Специфика работы с детьми девиантного поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2014 в 15:51, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является анализ психологических причин девиантного поведения подростков, их профилактика и коррекция .
Задачи:
1.Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования девиантного поведения
2.Рассмотреть понятие девиантного поведения через анализ различных подходов
3.Рассмотреть специфику работы с детьми девиантного поведения

Содержание

Введение
1.ГЛАВА ПЕРВАЯ. Теоретические аспекты проблемы девивиантного поведения современных школьников
1.1 Характеристика девиантого поведения детей младшего школьного возраста
2.2 Характеристика подростковых девиаций
Детские виды девиаций
Подростковые девиации
Девиации периода взрослости
2.ГЛАВА ВТОРАЯ .Экспериментальная деятельность по диагностике девиантного поведения подростков на базе 8 Б класса
1.1 Все диагностики
1.2 Своя собственная диагностика
2.Опросник склонности к отклоняющемуся поведению.
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

moya_kursovaya_rabota_12.docx

— 106.36 Кб (Скачать файл)

 

Курсовая  работа по педагогике

«специфика работы с детьми

девиантного поведения»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

Введение

1.ГЛАВА ПЕРВАЯ. Теоретические аспекты  проблемы девивиантного поведения современных школьников

1.1Характеристика девиантого  поведения  детей младшего школьного  возраста

2.2Характеристика подростковых  девиаций

Детские виды девиаций

Подростковые девиации

Девиации  периода взрослости

 

2.ГЛАВА ВТОРАЯ .Экспериментальная деятельность  по диагностике девиантного поведения  подростков на базе  8 Б класса

1.1 Все диагностики

1.2 Своя собственная диагностика 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Целью данной курсовой работы  является  анализ  психологических причин  девиантного поведения  подростков, их профилактика и коррекция .

Задачи:

1.Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования девиантного поведения

2.Рассмотреть  понятие девиантногоповедения через анализ различных подходов

3.Рассмотреть специфику работы с детьми девиантного поведения

Предмет  исследования:  отклоняющиеся от разнообразных  норм ситуационные поведенческие реакции, психические состояния, а также нарушения в развитии личности,приводящие человека  к дезадаптации человека  в обществе.

Объект исследования:специфика работы с детьми девиантного поведения

 

 

Актуальность данной  тематики  обусловлена тем, что девиантное поведение, понимаемое в своем роде как нарушение  норм , предписанных обществом, преобрело в последние годы массовый характер и распространилось  практически во всех школах . Эта проблема  стала в центре внимания многих  социальных  психологов, социологов, медиков и  работников правоохранительных органов . Объяснить причины , условия , факторы  , детерминирующие  это  социальное явление  стало насущной  задачей . Рассмотрение данной проблемы предполагает  поиск ответов на ряд  фундаментальных вопросов, среди которых вопросы  о сущности  категории  «норма» ( социальная норма) и об отклонениях от нее.   Понятие «социальная норма»отмечает Змановская Е.В ,И.Я.Гилинский и многие другие.

 В последнее время  все больше  стало  очевидней, что  разрушены одни нормы и  не созданы  другие  на уровне  теории , в свою очередь  становится  очевидно, что проблемы  формирования, толкования и применения нормы  стало сложным делом . От полной  свободы  мы перешли к воле  действиям, а это в свою очередь  насилие , воровство, свободное  инокомыслие .  Российское общество не может  больше оставаться в таком   хаосе. Девиантное поведение значительной массы населения  порождает  сегодня  самые опасные  разрушительные тенденции для России (преступность ,холатность и многие противозаконные действия ). Однако самым значительным фактом на сегодняшний день в данном вопросе является   рост преступности  среди детской категории населения, а это  видет к масштабным угрозам нашему обществу.

Как видно, из данных определений ,девиантное поведение  тесно связано с такими понятиями как норма, девиация, патология.

Понятие нормы является  исходным для изучения  любых девиаций .Понятие нормы является достаточно дискуссионным. В переводе с латинского языка «норма» - правило, образец,предписание. В естественых и общественных науках  норма понимается как предел,мера допустимого для сохранения и изменения систем. Социальные нормы являются одним их видом существующих норм. Социальная норма- совокупность требований и ожиданий, которые предъявляет социальная общность(группа , организация, класс, общество) к своим членам с целью регуляции деятельности и отношений.

Выделяют следующие виды норм:

Правовые

Нравственные

Этические

Правовые нормы предполагают наказание за их нарушение. Оформлены в виде юридических документов, резделяющие виды нарушений на гражданско - и уголовно наказуемые деяния .

Нравственные и этические нормы отражены на языковом уровне и обусловлены социальными  и культурными особенностями.

Патология- от греческого pathos– болезнь, страдание и logos-учение.

Существует мнение, что девиантное поведение –это переходные ,неразвернутые варианты  поведенческой  психической патологии.  И основным принципом их  диагностики  следует признать  отсутствие качеств  поведенческой нормы  и отсутствие  психопатолоических свойств. Однако диагностика девиантного поведения  имеет  определенные трудности,что обусловлено социокультурными  особенностями  трактовки девиантного поведения.

Поведенческая патология (по П.Б. Ганнушинскину) подразумевает наличие  в поведении человека таких признаков , как:

Склонность к дезадаптации

Тотальность

Стабильность

 

 

Определения понятия.

Существует ряд определений  понятия девиантного поведения или   как его еще называют отклоняющегося поведения.

Отклоняющееся(девиантное поведение)-социальное поведение  не соответствующее установившимся в данном обществе нормам(И.А. Невский)

Известный социолог И.С. Кон уточняет определение девиантного поведения, рассматривая его, как систему поступов, отклоняющихся от общепринятой нормы.

Отклоняющееся поведение личности- это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам ( Е.В.Змановская).

Таким образом  из данных понятий вытекает следуещее: отклоняющееся поведение (девиантное)- это система действий , поступков, поведения,не соответствующих общепринятой норме.

 

Девиантное  или  отклоняющееся поведение  занимает свою собственную нишу в ряду психических феноменов. Оно существует  наряду с такими явлениями , как психические заболевания , патологические состояния,неврозы. Отклоняющееся поведение выражает  социально-психологический статус личности на оси «социализация-дезадаптация-изоляция».

Известно, что  в специальной литературе  термин «отклоняющееся поведение»нередко заменяется синонимом-девиантное поведение (от лат.deviatio-отклонение).

В настоящее время  термин используется в двух основных значениях. В значении «поступок,действия человека ,не соответствующие официально установленным нормам» девиантное поведение выступает  предметом психологии,педагогики, психиатрии.Вданой работе  рассмотрение отклоняющегося поведения происходит прежде всего в первом аспекте-как проявление индивидуальной активности.

Отклоняющееся поведение  личности-это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам. Иначе говоря,это действия,не соответствующие существующим законам,правилам , традициям и социальным установкам.Особенностью отклоняющегося поведения является то,что оно носит  реальный ущерб самой личности или окружающим людям,существенно снижая качество жизни. Это может быть  дестабилизация существующего порядка,причинение морального  и материального ущерба,физическое насилие и причинение боли,ухудшение здоровья.

Девиантное поведение  подразделяется на две большие категории. Во-первых,это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии. Во-вторых,это ассоциальноеповедение,нарушающее какие-то социальные,культурные и особенно правовые нормы.Когда такие поступки незначительны,их называют  правонарушениями, а когда серьезны и наказываются в уголовном порядке –преступлениями.Соответсвенно говорят о делинквентном (противоправном) и криминальном (преступном)поведении.

 

Психология девиантного поведения – по Менделевичу-«междисциплинарная область научного знания ,изучающая механизмы возникновения,формирования, динамики и исходов отклрняющегося  от ранообразных норм поведения и способы ,методы  их коррекции и терапии».Как видно из данных определений,девиантное поведение тесно связано с такими понятиями как «норма»,«девиация», «патология»

 

 

 

 

 

Причины и факторы  девиантногоповедения  школьников

 

Отклонения в поведении детей и подростков могут быть  обусловлены следующими  группами причин:

А) Социально-педагогической запущенностью, когда ребенок ,подросток ведет себя неправильно в силу своей невоспитанности ,отсутствия у него  необходимых позитивных знаний  и умений или в силу испорченности  неправильным воспитанием , сформированность у него негативных  стереотипов поведения.

Б) Глубоким  психическим дискомфортом ,вызванным неблагополучием  семейных  взаимоотношений , отрицательным  психологическим микроклиматом в семье, учебными неуспехами, несложившимися  взаимоотношениями со сверстниками в коллективе  класса , неправильным отношением к нему со стороны родителей , учителей, товарищей по классу.

В) Отклонениями в состоянии психического и физического здоровья и развития , возрастными кризисами, акцентуациями  характера и другими причинами физиологического и психоневрологического свойства.

Г) Отсутствием условий  для самовыражения,разумного  проявления внешней и  внутренней активности , незанятостью полезными видами деятельности , отсутствием  позитивных  и значимых  социальных и личных жизненных целей и планов

Д) Безнадзорностью , отрицательным влиянием окружающей среды и развивающейся на этой основе социально-психологической дезадаптацией.

 

 

Особую роль  и значение в этой цепи причин играет  социально-педагогическая безнадзорность  детей и подростков ,развивающаяся на фоне равнодушного ,невнимательного отношения к ним  окружающих . В итоге зарождаются чувства  одиночества, заброшенности,  своей ненужности , незащищенности. Возникают чувства  протеста , отчуждения, неприязни по отношению  к взрослым ,  стремление к объединению, кооперации , самоорганизации на основе единомыслия, общности судьбы, интересов и склонностей.

Недостаток  позитивного социального опыта , неразвитость и несформированность мировоззрения, системы ценностных  ориентаций , эстетических норм  и эстетических вкусов способствуют выбору подростками негативных , противовправных сфер  приложения своей активности , что неизбежно отражается на их поведении, на формировании личности, социального облика.

Микросреда , в которой вращается современный подросток , весьма неблагоприятна.Он сталкивается в той или иной мере с различными  формами отклоняющегося поведения  и по дороге в школу , и во дворе , и в общественных местах, и дажне дома и в школе . Особенно  благоприятную обстановку  для появления отклонений в сфере  морали и поведения создает городская среда с ее анонимностью ,безличным характером взаимоотношений между людьми  , с большей степенью свободы , с обширным ассортиментом  отрицательно  влияющих экономических , социальных и культурных факторов. Сегодня очень важно создать среду , свободную от условий ,деформирующих  сзнание подростка, порождающих отклоняющееся поведение. А общение с людьми , обладающими  высокими нравственными принципами ,разделяющими  гуманистические  ценности  и идеалы , поможет  изменить  отношение  подростков к своему поведению. 

Для того чтобы работа сдетьми группы риска была  успешной , необходимо также выявить  факторы,порождающие различные формы отклонений , с целью выработки программы по их дальнейшей нетрализации или коррекции . И . И. Невский , Л.С.  Колесова провели  экспертный опрос работников школ , в ходе которого их опросили  высказать  свое мнение  о внешних факторах отклоняющегося поведения подростков. По мнению опрошенных педагогов, внешними факторами , негативно  влияющими на развитие  и поведение детей и подростков , которые школа по мере  возможности должна корректировать , являются:

Процессы в обществе :

Отсутствие  ясной позитивной  государственной идеологии , направленнной на изменение  иерархии общественных ценностей;

Несовершенство законов и работы правоохранительных органов, безнаказанность преступлений;

Безработица( явная и скрытая);

Отсутствие  социальных гарантий  и государственной поддержки экономически несостоятельных семей с детьми;

Разрушение и кризис традиционных институтов социализации подрастающего поколения

Пропаганда насилия и жестокости  через средства массовой  информации;

Отсутствие современной и квалифицированной  диспансеризации детей, позволяющей выявить  физические и  психические  нарушения здоровья детей и подростков , оказывать им  соответствующую помощь.

Состояние семьи, ее атмосфера :

Неполная семья;

Материальное положение  семьи;

Стиль воспитания в семье ;

Отрицание самооценности ребенка;

Недостаток или избыток удовлетворения потребностей детей ;

Злоупотребление родителями  алкоголя, наркотиков и др.

Несовершенная  организация внутришкольной жизни:

Несовершенство организации управления процессами обучения и       воспитания; плохая материальная  обеспеченность школы; отсутствие налаженной , систематической  связи школы с семьей учеников, нехватка учителей –предметников , отсутвие детских организаций в школе;

Профессиональная несостоятельность части учителей , выражающаяся  в незнании детской , возрастной психологии или попустительский стиль взаимоотношений в системе «ученик-учитель»

Внедрение новых несовершенных учебных программ, переоценка ценностных ориентиров, низкий уровень развития  и учебной мотивации детей, поступающих в школу.

 

 

 

2.2Характеристика  подростковых девиаций

Детские виды девиаций

Информация о работе Специфика работы с детьми девиантного поведения