Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 18:11, курсовая работа
Актуальность данной тематики обусловлена тем, что вопрос групп, в которые объединяются люди в процессе своей жизнедеятельности, — важнейший вопрос не только социальной психологии, но и социологии. Реальность общественных отношений всегда дана как реальность отношений между социальными группами, поэтому для социологического анализа крайне важным и принципиальным вопросом является вопрос о том, по какому критерию следует вычленять группы из того многообразия различного рода объединений, которые возникают в человеческом обществе.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. МАЛАЯ ГРУППА В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ………………….6
1.1. Понятие и виды малых групп……………………………………………………………………….6
1.2. Структура……………………………………………………………………………………………….11
1.3. Взаимодействие индивида и малой группы…………………………………………….14
ГЛАВА II. Социально-психологические аспекты развития группы…20
2.1.Развитие малой группы…………………………………………………………………………………20
2.2. Групповая сплоченность…………………………………………………………………..26
2.3. Новые подходы к развитию группы…………………………………………………………….28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ………………………………………………………………………………………32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………………….34
Министерство образования и науки РФ
Национальный исследовательский университет «БелГУ»
Факультет управления и предпринимательства
Кафедра управления персоналом
Тема работы:
«Психология малой группы»
Курсовая работа студентки 1 курса
по дисциплине «Психология и педагогика»
Научный руководитель:
ассистент
Оценка «__________________»
Белгород, 2010
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Понятие и виды малых групп…………………………………………………………………
1.2. Структура………………………………………………………
1.3. Взаимодействие индивида и
малой группы…………………………………………….
2.1.Развитие
малой группы………………………………………………
2.2. Групповая
сплоченность………………………………………………
2.3. Новые подходы
к развитию группы…………………………………………………………….
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной тематики обусловлена тем, что вопрос групп, в которые объединяются люди в процессе своей жизнедеятельности, — важнейший вопрос не только социальной психологии, но и социологии. Реальность общественных отношений всегда дана как реальность отношений между социальными группами, поэтому для социологического анализа крайне важным и принципиальным вопросом является вопрос о том, по какому критерию следует вычленять группы из того многообразия различного рода объединений, которые возникают в человеческом обществе. Сразу же следует оговориться, что в общественных науках в принципе может иметь место двоякое употребление понятия «группа». С одной стороны, в практике, например, демографического анализа, в различных ветвях статистики имеются в виду условные группы: произвольные объединения (группировка) людей по какому-либо общему признаку, необходимому в данной системе анализа. Такое понимание широко представлено, прежде всего, в статистике, где часто необходимо выделить группу людей, имеющих какой-то определенный уровень образования, болевших сердечнососудистыми заболеваниями, нуждающихся в жилье и т.д. Иногда в таком понимании термин «группа» употребляется и в психологии, когда, например, в результате тестовых испытаний «конструируется» группа людей, давших показатели в каких-то одних пределах, другая группа — с другими показателями и т.п.
С другой стороны, в целом цикле общественных наук под группой понимается реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены каким-то общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства (также в реальном процессе их жизнедеятельности), определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию (хотя мера и степень осознания могут быть весьма различными).
Именно в рамках этого второго толкования имеет по преимуществу дело с группами социальная психология, и именно в этом плане ей необходимо четко обозначить отличие своего подхода от социологического. С точки зрения социологического подхода, самое главное — отыскать объективный критерий различения групп, хотя в принципе и таких критериев может быть много. Различия групп можно видеть и в религиозных, и в этнических, и в политических характеристиках. Для каждой системы социологического знания важно принять какой-то критерий в качестве основного. С точки зрения этого объективного критерия социология и анализирует каждую социальную группу, ее соотношение с обществом, с личностями, в нее входящими.
Для социально-психологического подхода характерен другой угол зрения. Выполняя различные социальные функции, человек является членом многочисленных социальных групп, он формируется как бы в пересечении этих групп, является точкой, в которой скрещиваются различные групповые влияния. Это имеет для личности два важных следствия: с одной стороны, определяет объективное место личности в системе социальной деятельности, с другой — сказывается на формировании сознания личности. Личность оказывается включенной в систему взглядов, представлений, норм, ценностей многочисленных групп. Поэтому крайне значимо определить, какова будет та «равнодействующая» этих групповых влиянии, которая и определит содержание сознания личности. Но, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо установить, что же значит для человека группа в психологическом плане; какие ее характеристики значимы для личности, входящей в нее. Именно здесь-то социальная психология и сталкивается с необходимостью соотнесения социологического подхода, с которым она не может не считаться, и психологического, который тоже имеет свою традицию рассмотрения групп.
Если для первого, как мы видели, характерен прежде всего поиск объективных критериев для различения реальных социальных групп, то для второго характерно в большей мере рассмотрение лишь самого факта наличия некоторого множества лиц, в условиях которого протекает деятельность личности. Это множество лиц, «окружающих» человека или даже взаимодействующих с ним в какой-то конкретной ситуации, тоже, конечно, может быть интерпретировано как «группа», но фокус интереса в данном случае — не содержательная деятельность данной группы, а, скорее, форма действий индивида в условиях присутствия других людей или даже взаимодействия с ними. В многочисленных социально-психологических исследованиях, особенно на ранних этапах развития социальной психологии, вопрос ставился именно так. Группа здесь не выступает как реальная социальная ячейка общества, как «микросреда» формирования личности. Однако с такой традицией нельзя не считаться: для некоторых целей, особенно в рамках общепсихологического анализа (например, при выяснении специфики протекания определенных психических процессов в условиях «группы»), такой подход может быть оправдан.
Целью данной курсовой работы является анализ характеристики малых групп.
Задачи:
1. Рассмотреть понятие, виды и классификацию малы групп.
2. Проанализировать социально-
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
ГЛАВА I. ФЕНОМЕН МАЛОЙ ГРУППЫ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ.
1.1. Понятие и виды малых групп
Большинство эмпирических исследований
в социальной психологии выполнены
на малых группах, и этому есть
несколько причин. Большая часть
жизни человека протекает в малых
группах: в семье, игровых компаниях
сверстников, учебных и трудовых
коллективах, соседских, приятельских
и дружеских общностях. Именно в
малых группах происходит формирование
личности, проявляются ее качества,
поэтому личность нельзя изучать
вне группы. Через малые группы
осуществляются связи личности с
обществом: группа трансформирует воздействие
общества на личность, личность воздействует
на общество сильнее, если за ней стоит
группа. Статус социальной психологии
как науки, ее специфика во многом
определяются тем, что малая группа
и возникающие в ней
Малые группы выступают объектами исследования не только социальной психологии, но и социологии и общей психологии. Основное различие в выделении предмета научного исследования здесь состоит в том, что социология изучает малые группы прежде всего с точки зрения их объективных социальных признаков, обезличенных и депсихологизированных. В обшей психологии группа рассматривается как фактор, влияющий на поведение индивида и особенности его психических процессов и состояний. Социальная психология изучает психологические явления, которые возникают в процессе общения и взаимодействия между людьми в малых группах и характеризуют не отдельных индивидов, а взаимосвязи и взаимоотношения между этими индивидами, между индивидами и группой и саму малую группу как целое.
Выделение малых групп как специфических человеческих общностей (в отличие от больших групп и от выделяемых в последнее время средних по величине общностей) предполагает решение вопроса о количественных границах малой группы. Количественные признаки малой группы – ее нижние и верхние границы – определяются качественными признаками малой группы, основными из которых являются: контактность — возможность каждого члена группы регулярно общаться друг с другом, воспринимать и оценивать друг друга, обмениваться информацией, взаимными оценками и воздействиями и целостность — социальная и психологическая общность индивидов, входящих в группу, позволяющая воспринимать их как единое целое.
За нижнюю границу размеров
малой группы большинство специалистов
принимает три человека, поскольку
в группе из двух человек — диаде—
групповые социально-
Малые группы являются основным объектом лабораторных экспериментов в социальной психологии. Поэтому необходимо различать группы искусственные (или лабораторные), специально создаваемые для решения научных задач, и естественные группы, существующие независимо от воли исследователя .
Психолог должен иметь четкое представление, на каких объектах, в каких условиях (естественных или искусственных) получены те или иные факты и закономерности и в какой степени приложимы (релевантны) знания, полученные в искусственных условиях, к объяснению, прогнозированию и управлению психологическими явлениями и поведением в естественных социальных группах.
Среди естественных малых групп наиболее важным представляется выделение групп формальных и неформальных, предложенное Э.Мэйо.
Формальные группы — группы,
членство и взаимоотношения в
которых носят преимущественно
формальный характер, то есть определяются
формальными предписаниями и
договоренностями. Формальными малыми
группами являются прежде всего первичные
коллективы подразделений социальных
организаций и институтов. Организационные
и институциональные малые
Неформальные группы — объединения людей, возникающие на основе внутренних, присущих индивидам потребностей в общении, принадлежности, понимании, симпатии и любви. Примерами неформальных малых групп являются дружеские и приятельские компании, пары любящих друг друга людей, неформальные объединения людей, связанных общими интересами, увлечениями. Формальные и неформальные группы различаются прежде всего по механизмам их образования и по характеру межличностных взаимоотношений. Однако, как и любая классификация, деление групп на формальные и неформальные является достаточно условным. Неформальные группы могут возникать и функционировать в рамках формальных организаций, а группы, возникшие как неформальные, на определенном этапе могут приобретать признаки формальных групп.
По времени существования
выделяются группы временные, в рамках
которых объединение индивидов
ограничено во времени (например, участники
групповой дискуссии или соседи
по купе в поезде), и стабильные, относительное
постоянство существования
В субъективном, психологическом
плане группы (и формальные, и
неформальные) образуются в процессе
реализации индивидами потребностей в
общении, однако, в рамках неформальных
групп общение и возникающие
на его основе психологические
Основными критериями феномена
психологической общности группы выступают
явления сходства, общности индивидов,
входящих в малую группу (общность
мотивов, целей, ценностных ориентации
и социальных установок). Осознание
членами группы наличия сходства,
общности входящих в нее индивидов
и отличий (в том числе психологических)
своей группы от других выступает
основой идентификации