Символдрамма. Основные положения. Концептуальная и процессуальная модель

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 19:34, контрольная работа

Краткое описание

Кататимно - имагинативная психотерапия или символдрама - одно из направлений глубинной психологии, имеющее фундаментальную теоретическую базу, а также технические возможности для работы с индивидуальной, а также коллективной символикой. Психотерапевтическое воздействие данного метода опирается на глубокое прорабатывание внутренних бессознательных конфликтов с помощью воображения.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..………3
Символдрамма……………………………...……………………………….………4
Основные положения. Концептуальная и процессуальная модель…………….5
Стандартные мотивы основной ступени.……………………………………......9
Стандартные мотивы средней ступени………………………..………………..20
Заключение…………………………………………………………………………22
Список литературы……………………………………………….……….………24

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа психотерапия.docx

— 73.30 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки РФ

Федеральное государственное автономное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«Российский государственный профессионально-педагогический университет»

Институт психологии


Кафедра психологии и педагогики


 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: "Психотерапия"

Тема: «Символдрамма. Основные положения. Концептуальная и процессуальная модель»

 

 

Студент

Хабибуллина Р.В.

Группа

ЗПП-414

Преподаватель

 
 



 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург 2013

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………..………3

Символдрамма……………………………...……………………………….………4

Основные  положения. Концептуальная и процессуальная модель…………….5

Стандартные мотивы основной ступени.……………………………………......9

Стандартные мотивы средней ступени………………………..………………..20

Заключение…………………………………………………………………………22

Список  литературы……………………………………………….……….………24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Так сложилось, что способность человека воспринимать окружающий мир зависит от его  способности видеть, слышать, осязать, то есть от тренированности соответствующих  органов. Существует грань, которую  ни специальные приборы, ни полученные с помощью разума знания не помогают переступить. Отдельные обстоятельства, которые, казалось бы, не затрагивают  нашего сознательного внимания,  неосознанно воспринимаются нами, а затем являются к нам  не в рациональной, а в символической, или образной форме, обычно в сновидениях. Это касается не только  жизненных событий настоящего времени, но и прошлых, забытых нами. Бывает  и так, что сон, или образ воплощается в реальности, сплетаясь в паутину наших неосознанных желаний и действительности. В жизни человека возникают символические чувства, мысли, действия и ситуации, которые являются способом самовыражения подсознательной части разума. Например, при воспоминании о невыносимости ситуации человек может закашляться, а  символом проблемы будет являться   спазм гортани.  Информация, идущая из глубин бессознательного становится доступной сознанию с помощью символов.

 
Кататимно - имагинативная психотерапия или символдрама - одно из направлений глубинной психологии, имеющее фундаментальную теоретическую базу, а также технические возможности для работы с индивидуальной, а также коллективной  символикой. Психотерапевтическое воздействие данного метода опирается на  глубокое прорабатывание внутренних бессознательных конфликтов с помощью воображения.

Символдрама  хорошо подходит для людей,  которые ориентированы  на эмоционально-образное переживание,  на нерациональное решение проблем.  
 
За  рубежом данный метод широко распространен и официально признан системой медицинского страхования ряда европейских стран. В России символдрама появилась  в 1994 году вместе с переведенными Я. Л. Обуховым  работами Х.Лейнера, основателя метода. Обучающие семинары, программы,  проводимые доцентами  Межрегиональной общественной организации содействия развитию символдрамы  способствовали тому, что данный терапевтический метод используется сейчас в качестве основного в ряде клиник России, Украины, Белоруссии, Казахстана, Грузии и стран Прибалтики, а также в частной практике.

 

 

 

 

  

Символдрамма.

Психотерапию  по методу «символдрама» можно представить как трехмерную систему координат, где одну ось представляет работа с внутренними конфликтами (первая составляющая), другую – работа, направленная на удовлетворение базовых психических потребностей (вторая составляющая) и третью - работа, нацеленная на раскрытие творческих способностей, личностного потенциала           (третья составляющая).

В каждом конкретном случае работы психотерапевт в сотрудничестве с клиентом как бы перемещается в  этой системе координат, оказываясь ближе то к одной, то к другой оси.  При этом используются  различные техники символдраммы. 
Основателем этого метода является Ханскарл Лейнер, долгие годы руководивший отделением психотерапии и психосоматики в психиатрической клинике Геттингенского университета. Его научные интересы концентрировались на развитии интенсивных и технически несложных методов психотерапии, а также на психолитической терапии (использование галлюциногенов для глубинно - психологически ориентированной терапии) и кататимном переживании образов (технике «сновидений наяву», особенно хорошо приспособленной для «короткой психотерапии»).

Символдрама (известная так же, как кататимно - имагинативная психотерапия, кататимное переживание образов или метод «сновидений наяву») – это метод глубинно - психологически ориентированной психотерапии, который оказался клинически высокоэффективным при кратко-срочном лечении неврозов и психосоматических заболеваний, а также при психотерапии нарушений, связанных с невротическим развитием личности. В качестве метафоры можно охарактеризовать кататимно - имагинативную психотерапию как «психоанализ при помощи образов».

Название  метода происходит от греческих слов «ката», что означает «соответствующий», «зависящий», и «тимос» – одно из обозначений «души» (в данном случае имеется в виду «эмоциональность»). На русский язык название метода можно перевести как «эмоционально-обусловленное переживание образов».

Основу метода составляет свободное фантазирование в форме образов, «картины» на заданную психотерапевтом тему (мотив). Психотерапевт выполняет при  этом контролирующую, сопровождающую, направляющую функции.

Концептуальная  основа метода – глубинно - психологические психоаналитически ориентированные теории, анализ бессознательных и предсознательных конфликтов, аффективно-инстинктивных импульсов, процессов и механизмов защиты как отражения актуальных эмоционально-личностных проблем, анализ онтогенетических форм конфликтов раннего детства.

 

 

 

Основные  положения. Концептуальная и процессуальная модель.

Система символдрамы основывается на двух основных положениях:

1. Человек способен развивать в своем воображении фантастические представления, которые известны не только как ночные сновидения, но и как дневные фантазии. При помощи своей имагинативной способности человек может каждый раз заново создавать свой образ исходя из самого себя и познавать себя в ходе четкого диалектического процесса.

2. В результате эмпирических наблюдений за фантастическими образами разработан ряд специфических правил и выявлены некоторые закономерности. Они подчинены первичному процессу, неинтерпретирующемуся воздействием.

В соответствии со своей концепцией метод символдрамы близок глубинной психологии и признает бессознательную психодинамику (символику сновидений, инстинктивные импульсы Оно, защитные образования "Я", инстанции Сверх-Я, регрессивные процессы).

С феноменологической позиции можно выявить параллели  символдраме в игровой терапии ребенка, в психодраме по Морено и в элементах гештальт-терапии. В техническом плане символдраме близки элементы ведения психотерапевтических бесед по К. Роджерсу и некоторые стратегии поведенческой терапии по Й. Вольпе.

В основу обработки  материала может быть положена практически  любая глубинно-психологическая  концепция в том числе даже экзистенциально-аналитический метод.

Лейнер сформулировал три возможных альтернативных метода введения пациента в состояние контролируемой регрессии, в котором легче всего могут возникнуть сновидения наяву.

  1. Можно использовать введение через основные упражнения аутотренинга по И.Х. Шульцу (переживание тяжести, понижение мышечного тонуса, переживание тепла во всем теле путем концентрационной саморелаксации плюс упражнения по регуляции дыхания).
  2. Индукция состояния расслабления психотерапевтом. Этот метод менее маскирует конфликты и позволяет добиться более скорой реализации. Пациенту, в соответствии с формулируемыми психотерапевтом указаниями, предлагается самому расслабиться в его присутствии. Благодаря стандартному тексту за несколько минут удается вызвать у пациента необходимое для символдрамы состояние базального расслабления.
  3. Единственное побуждение к представлению образов (имагиниция) достижение состояния расслабленности можно осуществить путем прямого предложения представить один из мотивов симводрамы. В качестве прототипа для этого на первом ознакомительном занятии подойдет тест "цветок". Этот тест показывает, способен ли пациент вообще и насколько, если способен, образовывать полноценные кататимные образы.

Простая неформальная просьба к сидящему пациенту предотвращает  появление напряженного ожидания. Почти  все пациенты, даже с относительно тяжелыми нарушениями, справляются  с этим тестом и представляют себе цветок.

Корреляцию  между представлением образов и  расслаблением можно определить как круговой процесс. Предложение  представить образы повышает расслабление, более полное расслабление углубляет  переживание образов в плане  их большей цветовой насыщенности и  пластичности и усиливает регрессивное погружение с внутренним "раскрытием" для эмоционального тона.

На этом этапе образные представления вызываются в погруженном состоянии. Не ожидая, пока образуется какая-то имагинация, непосредственно "устанавливается" кататимный образ. Пациенту предлагается представить себе образ, неопределенно сформулированный мотив. Не следует определять какие-либо детали образа.

Образы переходят  из одной промежуточной ступени  к другой и обратно. Этот круговой процесс постепенно вновь углубляет  состояние погруженности. Благодаря  упражнениям образы приобретают  больше нюансов и еще более  приближаются к реальному восприятию их другими органами чувств. Например, пациент может, лежа на лугу, видеть каждую травинку, качающуюся на ветру, может чувствовать дуновение  ветра в лицо, слышать жужжание пчел и шелест леса, смотреть на бегущие  в синем небе белые облака.

После того как проведена вводная процедура  и пациент начал представлять образы, его просят повнимательнее присмотреться к тому, что окружает предложенный мотив, например, появившийся луг, так, как это было бы и в действительности. Пациент может описывать детали ландшафта, а терапевт в заключение спрашивает его, что ему хотелось сделать в представленном ландшафте, и о том, какое настроение вызывает у него этот ландшафт.

Мотив луга, как начальный, имеет большое  значение для символдрамы. К нему примыкают и другие мотивы, которые естественным образом связаны с лугом. Пациент может найти ручей, который протекает через луг. Ручей тоже необходимо описать. Если захочет пациент, он может приблизиться к ручью и сделать с водой то, что ему захочется: свесить в воду ноги, смочить лоб, спуститься в ручей или искупаться в нем, половить рыбу и т.п.

Задача психотерапевта при этом - занимать по отношению  к пациенту принципиально разрешительную позицию. Пациенту предоставляется  возможность осуществить его  желания, дается свобода следовать  спонтанным импульсам. Тем самым  пациенту дается возможность открыто  проявить дремлющие в глубине  души тенденции поведения и в  соответствии с ними творчески оформить и развить предлагаемый каждый раз  мотив.

Во время  занятия терапевт предлагает пациенту по возможности сообщать подряд обо  всех всплывающих образах. Психотерапевт  постоянно поддерживает взаимосвязь (рапорт) с пациентом. На примере  луга терапевт учится оптически срисовывать  в своем собственном воображении  образы фантазии пациента и весь мир  его образных представлений. Это  необходимая предпосылка для более глубокого понимания и эмпатийного переживания с пациентом.

Психотерапевт занимает при этом такую позицию, как будто описываемые пациентом  сцены символдрамы действительно реальны. Воздействие психотерапевта через вопросы и указания, сформулированные как бы из квазиреальной перспективы, ведут к открытию дальнейших деталей кататимных образов пациента. Возникают новые образы и усиливаются уже существующие. При этом психотерапевт не должен, закрыв глаза, представлять себе образы вместе с пациентом, ибо из-за этого он часто впадает в управляемый бессознательными импульсами мир собственных образов, и тем самым он уже больше не в состоянии наблюдать и критически рефлексировать свое поведение как психотерапевта. Он должен уметь время от времени критически дистанциировать себя от своего пациента, чтобы анализировать его кататимную продукцию, сопоставлять ее со своими теоретическими занниями - и таким образом иметь возможность руководить психотерапией в интересах пациента.

Пациент должен описывать свои переживания образов  во время имагинирования. Диалог о деталях представляемых в образах сцен не мешает. Психотерапевт может в осторожной форме задавать промежуточные вопросы, приспосабливаясь к стилю представления образов каждого отдельного пациента. Промежуточные вопросы должны, прежде всего, служить уточнению деталей образов и формированию сопутствующего эмоционального тона. В этом отношении структурирование плодотворно в ходе первых сеансов символдрамы, связанных с процессом обучения. На последующих этапах пациент уже сможет лучше использовать деятельность своей творческой фантазии, а структурированные психотерапевтом построения отходят на задний план.

В конце  каждого сеанса символдрамы Лейнер, в соответствии с указаниями Шульца для аутогенного тренинга, просит пациента "вернуться обратно". Пациента просят при этом сжать кулаки, три раза с силой согнуть в локтях и разогнуть руки, сильно напрягая мышцы. Затем он должен глубоко вздохнуть и открыть глаза.

Этот своеобразный ритуал не является самоцелью. Уже в  ходе десятиминутного упражнения по методу символдрамы может возникнуть довольно глубокое гипноидное состояние. Часто оно вызывает ощущение особой тяжести в руках и ногах, а также ведет к изменению состояния сознания. "Возвращение обратно" физиологически активизирует ослабившуюся во время символдрамы деятельность коры головного мозга и относительно быстро возвращает пациента в состояние бодрствования. Это важно, так как иначе пациенту потребуется длительное время, пока он сможет совершенно бодро и ясно ориентироваться и действовать в реальном окружении.

Информация о работе Символдрамма. Основные положения. Концептуальная и процессуальная модель