Социально-психологическая толерантность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 06:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: исследовать связь общей коммуникативной толерантности старших школьников с положением, занимаемым ими в коллективе.



Задачи исследования:



1. Провести теоретический анализ явления социально-психологической толерантности.



2. Провести эмпирическое исследование общей коммуникативной толерантности старших школьников.



3. Провести социометрическую диагностику в коллективах старших школьников.



4. Интерпретировать результаты практического исследования.

Содержание

Введение



Глава 1. Теоретический анализ явления социально-психологической толерантности



1.1 Различные подходы к пониманию феномена толерантности



1.2 Структура и критерии классификации проявлений толерантности (интолерантности)



Глава 2. Эмпирическое исследование социально-психологической толерантности



2.1 Организация и методы исследования



2.2 Анализ результатов эмпирического исследования



Заключение



Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

н. толерантность.docx

— 37.08 Кб (Скачать файл)

 

Тема: Социально-психологическая  толерантность

Оглавление

 

Введение

 

Глава 1. Теоретический анализ явления социально-психологической  толерантности

 

1.1 Различные подходы к  пониманию феномена толерантности

 

1.2 Структура и критерии  классификации проявлений толерантности  (интолерантности)

 

Глава 2. Эмпирическое исследование социально-психологической толерантности

 

2.1 Организация и методы  исследования

 

2.2 Анализ результатов  эмпирического исследования

 

Заключение

 

Список литературы

 

Введение

 

Актуальность исследования.

 

Осознание взаимозависимости  людей на планете требует изменения  сложившихся отношений. Уважение прав другого человека (в том числе  права быть иным), осознание важности сохранения этого разнообразия и  возможности жить вместе, не нанося друг другу ущерба, — все это  связано с понятием «толерантность». Суть толерантности заключается в признании похожести и одновременно непохожести людей, их многообразия.

 

Сосуществование с людьми других убеждений, имеющих иные традиции и нормы, — это толерантность  к другому, иному, не такому, как я  сам. Толерантность может помочь каждому и всем вместе чувствовать  себя более уверенно и устойчиво  в этом изменчивом мире. При этом, лучше понимая другого, человек  лучше понимает себя. Толерантность  в обществе способствует внутренней устойчивости общества и каждого  человека, создает условия для  самораскрытия и саморазвития. Толерантность  важна как форма сосуществования  и существования.

 

Несмотря на актуальность темы, в социальной психологии до сих  пор не было сформировано единого  мнения о том, что же из себя представляет феномен толерантности. Данная работа не имеет своей целью осветить все позиции по данному вопросу (так как сделать это слишком сложно), однако дает некоторые представления об этом явлении с точки зрения различных психологов.

 

Данная работа посвящена  такой стороне социально-психологической  толерантности, как коммуникативная  толерантность и практически  не затрагивает другие стороны этого  явления (межэтническую, межконфессиональную, межпоколенческую, политическую, социально-экономическую толерантность).

 

Объект исследования: социально-психологическая  толерантность.

 

Предмет исследования: социально-психологическая  толерантность старших школьников.

 

Цель исследования: исследовать  связь общей коммуникативной  толерантности старших школьников с положением, занимаемым ими в  коллективе.

 

Задачи исследования:

 

1. Провести теоретический  анализ явления социально-психологической  толерантности.

 

2. Провести эмпирическое  исследование общей коммуникативной  толерантности старших школьников.

 

3. Провести социометрическую  диагностику в коллективах старших  школьников.

 

4. Интерпретировать результаты  практического исследования.

 

Гипотеза: в коллективе старших  школьников позиции неформальных лидеров  занимают личности, обладающие высоким  уровнем общей коммуникативной  толерантности.

 

Экспериментальный план:

 

1. Провести теоретический  анализ явления социально-психологической  толерантности.

 

2. Провести исследование  общей коммуникативной толерантности  старших школьников.

 

3. Произвести расчет стандартных  отклонений на основе выборки  и составить шкалу стенов.

 

4. Провести социометрическую  диагностику в коллективах старших  школьников.

 

5. Проанализировать результаты  социометрии в исследованных  группах.

 

6. Сравнить данные социометрии  с данными диагностики общей  коммуникативной толерантности.

 

7. Сделать вывод.

 

Методы исследования.

 

В исследовании использовались следующие методы:

 

1. Анализ литературы.

 

2. Методика диагностики  общей коммуникативной толерантности  В. В. Бойко.

 

3. Социометрический метод.

 

4. Расчет стандартных отклонений  на основе выборки.

 

Теоретическая значимость исследования.

 

Результаты исследования могут быть использованы в таких  отраслях психологии как педагогическая психология, социальная психология.

 

Практическая значимость.

 

Данные диагностики были переданы в психологическую службу МОУ СОШ № 38 и использовались при подведении итогов работы классных руководителей за первое полугодие 2010/2011 учебного года. Поскольку в  школе проводится эксперимент по введению новой системы оплаты труда, данные использовались при начислении премий.

 

Психолог школы использовал  данные исследования для индивидуальной консультации классных руководителей  и учащихся по курсу «Твоя профессиональная карьера». Методику диагностики общей  коммуникативной толерантности  В.В. Бойко психолог школы включил  в список методик при проведении занятий по курсу «Твоя профессиональная карьера».

 

База исследования и выборка.

 

Исследование проводилось  на базе МОУ СОШ № 38. Было исследовано  в общей сложности 88 школьников из пяти 9х классов: 36 юношей и 52 девушки.

 

Глава 1. Теоретический анализ явления социально-психологической  толерантности

 

1.1 Различные подходы к  пониманию феномена толерантности

 

В разных языках в зависимости  от исторического опыта народов  общее содержание понятия толерантности  имеет различные смысловые оттенки:

 

- в английском языке  толерантность — «готовность  и способность без протеста  воспринимать личность или вещь»;

 

- во французском — «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов»;

 

- в китайском — быть  толерантным значит «позволять, допускать, проявлять великодушие  в отношении других»;

 

- в арабском толерантность  — это «прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание,  благосклонность, терпение... расположенность  к другим»;

 

- в персидском — «терпение, терпимость, выносливость» [7, с. 5-6].

 

С точки зрения социальной психологии, толерантность (от лат. tolerantia — терпение) — это, прежде всего некое особое, идущее от самого человека, отношение, аттитюд (уважение, принятие, понимание-признание — это три компонента аттитюда), потребность, ценность, норма, взгляд или убеждение; вместе с тем, это некая морально-нравственная категория, которая формируется обществом (долг, обязанность). Пусковой механизм появления и проявления толерантности — это обнаружение различий между людьми, группами, государствами, культурами и способ реагирования на них (война или мир). Психологические качества, обеспечивающие толерантность, — это все возможные формы самовыражения людей, допускающие или ограничивающие паритетность проявления социальных различий (свободно это делается или нет). [1, с. 49].

 

Наиболее часто встречается в литературе встречается позиция рассмотрения толерантности как социального отношения или социальной установки (аттитюда).

 

«Толерантность ... подчеркивает способ отношения к неприятным или  чуждым объектам — снисходительное  их допущение или принужденное терпение без применения насилия» (Л. Г. Почебут) [9, с. 4].

 

«Толерантность представляет собой определенное качество взаимодействия между субъектом и объектом толерантности, характеризуемое готовностью субъекта принимать социокультурные отличия  объекта, включающие в себя внешние  признаки, высказывания, особенности  поведения и т.д.» (М. С. Мацковский) [5, с. 143].

 

«... Толерантность рассматривается  как социальная установка и аспекте трех компонентов ее структуры (поведенческого, эмоционального, когнитивного)» (Н. В. Недорезова) [6, с. 5].

 

«Толерантность... характеризует  отношения личности, группы, общества друг к другу и может проявляться  в смирении или принятии» (О.Ю.Харламова) [19, с. 9].

 

Как некую установку или  умонастроение понимает толерантность  и М. Уолцер [18].

 

Когнитивную и конативную сторону толерантности рассматривает  А. В. Перцев. Согласно его определению, толерантность — это переходное состояние от конфликта, выливающегося  в насилие, к взаимопониманию  и сотрудничеству [8, с. 53].

 

Г. У. Солдатова предлагает выделять четыре основных ракурса толерантности: как психологической устойчивости, как системы позитивных установок, как совокупности индивидуальных качеств, как системы личностных и групповых  ценностей [14, с. 4].

 

Другим вариантом проникновения  в сущность понятия толерантности  является рассмотрение этого феномена как «толерантного сознания» [15].

 

Существует также самостоятельный  подход, трактующий толерантность как  устойчивость. Например, в англо-русском  психологическом словаре психологический  смысл толерантности выражается так: приобретенная устойчивость; устойчивость к неопределенности; этническая устойчивость; предел устойчивости (выносливости) человека; устойчивость к стрессу; устойчивость к конфликту; устойчивость к поведенческим  отклонениям [7, с. 5].

 

Многие авторы для определения  толерантности пользуются категорией «свое-чужое», обозначающей, с одной  стороны, факт существования различий между людьми (социальными группами), с другой—факт существования процессов самоидентификации. Предполагается, что толерантность позволяет человеку принимать «чужое» (иное, другое, отличное), не теряя при этом собственной идентичности. В парадигме «свое-чужое» «толерантность — это не пассивное принятие, а активный поиск соприкосновения с неясным, непонятным, чужим; желание понять это неясное. Пассивное принятие чужого — это элемент конформности, т. е. процесса потенциально возможной потери индивидуальности» [7 с, 32].

 

Преобладающее большинство  авторов, указывая на сложности смыслового перевода термина, тем не менее широко пользуются категорией «терпимость», соотнося толерантность с терпимостью к инакомыслию и инакодействию. Е. Ю. Клепцова в своей кандидатской диссертации по педагогической психологии предпринимает попытку разграничения понятий «терпимость» и «толерантность». В частности, она пишет: «Терпимость мы определяем как свойство личности, в котором выражается отношение человека к миру в целом, вещам, предметам, другим людям, их взглядам, самому себе, актуализирующееся в ситуациях несовпадения взглядов, ценностей, мнений, поведения людей и т. п. и проявляющееся в повышении сензитивности к объекту... Под толерантностью мы понимаем свойство личности, актуализирующееся в ситуациях несовпадения взглядов, мнений, оценок, верований, поведения людей и г п. и проявляющееся в снижении сензитивности к объекту» [4, с. 7-8]. Автор считает, что терпимость и толерантность выполняют разные функции и обеспечиваются разными ведущими механизмами. По мнению автора, ведущим механизмом толерантности является терпение (выдержка, самообладание, самоконтроль), что дает возможность снизить порог чувствительности к неблагоприятным факторам. Принятие как другой механизм толерантности отступает на второй план и в ряде случаев может вообще не актуализироваться. Ведущим же механизмом терпимости, наоборот, становится принятие чего-либо как данности (понимание, эмпатия, ассертивность), по терпение, отступая на второй план, не утрачивает при этом своего потенциала и активно используется личностью». Конечно, точка прения Е. Ю. Клепцовой может показаться спорной. Но в условиях, когда научная проработанность термина «толерантность» еще очень слаба, а житейское использование термина очень интенсивно, данная концепция автора представляется достаточно стройной, обоснованной и достойной внимания.

 

Проблему соотнесения  понятий «доверие» и «толерантность»  ставит и пытается решить Т. П. Скрипкина. По ее определению, доверие — это  сложное двухполюсное явление, связанное  с одновременным существованием доверия к себе и к той части  мира, с которой субъект намеревается вступить во взаимодействие. При этом границы доверия определяются некоторой  мерой, Неким «количественным» показателем  доверия. Если речь идет о взаимодействии с другим человеком, то доверие можно  трактовать как внутреннее состояние  готовности взаимодействующих субъектов  не просто «проникнуть» в ценностно-смысловую  сферу друг друга, быть готовым не только принять ее, отнестись к  ней как к ценности, но и разделить  ее и ценностном плане, соотнести  с собственными ценностями. Далее  автор предполагает, что с точки  зрения функционального анализа  механизмом формирования доверия выступает  толерантность. Более того, толерантность  может существовать в форме авансированного  доверия. В этом смысле доверие является необходимым условием толерантности. Но, с другой стороны, толерантность  — это ступень, этап на пути к  взаимному доверию как источнику  социального и психологического благополучия общества, — заключает  автор [13, с. 47-55].

 

Обсуждая вопрос о границах толерантности, Т. П. Скрипкина предлагает на теоретическом уровне выделять, как минимум, пять толерантных личностных позиций, различающихся по степени  допустимой толерантности:

 

- толерантность как внутренняя  установка, как принятие и терпимость  к иному, чужому;

 

- толерантность как культурологическая  норма (иными словами—толерантность внешнего выражения);

 

- толерантность как беспристрастность,  как равнодушие к иному;

 

- толерантность к тому, кто наносит нам вред;

 

- толерантность по отношению  к тому, кто наносит вред не  нам, а кому-то другому, но  нам нет до этого дела.

 

1.2 Структура и критерии  классификации проявлений толерантности  (интолерантности)

 

Разные авторы выделяют различные  параметры, которые могут выступать  в качестве структурных составляющих или критериев классификации  измеряемых величин в исследованиях  толерантности, либо квалифицироваться  как факторы (детерминанты) толерантности. Опираясь на данные литературы, следует  рассмотреть их подробнее.

 

Психолог И. Б. Гриншпун предлагает выделять следующие взаимосвязанные параметры толерантности, рассматривая их как характеристику индивида:

 

1. Объективная отнесенность  толерантности. Очевидно, что толерантность  дифференцированно проявляется  относительно различных объектов  и воздействий различного типа.

Информация о работе Социально-психологическая толерантность