Психология игры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 16:06, реферат

Краткое описание

Мастерство воспитателя ярче всего проявляется в организации самостоятельной деятельности детей. Как направить каждого ребенка на полезную и интересную игру, не подавляя его активности и инициативы? Как чередовать игры и распределять детей в групповой комнате, на участке, чтобы им было удобно играть, не мешая друг другу? Как устронять возникающие между ними недоразумения и конфликты? От умения быстро решить эти вопросы зависит всестороннее воспитание детей, творческое развитие каждого ребенка.
В дошкольной педагогике имеется много методов и приемов воздействия на детей, выбор которых зависит от конкретной ситуации. Иногда воспитатели при знакомстве с передовым педагогическим опытом (в печати, во время просмотра открытых занятий, игр) обнаруживают новые приемы руководства и оформления игровых зон и механически переносят их в свою работу, не получая при этом желаемого результата.

Содержание

1 Организация самостоятельной деятельности детей и планирование воспитательной работы по руководству игрой 3
2 Творческая игра в педагогическом процессе детского сада 7
3 Развитие детского творчества и игрового замысла 15
4 ИГРЫ 18
СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ 18
ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ 19
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ 19
МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ 20
Заключение 20
Используемая литература 22

Вложенные файлы: 1 файл

Психология игры.docx

— 55.16 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

1 Организация самостоятельной деятельности детей и планирование воспитательной работы по руководству игрой 3

2 Творческая игра в педагогическом процессе детского сада 7

3 Развитие детского творчества и игрового замысла 15

4 ИГРЫ 18

СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ 18

ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ 19

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ 19

МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ 20

Заключение 20

Используемая литература 22 

 

1 Организация самостоятельной деятельности детей и планирование воспитательной работы по руководству игрой

     Мастерство воспитателя ярче всего проявляется в организации самостоятельной деятельности детей. Как направить каждого ребенка на полезную и интересную игру, не подавляя его активности и инициативы? Как чередовать игры и распределять детей в групповой комнате, на участке, чтобы им было удобно играть, не мешая друг другу? Как устронять возникающие между ними недоразумения и конфликты? От умения быстро решить эти вопросы зависит всестороннее воспитание детей, творческое развитие каждого ребенка.

     В дошкольной педагогике имеется много  методов и приемов воздействия  на детей, выбор которых зависит  от конкретной ситуации. Иногда воспитатели  при знакомстве с передовым педагогическим опытом (в печати, во время просмотра  открытых занятий, игр) обнаруживают новые  приемы руководства и оформления игровых зон и механически  переносят их в свою работу, не получая  при этом желаемого результата.

     Методические  приемы приносят результат в тех  случаях, если воспитатель применяет  их системно, учитывает общие тенденции  психического развития детей, закономерности формируемой деятельности, если педагог  хорошо знает и чувствует каждого  ребенка.

     Овладев с помощью взрослых основными  способами действия, характерных  для той или иной деятельности, дети могут использовать их в тех  же или несколько измененных условиях. Для этого надо, чтобы в групповой комнате и на участке были созданы условия для разнообразной самостоятельной деятельности малышей. Каждый вид игрушек и пособий следует хранить в определенном порядке. Это позволит детям найти нужный предмет, а после игры убрать его на место. Важно продумать, как наиболее рационально распределить игровой материал, чтобы дети могли заняться разнообразной деятельностью, не мешая друг другу.

     Спокойное место в группе отводится для  самостоятельных игр с дидактическими игрушками, рассматривания картинок, игр. Дидактические игрушки, книги хранятся в открытом шкафу, рядом со столами, за которыми дети играют и рассматривают  книги. Более сложные дидактические  игрушки, игрушки-забавы должны быть видны  детям. Лучше, если они будут лежать на полке выше роста ребенка, чтобы взрослый мог не только помочь взять игрушку, но и проследить за игрой ребенка.

     С дидактическими пособиями и игрушками (пирамидами, матрешками, вкладышами) дети под наблюдением воспитателя играют самостоятельно или с небольшой помощью взрослого. Так у малышей закрепляются знания, полученные на занятиях, и умения самостоятельно пользоваться дидактическими игрушками.

     Материалы для изобразительной деятельности (карандаши, бумага, мелки) целесообразно  хранить в закрытом шкафу, так  как самостоятельно малыши еще не умеют пользоваться этими предметами по назначению (для рисования, лепки), но уже свободно рисуют мелом на доске, палочкой на снегу, песке.

     Малышам нужны и живые объекты для  наблюдения (рыбки, птицы), и природный  материал (шишки, желуди, каштаны). Для развития ходьбы, бега и подвижных игр в групповой должно быть достаточно свободного места. Мебель, крупные игрушки и пособия размещают так, чтобы дети легко могли проходить между ними, подходить к ним с разных сторон. Четкое распределение игрушек и пособий в комнате и на участке, их размещение, художественное оформление создают порядок и уют. Но это не означает, что каждый вид игрушек и пособий должен использоваться изолированно. Многие из них могут применяться в сюжетных играх. Так в «дом» дети могут попасть через «двери» в виде обруча или дуги, а в «магазин» – по лесенке или доске перед входом в дом. Короткие шнуры, палки, природный материал – удивительные и не заменимые никакими совершенными игрушками предметы для игры.

     После завершения игры дети вместе с воспитателем убирают все игрушки в отведенные места. Даже в разгар игры не должно быть такой картины; под стулом валяется кем-то забытый заяц, на полу – разбросанные кубики и другие игрушки. Если же дети развернули интересную игру, соорудив постройку и разместив игрушки  в необычных местах, целесообразно  ее не разбирать, чтобы продолжить игру после сна или прогулки.

     Обеспечение игровым материалом – важное, не единственное условие, побуждающее  малыша к  самостоятельной игре.

     Развитие  самостоятельной деятельности детей  зависит от содержания и формы  непосредственного общения педагога с каждым ребенком. Это общение, какими бы педагогическими приемами  оно  ни осуществлялось, должно протекать  в форме равноправного доброжелательного  сотрудничества взрослого с детьми. Оно должно направлять малышей на самостоятельное воспроизведение знаний, умений, способов действия с предметами, полученное на занятиях и в совместной деятельности с взрослым. Педагогу следует поощрять проявление активности, инициативы и выдумки детей.

     Обращаясь к одному ребенку или группе детей, воспитатель говорит тихо, чтобы  не отвлекать других от занятий. Малыши не воспринимают обращения, адресованного  всем детям. Ребенка надо назвать  по имени, дать индивидуальное поручение. Детям раннего возраста непонятна  монотонная, невыразительная речь, они чутко улавливают веселые, ласковые интонации в голосе. Если воспитатель сам умеет и любит играть, он понимает настроение играющих, общается с ними искренне, заинтересованно, не пользуется стандартными заученными фразами и словами.

     Опытный воспитатель внимательно наблюдает  за играющими детьми. Он может ходить, стоять, сидеть, но всегда занимает такую  позицию, чтобы, обращаясь к одному ребенку или нескольким детям, не выпускать из поля зрения остальных. К каждому воспитаннику в течение самостоятельной игры можно подойти и обратиться не менее 3-5 раз; с заскучавшим ребенком – поиграть в «прятки», приласкать его; другому – показать, как правильно сложить пирамиду; третьему – привести в порядок костюм, поговорить с ним о впечатлениях после поездки в метро.

     Организуя самостоятельную деятельность детей, воспитатель особое значение придает  формированию доброжелательных отношений  между ними. Он показывает малышам, как можно вместе играть в дидактические и подвижные игры, как вдвоем посмотреть картинки, как пожалеть упавшего сверстника, помочь ему.

     С детьми обращаются ровно, спокойно, терпеливо. Недопустимы со стороны воспитателя  и других сотрудников окрики, раздраженный, громкий разговор, постоянные порицания. Речь воспитателя – не только образец  для подражания. От того, как взрослый обращается к детям, во многом зависит  его педагогический успех. Существует хорошее правило; во время занятий не отвлекать воспитателя и детей. Это правило относится и к организации и проведению игры, во время которой недопустимы разговоры на посторонние темы с помощником воспитателя и другими сотрудниками. Во время бодрствования детей целесообразно входить, обращаясь к детям, включаться в игру педагогу-методисту, заведующему, медицинской сестре, слесарю и другим сотрудникам детского сада.

     Планирование системы педагогических мероприятий, с одной стороны, должно направлять детей на отображение в игре разнообразных, новых для них явлений окружающей действительности, с другой стороны, усложняет способы и средства воспроизведения этой действительности. Знания детей об окружающей жизни, полученные из разных источников, определяют содержание игровых озадачь, тему сюжета. От умелого усложнения способов и средств решения игровых задач зависит формирование самой игры.

     Расширение  знаний детей предусматривается  на занятиях или во время специальных  наблюдений. При этом устанавливается  связь между прошлым опытом детей  и новыми знаниями. Приобретенные  сведения и впечатления детей  учитываются при планировании воспитательной работы по руководству игрой. 

     «Только духовная общность, - и ничего, что может расколоть эту общность; только взаимность сотворчества, сотрудничества, - и ничего, что может посеять в ней недоверие; только любовь, проявленная в тончайших формах педагогического мастерства,- и ничего, что может отравить ее; только уважение и утверждение личностного достоинства,- и ничего, что может отравить ее; только уважение и утверждение личностного достоинства,- и ничего, что может ущемить радость взросления в ребенке; и наконец, только оптимизм и глубокое понимание ребенка – вот чем облагораживается наше воспитательное поле, на котором выращиваем мы будущее человечества, куем судьбы и счастье людей»

     Ш.А. АМОНАШВИЛИ 

     Игра  – явление многогранное, ее можно  рассматривать как особую форму  существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Столь же много оттенков появляется с игрой в педагогическом руководстве  воспитательным процессом.

           Огромная роль  в развитии и воспитании ребенка  принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых  качеств, в игре реализуется потребность  воздействия на мир. Советский педагог  В.А. Сухомлинский подчеркивал, что  «игра – это огромное светлое  окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный  поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.»

     Воспитательное  значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета  его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического  руководства взаимоотношениями  детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.

     Основные  проблемы связаны с нравственным воспитанием дошкольников (коллективных взаимоотношений, личностных качеств  ребенка – дружелюбия, гуманности, трудолюбия, целеустремленности, активности, организаторских умений, формированием  отношения к труду, учебе). Решению  этих вопросов в наибольшей степени  способствуют сюжетно-ролевые, творческие игры.

 
 
2 Творческая игра в педагогическом процессе детского сада

     Дошкольное  детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него  начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.

     Основной  вид деятельности детей дошкольного  возраста – игра, в процессе которой  развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.

     Н. К. Крупская во многих статьях говорила о значении игры для познания мира, для нравственного воспитания детей. «…Самодеятельная подражательная игра, которая помогает осваивать полученные впечатления, имеет громадное значение, гораздо большее, чем что-либо другое». Ту же мысль высказывает А.М. Горький; «Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и  который призваны изменить».

     В игре формируются все стороны  личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой  стадии развития. Этим объясняются  огромные воспитательные возможности  игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.

Информация о работе Психология игры