Сравнительный анализ субъективного проявления чувства одиночества у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2013 в 15:26, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. В современном мире люди всё чаще и всё острее испытывают чувство одиночества, но в то же время каждый воспринимает и оценивает его по-своему. Ни в науке, ни в массовом сознании нет общепринятого понимания этого феномена, однако при всей уникальности индивидуального переживания одиночества имеются определенные элементы, общие для любых его проявлений.
Во-первых, состояние одиночества предполагает для человека полную погруженность в самого себя и носит целостный, всеохватывающий характер. Это особая форма самовосприятия, утверждение своей «самости», говорящее в то же время о некоем разладе во внутреннем мире личности.

Содержание

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ...............................................................3

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ОСОБЕННОСТЕЙ
ПЕРЕЖИВАНИЯ ОДИНОЧЕСТВА В ПОДРОСТКОВОМ
ВОЗРАСТЕ
1.1. Психологическая характеристика понимания сущности и
содержания чувства одиночества..........................................................8

1.2. Особенности одиночества в подростковом возрасте...........................22

1.3. Одиночество подростков и социально-психологические
проблемы..............................................................................................30

Глава II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ
ПЕРЕЖИВАНИЯ ОДИНОЧЕСТА В ПОДРОСТКОВОМ
ВОЗРАСТЕ
2.1. Методология, методы и организация эмпирического исследования....38

2.2. Выявление подростков, испытывающих чувство одиночества.........39

2.3. Особенности переживания одиночества лиц подросткового
возраста.................................................................................................43

ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………….45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................................46

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.............................................4

Вложенные файлы: 1 файл

Сравнительный анализ.doc

— 816.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ОБЩАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ...............................................................3

 

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ОСОБЕННОСТЕЙ

     ПЕРЕЖИВАНИЯ   ОДИНОЧЕСТВА   В ПОДРОСТКОВОМ 

     ВОЗРАСТЕ

       1.1. Психологическая характеристика понимания сущности и

              содержания чувства одиночества..........................................................8

 

       1.2. Особенности одиночества в подростковом возрасте...........................22

 

       1.3. Одиночество подростков и социально-психологические

               проблемы..............................................................................................30

 

Глава II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ

               ПЕРЕЖИВАНИЯ ОДИНОЧЕСТА В ПОДРОСТКОВОМ

               ВОЗРАСТЕ

        2.1.  Методология, методы и организация эмпирического исследования....38

 

       2.2. Выявление подростков, испытывающих чувство одиночества.........39

 

       2.3. Особенности переживания одиночества лиц подросткового

               возраста.................................................................................................43

 

ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………….45

ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................................46

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.............................................49

 

ПРИЛОЖЕНИЯ...................................................................................................53

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

 

Актуальность  исследования.  В современном мире люди всё чаще и всё острее испытывают чувство одиночества, но в то же время каждый воспринимает и оценивает его по-своему. Ни в науке, ни в массовом сознании нет общепринятого понимания этого феномена, однако при всей уникальности индивидуального переживания одиночества имеются определенные элементы, общие для любых его проявлений.

Во-первых, состояние  одиночества предполагает для человека полную погруженность в самого себя и носит целостный, всеохватывающий характер. Это особая форма самовосприятия, утверждение своей «самости», говорящее в то же время о некоем разладе во внутреннем мире личности.

Во-вторых, одиночество  означает полное отсутствие или разрыв социальных связей человека, ощущающего потребность в неформальных контактах, включении в какую-либо группу.

В-третьих, одиночество  порождает целый комплекс отрицательных эмоций у человека. И если раньше одиночество считалось, в основном, индивидуальной психологической проблемой, то в последнее время все больше и настойчивее начинают говорить о нем на уровне всего общества. Сегодня можно говорить об одиночестве как о серьезной социальной проблеме. Усиление индивидуализма, ослабление связей в первичной группе, интенсификация социальной мобильности, увеличение раздробленности в обществе и вызванная этим нестабильность приводят к возрастанию в нем социально обусловленного одиночества.

Анализ научных  трудов и исследований современных  авторов показывает, что до сих  пор в науке нет единого  понимания сущности одиночества, его генезиса и особенностей проявления, и позволяет очертить проблемное поле изучения феномена одиночества: изучение одиночества как социально-психологического феномена (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Старовойтова, Г.М. Тихонов, С.Г. Трубникова, Ж.В. Пузанова); изучение культурно-исторических форм одиночества (Н.Е. Покровский, С.А. Ветров, Ю.М. Швалб, О.В. Данчева); психологические особенности одиночества в подростковом и юношеском возрасте (И.С. Кон, О.Б. Долгинова, Н.В. Перешина); описание явлений, близких одиночеству (изоляция, уединение) (О.Н. Кузнецов, В.И. Лебедев, А.У. Хараш).

Теоретический анализ исследований по проблеме одиночества  показал, что данное состояние впервые  в наиболее заостренной форме  проявляется в подростковом возрасте (Р.С.Вейс, И.С. Кон, Г.С. Салливан, СВ. Малышева, Н.А. Рождественская, О.Б. Долгинова и др.), когда происходит поиск собственной идентичности и связей с окружающим миром.

Особое положение  подросткового периода в цикле  детского развития отражается в других его названиях - переходный, трудный, критический. В них зафиксирована сложность и важность происходящих в этом возрасте процессов развития, связанных с переходом от одной эпохи жизни к другой. Переход от детства к взрослости составляет основное содержание и специфическое отличие всех сторон развития в этот период – физического, умственного, нравственного, социального. Подросток, стремясь доказать себе и окружающим ценность своей личности, её уникальность и неповторимость, неизбежно сталкивается с состоянием одиночества.

Подростковый  возраст вносит определенный разлад в физическом и психическом развитии, и может вызывать различные нервно-психические  отклонения. У здоровых подростков нередко наблюдаются колебания настроения, нарушение поведения, повышенная возбудимость, стремление к асоциальным формам поведения. При наличии каких-либо отклонений дисгармония подросткового возраста проявляется более резко и стойко, усложняя адаптацию подрастающего человека в обществе. У подростков с ограниченными возможностями в это время возникают трудности в обучении из-за ухудшения внимания, памяти, потери интереса к учению. Более сложные переживания возникают в возрасте от 12 до 16 лет. Именно в этом возрасте подросток нередко впадает в депрессию, его мучают страхи, тревога за свое будущее. Характерными формами поведения в данном случае могут стать, либо уход в свои собственные переживания, замкнутость, либо вызывающая манера поведения.

Именно в  этот период подростки чаще всего  остро переживают одиночество как  свою заброшенность, покинутость, непонятность и отверженность. Переживание одиночества у подростка может перерасти в устойчивое негативное психическое состояние, накладывающее отпечаток на все остальные чувства и переживания и даже стать препятствием для личностного развития.

В свете всего  вышеизложенного становится понятен  тот факт, что проблема одиночества, равно важная для всех времён, стала  предметом особого интереса в  наши дни. Не только искусство, но и  философия, физиология, социология и, разумеется, психология занимаются исследованием изменений, возникающих в психике личности, по тем или иным причинам испытывающей чувство одиночества. В данной работе мы понимаем одиночество как субъективное переживание, вызывающее различные позитивные или негативные чувства и эмоции. Предполагается, что наиболее важным является субъективная оценка человеком собственного одиночества, на основе имеющегося личного опыта.

Цель  исследования: изучить особенности переживания одиночества в подростковом возрасте.

Задачи исследования:

1. Изучение психологической литературы по проблеме переживания одиночества у лиц подросткового возраста.

2. Эмпирически исследовать субъективное ощущение одиночества у лиц подросткового возраста двух групп.

3. Сравнительный  анализ субъективного ощущения  одиночества у лиц подросткового возраста с нормой развития и с ДЦП.

Объект  исследования: субъективное переживание чувства одиночества.

Предмет исследования: субъективное переживание чувства одиночества у лиц подросткового возраста с ограниченными возможностями и лиц подросткового возраста с нормальным физическим развитием.

Гипотеза  исследования: предполагается, что существуют различия в субъективном ощущении одиночества у здоровых подростков и подростков с ограниченными возможностями.

Методологическими основаниями исследования являются:

  • научные подходы к обоснованию феномена одиночества в подростковом возрасте в зарубежной и отечественной психологии;
  • особенности одиночества в подростковом возрасте в работах И.С.Кона, Г.Крайга, В.С. Березина, В.С.Мухиной;
  • влияние социальных ролей на переживание чувства одиночества подростка.

Методы исследования:

  • теоретический анализ литературы по проблеме субъективного переживания чувства одиночества в подростковом возрасте;
  • метод сбора эмпирических данных — тестирование;
  • метод статистической обработки и интерпретации результатов

 исследования — критерий U-Манна-Уитни для независимых выборок.

Методики  исследования:

  • экспресс-диагностика  уровня  социальной  изолированности   личности (Д. Рассел и М. Фергюссон);
  • диагностический опросник «Одиночество» С.Г. Корчагиной;

Научная новизна исследования заключается:

  • в комплексном анализе существующих точек зрения в философско-психологической литературе относительно проблемы одиночества, в том числе и подросткового;
  • в выявлении субъективных особенностей здоровых подростков и подростков с ограниченными возможностями, чувствующих себя одинокими.

Практическая  значимость исследования состоит в том, что полученные данные могут быть использованы психологами и педагогами в работе с подростками, в том числе в процессе психологического консультирования.

База  проведения эмпирического исследования: ГУ «Республиканский реабилитационный  центр для детей  инвалидов» и ГУО «Заречская средняя школа №1 Мирославского района». Всего в исследовании приняли участие 40 учащихся 10-х и 11-х классов в возрасте от 15 до 17 лет.

Структура и объем курсовой работы: общая характеристика работы, две главы, выводы по каждой главе, заключение, список использованных источников. Общий объем курсовой работы составляет 52 страницы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ОСОБЕННОСТЕЙ ПЕРЕЖИВАНИЯ ОДИНОЧЕСТВА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

 

1.1. Психологическая  характеристика понимания сущности  и содержания чувства одиночества

 

Проблема  одиночества  всегда  волновала  человечество,  занимая умы ученых, писателей, философов. В последнее время этой проблеме посвящаются все новые работы, исследующие сущность одиночества, причины  его  возникновения,  характерные  проявления  и  влияние  на различные  категории  людей в разные  периоды жизни.  Однако  в настоящее время не существует единого мнения о том, что же такое одиночество.

Одиночество происходит от слова «один». Но одиночество  и физическая изоляция – не одно и то же. Физическая изоляция не должна оцениваться отрицательно. Не всегда человек, который находится один, испытывает одиночество. Но можно быть одному и не чувствовать себя одиноким, а можно быть в толпе, в кругу друзей и чувствовать одиночество.

В процессе обыденной  жизни человек воспринимает себя в определенном отношении к окружающему миру. Он переживает свои состояния в контексте сложной, обширной системы взаимосвязей и какие- либо нарушения в этой сети могут стать причиной возникновения у человека чувства одиночества.

Феномен одиночества является одной из серьезных проблем современного общества. Он связан с переживанием ситуаций, субъективно воспринимаемых человеком как нежелательный дефицит общения и положительных отношений с окружающими людьми. Нередко переживание одиночества проявляется в форме желания быть включенным в какую-то группу или потребности быть в контакте с кем-либо.

Наиболее глубокое теоретическое осмысление этой проблемы начинается  с  середины XIX  в. Практически  все  философские школы  и направления  освещали  феномен  одиночества (Э. Фромм,  Б. Франкл, Ж.П. Сартр,  А. Камю,  А. Кьеркегор,  К. Ясперс  и др.).  Но  проблема рассматривалась в совершенно разных плоскостях – от состояния одиночества, возникающего лишь в периоды изоляции и одиночества как разговора с Богом или возможности  духовного  самосовершенствования  до  пессимистического  понимания  одиночества  как  единственно возможной формы  бытия  человека  и  негативного  к  этому  состоянию отношения как противоречащего природе человека.

В зарубежной психологии разработан ряд теоретических подходов к одиночеству: неофрейдистский, гуманистический, экзистенциальный социологический,  интеракционистский,  когнитивный. Эти  исследования сводятся к изучению черт характера и личностных качеств одиноких людей, возрастных особенностей и атрибутивных моделей одиночества,  к  выделению  составляющих одиночества,  к определению различных типологий и шкал одиночества.

В  отечественной  психологии  подходы  к  проблеме  одиночества можно  свести к двум концептуальным направлениям, в которых одиночество рассматривается как отрицательное или положительное явление. Объединяет  эти подходы понимание одиночества как эмоционального состояния человека, находящегося в изоляции реальной или в своем самосознании.

Одиночество воспринимается как субъективное, сугубо индивидуальное переживание, которое выражает определенную форму самосознания и показывает раскол основной реальной системы отношений и связей внутреннего мира личности. Значение этой специфической формы самосознания особенно важно для человека тогда, когда переживание одиночества становиться причиной крушения надежд. Одинокие люди чувствуют себя покинутыми, забытыми, потерянными, ненужными. Это весьма мучительные ощущения, потому, что они возникают вопреки нашим ожиданиям. Чувство одиночества может способствовать развитию тяжелого расстройства личности. Одиночество обычно переживается на двух уровнях:

Информация о работе Сравнительный анализ субъективного проявления чувства одиночества у подростков