Психология симпатий и антипатий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2015 в 00:14, реферат

Краткое описание

Существует немало различных интерпретаций того факта, что индивид ищет общество себе подобных. Заметим, подобных себе. Данный поиск связан с желанием был вместе, рядом, поблизости, что вряд ли диктуется необходимостью контакта с антипатичным другим.
Кроме того, индивид стремится быть с подобным себе (вопрос: в чем подобным?). Эти два момента («поиск» и «подобие») очень связаны между собой. Поиск есть не что иное, как потребность в контакте, общении, возникающая у человека чуть ли не с момента рождения. Наиболее отчетливо эта потребность проявляется в полтора—два месяца. С этого момента человек становится объектом и субъектом симпатии и антипатии

Вложенные файлы: 1 файл

Psikhologia_simpaty_i_antipaty.doc

— 107.00 Кб (Скачать файл)

Психология симпатий и антипатий

Существует немало различных интерпретаций того факта, что индивид ищет общество себе подобных. Заметим, подобных себе. Данный поиск связан с желанием был вместе, рядом, поблизости, что вряд ли диктуется необходимостью контакта с антипатичным другим.

Кроме того, индивид стремится быть с подобным себе (вопрос: в чем подобным?). Эти два момента («поиск» и «подобие») очень связаны между собой. Поиск есть не что иное, как потребность в контакте, общении, возникающая у человека чуть ли не с момента рождения. Наиболее отчетливо эта потребность проявляется в полтора—два месяца. С этого момента человек становится объектом и субъектом симпатии и антипатии. В процессе всей жизни симпатии и антипатии людей постоянно сопровождают человека, формируют его доминирующее отношение к другим, самому себе, ко всей жизни в целом. Противоречие между поиском себе подобного, ориентацией на симпатии и столкновение с непохожими, несимпатичными в чем-то — вот источник постоянного развития межличностных отношений.

Симпатия, по словарю С. Ожегова, есть влечение, сочувствие. Симпатичный же — вызывающий симпатию, расположение к себе, привлекательный. Заметим, что язык человеческих чувств и отношений недостаточно совершенен. Более того, вербальные эквиваленты ощущений-чувств не могут описать достаточно точно симпатии-антипатии. Только пропуская все через себя, человек начинает понимать других, свое собственное Я.

Более общим явлением межличностных отношений вы ступает привлекательность. К составным элементам взаимной привлекательности — непривлекательности относятся симпатии — антипатии и притяжение — отталкивание. Если симпатия — антипатия представляет собой переживаемое удовлетворение — неудовлетворение от реального или мысленного контакта с другим, то притяжение — отталкивание есть практическая составляющая этих переживаний. Притяжение— отталкивание, как одно из составляющих межличностной привлекательности — непривлекательности, в основном связано с потребностью человека быть вместе, рядом с определенным другим человеком или не быть вместе, рядом. Притяжение — отталкивание часто, но не всегда, связано с переживаемой симпатией—антипатией (эмоциональным компонентом межличностных отношений).

Такое противоречие возникает часто при однонаправленных отношениях популярности какой-либо личности: «К ней по чему-то тянет, без видимого удовлетворения быть вместе и рядом». Межличностная привлекательность — непривлекательность может приобретать устойчивый характер связи между людьми, переходить во взаимную привязанность или не приязнь друг к другу. Так, мимолетные симпатии — антипатии включают мотивационные компоненты личности, что выражается в возникающих состояниях притяжения или отталкивания.

Стремление быть вместе реально или мысленно (в представлениях) может стать устойчивой потребностью конкретных лиц. В этом случае, когда готовность субъектов к тому или иному типу взаимодействия становится устойчивой, можно говорить об определенном типе межличностных отношении: приятельских, любовных, супружеских, дружеских, товарищеских. В силу взаимного характера межличностных отношений в их регулировании принимают участие такие три мотивационных момента, как: «я хочу», «я могу» и «нужно».

Личного желания («я хочу») недостаточно для образования отношений. Необходимо согласование взаимных мотивов (желаний) и возможностей («я могу» удовлетворить потребность другой личности) Наконец, третий момент «надо» есть важнейшая детерминанта образования и раз вития или распада отношений. «Надо—не надо»—являющаяся не субъективной стороной отношений, а объективной, характеризует общественную необходимость в каждом конкретном типе отношений.

Так, приятельские, любовные, дружеские отношения могут вступить в противоречия с производственными, экономическими, нравственными отношениями общности в которой возникают межличностные отношения. Данные общественные отношения либо стимулируют, либо разрушают межличностные отношения конкретных людей. В свою очередь, приятельские, любовные, дружеские отношения могут «разъедать» общественные отношения, извращая определенным образом их смысл. В этом случае общество и его разнообразные общности стремятся привести в соответствие межличностные и общественные отношения.

П. Слейтер считает, что между деловыми и дружескими отношениями существуют значительные различия. В связи с этим он приводит мысль о несовместимости близких межличностных отношений и деловой активности производственных отношений. Высказанное мнение правомерно хотя и требует некоторого уточнения.

Во-первых, не может быть полного обезличения никаких общественных отношений. В любых взаимодействиях всегда присутствует момент привлекательности — непривлекательности. Вопрос заключается лишь в том, где присутствие этого момента оправдано больше, а где — меньше. На производстве результаты совместной деятельности, экономическая эффективность-главный критерий оценки пользы или вреда межличностных отношений.

Во-вторых, необходимо определить степень близости межличностных отношений, их приемлемость для тех или других обстоятельств. В условиях, при которых важно соблюдение производственных, экономических, нравственных, гражданских и т. д. норм отношений, близкие отношения могут затруднять их функционирование. Превращение же приятельских, любовных, супружеских, дружеских отношений в функциональные, утилитарные ведет к их раз рушению или утрате удовлетворения от них. В-третьих, важно адекватно оценивать возможность тех или иных меж личностных отношений.

Неадекватные ожидания в отношениях, как и их проявление в поведении, приводят к разнообразным недоразумениям, напряженности, конфликтам, вплоть до распада меж личностных отношений. В-четвертых, необходимо учитывать «точки отсчета» в межличностных отношениях; «от себя» и «от других». Наличие устойчивых отношений, в которых проявляется позиция «от себя» и «для себя», ориентировано на использование общественных отношений, в том числе межличностных, в свою пользу. Наоборот, позиция «от других» обеспечивает функционирование общественных отношений согласно их социально значимому предназначению.

Рассматриваемый момент отношений имеет нравственно-психологическую природу. Число отмеченных поправок может быть существенно увеличено, но все они должны быть «взвешены» по степени значимости при решении конкретных практических задач. Люди, испытывающие взаимные симпатии и притяжение по отношению друг к другу, при вовлечении в совместные действия принимают во внимание предубеждения и слабости, присущие каждому из них. Чем большее притяжение испытывают люди, тем более склонны они к снисходительности, а следовательно, и к большему согласию друг с другом. В свою очередь, притяжения, взаимные симпатии не могут возникнуть без определенного сходства мнений и оценок.

Поскольку взаимные выборы и отвержения не задаются жестко внешними условиями, нормами, инструкциями, возникает вопрос о том, что же притягивает — отталкивает, вызывает взаимные симпатии — антипатии: подобие, сходство или различия, дополнения.

В настоящее время «равноправно» существуют два направления в исследовании межличностной привлекательности: одно утверждает значимость сходства, другое—контраст (взаимодополняемость).

Согласно теории «балансных моделей» сходство в аттитюдах (установках) относительно важных объектов (включая самих себя) усиливает взаимную привлекательность.

Данная теория предполагает действие трех основных компонентов, соотношение которых и регулирует привлекательность — непривлекательность (притяжение-симпатия, отталкивание-антипатия). Первый компонент—личность А, второй компонент—личность В, третий компонент—некоторый объект Х или обсуждаемый вопрос, идея. Возможны различные соотношения привлекательности — непривлекательности между А и В, что определяется их отношением к X. Если Х привлекателен для А и В, то между А и В скорее всего будет наблюдаться взаимная привлекательность. Баланс отношений А и В нарушается при появлении в триаде элемента непривлекательности. Основным положением теории Хзйдера является тезис о том, что люди имеют тенденцию предпочитать сбалансированные ситуации в своих межличностных отношениях.

В основу этого утверждения автор берет факт существования некоторой внутриличностной силы и напряжения, которые приводят к достижению баланса. В условиях дисбаланса личность будет испытывать напряжение и даже дискомфорт. Поэтому предполагается, что она изменит свое поведение или мнение таким образом, чтобы максимизировать баланс, изменяя либо свои симпатии к другому лицу, либо свою ориентацию («симпатию») по отношению к Х (объекту, мнению).

В условиях баланса личность А испытывает относительно меньшее напряжение и не меняет ни своего поведения, ни мнения в отношении личности В и объекта, мнения Х В реальной жизни моменты «абсолютной» сбалансированности в трехкомпонентной схеме отношений встречаются редко. Система находится в постоянном развитии, что вызывает колебательные процессы баланса — дисбаланса. За счет этого и развиваются, уточняются отношения, накапливается межличностный опыт каждой личности.

Одновременный положительный знак (симпатия) между тремя компонентами сменяется появлением отрицательного знака (антипатии) в системе А—В — X. Флуктуация связей положительных (симпатий) и отрицательных (антипатий) — непременное условие развития личностей, включенных в общение.

Т. М. Ньюком, уточняя теорию Хайдера, вводит концепцию воспринимаемых отношений, когда личности А и В регулируют свои отношения не столько посредством учета реального поведения и мнений, сколько путем восприятия отношений в трехкомпонентной системе. Модель Ньюкома в самом упрощенном виде состоит из пяти переменных' симпатия А к В, воспринимаемая симпатия В к А, отношение (симпатия) А к объекту X, восприятие А—В, восприятие личностью А отношения (симпатии) В к X. Данная схема, включающая пять компонентов, демонстрирует всю сложность связей парных отношений личности А и В.

Все многократно усложняется при появлении на «орбите» отношений третьего лица и тем более большего числа лиц. Т. М. Ньюком считает, что общение будет развиваться в диадах как следствие минимального дисбаланса, баланс же может возникать через общение как согласование мнений, оценок.

Общение позволяет лицу А определить некоторые особенности восприятия другой личности В (в том числе восприятие В—А, Хи отношения А—X). Воспринимаемое сходство (подобие) является ключевым фактором во взаимном притяжении людей. В отличие от действительного подобия установок (отношений) оно обращено к индивидуальной оценке разницы между своим мнением и мнением другого в отношении объекта обсуждения Так, личность А притягивается В, если А воспринимает В как подобную себе в установках.

Установление сходства мнений, оценок происходит между людьми постоянно, но в одних случаях им придается большее значение, в других — меньшее. Так, незнакомые случайно встретившиеся люди, обсуждающие прогноз погоды, могут обнаружить подобие с большей легкостью. Несходство же мнений может и не вызвать особого дисбаланса отношений между ними Другое дело супружеские или производственные отношения.

Здесь сходство — различие мнений и оценок более важно для оптимального функционирования отношений. Поэтому система вырабатывает схему «зон согласия и несогласия», которая устраивает обе стороны. В противном случае напряжение (как дисбаланс) может привести к конфликтам и даже разрушению отношений. Вместе с тем и «абсолютное согласие» мнений и оценок одной из сторон или обеих (А и В) может породить сомнение в искренности, открытости отношений. В этом случае внешнее согласие А и В будет демонстрировать поверхность отношений.

Т. М. Ньюком проводил разнообразные измерения степени подобия—различия установок (отношений) в группах студентов, живших вместе в общежитии и ранее между собой незнакомых.

--PAGE_BREAK--

Он обнаружил, что в течение нескольких недель сильную взаимную привлекательность (притяжение и симпатию) испытывали студенты, проявлявшие в самом начале совместного проживания в общежитии наибольшее подобие установок (сходство во мнениях по различным вопросам жизни). Выявлены значительные положительные коррекции между первоначальным сходством в ценностных ориентациях, измеренных по ценностной шкале Олпорта — Вернона, и межличностной привлекательностью в конце 14-й недели совместного проживания в общежитии.

Наличие сходства в ценностных ориентациях вызывает большее согласие между людьми в их отношениях к миру, другим людям, самим себе. Наоборот, меньшее сходство в ценностных ориентациях как бы разводит людей, снижает их взаимную привлекательность.

Не исключено обратное влияние межличностной непривлекательности на расхождения в оценках и мнениях по различным вопросам жизни и деятельности. Вероятность согласия с привлекательным человеком всегда большая, чем с непривлекательным, поскольку привлекательность включает не только симпатию, но и «физическое» притяжение. Согласие во мнениях и оценках усиливает сбалансированность межличностных отношений.

В одном из своих поздних исследований Т. М. Ньюком изучал динамику межличностной привлекательности — непривлекательности. Понедельное измерение симпатий — антипатий (как желание быть вместе и общаться и, наоборот, нежелание быть вместе и общаться) у 17 мужчин, первоначально незнакомых, показало индивидуальное разнообразие изменений в течение всего периода совместного проживания. Вместе с тем при всем разнообразии устойчивости симпатий — антипатий в каждом парном сочетании была подтверждена роль трехкомпонентного баланса. Изменение симпатии — антипатий детерминировалось отношением А и В к третьему элементу — X, т. е. к объекту, идее, ценности. Больше того, если в течение некоторого времени один из партнеров не менял своего отношения к объекту X, пара распадалась В основном же (более 60 %) пары предпочитали сбалансировать отношения за счет взаимной коррекции мнений по поводу отношения к объекту X.

Н. Коган трактует объект Х в модели А — В — Х как третью самостоятельную личность, антропоморфизируя или очеловечивая объекты, с которыми связаны люди. Действительно, объект обсуждения не является безразличным как для личности А, так и для личности В. Помине этого он как бы «синтезирует в себе» проецируемые качества двух реальных партнеров. Именно субъективный перенос своих качеств на объект, переживаемый как «чувство собственности», делает объект Х третьей личностью. Через объект (предмет обмена, идею) и возможна связь двух лиц, которые заинтересованы в удовлетворении своих потребностей в общении. Познавательная, эмоциональная и практическая ценность объекта заставляет решать задачу либо сбалансированности в отношениях, либо дисбаланса, что опять-таки стимулирует общение между партнерами.

Информация о работе Психология симпатий и антипатий