Современная психология и правоохранительная практика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 08:41, контрольная работа

Краткое описание

Впервые это понятие появилось в работах немецкого философа Христиана Вольфа (1689-1754), в частности, в его книгах «Рациональная психология» и «Эмпирическая психология». Принято считать, что психология как научная дисциплина оформилась в конце XIX века в связи с применением научных методов исследования в лаборатории экспериментальной психологии под руководством немецкого ученого В. Вундта.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………......3
1. Предмет и структура современной психологии ……………………………………....4
2. Основные теоретические концепции психологического объяснения поведения
личности ...............................................................................................................................6
3. Методы современной психологии ……………………………………………............11
4. Использование данных современной психологии в правоохранительной практике…………………………………………………………………………………………..19
Заключение ……………………………………………………………………...……......22
Список литературы ………………………………………………………………………23

Вложенные файлы: 1 файл

Юридическая психология контрольная работа.docx

— 54.52 Кб (Скачать файл)

РОССИЙСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ

Филиал РУДН в г. Перми.

 

 

 

 

Дисциплина: Юридическая психология

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

Тема: «Современная психология и правоохранительная практика»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студент: Логачев Максим Геннадьевич

III курс   № ПЮ-10-2П

№ 3732100111

 

 

 

 

 

 

 

 

г. ПЕРМЬ

2013 год.

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

Введение…………………………………………………………………………………......3

 

 

1. Предмет и структура современной психологии ……………………………………....4

 

2. Основные теоретические концепции психологического объяснения поведения

личности ...............................................................................................................................6

 

3. Методы современной психологии ……………………………………………............11

 

4. Использование данных современной психологии в правоохранительной практике…………………………………………………………………………………………..19

 

 

Заключение ……………………………………………………………………...……......22

 

Список литературы ………………………………………………………………………23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ведение.

Слово «психология» образовано из греческих слов «psyche» (душа) и "logos" (учение, наука). Таким образом, дословно «психология» - это «наука о душе».

Впервые это понятие появилось  в работах немецкого философа Христиана Вольфа (1689-1754), в частности, в его книгах «Рациональная психология» и «Эмпирическая психология». Принято считать, что психология как научная дисциплина оформилась в конце XIX века в связи с применением научных методов исследования в лаборатории экспериментальной психологии под руководством немецкого ученого В. Вундта. Он впервые ввел в практику психологического исследования метод экспериментальной интроспекции (самонаблюдения). Различные сведения о психике человека появились, естественно, гораздо раньше. Психология - это наука о фактах, закономерностях и механизмах психики как складывающегося в мозгу образа действительности, на основе и при помощи которого осуществляется управление поведением и деятельностью человека.     Предметом психологии является изучение «психики», «психического». Психика - это орган управления поведением и деятельностью человека, на основе складывающихся в его мозгу образов объективной и субъективной действительности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Предмет и структура современной психологии.

Юридическая психология – научно-практическая дисциплина, которая изучает психологические  закономерности системы «человек-право», разрабатывает рекомендации, направленные на повышение эффективности этой системы.

Если право в первую очередь  выделяет в человеке правонарушителя, то юридическая психология исследует  человека в правонарушителе, в свидетеле, потерпевшем и т.д. (здесь мы условно  уравниваем понятия личность и человек).

Существует несколько определений  предмета юридической психологии.

Так, А.Р.Ратинов (видный отечественный  ученый в области юридической  психологии и правоведения) в качестве предмета юридической психологии определяет психические явления, механизмы, закономерности, связанные с возникновением, изменением, исполнением, нарушением и применением  права.

В.Л. Васильев предметом юридической  психологии называет психологические  основы личности и деятельности в  условиях правового регулирования, систему «человек-право». Главным  звеном в этой системе является человек  или личность как субъект деятельности.

Наконец, Ю.В. Чуфаровский предметом юридической психологии считает не сумму предметов психологии и юриспруденции, то есть не психические явления, процессы, состояния плюс государственно-правовые явления, не отдельные фрагменты действительности в психологической окраске, а психологию государственно-правовых явлений как целостность, в которой нельзя механически отделить психологическое от юридического, а возможно лишь выделение психологической и юридической подсистем, находящихся в движении, развитии, непрерывной связи.

Юридическая психология не изучает  какие-то особые, уникальные психологические  явления, поскольку все психические  состояния протекают не иначе как подчиняясь общепсихологическим и психофизиологическим законам. Специфика предмета юридической психологии заключается в своеобразии видения этих состояний, оценивания с позиции права.

Таким образом, синтез психологии и  юриспруденции в научных дисциплинах  – юридическая психология и психология юридического труда – должен привести к взаимному обогащению этих наук, разрешению одной из наиболее актуальных проблем в этой стыковой области  – повышению эффективности правоохранительной деятельности.

Что касается структуры. Психологические  закономерности в области правоприменительной  деятельности делятся на две большие  категории: деятельность правопослушную и деятельность, связанную с теми или иными нарушениями. В связи с этим структуру юридической психологии можно обозначить следующим образом.

Междисциплинарные связи. Поскольку  юридическая психология является дисциплиной  общепсихологической науки, постольку  основные ее междисциплинарные связи  – это связи с другими психологическими дисциплинами. А именно:

а)с социальной психологией. Правовые нормы связаны с межличностными отношениями, отношениями личности и общества.í изучение психологических механизмов формирования отношения личности к праву невозможно без учета социально-психологических факторов;

б)с медицинской психологией, которая изучает закономерности, свойственные болезненно измененной психике. А мы знаем, что большую часть преступлений против личности совершают лица с психопатией и др. отклонениями;

в)с возрастной и педагогической психологией;

г)психологией труда и инженерной психологией (трудовые конфликты, нарушение правил эксплуатации техники, ДТП);

д)с политической психологией (психология управления).

Вместе с тем, понятно, что юридическая  психология не может развиваться  в отрыве от права, так как ее задачи и цели диктуются как раз юридической  практикой. Отсюда, соответственно, ее тесные связи прежде всего с криминалистикой и уголовным процессом, а также с любым другим разделом юриспруденции, поскольку категория права психологична в своей основе (но (!) не является психологической категорией как таковой). Право не существует как данность, абстрактно, безлико, вне человека. Именно человек создает, развивает, изменяет его и, в конце концов, конституирует в виде того же государственного аппарата, правоохранительных органов и т.д. Безусловно, при этом правовая система приобретает известную долю самостоятельности. Однако человек остается главной ценностью, и право не может представлять самоценность само по себе, а лишь в преломлении через психику человека, в приложении к его жизнедеятельности. Именно в этом суть утверждения, что категория права психологична в своей основе.

 

 

 

 

 

  1. Основные теоретические концепции психологического объяснения поведения личности.

К настоящему времени в психологии сложились восемь основных способов описания людей, на которые в той или иной степени опираются попытки объяснения их поведения в особых условиях, включая работу. Речь идет о таких концепциях, как теория личностных черт, бихевиоризм, теория социального научения, психоанализ, когнитивная методология, гештальтпсихология и теория групповой динамики.

1. Поведение в теории личностных  черт.

Согласно  теории личностных черт, наблюдаемую  вариативность поведения людей, находящихся в одинаковых условиях, например, участвующих в выполнении общего производственного задания, следует объяснять индивидуальными (врожденными или приобретенными в ходе социализации) чертами.

2. Бихевиористская модель поведения.

Слово «бихевиоризм» (англ. behavior — поведение) обозначает науку или учение о поведении. Методология бихевиоризма — основа теоретической базы современных концепций организационного поведения. В целом она строится на отказе от объяснения причин поведения с помощью механизмов сознания, чем занималась классическая психология, оперируя такими понятиями, как «сознание», «воля», «мышление» и т.п.

Бихевиоризм понимает поведение человека достаточно упрощенно, как совокупность двигательных, вербальных и эмоциональных реакций на воздействия (стимулы) внешней среды. При этом субъекты поведения сознательно выбирают такую линию действий, которая позволит избежать негативных санкций и повысить вознаграждение. Таким образом, единица наблюдения — конкретная связь стимула S и реакции R: S →R.

Основатель  бихевиоризма Дж. Уотсон разделил все  реакции на наследственные (рефлексы, простейшие эмоции) иприобретенные (привычки, мышление, речь, чувства, социальное поведение).

Согласно этой модели, развитие поведения  происходит путем приобретения новых  реакций на основе имеющегося репертуара наследственных реакций на безусловные  стимулы — стимулы, вызывающие строго определенные реакции. Например, эмоцию страха у младенца вызывают лишь два  безусловных стимула — потеря равновесия и громкий звук. В последующем опыте жизни безусловные стимулы соединяются с условными (появляющимися одновременно с безусловными), которые способны вызывать аналогичную реакцию. Страх у взрослого человека может быть вызван заметно большим числом других, условных, стимулов, возникающих из опыта, например, страха наказания, страха потерн близкого человека, работы и т.д. В процессе социализации элементарные реакции на разные стимулы связываются друг с другом, образуя сложные системы реагирования.

Кроме того, по критерию доступности  для наблюдения реакции делятся  на внешние(доступные для простого наблюдения — речь, эмоции, рефлексы) и внутренние(фиксируемые опосредованно с помощью специальных приборов — скрытые мускульные движения, изменения в процессах обмена веществ в организме).

Существенный вклад в развитие бихевиористской концепции применительно к поведению в организации внес Б. Скиннер, разработав концепцию оперантного поведения. Суть ее состоит в том, что в ответ на определенные стимулы животное или человек научаются производить соответствующие действия, которые либо обеспечивают положительное подкрепление, либо избавляют их от действия болевых травмирующих факторов. Таким образом, сами по себе эти действия выполняют функцию инструмента, обеспечивающего получение подкрепления (вознаграждение или ненаступление неприятного ощущения).

3. Теория социального научения.

Концепция бихевиоризма стала методологической основой теории социального научения. Согласно ей социальные, и в особенности сексуальные, роли людей, а также большинство форм социального поведения, составляющих основу адаптации к окружению, складываются в результате наблюдений за определенными социальными моделями: такими, как родители, учителя, товарищи по играм или герои романов и телевизионных фильмов. В итоге получается, что личность — это результат взаимодействия между индивидом (с его способностями, прошлым опытом, ожиданиями и т.д.) и окружающей средой, которую он стремится узнать, чтобы разобраться, в каких ситуациях его поведение окажется адекватным, а в каких неприемлемым в зависимости от связанных с ним поощрений или наказаний.

Теория социального научения объясняет зависимость между изменениями поведения человека и теми последствиями, которые они вызывают в определенных ситуациях. Она, однако, не позволяет понять личность в целом и те константы, которые характеризуют личность данного индивида. Особенно мало она пригодна для того, чтобы объяснить тот контроль, которому столь многие люди пытаются подвергнуть свое существование с целью придать ему какой-то смысл. Такую попытку делает когнитивный подход.

4. Психоаналитическое объяснение  поведения.

Психоаналитическое  объяснение поведения является альтернативой  бихевиористскому. Психоанализ рассматривает поведение как определенныйрезультат разрешения внутриличностного конфликта между тремя подсистемами психики:

  • подсознанием — id;
  • самосознанием — ego;
  • super-ego, представляющим «социальную» часть психики.

В этом конфликте ведущая роль отводится подсознанию, вследствие чего активность людей понимается как совокупность реакций на действие разных по своей направленности импульсов подсознания, функционирующего по своей собственной, не вполне понятной логике. Таким образом, наблюдаемое поведение людей по своей сути неосознанно и, следовательно, должно анализироваться и описываться как следствие внутренних конфликтов и противоречивых стремлений личности.

5. Когнитивная концепция поведения.

Согласно  когнитивной (англ. cognitive — познавательный) методологии поведение человека рассматривается не как механическая реакция на тот или иной стимул, а какрезультат интерпретации им конкретной ситуации, осуществляемой с учетом его знаний и всего совокупного опыта жизни. Человек по своей природе не является пассивным существом, чьи действия полностью зависят от контроля внешней среды. Характер его реакций на возникающие ситуации и события чаще всего определяется той когнитивной интерпретацией, которую происходящему с ним и вокруг него дает он сам. Соответственно предмет когнитивной психологии составляют процессы и свойства личности, связанные с получением информации: восприятие, создание и распознавание образов, внимание, мышление, речь, воображение, принятие решений и пр.

Информация о работе Современная психология и правоохранительная практика