Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 19:16, курсовая работа
В истории психологии различаются два больших периода: первый, когда психологические знания развивались в недрах философии, а также других наук, прежде всего естествознания; второй — когда психология развивалась как самостоятельная наука. Они несоизмеримы по времени: первый период (VI в. до н. э.— середина XIX в.) охватывает около 2,5 тысячи лет, второй — чуть больше столетия (середина XIX в.— настоящее время). По словам Г. Эббингауза, психология имеет долгое прошлое, но очень краткую историю.
Введение.
I период развития психологии ( VI век до н.э. – середина XIX века).
Античная психология.
Общая характеристика психологии средневековья.
Психологические идеи эпохи возрождения.
Психологические идеи в немецкой классической философии
конца XVIII – первой половины XIX веков.
Выделение психологии в самостоятельную науку.
Заключение.
Список используемой литературы.
ПЛАН
конца XVIII – первой половины XIX веков.
ВВЕДЕНИЕ
Психология имеет многовековую историю: первые научные представления возникли в VI в. до н. э. Поэтому встает вопрос о периодизации истории психологии, задачей которой является расчленение этого процесса, выделение этапов, определение содержания каждого из них.
В истории психологии различаются два больших периода: первый, когда психологические знания развивались в недрах философии, а также других наук, прежде всего естествознания; второй — когда психология развивалась как самостоятельная наука. Они несоизмеримы по времени: первый период (VI в. до н. э.— середина XIX в.) охватывает около 2,5 тысячи лет, второй — чуть больше столетия (середина XIX в.— настоящее время). По словам Г. Эббингауза, психология имеет долгое прошлое, но очень краткую историю.
Учитывая условность всякой периодизации и принимая во внимание не разработанность этой проблемы, следует рассматривать предлагаемую далее периодизацию истории психологии лишь как один из возможных ее вариантов.
В своей
работе я постараюсь раскрыть
основные этапы которые прошла
психология в становлении как
наука.
2. I период развития психологии ( VI век до н.э. – середина XIX века)
Основные
периоды и достижения I периода развития
психологии я хотела бы отметить в данной
таблице.
Время | Предмет изучения | Важнейшие итоги |
VI в.
до
н.э.- V в. н.э. |
Душа | Формирование двух направлений - материализма и идеализма - в объяснении происхождения и проявлений души. Первые эмпирические знания о психических процессах и явлениях: ощущении (восприятии), памяти, воображении, мышлении, аффектах, воле, характере, особых состояниях (сон, экстаз). Формирование учений о темпераменте и характере. Выделение проблем: «душа и тело»; «врожденное - приобретенное»; «аффект — интеллект». Указание на внутреннее чувство как способ познания души |
V-XIII вв. | Развитие учения о душе в рамках философских учений и на базе медицинских знаний | Формирование томистской психологии. Начало опытной методологии исследования души. |
XIV-XVI вв. | Дальнейшее развитие учения о душе в контексте роста анатом физиологических знаний и великих открытий XIV-XVI вв. | Отказ от души как предмета
исследования и объяснительном принципе
телесных и психических явлений.
Введение термина «психология» |
XVII-сер. XIX вв. | Внутренний опыт как данные самонаблюдению явления сознания | Формирование эмпирической
интроспективной и |
2.1 Античная психология.
Представления о душе существовали уже в древнейшие времена и предшествовали первым научным взглядам на ее природу. Они возникали в системе первобытных верований людей, в мифологии. Художественное народное творчество: поэзия, сказки, а также религия — проявляют большой интерес к душе. Эти донаучные и вне научные представления очень своеобразны и отличаются от знаний о душе, которые развиваются в науке и философии, по способу их получения, по форме их воплощения, по своему назначению. Душа рассматривается здесь как нечто сверхъестественное, как «зверек в животном, человек внутри человека. Деятельность животного или человека объясняется присутствием этой души, а его успокоение во сне или в смерти объясняется ее отсутствием; сон или транс представляют собой временное, а смерть — постоянное отсутствие души.
Философия возникла в эпоху смены первобытнообщинного строя классовым рабовладельческим обществом почти одновременно как на Востоке — в Древней Индии, Древнем Китае, так и на Западе — в Древней Греции и Древнем Риме. Психологические проблемы явились частью философии, они возникали неизбежно, так как предметом философских размышлений, направленных на рациональное объяснение, был мир в целом, включая вопросы о человеке, его душе и т. п. В связи с этим встает проблема преемственности в развитии психологических знаний в странах Востока и Запада, проблема взаимовлияния психологической и философской мысли между Востоком и Западом. Контакты между народами, взаимодействие культур — постоянный фактор исторического развития народов.
Материалистическое учение о душе сложилось и развивалось как часть материалистической философии, которая возникла в VI в. до н. э. и явилась исторически первой формой древнегреческой философии. Первые представления о душе возникают в период ранней классики (VI — V BB. ДО Н. Э.) в натурфилософии древних ионийцев Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена и эфесянина Гераклита. Эти мыслители учат о четырех стихиях, лежавших в основе всего. По Фалесу, это вода, по Анаксимену — воздух, по Гераклиту — огонь. Парменид называл первоэлементом землю. Гераклит называл огонь также Логосом, который отождествлял с Разумом. Логос — это также закон, который, несмотря на изменения («все течет», «ничто не имеет устойчивости»; «нельзя дважды войти в один и тот же поток»), оставляет строй целого неизменным. Душа есть часть божественного огня. Чем больше огня, тем больше души. «Сухая душа мудрейшая и лучшая». При выходе из тела огонь продолжает существовать.
Эмпедокл из Агригента вносит идеалистические представления о двух силах, управляющих смешением и разделением элементов мира: связующей — ее он называет Любовью — и разъединяющей — ее он называет Ненавистью,— которые из четырех элементов образуют весь мир. В этих идеях Эмпедокла психолог XX века 3. Фрейд увидел соответствие своей психоаналитической теории о двух первоначальных инстинктах — стремлению к Эросу и стремлению к деструктивности, которые, как он утверждал, направляют жизнь отдельного человека и развитие культуры в целом.
Вершиной античного материализма был атомистический материализм, родоначальниками которого являются Демокрит и его учитель Левкипп (V в. до н. э.). Демокрит действовал в период восходящего развития рабовладельческого строя, который сопровождался величайшим подъемом древнегреческой науки, искусства (архитектуры, скульптуры) и литературы. В элинистический период учение Демокрита было развито Эпикуром (IV— III вв. до н. э.) и его школой, известной в истории под названием «Сад». В этой школе в связи с изменением исторической ситуации центр тяжести в философии смещается с вопросов, касающихся природы, на проблемы человека, познание природы начинает занимать подчиненное место. Последователем Эпикура в Риме до I в. до н. э. был Лукреций, изложивший эпикурейское мировоззрение в философской поэме «О природе вещей».
Систему атомистического
материализма развивали стоики в первый
материалистический период своего существования
(III в. до н. э., основатели — Хризипп и Зенон-стоик;
эта система развивалась также и в последующие
два столетия до н. э. и первые столетия
н. э.). У стоиков в условиях углубляющегося
процесса потери Грецией своей политической
самостоятельности, последовавшей после
завоеваний Александра Македонского (334
— 233 гг. до н. э.), наблюдается дальнейшее
развитие философии в направлении от умозрения
к решению личностью нравственных задач:
лишь путем сосредоточения на своей внутренней
жизни можно обрести свободу, независимость
от внешнего мира. Далее будут рассмотрены
психологические идеи античного атомистического
материализма2. При этом в целях создания
целостного представления об этом направлении
в его развитии от Демокрита до стоиков,
т. е. от V в. до н. э. до V B. Н.Э. допущено отступление
от хронологического принципа изложения.
Основой психологических воззрений этих
философов был античный атомистический
материализм. Согласно этой теории, все
существующее состоит из двух начал —
бытия (неделимые атомы) и небытия (пустота).
Атомы— мельчайшие субстанции, неделимые
и недоступные чувствам, различающиеся
по форме, величине и подвижности. Все
вещи образуются из составляющих их атомов.
Так называемые чувственные качества
— цвет, вкус и т. п.— Демокрит не приписывал
атомам. «Лишь в общем мнении существует
цвет, в мнении — сладкое, в мнении — горькое,
в действительности же существуют только
атомы и пустота»1. Эти качества возникают
в человеческом восприятии и являются
продуктом соединения атомов.
2.2 Общая характеристика психологии средневековья.
История Средних веков охватывает длительный период: с V по XVI в. и первую половину XVII в. В исторической науке он определяется как эпоха возникновения, развития и упадка новой социальной структуры — феодализма. Примем за рубеж между Средними веками и Новым временем первую буржуазную революцию, имевшую общеевропейское значение и положившую начало новым капиталистическим отношениям в Западной Европе — английскую революцию 1640-1660 гг.
Средством самосознания является внутреннее чувство. В XII в. философ Пьер Абеляр (1079— 1142) пишет сочинение исповедального жанра «История моих бедствий». Эта книга вместе с приложением к ней «Переписки Абеляра и Элоизы» построена на материале глубокого самоанализа трагедии конкретной жизни Пьера Абеляра и Элоизы. Она помогает проникнуть во внутренний мир человека Средневековья, в котором сочетаются личностные качества индивида и его надличностные свойства. Человек отличается один от другого личностно, а не субстанционально. Как справедливо отмечает историк, книга Абеляра — свидетельство страстного желания заявить миру о своей персоне. В XIII в. вводится обязательная исповедь для каждого верующего — объективный симптом растущего внимания к человеческой личности.Появляются профессора мистики и каббалистики, процветают алхимия, астрология. В силу этого время с V в. по XIII в. называют «темными годами». В Средние века сложилось мусульманское вероисповедание — ислам. Буддизм и христианство, которые зародились и получили свое развитие еще в древнем мире, в период Средневековья превратились в религии мирового масштаба. Оказалось, что именно феодализм обусловил возможность приобретения религией такого исключительного положения.
Важнейшим институтом религии была церковь. Средневековье вошло в историю как время безоговорочного подчинения авторитету церкви, удушения мысли, мрачного аскетизма. На выступления против идеологической монополии церковь отвечала гонениями против еретиков. Уже в 1022 г. в Орлеане запылали первые костры инквизиции.
В XI —XIII вв. происходит развитие городов и зарождение буржуазии. «Венеция, Флоренция, Генуя, Пиза, даже Милан, а также Париж, Брюгге, Гент, Лондон ...все они являются творениями Средневековья». Возникают университеты, которые, однако, в это время являются опорой схоластов и духовенства. В результате образование, как и духовная жизнь, вылилось в схоластические диспуты. Знание приобретает дедуктивно-силлогистический характер.
С XIII в. начинает развиваться научная деятельность во всех областях знания, происходит процесс отделения области веры и знания и рождения светской опытной науки. Первыми на этом пути были науки о природе — естествознание, астрономия и математика. Именно поэтому их развитие имело поистине революционное значение, поскольку было признаком начала освобождения из-под власти религии.
Психология в
Средние века приобретает этико-теологический
мистический характер. Развитие положительных
знаний о психике резко замедлилось. Изучение
душевной жизни подчиняется задачам богословия:
показать, как дух человека понемногу
возвышается до царства благодати. «Работа
под знаком такого определения цели совершалась
в долгий промежуток времени между наивысшими
стадиями развития патристики и схоластики
(400— 1250), отчасти в направлении, намеченном
Августином и мистическими течениями,
отчасти в связи с исследованием познавательных
процессов». Вместе с тем накапливается
некоторый конкретный материал об анатомо-физиологических
особенностях человеческого организма
как основах душевной жизни. Особенно
следует отметить деятельность арабов
и мыслителей, писавших на арабском языке
(IX — XIII вв.). Крупнейшими представителями
являются Авиценна (Ибн Сина), Альгазен,
Аверроэс (Ибн Рушд). Историческая заслуга
арабоязычной культуры состоит также
в том, что она вернула народам Европы
греческую философию и развила ее дальше,
подготовив материализм XVIII в. В трудах
этих ученых проводится мысль об обусловленности
психических качеств естественными причинами,
о зависимости психики от условий жизни,
воспитания. Отвергается бессмертие индивидуальной
души. Авиценна дал более точное, чем Гален,
описание связи процессов ощущения и мышления
с мозгом, наблюдая за нарушениями при
ранениях мозга. Духовные силы не существуют
сами по себе, а нуждаются в органе, в телесном
субстрате. Им является мозг. Альгазен
в «Оптике» развивает учение об ощущении.
Впервые обращает внимание на длительность
психических актов, указывает на то, что
между раздражением чувствующего аппарата
и самим ощущением должен пройти известный
промежуток времени, необходимый для передачи
возбуждения по нервным проводникам. Аверроэс
«не остановился перед объявлением теснейшей
связи между состояниями сознания и физиологическими
явлениями; некоторые силы души он прямо
называл продуктами телесных органов»1.
Он развил учение Аристотеля о пассивном
и активном разуме. В целом арабоязычные
мыслители «способствовали восстановлению
психобиологии, отчасти утверждению господства
аристотелевской психологии, ставшего
с XIII в. абсолютным».
2.3 Психологические идеи эпохи возрождения.
Искателем
новых путей в науке,