Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 15:59, реферат
Молодежь в силу специфики своего социального положения, находится на пике социальных противоречий и конфликтов в любом современном обществе. Она осуществляет поиск собственной социальной ниши, находится в процессе достижения собственного статуса.
Обретение самостоятельности, становление социальной зрелости для молодого поколения в условиях префигуративной культуры неизбежно происходит через конфликт.
Введение
История человеческой цивилизации
не знает периодов абсолютно бесконфликтного
существования. На разных этапах развития
и в разных обществах вырабатываются
приемлемые способы социального
управления, целью которого является
регулирование конфликтогенных тенденций
в обществе, редуцирование социальных
конфликтов, недопущение их эскалации,
рационализации использования потенциала
конфликтов в целях общественного развития.
В обществах, отличающихся эффективным
механизмом социального управления, а
значит, относительно высоким уровнем
устойчивости и социальной солидарности,
конфликты находят разрешение на микро
и мезоуровне.
Молодежь в силу специфики своего социального положения, находится на пике социальных противоречий и конфликтов в любом современном обществе. Она осуществляет поиск собственной социальной ниши, находится в процессе достижения собственного статуса.
Обретение самостоятельности, становление социальной зрелости для молодого поколения в условиях префигуративной культуры неизбежно происходит через конфликт. Прежде всего, это конфликт по поводу статусного продвижения, по поводу повторения опыта и творчества, преемственности и новаторства, простого воспроизводства и создания нового социального качества. В современных обществах подобные конфликты дополняются целым рядом других конфликтов, связанных с проблемой самоутверждения молодежи в условиях экономических, политических, социокультурных изменений.
В нынешних условиях
процесс социального
В условиях экономического кризиса Волгин Н.А. Кризис и социальная ситуация в России - мнение экспертов // Социальная политика и социальное партнерство. - 2009 .- N 8 .- С. 21., социальной нестабильности и неопределенности вероятность обострения противоречий стремительно повышается. В таком обществе механизмы социальной регуляции переживают кризис, то одновременно с обострением противоречий и доведением их до уровня конфликтов заметно снижаются шансы их позитивного разрешения. Неэффективность механизмов управления социальными конфликтами на уровне общества и отсутствие навыков саморегулирования конфликтов делает тему исследования особенно актуальной.
1. Социальные конфликты: основные понятия и группы
Высшей формой противоречий в социальных процессах является социальный конфликт. Он характерен для определенного типа взаимоотношений и взаимодействий между социальными общностями и охватывает все виды социальных процессов, в которых они участвуют. В рамках социальных процессов имеют место социальные конфликты, и именно о них пойдет дальше речь.
Конфликт - это «форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями. Существенная сторона социального конфликта состоит в том, что эти субъекты действуют в рамках некоторой более широкой системы связей, которая модифицируется (укрепляется или разрушается) под воздействием конфликта» Здравомыслов А.Г. Социология конфликта.- М.- 1994.- С. 94..
А.Г. Здравомыслов выделяет три основные группы конфликтов: 1) конфликты по поводу жизненных средств; 2) конфликты как столкновения интересов; 3) ценностные конфликты.
Первая группа касается
конфликта потребностей и связана
с распределением жизненных средств.
Такие конфликты возникают из-
Вторая группа конфликтов
связана со столкновением интересов.
В отличие от потребностей, стимулирующих
людей (социальные общности) к обладанию
жизненно необходимыми благами, интересы
ориентируют субъектов
Третья группа конфликтов имеет ценностный характер. Если первые две группы чаще всего сопровождаются «материализованными» акциями социальных общностей (стачки, забастовки, голодовки, военные действия и т.д.), то конфликты ценностей имеют преимущественно «идеологизированную» направленность. В них сталкиваются противоположные оценки и трактовки целей, перспектив тех или иных общественных процессов. Так, в России переходного периода существуют принципиально расходящиеся оценки ее будущего и путей его достижения, связанных с рыночными реформами и демократизацией политической жизни страны. Реформистски ориентированным партиям и движениям противостоит блок так называемых народно-патриотических сил во главе с коммунистами, ратующих за возврат к государственному социализму.
Конфликты в отечественной социологии стали изучать сравнительно недавно, с середины 1980-х гг. (Ф.М. Бородкин, А.К. Зайцев, А.Г. Здравомыслов, Н.М. Коряк и др.). Причины столь позднего внимания к конфликтам вполне объяснимы, и они заключаются не столько в отсутствии к ним социологического интереса, сколько в существовании «табу» на некоторые проблемы, в том числе и на эту. Общество «развитого социализма» по определению не могло быть изнутри конфликтным, в нем признавалось наличие лишь некоторых противоречий, среди которых антагонистическим не находилось места.
Здесь содержится один из любопытнейших парадоксов: общество «развитого социализма», считавшее себя наиболее последовательным воплощением идей марксизма в жизнь, не хотело замечать, что как раз К. Маркс был основателем первой социологической парадигмы конфликта. Согласно Марксу, именно конфликты объясняют социальные процессы и изменения, именно они пронизывают жизнь общества во всех его направлениях, именно конфликтами объясняется осуществление революций и переход к новому обществу.
Идеи Маркса о всеохватности и универсальности социальных конфликтов, о том, что они пронизывают жизнь общества в целом, в той или иной форме поддержали социологи последующих поколений. В конце XIX - начале XX в. подобные (однако вместе с тем и отличающиеся) положения высказывали Г. Зиммель, М. Вебер и В. Парето. В современной социологии наиболее последовательно выражают позицию всеобщности и универсальности конфликта, его ведущей роли в жизни общества английский социолог Р. Дарендорф (живший до 1960-х гг. в Германии) и американский социолог Л. Козер.
Они полагают, что конфликт является естественным результатом любой системы управления, как бы совершенна она ни была. При этом основной социальной ролью конфликта становится стабилизация экономических и социальных процессов. В этом смысле конфликт позитивен. Чтобы использовать его в интересах общества и отдельных социальных групп, необходимо не «разрешение» (против этого термина резко выступал Дарендорф, считая, что он создает ненужную иллюзию полного устранения конфликта), а «регулирование». Для этого должны быть созданы специальные социальные институты с соответствующими полномочиями для регулирования конфликтов, принимающие решения, обязательные для конфликтующих сторон; эти институты вырабатывают правила поведения для них (что также признается данными сторонами); власти максимально способствуют реализации арбитражных функций.
В социологической науке существует и иная парадигма конфликта, основанная на признании его неестественности и опасности для общества. Конфликт рассматривается как социальная болезнь. Такой точки зрения придерживаются Э. Дюркгейм (из классиков мировой социологии), Т. Парсонс, Н. Смелзер, Г. Бродаль (из современных социологов). Особенность этой парадигмы состоит в том, что конфликт характеризуется как нарушение структурно-функционального равновесия в социальном процессе (Парсонс), поэтому главная задача - вовремя конфликт обнаружить и принять эффективные меры по его преодолению. Сам конфликт рассматривается как социальный процесс, имеющий свою биографию (история, корни, фон, кризисы, поворотные точки), свои фазы и этапы.
Развитие социологических теорий конфликта (а их достаточно много и обо всех сказать невозможно) способствовало возникновению его прикладных исследований, которые привели к появлению научно-практического направления - конфликтологии. Ярким примером работы, выполненной в ее рамках, служит книга американских авторов Р. Фишера и У. Ури «Путь к согласию, или Переговоры без поражения» (она была переведена на 30 языков, в том-числе на русский в 1990 г.). В этой книге, равно как и во многих других конфликтологических работах, недостатка в которых в последнее время не ощущается, даются практические советы и рекомендации по разрешению конфликтов, поиску путей примирения противоположных интересов.
Информация о работе Социальные конфликты в молодежной среде в условиях экономического кризиса