Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2015 в 15:34, контрольная работа
На современном этапе обучения перед учителем начальных классов ставится ответственнейшая задача – обучать и воспитывать шестилетних детей.
Возрастной период от 6 до 7 лет характеризуется повышенной змоциональностью, подражательностью, направленностью на познание окружающего мира чувствительностью к воздействию со стороны взрослого и сверстников.
В этот период психика ребенка проходит различные «расстояния», претерпевает качественные преобразования в зависимости от того, развивается ребенок в условиях игры или учения, в зависимости от индивидуальных особенностей и социальных условий воспитания. Очень важно, чтобы учитель знал закономерности психического развития ребенка, а так же причины, обусловливающие многообразные индивидуальные различия детей, которых он примет для того, чтобы обучать, воспитывать, любить.
Задание 1. Социально-психологическая адаптация детей младшего школьного возраста в ОУ………………………………………………………….3
Задание 2. Методики диагностики адаптации для младших школьников………………………………………………………………………..15
Задание 3.Эмпирическое исследование адаптации детей к начальной школе……………………………………………………………………………….20
Задание 4. Рекомендации………………………………………………….24
Список источников………………………………………………………….27
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российский государственный профессионально-педагогический университет»
Факультет психологии
Кафедра психологии образования и профессионального развития
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ПСИХОЛОГИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Тема: Социально-психологическая адаптация детей младшего школьного возраста в ОУ
Выполнил:
Студент группы Вт -211С ПСО
Бабаева Е.А.
Проверил: Н.М. Борщёва
Екатеринбург 2015
Содержание
Задание 1. Социально-психологическая адаптация детей младшего школьного возраста в ОУ………………………………………………………….3
Задание 2. Методики диагностики
адаптации для младших школьников……………………………………………………
Задание 3.Эмпирическое исследование
адаптации детей к начальной школе…………………………………………………………………
Задание 4. Рекомендации………………………………………………
Список источников……………………………………………………
Приложение……………………………………………………
Задание 1. Социально-психологическая адаптация детей младшего школьного возраста в ОУ
Введение
На современном этапе обучения перед учителем начальных классов ставится ответственнейшая задача – обучать и воспитывать шестилетних детей.
Возрастной период от 6 до 7 лет характеризуется повышенной змоциональностью, подражательностью, направленностью на познание окружающего мира чувствительностью к воздействию со стороны взрослого и сверстников.
В этот период психика ребенка проходит различные «расстояния», претерпевает качественные преобразования в зависимости от того, развивается ребенок в условиях игры или учения, в зависимости от индивидуальных особенностей и социальных условий воспитания.
Очень важно, чтобы учитель знал закономерности психического развития ребенка, а так же причины, обусловливающие многообразные индивидуальные различия детей, которых он примет для того, чтобы обучать, воспитывать, любить.
О том, что начало
обучения в школе – один
из самых серьезных моментов
в жизни ребенка, знают все. Большая
часть родителей оценивает
Это действительно так. Новые контакты, новые отношения, новые обязанности, новая социальная роль – ученик – со своими плюсами и минусами.
Однако школа – это еще и совершенно новые условия жизни и деятельности ребенка, это большие физические и эмоциональные нагрузки. Изменяется вся жизнь – все подчиняется школе, школьным делам и заботам.
Школа с первых же дней ставит перед ребенком целый ряд задач, не связанных непосредственно с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации физических и интеллектуальных сил.
Трудно все: режим учебных занятий с перерывом не «когда хочешь», а через 35 мин., обилие новых впечатлений, которыми нельзя тут же поделиться, и эмоции, которые приходится сдерживать. Трудно не отвлекаться и следить за мыслью учительницы, трудно сидеть в определенной позе и просто сидеть долго.
Кроме того, ребята не сразу усваивают новые правила поведения со взрослыми, не сразу признают позицию учителя и устанавливают дистанцию в отношениях с ним и другими взрослыми в школе.
Первый год в школе – это своего рода испытательный срок для родителей, когда четко проявляются все родительские недоработки, невнимание к ребенку, незнание его особенностей, отсутствие контакта и неумение помочь.
Порой родителям не хватает терпения снисходительности, спокойствия и доброты; часто из добрых побуждений они становятся виновниками школьных стрессов., т. к. не всегда учитывают сложность и длительность процесса адаптации ребенка к школе. Не день, не неделя требуются для того, чтобы освоится в школе по – настоящему.
Это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. Этот процесс приспособления ребенка к школе, к новым условиям существования, новому виду деятельности и новым нагрузкам называется адаптацией.
Адаптация к школе – многоплановый процесс. Его составляющими являются физиологическая адаптация и социально – психологическая адаптация ( к учителям, их требованиям, к одноклассникам)
Именно поэтому вся система обучения и воспитания в шкле и дома должна быть построена так, чтобы и учитель, и родители знали и учитывали, какой ценой расплачивается организм ребенка за достигнутые успехи, особенно на первых порах обучения, и чтобы могли сопоставить успехи и их «цену».
1.Социально - психологическая адаптация
Независимо от того, когда ребенок пошел в школу, он проходит через особый этап своего развития – кризис 7 (6) лет.
Изменяется социальный статус бывшего малыша – появляется новая социальная роль «ученик». Это можно считать рождением социального «Я» ребенка.
Такие изменения происходят в психике ребенка при благоприятном развитии событий, при успешной адаптации к школьному обучению. О « внутренней позиции школьника» можно говорить только тогда, когда ребенок действительно хочет учиться, а не только ходить в школу. У половины детей, поступающих в школу, эта позиция еще не сформирована.
Особенно актуальна эта проблема для 6 – леток. У них чаще, чем у 7 – леток, затруднено формирование «чувства необходимости учения», они менее ориентированы на общепринятые формы поведения в школе.
При столкновении с такими трудностями нужно помочь ребенку принять «позицию школьника»: чаще ненавязчиво беседовать о том, зачем нужно учиться, почему в школе именно такие правила, что будет, если никто не станет их выполнять.
Можно поиграть дома с будущими первоклассниками в школу, существующую только по правилам, которые нравятся только ему самому, или совсем без правил.
В любом случае необходимо проявлять уважение и понимание чувств ребенка, так как его эмоциональная жизнь отличается ранимостью, незащищенностью.
В период 6-7 лет происходят серьезные изменения в эмоциональной сфере ребенка. В дошкольном детстве, столкнувшись с неудачами или получив нелестные отзывы о своей внешности, ребенок, конечно, испытывал обиду или досаду, но это не влияло так кардинально на становление его личности в целом.
В период же кризиса 7 лет обобщению влекут за собой и обобщение переживаний. Таким образом, цепь неудач в учебе, в общении может привести к формированию устойчивого комплекса неполноценности.
Такое «приобретение» в 6-7 лет самым негативным образом влияет на развитиесамооценки ребенка, уровня его притязаний.
Эта особенность психики детей учтена в школьном обучении – первый год учебы является безоценочным, то есть при оценке работы учеников не используются отметки, делается большой акцент на качественный анализ их деятельности.
Родители так же должны учитывать обобщение переживаний при общении со своим сыном или дочерью: замечать все малейшие достижения ребенка, оценивать не ребенка, а его поступки, беседуя о неудачах, отмечать, что все это временно, поддерживать активность ребенка в преодолении различных трудностей.
Другим следствием обобщения переживаний является возникновение внутренней жизни ребенка. Постепенно это влечет за собой развитие способности оценивать будущий поступок заранее с точки зрения его результатов и последствий. Благодаря этому механизму преодолевается детская непосредственность.
Неприятным для родителей кризисным проявлением разделения внешней и внутренней жизни детей часто становятся кривляние, манерность, неестественность поведения, склонность к капризам и конфликтам.
Все эти внешние особенности начинают исчезать, когда первоклассник выходит из кризиса и вступает непосредственно в младший школьный возраст.
Таким образом, терпением надо запастись и педагогам, и родителям. Чем меньше негативных эмоций они будут проявлять, реагируя на кризисные проявления ребенка в возрасте 6-7 лет, тем больше вероятность, что все проблемы останутся в данном возрастном периоде.
Говоря о социально – психологической адаптации детей к школе, нельзя не остановиться на вопросе адаптации к детскому коллективу.
Обычно трудности в этом процессе возникают у детей, не посещавших детский сад, особенно у единственных в семье детей. Если у таких ребят не было достаточного опыта взаимодействия со сверстниками, то они ожидают от одноклассников и учителей такого же отношения, к которому они привыкли дома.
Поэтому для них часто становится стрессом изменение ситуации, когда они осознают, что учитель одинаково относится ко всем ребятам, не делая снисхождения к нему и не выделяя его своим вниманием, а одноклассники не торопятся принимать таких детей в качестве лидеров, не собираются уступать им.
Через какое – то время родители таких детей, не имевших разнообразного опыта общения со сверстниками, столкнуться с их нежеланием ходить в школу, а так же с жалобами на то, что их все обижают, никто не слушает, учитель не любит и т.д.
Родителям необходимо научиться адекватно реагировать на такие жалобы. Прежде всего необходимо показать ребенку, что его понимают, любят, нужно уметь посочувствовать, никого при этом не обвиняя.
Когда ребенок успокоится, надо вместе с ним проанализировать причины и последствия сложившейся ситуации, обсудить, как вести себя в будущем в подобном случае.
Затем можно перейти к обсуждению того, как можно исправить положение теперь, какие шаги предпринять, чтобы завести друзей и завоевать симпатии одноклассников.
Нужно поддержать ребенка в его попытках справиться с возникшими трудностями, продолжить ходить в школу, показать искреннюю веру в его возможности.
2. Здоровье и адаптация к школе
Процесс адаптации
к школе во многом зависит
от здоровья детей. По Л.
А. Венгерусуществует три уровня
адаптации к школьному
1) Высокий уровень адаптации-
первоклассник положительно
Состояние напряжения функциональных систем организма ребенка компенсируется в течение первой учебной четверти.
2) Средний уровень адаптации
- первоклассник положительно
3) Низкий уровень адаптации
- первоклассник отрицательно
При этом значительные нарушения состояния здоровья нарастают от начала к концу учебного года.
Нарушение всех функциональных систем организма ребенка, связанное с изменением привычного образа жизни, в наибольшей степени проявляется в течение первого полугодия.
Почти у всех детей в начале школьных занятий наблюдается двигательное возбуждение или заторможенность, жалобы на головную боль, плохой сон, снижение аппетита. Эти отрицательные реакции тем более выражены, чем резче переход от одного периода жизни к другому, чем меньше готов к этому организм вчерашнего дошкольника.
Выраженность и длительность процесса адаптации зависит от состояния здоровья ребенка. Легче переносят период поступления в школу и лучше справляются с умственной и физической нагрузкой дети здоровые, с нормальным уровнем функционирования всех систем организма и гармоничным физическим развитием.
Критерием благополучной адаптации детей к школе может служить благоприятная динамика работоспособности и ее улучшение на протяжении первого полугодия, отсутствие выраженных отрицательных изменений показателей состояния здоровья и хорошее усвоение программного материала.
Информация о работе Социально-психологическая адаптация детей младшего школьного возраста в ОУ