Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 10:06, реферат
В настоящее время термином «алалия» принято обозначать тяжелое
нарушение речи, обусловленное недоразвитием или поражением речевых областей в
левом доминантном полушарии головного мозга, наступившее еще до формирования
речи, т. е. до 1—2 лет жизни ребенка
Это нарушение характеризуется полным или частичным отсутствием речи, несмотря
на сохранность периферического слуха, а также интеллекта.ера.
Введение ......................3
Симптоматика сенсорной алалии ...........4
Психолого-педагогические и речевые особенности
детей с сенсорной алалией ..............9
Коррекционная работа при сенсорной алалии .......12
Заключение ..................17
Список литературы .................18
Реферат: Cенсорная алалия
СТОЛИЧНЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ
ЗАОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
ФАКУЛЬТЕТ: педагогики, психологии и права
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: ЛОГОПЕДИЯ
ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
«Лексико-грамматические нарушения речи».
ТЕМА : «Сенсорная алалия»
Содержание
Введение ......................3
Симптоматика сенсорной алалии ...........4
Психолого-педагогические и речевые особенности
детей с сенсорной алалией ..............9
Коррекционная работа при сенсорной алалии .......12
Заключение ..................17
Список литературы .................18
Введение
Алалия относится к разряду органических речевых нарушений центрального
характера. В настоящее время термином «алалия» принято обозначать тяжелое
нарушение речи, обусловленное недоразвитием или поражением речевых областей в
левом доминантном полушарии
речи, т. е. до 1—2 лет жизни ребенка
Это нарушение характеризуется полным или частичным отсутствием речи, несмотря
на сохранность
Причины, вызывающие алалию, разнообразны. Большинство авторов указывает на
воспалительные или
трофические обменные нарушения как во внутриутробном или природовом, так и в
раннем периоде жизни ребенка (М.В. Богданов-Березовский, Н. Н. Трауготт, М.
Б. Эйдинова).
Алалия не является простой задержкой развития речи. Динамическое изучение
речи алалика обнаруживает своеобразие путей ее развития и специфические
трудности, имеющие место на всех этапах этого развития, тогда как дети с
запозданием речи, начав развиваться, в дальнейшем развиваются нормально и
часто самостоятельно.
Наблюдаются различные степени тяжести алалии: от сравнительно легких
нарушений, при которых речь начинает хотя медленно и искаженно, но
самостоятельно развиваться с 3—4 лет, до тяжелых, когда ребенок не пользуется
речью и в 10—12 лет. Позднее, притом
при систематической
он овладевает неполноценной и бедной речью.
Различают две основные формы алалии: моторную и сенсорную.
Симптоматика сенсорной алалии
Один из сложных и еще недостаточно изученных вопросов логопедии — сенсорная
алалия.
Причиной возникновения
деятельности речеслухового
периферическом слухе и первично сохранном интеллекте. Непосредственными
причинами могут быть травмы головы, перенесенный энцефалит.
Сенсорную алалию характеризует тяжелое недоразвитие восприятия речи,
благодаря чему вторично недоразвивается и собственная речь ребенка.
Установление правильного
трудностью установления контакта с ребенком. Эта трудность резко возрастает в
незнакомой для ребенка
становится заторможенным, тогда как в привычной домашней обстановке он
спокоен, наблюдателен, внимательно смотрит на окружающих, стараясь осмыслить
их действия, много лепечет. Лепет может быть интонационно окрашен, в нем
можно обнаружить обрывки услышанных слов, восклицаний, но они не имеют связи
с ситуацией.
Для того чтобы привлечь внимание сенсорного алалика, обычно бывает
недостаточно употребления звукового воздействия, необходимо попасть в поле
его зрения, тронуть его, повернуть к себе его голову.
Первоначальное впечатление от сенсорного алалика заставляет думать или о
ранней тяжелой тугоухости, или об умственной отсталости. Родители упорно
настивают на том, что ребенок слышит, но не всегда одинаково. Последнее они
склонны объяснять его упрямством, капризами.
Основным симптомом сенсорной алалии является нарушение понимания речи
вследствие нарушения работы речеслухового анализатора, что возникает при
преимущественном поражении височной доли доминантного полушария. Это приводит
к недостаточному анализу и синтезу звуковых раздражителей, поступающих в кору
головного мозга, как следствие этого не формируется связь между звуковым
образом и обозначаемым им предметом. Ребенок слышат, но не понимает
обращенную речь, так как у него не развиваются слуховые дифференцировки в
воспринимающем механизме речи.
Возникающие под влиянием звучащего слова возбуждения не передаются в другие
анализаторы из-за недоразвития мозговых клеток, и вся сложная динамическая
структура, связанная со словом, не возбуждается. При сенсорной алалии имеется
тяжелое нарушение аналитико-
речеслухового анализатора (в клетках верхневисочной извилины — петля Гешля),
в которой происходит первичный анализ речевых звуков. У детей не формируется
фонематическое восприятие, не дифференцируются фонемы и не воспринимается
слово целиком, отмечаются несформированность акустико-гностических процессов,
понижение способности к восприятию речевых звуков.
При отсутствии или недостаточности понимания речи прежде всего возникает
вопрос о состоянии слуха человека. Как показали многократные специальные
исследования, в подавляющем большинстве случаев дети с сенсорной алалией
имеют некоторое незначительное снижение тонального (физического) слуха, но
оно не столь серьезно, чтобы быть тормозом в развитии понимания речи.
Ю. А. Флоренская отмечала, что при сенсорной алалии (сенсорно-акустическом
синдроме) имеется особое состояние акустической невозбудимости и истощаемости
слуховой функции. Это приводит к неустойчивости слуховых реакций, трудностям
образования слуховых дифференцировок,
неполноценности слухового
синтеза.
Проверка слуха у детей с
сенсорной алалией очень
специальной электроакустической аппаратуре обнаруживается слуховая
неустойчивость: сигналы одинаковой частоты и громкости то воспринимаются, то
не воспринимаются.
Особенности слухового внимания и восприятия при сенсорной алалии, их
замедленность, неустойчивость, колебания (непостоянство слуховых реакций
ребенка на звуковые раздражители) затрудняют правильную оценку состояния
слуха. Реакция на звук прямо не зависит от его интенсивности. Отмечается
нарушение произвольного слухового внимания: дети не слушают, не вслушиваются
в звуки, быстро утомляются, отвлекаются, теряют интерес к звучаниям, слуховая
функция истощается. Аудиометрические исследования бывают более убедительными,
когда их проводят неоднократно и только после того, как ребенок свыкнется с
ситуацией и правильно будет понимать задания.
Окончательный вывод о состоянии слуха ребенка делают только после
сопоставления нескольких аудиограмм, взяв за предполагаемые показатели
наиболее близкие совпадения данных 8—10 исследований.
При нормальном развитии понимание начинается с того, что происходит различение
воспринимаемых слов, их узнавание, при этом вырабатываются нервные связи,
благодаря которым разные звукосочетания связываются в слова. При сенсорной же
алалии связь между словом и предметом (действием), который он обозначает, не
формируется. Это явление исследователи называют замыкательной акупатией.
Нарушение понимания при сенсорной алалии существенно отличается от нарушения,
вызванного снижением слуха. Наблюдения показывают, что обычно у слабослышащих
бывает достаточно стабильный, устойчивый порог восприятия, ниже которого
дифференциация звуковых сигналов становится невозможной. Сенсорное же
нарушение отличается от сниженного
слуха отсутствием четкого
восприятия, у ребенка отмечается
мерцающее непостоянство
сигналы одинаковой громкости то воспринимаются, то не воспринимаются. Это
зависит от повышенной возбудимости или заторможенности ребенка, от его
соматического и нервного состояния, от психической активности, особенностей
окружающей среды, обстановки обследования, способов подачи сигналов и ряда
других факторов. Иногда дети лучше воспринимают речь окружающих утром — после
ночного сна рабочая функция коры мозга выше, а к вечеру по мере нарастающего
утомления понимание речи ухудшается. В других случаях дети лучше воспринимают
речь вечером, так как, видимо, утром еще продолжает действовать тормозной фон
после ночного сна, а к вечеру, по мере тренировки, восприятие несколько
улучшается, клетки мозга как бы включаются в рабочий ритм.
Увеличение громкости
приводит к обратному эффекту у детей с сенсорной алалией. Сверхсильные
раздражители вызывают запредельно охранительное торможение в коре головного
мозга, и недоразвитые клетки впадают при этом в состояние функциональной
блокады, повышается тормозной процесс, клетки выключаются из деятельности.
Более тихую спокойную речь ребенок с сенсорной недостаточностью обычно
воспринимает лучше, чем речь повышенной громкости, крик. Использование
слуховых аппаратов улучшает восприятие слабослышащих и не приводит к
улучшению восприятия при сенсорной алалии.
В отличие от слабослышащих дети с сенсорной алалией часто имеют гиперакузию
— повышенную чувствительность к звукам, безразличным для окружающих: шум
сминаемой бумаги, шуршание спичек в коробке, звук капающей воды, тихий скрип и
т. д. Слабослышащие эти сигналы не воспринимают. Дети с сенсорной алалией
воспринимают такие звуки
беспокойство, плачут, жалуются на боль в ушах и голове, на другие неприятные
ощущения
Дети с сенсорной алалией
спонтанно могут повторить
звукосочетания, слова и короткие фразы, воспринимаемые ими из окружающего,
без специального обучения, хотя повторение их является нестойким. Дети с
нарушенным слухом в тяжелой степени самостоятельно обычно почерпнуть слова и
фразы из окружающего не могут. Подражание звукам при сенсорной алалии
непостоянно и во многом зависит от ситуации. Пассивный словарь ребенка
неустойчив и заметно отстает от активного. Часто ребенок называет предмет в
любой ситуации, а узнает его название только избирательно в определенных
условиях. У детей с нарушением слуха в результате специального обучения
быстро устанавливается связь между словом и предметом и эта связь устойчивая.
Состояние голоса у слабослышащего и ребенка с сенсорной алалией различно.
Так, у слабослышащих он лишен звучности, звонкости, громкости, речь их
недостаточно интонирована, лишена эмоциональной выразительности. А у детей с
сенсорной алалией голос нормальный, они продуцируют звуки и слова с
нормальными модуляциями и интонациями.
Слабослышащие дети более контактны, чем дети с сенсорной алалией. Эти и
некоторые другие признаки помогают педагогам правильнее квалифицировать
имеющееся у детей нарушение. Правильное диагностирование обеспечивает выбор
наиболее действенных
воспитательного воздействия.
Психолого-педагогические и речевые особенности
детей с сенсорной алалией
В более грубых случаях ребенок совсем не понимает речь окружающих, относится
к ней как к шуму, лишенному смысла, не реагирует даже на собственное имя, не
дифференцирует звуки речи и шумы неречевого характера, безразличен к любым
речевым и неречевым звуковым раздражителям.
В других случаях ребенок понимает отдельные обиходные слова, но теряет их
понимание на фоне развернутого высказывания. Иногда понимание изолированных
слов затрудняет ребенка больше, чем понимание смысла фразы.