Сравнительный анализ физиологической готовности детей к обучению в школе у 6-7 летних детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 15:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы состоит в изучении физиологической диагностики готовности детей к школьному обучению.
Задачи исследования:
• Изучить разработанность проблемы в литературе.
• Проанализировать основные понятия и психолого-педагогические исследования по проблеме готовности ребенка к школе.
• Рассмотреть критерии физиологической готовности к обучению в школе.
• Охарактеризовать физиологическую неготовность к школе и особенности ее диагностики.

Содержание

Введение 3
Глава 1 Понятие готовности обучения к школе 5
Глава 2 Методы для исследования 12
Список использованной литературы 27

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Шиловская Т.А. 5 курс.doc

— 285.00 Кб (Скачать файл)


Министерство образования  и науки Российской Федерации

федеральное государственное  автономное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Северный  (Арктический) федеральный университет  имени М.В. Ломоносова»

 
 

Кафедра педагогики и  психологии

 
 

(наименование кафедры)

 
     
 

Шиловская Татьяна Александровна

 
 

(фамилия, имя, отчество  студента)

 
     
 

Филиал в г. Коряжме

курс

5

группа

52

   
     
     
     
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 
     
 

По дисциплине

Психология

 
     
 

На тему

Сравнительный анализ физиологической готовности детей к обучению в школе у 6-7 летних детей

 
   

(наименование темы)

 
     
                 
         
 

Отметка о зачёте

         
             

(дата)

 
                 
         
 

Руководитель 

к.п.н.

     

О.А. Капина

 
     

(должность)

 

(подпись)

 

(и.,о., фамилия)

 
               
     

(дата)

         
                 
                 
 

Коряжма

 
 

2013

 

 

 

Содержание

 

Введение

Поступление в школу подводит итог дошкольному детству и становится стартовой площадкой младшего школьного возраста. Младший школьный возраст — очень ответственный период школьного детства, от полноценного проживания которого зависит уровень интеллекта и личности, желание и умение учиться, уверенность в своих силах.

Школьная жизнь принципиально  отличается от той, которой жил старший дошкольник до поступления в школу. В современной литературе неправомерно сужают проблему готовности к школе, сводя ее, в основном, к возможности освоения учебной деятельности.

Поступление в школу рассматривается  как очень ответственный шаг, влияющий на дальнейшую жизнь и здоровье в такой же степени, как поступление в вуз или создание семьи.

Впервые вопрос о готовности детей к началу школьного обучения возник в конце 40-х годов, когда было принято решение о переходе к обучению детей с 7-летнего возраста (ранее обучение начиналось в 8 лет). Именно с той поры не затухает интерес к определению готовности ребенка к регулярному обучению.

Второй всплеск интереса возник в 1983 году — после знаменитого решения об обучении с шести лет. И снова перед обществом встал вопрос о зрелости ребенка, сформированности предпосылок учебной деятельности.

Изменение социальной ситуации развития состоит в выходе ребенка за рамки семьи, в расширении круга значимых лиц. Новое положение ребенка в обществе, позиция ученика характеризуется тем, что у него появляется обязательная, общественно значимая, общественно контролируемая деятельность — учебная, он должен подчиняться системе ее правил и нести ответственность за их нарушение.

Высокие требования жизни к организации  воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов  обучения в соответствие  с требованиями жизни. В этом смысле проблема готовности дошкольников к обучению в школе приобретает особую значимость. С ее решением связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях и в семье. В тоже время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе.

Цель работы состоит в изучении физиологической диагностики готовности детей к школьному обучению.

Объектом исследования является физиологическая готовность детей к школьному обучению.

Предметом исследования являются особенности и диагностика физиологической готовности детей к школе.

Задачи исследования:

  • Изучить разработанность проблемы в литературе.
  • Проанализировать основные понятия и психолого-педагогические исследования по проблеме готовности ребенка к школе.
  • Рассмотреть критерии физиологической готовности к обучению в школе.
  • Охарактеризовать физиологическую неготовность к школе и особенности ее диагностики.

Вопросы физиологической готовности к обучению в школе рассматриваются в трудах таких педагогов, психологов, как: Л.Ф. Берцфаи, Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Г. Витцлак, В.Т. Горецкий, В.В. Давыдов, Я. Йирасек, А. Керн, Н.И. Непомнящая, С. Штребел, Д.Б. Эльконин, и др.

В зарубежных исследованиях  проблема физиологической готовности отражена в работах, изучающих школьную зрелость детей (Г. Гетпер (1936), А. Керн (1954); С. Штребел (1957); Я. Йирасел (1970) и др.).

Структура работы: Работа состоит из введения, основной части разделенной на две главы, заключения, списка использованных источников, приложений.

 

 

Глава 1  Понятие готовности обучения к школе

Готовность к систематическому обучению в школе – итог всего предшествующего развития ребенка в дошкольном детстве. Она формируется постепенно и зависит от условий, в которых происходит развитие организма. Готовность к школьному обучению предполагает определенный уровень физического и умственного развития, а также сформированность необходимых качеств личности. В связи с этим ученые выделяют физиологическую, психологическую и социальную или личностную готовность ребенка к обучению в школе.

Подготовка к школьному  обучению предполагает, прежде всего, повышение уровня общего развития детей: укрепление их здоровья, стимулирование работоспособности, совершенствование  мышления, познавательных интересов, воспитание определенных качеств личности, формирование элементов учебной деятельности, принятие учебных задач, осознание способов решения, умение планировать и контролировать свои действия, работать в соответствии с указаниями взрослого и так далее. [2, с.11]

В педагогическом словаре понятие «готовность к школьному обучению» рассматривается как совокупность морфо – физиологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематическому, организованному школьному обучению. [10, с.101]

Обычно, когда говорят  о готовности к школьному обучению, имеют ввиду такой уровень  физического, психического и социального  развития ребенка, который необходим  для успешного усвоения школьной программы без ущерба для его  здоровья. [2, с.10]

Неподготовленный к  школе ребенок не может сосредоточиться  на уроке, часто отвлекается, теряет нить объяснения, не может включиться в общий режим работы класса. [4, с.7]

У неподготовленного  к школе ребенка слабо развиты  связная речь и умственные способности, он не умеет задавать вопросы, сравнивать предметы, явления, выделять главное; у него нет привычки к элементарному контролю за собой. [4, с.7]

Ребенок, плохо подготовленный к школе часто мало инициативен, тяготеет к шаблонным действиям  и решениям, не стремится к творчеству. Его затрудняет общение со взрослыми и сверстниками по поводу учебных задач, нет интереса к познанию.

Поэтому главная задача детского сада и семьи состоит  в создании условий наиболее полного общего развития ребенка с учетом его возрастных особенностей и потребностей. В процессе разнообразных видов активной деятельности происходит зарождение важнейших “новообразований” развития, подготавливающих к выполнению новых задач. Необходимо создать условия для развития познавательной активности, самостоятельности, творчества каждого ребенка. [10, с.101]

Следовательно, понятие  «готовность к обучению в школе» включает: физиологическую готовность к школьному обучению, психологическую  готовность и социальную или личностную готовность к обучению в школе. Все три составляющие школьной готовности тесно взаимосвязаны, недостатки в формировании любой из ее сторон, так или иначе, сказываются на успешности обучения в школе. Развитие основных функциональных систем организма ребенка и состояние его здоровья (физиологическая готовность) составляют фундамент школьной готовности. [6, с.337]

Физиологическое развитие ребенка непосредственно влияет на школьную успеваемость и является основой для формирования психологической  и социальной готовности к школе.

Физиологическая готовность к школе определяется уровнем  развития основных функциональных систем организма ребенка и состоянием его здоровья. Оценку физиологической  готовности детей к систематическому школьному обучению проводят медики по определенным критериям. При формировании и диагностике психологической готовности к школе необходимо учитывать уровень физиологического развития и состояние здоровья ребенка, так как они составляют фундамент школьной деятельности. Частоболеющие, физически ослабленные учащиеся даже при наличии высокого уровня развития умственных способностей, как правило, испытывают трудности в обучении.

В медицинской карте  будущих первоклассников содержатся достаточно подробные сведения о  соматическом развитии ребенка (вес, рост, пропорции тела и т.д. относительно возрастной нормы), при этом практически ничего не говорится о состоянии нервной системы. Между тем по данным петербургских ученых у 40-60% детей 6-8-летнего возраста при специальном обследовании выявлены различного вида минимальные мозговые дисфункции (ММД). [9, с.65]

С точки зрения психического развития, эти дети соответствуют  норме и должны обучаться в  обычной школе. При благоприятных  условиях функциональные и минимальные  органические нарушения нервной  системы с возрастом могут компенсироваться. Вместе с тем детям с ММД и невротикам свойственны некоторые особенности поведения и деятельности, которые необходимо учитывать при организации учебно-воспитательного процесса: снижение функций памяти и внимания, повышенная утомляемость, раздражительность, трудности в общении со сверстниками, гиперактивность или медлительность, трудности в принятии учебной задачи и снижение самоконтроля. По результатам психодиагностического обследования эти дети могут иметь нормальный (средний) уровень готовности, но в условиях обучения по программам повышенной сложности, в ситуации интенсивной умственной нагрузки у них появляются специфические трудности, «сбои» в учебной работе; успешность усвоения знаний ниже, чем у одноклассников, не имеющих отклонений в функционировании нервной системы.

С началом школьного  обучения резко возрастает нагрузка на организм ребенка. Систематическая  учебная работа, большой объем  новой информации, необходимость  длительного сохранения вынужденной  позы, изменение привычного распорядка дня, пребывание в большом школьном коллективе требуют значительного напряжения умственных и физических сил маленького школьника.

Нужно помнить о том, что все дети развиваются по-разному, фактический возраст ребенка  не всегда соответствует биологическому: один ребенок в 6 лет по своему физическому развитию готов к систематическому обучению, а другому и в 7 лет обычная школьная нагрузка будет не по силам.

Все дети, поступающие  в 1 класс, обязательно проходят медицинское  обследование, на основании которого делается заключение о функциональной готовности к обучению в школе. Ребенок считается готовым к школьному обучению, если по физическому и биологическому развитию он соответствует формальному возрасту или опережает его и не имеет медицинских противопоказаний.

Критерии физиологической  готовности детей к обучению в  школе: [11, с.27]

  1. Уровень физического развития.
  2. Уровень биологического развития.
  3. Состояние здоровья.

При определении физического  развития обычно проводят оценку трех основных показателей: длины тела (рост стоя и сидя), массы тела и окружности грудной клетки. Старшие дошкольники очень быстро растут, прибавляя в росте по 7-10 см в год. Не случайно этот возраст называют периодом «вытягивания в длину». Увеличение массы тела составляет ежегодно 2,2-2,5 кг, окружность грудной клетки увеличивается на 2,0-2,5 см. В этом возрасте физическое развитие у девочек протекает более интенсивно, чем у мальчиков. Скачок физического развития в 6-7-летнем возрасте обусловлен нейроэндокринными перестройками в детском организме. Медики считают этот период критическим, отмечают снижение физической и психической выносливости и повышение риска возникновения заболеваний. [11, с.28]

Информация о работе Сравнительный анализ физиологической готовности детей к обучению в школе у 6-7 летних детей