Самосознание и самооценка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 20:30, реферат

Краткое описание

Цель: раскрытие сущности понятий самосознания и самооценки
Задачи:
1) раскрыть понятие самосознания;
2) раскрыть понятие «Я - Концепции»;
3) раскрыть понятия самооценки и самоуважения.

Содержание

Введение ………………………………………………………………..……………………......3
Глава 1. Самосознание, уровни его развития. Сознание и проблема возникновения самосознания. 4
1.1 Самосознание и его место в психической организации человека 4
1.2 Уровни развития самосознания. 5
Глава 2. Понятие «Я - концепции»: осознание психических качеств как результат сравнения с другими людьми. 6
Глава 3. Условия формирования самосознания. Самооценка и самоуважение. 8
3.1 Рефлексия и внутренний диалог как необходимые условия формирования самосознания. 8
3.2 Самооценка как одно из центральных образований личности – виды самооценки.……………………………………………………………………………….........9
3.3 Самооценка и самоуважение. 11
Заключение 14

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 46.63 Кб (Скачать файл)

Московский  институт рекламы, туризма и шоу-бизнеса 
 
 
 

Факультет Социально-культурный сервис и туризм 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат по психологии и педагогики.

Тема: самосознание и самооценка. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                          Подготовила студент(ка)

Игнатьева А.С.                                                                                                            

Руководитель 

Доц. Шишонина Н.В.                                                     

                                                        

                                                    

                                                             
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва 

2012г. 
 
 
 
 

Содержание 
 

Введение ………………………………………………………………..……………………......3

Глава 1. Самосознание, уровни его развития. Сознание и проблема возникновения  самосознания.4

      1.1 Самосознание и его место в психической организации человека 4

          1.2 Уровни развития самосознания.5

Глава 2. Понятие «Я - концепции»: осознание  психических качеств как результат      сравнения с другими людьми.6

Глава 3. Условия формирования самосознания. Самооценка и самоуважение.8

     3.1 Рефлексия и внутренний диалог  как необходимые условия формирования  самосознания.8

     3.2 Самооценка как одно из центральных  образований личности – виды  самооценки.……………………………………………………………………………….........9

     3.3 Самооценка и самоуважение.11

Заключение14 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение. 

     Совокупность  психических процессов, посредством  которых индивид осознает себя в  качестве субъекта деятельности, называется самосознанием, а представления индивида о самом себе складываются в мысленный «образ Я».

     Самосознание  человека, отражая реальное бытие  личности, делает это не зеркально. Представление человека о самом  себе далеко не всегда адекватно.

     Мотивы, которые человек выдвигает, обосновывая  перед другими людьми и перед  самим собой свое поведение, даже и тогда, когда он стремится правильно  осознать свои побуждения и субъективно, вполне искренен, далеко не всегда отражают его побуждения, реально определяющие его действия. Самопознание не дано непосредственно в переживаниях, оно является результатом познания, для которого требуется осознание реальной обусловленности своих переживаний.

     Самосознание  не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития. По мере того как человек приобретает жизненный опыт, перед ним не только открываются все новые стороны бытия, но происходит более или менее глубокое переосмысление жизни.

     Этот  процесс ее переосмысления, проходящий через всю жизнь человека, образует самое сокровенное и основное содержание его внутреннего существа, определяющее мотивы его деятельности и внутренний смысл тех задач, которые он разрешает в жизни.

     Способность осмыслить и распознать то, что  в жизни подлинно значимо, умение не только изыскать средства для решения  случайно всплывших задач, но и определить самые задачи и цель жизни так, чтобы по-настоящему знать, куда в  жизни идти и зачем, — это нечто  превосходящее всякую ученость, хотя и располагающую большим запасом специальных знаний. Это драгоценное и редкое свойство — мудрость.

     Обобщение практического знания человека о  других людях является главным источником образования отношений к себе как личности. Ребенок начинает отделять в своем сознании людей от окружающего  внешнего мира довольно рано.

     Образное  знание ребенком людей играет огромную роль в общем развитии его сознания. Именно на этой основе, через осознание  правил взаимоотношений, ребенок овладевает собственными движениями и действиями, осознаёт их с помощью оценок взрослых.

     Однако  требуется несколько лет жизни, чтобы у ребенка образовалось обобщенное отношение к себе, которое  предполагает не только накопление знаний, но и развитие частичных форм самооценки.

     Всякое  изменение жизненного положения  человека в общественной, трудовой, личной жизни не только изменяет деятельность человека, но изменяет отношение человека к себе как к деятелю, как к  субъекту этого положения.

     Цель: раскрытие сущности понятий самосознания и самооценки

     Задачи:

     1) раскрыть понятие самосознания;

     2) раскрыть понятие «Я - Концепции»;

     3) раскрыть понятия самооценки  и самоуважения. 

     Глава 1. Самосознание, уровни его развития. Сознание и проблема возникновения  самосознания. 

    1. Самосознание и его место в психической организации человека.
 

     Самосознание - это сложная психологическая структура, включающая в себя в качестве особых компонентов во-первых, сознание своей тождественности, во-вторых, сознание своего собственного “я“ как активного, деятельного начала, в-третьих, осознание своих психических свойств и качеств, и, в-четвертых, определенную систему социально-нравственных самооценок.

     Все эти элементы связаны друг с другом функционально и генетически, но формируются они не одновременно. Зачаток сознания тождественности  появляется уже у младенца, когда  он начинает различать ощущения, вызванные  внешними предметами, и ощущения, вызванные  собственным телом, сознание “я” - примерно с трех лет, когда ребенок  начинает правильно употреблять  личные местоимения. Осознание своих  психических качеств и самооценка приобретают наибольшее значение в  подростковом и юношеском возрасте. Но поскольку все эти компоненты взаимосвязаны, обогащение одного из них  неизбежно видоизменяет всю систему.

     А.Г.Спиркин  дает следующее определение: самосознание - это осознание и оценка человеком своих действий и их результатов, мыслей, чувств, морального облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя и своего места в жизни.

     Самосознание  имеет своим предметом сознание, следовательно, противопоставляет  ему себя. Но в то же время сознание сохраняется в самосознании в  качестве момента, поскольку ориентировано  на постижение своей собственной  сущности. Если сознание есть субъективное условие ориентировки человека в  окружающем мире, знание о другом, это самосознание есть ориентировка человека в собственной личности, знание человека о самом себе.

     Благодаря самосознанию человек осознает себя как индивидуальную реальность, отдельную  от природы и других людей. Он становится существом не только для других, но и для себя.

    В современной  психологической литературе есть несколько  подходов к исследованию проблемы самосознания. Один из них опирается на анализ тех итоговых продуктов самопознания, которые выражаются в строении представлений человека о самом себе или “Я-концепции”.  

     1.2 Уровни развития  самосознания. 

     Самосознание – динамичное исторически развивающееся образование, выступающее на разных уровнях и в разных формах.

     Первой  его формой, которую иногда называют самочувствием, является элементарное осознание своего тела и его вписанности в мир окружающих вещей и людей. Оказывается, что простое восприятие предметов в качестве существующих вне данного человека и независимо от его сознания уже предполагает определенные формы самоотнесенности, т.е. некоторый вид самосознания. Для того чтобы увидеть тот или иной предмет как нечто существующее объективно, в сам процесс восприятия должен быть как бы «встроен» определенный механизм. Который учитывает место тела человека среди других тел – как природных, так и социальных – и изменения, которые происходят с телом человека в отличие от того, что совершается во внешнем мире.

     Следующий, более высокий уровень самосознания связан с осознанием себя в качестве принадлежащего тому или иному человеческому сообществу, той или иной социальной группе.

     Самый высокий уровень развития этого  процесса – возникновение сознания «Я» как совершенно особого образования, похожего на «я» других людей и вместе с тем в чем-то уникального и неповторимого, могущего совершать свободные поступки и нести за них ответственность, что с необходимостью предполагает возможность контроля над своими действиями и их оценку. Здесь необходимо оттенить такой аспект, как сознательность. Сознательность характеризуется, прежде всего, тем, в какой мере человек способен осознавать общественные последствия своей деятельности. Чем большее место в мотивах деятельности занимает понимание общественного долга, тем Выше уровень сознательности. Сознательным считается человек, способный правильно понять действительность и, сообразуясь с этим, управлять своими поступками.

     Сознательность  - неотъемлемое, свойство душевно здоровой человеческой личности. Возможность понимания последствий поступка резко снижена и даже отсутствует полностью у детей, а также у душевнобольных. Сознательность суть нравственно-психологическая характеристика действий личности, которая основывается на сознании и оценке себя, своих возможностей, намерений и целей.

     Однако  самосознание – это не только разнообразные формы и уровни самопознания. Это также всегда и самооценка и самоконтроль. Самосознание предполагает сопоставление себя с определенным, принятым данным человеком идеалом «я», вынесение некоторой самооценки – как следствие – возникновение чувства удовлетворения или же неудовлетворения собой. «Зеркало» в котором человек видит самого себя и с помощью которого он начинает относиться к себе как к человеку, то есть вырабатывает формы самосознания, - общество других людей. Самосознание рождается не в результате внутренних потребностей изолированного сознания, а в процессе коллективной практической деятельности и межчеловеческих взаимоотношений.  

     Глава 2. Понятие «Я - концепции»: осознание психических качеств как результат сравнения с другими людьми. 

     «Я-концепция» — это совокупность всех представлений человека о себе, сопряженная с их оценкой. Установки, направленные на самого себя, составляют:

     1) «образ Я» — представление  индивида о самом себе;

     2) самооценку – эмоционально окрашенную  оценку этого представления; 

     3) потенциальную поведенческую реакцию  — те конкретные действия, которые  могут быть вызваны «образом  Я» и самооценкой. 

     Представления человека о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном  знании или субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными. Качества, которые мы приписываем  собственной личности, далеко не всегда объективны, и с ними не всегда готовы согласиться другие люди. Даже такие  на первый взгляд объективные показатели, как рост или возраст, могут для разных людей иметь разное значение, обусловленное общей структурой их «Я-концепции». Скажем, достижение сорокалетнего возраста один считают порой расцвета, а другие — началом старения. Рост 170 см одни мужчины воспринимают как приемлемый, даже оптимальный, другим он кажется недостаточным. Большая часть подобных оценок обусловлена соответствующими стереотипами, бытующими той или иной социальной среде.

     Позитивную  «Я-концепцию» можно приравнять к позитивному отношению к себе, к самоуважению, принятию себя, ощущению собственной ценности. Синонимами негативной «Я-концепции» становятся негативное отношение к себе, неприятие себя, ощущение своей неполноценности.

     «Я-концепция» играет, по существу, троякую роль: она способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию приобретенного опыта и является источником ожиданий относительно самого себя.

Информация о работе Самосознание и самооценка