятное впечатление на партнера, поставщика, покупателя и т.д. К понятию психология близко примыкает понятия этика.
Этика - система
нравственного поведения
К задачам психологии торговли относятся:
а) изучение динамики спроса и путей активного воздействия на его формирование и развитие;
б) исследование психологических факторов воздействия на покупателей моды, рекламы, организации продажи товаров, оформление интерьеров магазинов;
в) разработка психологических аспектов научной организации труда в торговле;
г) разработка психологических рекомендаций по организации торговой сети и ее размещению;
д) выработка психологических критериев для оценки культуры торговли и ряд других.
Основной задачей торговой психологии является изучение поведения и взаимоотношений продавцов и покупателей.
Как правило, только определенного типа люди могут заниматься продажами. Рассмотрим некоторые из них.
Напористый, цепкий, агрессивный, прямолинейный. Это - настойчивый и агрессивный тип, если уж за что-то ухватился - не выпустит. Успех такого рода людей основывается на явной силе и бесстрашии. Несмотря на многочисленные отказы, он будет звонить, приезжать и продавать, продавать, преодолевая сопротивление. Неудачи для такого "бультерьера" - стимул, пробуждающий их силу. Преодоление трудностей его родная стихия. Но "бультерьеру" часто не хватает тактических и стратегических способностей.
Торговля притягивает людей очень активных, неутомимых. Такие продавцы как будто окутывают посетителя своей страстью и не дают ему вырваться, пока он не совершит покупку.
Хорошими продавцами и прекрасными специалистами могут стать молодые люди, обладающие упорным характером, не испытывающие стресса, не способные раздражаться, спокойные и надежные. Их не отпугнешь отказом, отсутствием ответов на телефонные звонки и т. п. Из их числа (но это происходит редко) появляются прирожденные работники торговли. Это сильные и дружелюбные люди, умеющие чью-то злую шутку обратить в безобидную и добрую. Они умеют слушать; искренне заинтересованы в том, чтобы познакомиться с сослуживцами поближе, узнать их привычки, предпочтения; они готовы помочь коллективу грамотно решать производственные задачи.
Одному продавцу (агенту) такой человек посоветует делать "холодные визиты" (это первый визит к потенциальному клиенту без его приглашения), другому - "обрабатывать" уже имеющихся клиентов, третьему посоветует укреплять взаимоотношения с отдельными крупными клиентами и т. д. Его отличает способность расставлять людей по таким позициям, на которых они могут добиться успеха. Подчиненные при помощи таких руководителей открывают в себе неожиданные способности и в то же время приобретают некоторые навыки, свойственные другим коллегам. Таких людей во всех сферах деятельности называют самородками. Их не бывает много; самородки в своей сфере деятельности обычно достигают совершенства.
Определите, в чем состоят ваши природные таланты! Если вы человек прямой и агрессивный - вы сможете найти кратчайший путь между началом и концом сделки. Нехватку терпения (а частенько и такта) вы С лихвой компенсируете своим бесстрашием.
Итак, рассмотрим кратко агрессивность как черту торгового агента.
Прямолинейные и агрессивные (напористые) торговые агенты в состоянии принять любой вызов и прийти к успеху. Если сказать такому человеку "нет" - это только заставит его работать еще усерднее. Но Агрессивный все-таки избегает клиентов, которых нужно долго завоевывать. Он бросает их и быстро идет дальше, если дело развивается слишком медленно. Девиз Агрессивного: "Если меня охватывают сомнения, если я в тупике, я принимаю решение. Любое, даже плохое решение порождает движение, действие, позже оно может быть скорректировано".
Если Агрессивный предлагает продукцию, имеющую массовый спрос, он - идеальный продавец. Но если рынок - небольшая ниша и число перспективных потребителей невелико, то Агрессивному делать здесь нечего.
Дружелюбный, сердечный. У Дружелюбного нет клиентов - у него есть друзья, коллеги и все они - "превосходные люди" (просто одни из них более превосходные, чем другие). Он испытывает удовольствие, обслуживая клиентов до, в процессе и после сделки. Он завоевывает благодарность покупателей и последующие сделки с ними даются ему легко. Все выражения неудовольствия клиентов Дружелюбный принимает близко к сердцу и непременно исправляет свою ошибку. Девиз Дружелюбного: "Всегда спешите давать первым".
Этот тип торговых агентов подсознательно чувствует что-то, недоступное другим, - предлагая свою услугу, он, может быть, ничего не получит в ответ немедленно, но породит в клиенте такую внутреннюю энергию, которая непременно приведет к ответному жесту.
Аристократ (начальник,
директор). В бизнесе важны внешний
вид и имидж. Многие виды низкокачественной
продукции и услуг могут продав
Аристократическая часть корпуса торговых агентов - это, попросту говоря, те, которые хотят стать теми, кто отдает распоряжения. Им ближе к сердцу ситуация, когда потребители приходят к ним, а не наоборот. "Аристократы" торговых работников превосходны в создании базы рекомендаций, произнесении приветственных речей; они прекрасно умеют завязывать отношения с "большими людьми", незаменимы в разработке и использовании рыночных инструментов и стратегий.
Аристократ
руководствуется следующей
Эрудит. Теперь, когда потребители становятся все более и более разборчивыми относительно качества продукции и сферы услуг на рынке, эрудированные торговые агенты в цене. Торговый агент такого типа -восходящая звезда новейшего времени. Эрудит имеет точное и всестороннее знание своей продукции.
Эрудит обладает способностью смягчать чувство страха и придавать всему оттенок глубокомыслия и уверенности в качестве продукции. Он может обратить в свою веру даже самых скептически настроенных потребителей. С точными знаниями ведь не поспоришь!
У эрудитов обычно
самый низкий процент замечаний
от покупателей. Столкнувшись с каким-либо
возражением, Эрудит быстро схватывает
факты, лежащие за этим возражением, и
подгоняет их под реальное положение вещей.
Его девиз: "Побеждает тот, кто обладает
наибольшими знаниями!"
Общение
с клиентами
Успех предприятий торговли непосредственно связан с тем, как их персонал общается с людьми. Сотрудники должны находить общий язык не только с коллегами, начальством, но и с постоянными и потенциальными клиентами. С первой минуты разговора по телефону и вплоть до того момента, когда клиент покинет предприятие, каждое слово в диалоге между сотрудником и покупателем является слагаемым успешной сделки.Это тем более важно, что общение между персоналом сервисного Предприятия и потребителями его услуг чаще всего происходит один на один.
Умение общаться с клиентом не сводится к простой коммуникабельности. Разговор с клиентом должен быть построен таким образом, чтобы его результатом стало приобретение товара (услуги) именно этого предприятия, а также повторный визит потребителя. В процессе грамотного общения с потребителями, услуг возможно:
Исследования показали, что в процессе общения обмен информацией происходит в трех направлениях: визуальный сигнал составляет 55% объема сообщения; тональность голоса передает 38% информации; и лишь 7% информации передается непосредственно в разговоре. Поэтому одинаково важно понимать, какую информацию передает продавцу клиент своими мимикой, жестами, позой и какую — движениями.
Клиент может почувствовать заботливое отношение к себе, если продавец ведет разговор с легким наклоном вперед, лицо его выражает соучастие. Открытость сотрудника предприятия по отношению к клиенту могут продемонстрировать неторопливые жесты, прямая ровная спина, спокойное выражение лица, нейтральный контакт глазами. Непринужденность в разговоре выражается улыбкой, широко раскрытыми глазами, спокойной и мягкой позой.
Считается недопустимым проявление агрессивности по отношению к потребителю услуг - напряженная поза с выдвинутым вперед подбородком, сложенными на груди руками, стиснутыми зубами и горящими глазами.
Голос и интонация несут 38% информации, которую люди передают и получают в процессе общения. Специалисты по технике речи утверждают, что низкий голос предпочтительней, так как он легче воспринимается на слух и звучит приятнее. Голос, лишенный интонации, звучит монотонно, не позволяет слушателю полностью воспринимать сказанное. Если к концу фразы интонация идет вверх, слушатель невольно ожидает продолжения.
Повседневная вежливость - самая важная составляющая в работе сферы услуг. Особое значение вежливость имеет при общении по телефону, поскольку собеседники лишены возможности видеть друг друга. Вежливый голос при телефонном разговоре должен звучать приятно, быть исполнен терпения и участия.
Голос может
быть тихим или громким. Громкость
голоса отражает интерес, искренность,
уверенность в сказанном, но вместе
с тем это может
Скорость речи также имеет немаловажное значение. Слишком медленная речь может раздражать собеседника, а при слишком быстром темпе внимание концентрируется не на содержании разговора, а на скорости речи.
Хорошая дикция, четкое произношение, профессиональная терминология, богатый словарный запас характерны для уверенного, делового, хорошо образованного человека. Расплывчатые формулировки, смазанное произношение создают иллюзию небрежности, звучат неубедительно.
При общении с клиентами необходимо избегать снисходительных, назидательных интонаций. Это не способствует доверительным отношениям, вызывает у потребителя чувство протеста. 0 Хотя в самих словах заключается лишь 7% получаемой и передаваемой информации, их значение не следует игнорировать. Именно при помощи слов общение становится предметным. При этом существуют слова, которые всегда уместны и работают на успех, а есть такие, которые необходимо исключить из лексикона. Слова могут отпугнуть клиента, но могут и привлечь его к длительному сотрудничеству.
Информация о работе Психология коммерческого поведения в торговле