Стресс как основа поведенческих проблем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 18:21, контрольная работа

Краткое описание

Цель данного исследования: изучить влияние стресса на профессиональную деятельность сотрудников, представить модель управления и профилактики стресса в организации.
Задачи исследования:
1. Изучить проблемы стресса как основу поведенческих проблем в литературе.
2. Дать общую характеристику видам и формам проявления стресса.
3. Систематизировать информацию по основным идеям.
4. Изучить влияние стресса на профессиональную деятельность.
5. Предоставить модель управления и профилактики стресса в организации.

Содержание

Введение
1. Понятие стресса
2. Общая характеристика профессионального стресса
3. Синдром эмоционального выгорания
4. Методы предупреждения и преодоления профессионального стресса
5. Управление и профилактика стресса на уровне организации
Заключение
Список литературы
Глоссарий
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа по орг. поведению.doc

— 205.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

РОССИЙСКАЯ  АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и  ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ – ФИЛИАЛ  РАНХиГС

ЦЕНТР  ПЕРЕПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

 

 

 

Кафедра УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

 

 

 

по дисциплине: ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Тема:

Стресс  как основа поведенческих проблем

 

 

 

Выполнил 

Колб Ольга Александровна

(Ф.и.о. студента)

Управление персоналом

(специальность)

12204

(№ группы)

 

Проверил

Профессор кафедры, д.п.н., профессор, чл.-корр. МА психологии

(звание, должность преподавателя)

Сидорина Татьяна Владимировна

 

 

Новосибирск 2013г.

 

 

 

Оглавление

 

 

Введение

  1. Понятие стресса
  2. Общая характеристика профессионального стресса
  3. Синдром эмоционального выгорания
  4. Методы предупреждения и преодоления профессионального стресса
  5. Управление и профилактика стресса на уровне организации

Заключение

Список литературы

Глоссарий

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Проблема психологического стресс, в том числе специалистов различных областей профессиональной деятельности, приобретает все возрастающую научную и практическую актуальность в связи с непрерывным ростом социальной, экономической, экологической, техногенной, личностной экстремальности нашей жизни и существенным изменением содержания и условий труда.

Современный человек постоянно живет на грани  стресса. Причиной тому становится множество  факторов, таких как: скверная экология, жесткий ритм городской жизни, агрессивная  социальная среда, политическая нестабильность, финансовые кризисы и т.д. Стресс не обходит никого.

Трудовая деятельность сотрудников часто связана с периодическим, иногда довольно длительным и интенсивным воздействием (или ожиданием воздействия) экстремальных значений профессиональных, социальных факторов, которое сопровождается негативными эмоциями, перенапряжением физических и психических функций.

Цель данного  исследования: изучить  влияние  стресса на профессиональную деятельность сотрудников, представить модель управления и профилактики стресса в организации.

Задачи исследования:

    1. Изучить проблемы стресса как основу поведенческих проблем в литературе.
    2. Дать общую характеристику видам и формам проявления стресса.
    3. Систематизировать информацию по основным идеям.
    4. Изучить влияние стресса на профессиональную деятельность.
    5. Предоставить модель управления и профилактики стресса в организации.

Объект исследования: управление организацией.

Предмет исследования: стресс сотрудников на работе.

Методы контрольной работы: анализ и обобщение литературы.

1. Понятие стресса

В 1954 г.  Ганс Селье ввёл в обиход понятие стресса, которое заставило ученых пересмотреть общепризнанные взгляды на взаимодействие человека с окружающей средой. Оказалось, что наряду со специфическими ответами организма на то или иное воздействие, имеются общие реакции, связанные с активностью гормональной системы. Селье показал, что при жаре и холоде, при горе и радости, при травме и сексе кора надпочечников выделяет определенные гормоны, помогающие человеку приспосабливаться к резким изменениям окружающей среды, чем бы они ни были вызваны. Под стрессом Г. Селье понимал: «Неспецифический ответ организма на предъявляемые ему внешние или внутренние требования».1

Можно сказать, что предложенная им концепция была революционной для науки середины ХХ века. В то время среди биологов, врачей господствовало мнение, что реакция живого организма на факторы среды носит сугубо специфический характер и задача ученых состоит в том, чтобы обнаруживать и фиксировать именно отличия реакций на разнообразные воздействия внешнего мира. Г. Селье пошел другим путем и начал искать общие закономерности биологических реакций, в результате чего обнаружил единый, неспецифический компонент биохимических изменений в организме человека и животных в ответ на самые разные воздействия. Он писал: "Бизнесмен, испытывающий постоянное давление со стороны клиентов и служащих, диспетчер аэропорта, знающий, что минутное ослабление внимания – это сотни погибших, спортсмен, безумно жаждущий победы, муж, беспомощно наблюдающий, как его жена медленно и мучительно погибает от рака, - все они испытывают стресс. Их проблемы совершенно различны, но медицинские исследования показали, что организм реагирует стереотипно, одинаковыми биохимическими изменениями, назначение которых – справиться с возросшими требованиями к человеческой машине".2

В рамках теории Г. Селье  к стрессу относятся реакции  организма на любые достаточно сильные  воздействия среды, если они запускают  ряд общих процессов с участием коры надпочечников. В то же время сам основатель учения о неспецифическом адаптивном синдроме выделял две его формы: стресс полезные – эустресс и вредоносный – дистресс.3 Однако чаще под стрессом понимают реакции организма именно на негативные воздействия внешней среды, что находит свое отражение в определениях, которые дают этому феномену различные исследователи.

Так, по мнению В.В. Суворовой, стресс – это "функциональное состояние  организма, возникающее в результате внешнего отрицательного воздействия на его психические функции, нервные процессы или деятельность периферических органов". 4

В учебной литературе, стресс определяется как «напряжение, которое возникает при проявлении угрожающих или неприятных факторов в жизненной ситуации».5 Тем не менее, согласно мнению самого Ганса Селье, стресс может быть и полезным, и в этом случае он "тонизирует" работу организма и способствует мобилизации защитных сил (включая иммунную систему). Для этого необходимо наличие определенных условий. К таким условиям относятся:

- положительный эмоциональный фон;

- опыт решения подобных проблем в прошлом;

- позитивный прогноз на будущее;

- одобрение действий индивидума со стороны социальной среды;

- наличие достаточных ресурсов для преодоления стресса.6

В то же время при отсутствии этих условий или же при значительной силе негативного воздействия на организм первичный стресс переходит в его поврежденную форму – дистресс. Этому может способствовать ряд факторов как объективного, так и субъективного характера:

- недостаток нужной информации;

- негативный прогноз ситуации;

- чувство беспомощности перед возникшей проблемой;

-чрезмерная сила стресса, превышающая адаптационные возможности организма;

- большая продолжительность стрессорного воздействия, приводящая к истощению адаптационного ресурса.

Г. Селье писал: "Вопреки расхожему мнению мы не должны, да и не в состоянии  избегать стресса. Но мы можем использовать его и наслаждаться им, если лучше  узнаем его механизм и выработаем соответствующую философию жизни."7  Пока же мы вынуждены признать, что субъективные тревожные переживания и сопутствующие им вегетативные реакции во время осуществления профессиональной деятельности соответствуют классическому описанию дистресса. В наши дни из-за быстро меняющихся социально – экономических и политических ситуаций, увеличения нервно - психических и информационных нагрузок, диверсификации производства, роста конкуренции, проблемы управления производственными стрессами

 

2. Общая характеристика профессионального стресса.

 

Стресс – это общий термин, применимый к воздействиям, которые мы ощущаем в жизни. Присутствие стресса в производственной сфере практически неизбежно для многих видов работ. Однако индивидуальные особенности людей приводят к широкому диапазону различных реакций на стресс; какая-то задача, которая кажется трудной и интересной для одного человека, приводит к высокому уровню тревожности другого. Накапливающееся давление вызывает неблагоприятное напряжение эмоций человека, его умственной деятельности и физического состояния. Когда стресс становится чрезмерным, начинаются его внешние проявления, которые негативно сказываются на показателях труда и здоровья, угрожают способности работников адекватно воспринимать внешние условия. Сотрудники, подвергающиеся воздействию стресса, нервничают, ощущают постоянное беспокойство. Они легко раздражаются и не могут расслабиться, не желают принимать участие в совместной работе или злоупотребляют алкоголем или другими наркотическими веществами. Данные симптомы могут вызываться и другими причинами, но именно они являются выражением испытываемых в процессе труда стрессов.

Нарушение физического  здоровья связано с тем, что человеческий организм пытается «самостоятельно» преодолеть стресс. Некоторые проявления расстройств имеют кратковременный характер (расстройство желудка), другие – длительный (язва желудка). Испытываемый в течение долгого времени стресс приводит к заболеваниям сердца, почек, кровеносных сосудов и других органов и систем. Очень важно, чтобы уровни стрессов, как на работе, так и за ее пределами оставались на достаточно низком уровне, что позволяет большинству из нас справляться с ними, избегая серьезных физических и эмоциональных расстройств.8

Формы стресса, возникающие  на работе: управленческий, информационный, эмоциональный, коммуникативный.

 

Управленческий стресс, или «невроз руководителя, выражается в повышенной требовательности руководителя к подчиненным и сниженной  требовательности к самому себе, слишком  частых и не всегда нужных совещаниях, суетливости, высокомерии, частых ошибках в решениях по причине их поспешности и непроработанности, применении сверхдирективного, жестко-авторитарного, субъективного и манипулятивного стиля в управлении, повышенной вспыльчивости и агрессивности.

Управленческий стресс может возникать по причине отсутствия опыта руководителя и являться начальной стадией управленческой адаптации. В этом случае у молодого руководителя проявляются страх перед ошибкой, повышенная старательность и мотивация на высокий уровень работы. Здесь необходимо говорить об обязательном обучении молодого руководителя на управленческих тренингах и семинарах, а также о том, чтобы опытный и авторитетный руководитель в компании выступил наставником для молодого, проходящего период управленческой адаптации. Управленческий стресс может ситуативно возникать в условиях резкой критики со стороны высшего руководства, лимита времени, повышения конкуренции9.

Однако если руководитель не справляется с собственным  стрессом и испытывает его постоянно  в течение года и более, а так же если он не способен к развитию внутренних средств эффективной саморегуляции и самоконтроля, можно с уверенностью говорить о его профессиональной непригодности к выполнению управленческой деятельности.

Информационный стресс возникает при нехватке профессиональной информации и необходимости принимать решения в неопределенной ситуации. Информационный стресс может возникнуть также при избыточной информации, характеризующейся противоречивостью и разрывами в логике.

Информационный стресс может выступить следствием неэффективной системы управления в компании, организационными проблемами, несогласованностью между различными сотрудниками или подразделениями, потерей или искажением информации на пути от высшего руководства к исполнителю. Информационный стресс выступает «платой» в организациях, характеризующихся повышенной и болезненной конкуренцией, при которой сотрудники сознательно распространяют ложную информацию с целью манипулирования или прессинга конкурентов.

Эмоциональный стресс проявляется в переживании работником чувства обиды, несправедливости и разочарования, ощущения того, что его не поняли, обошли, неправильно оценили или предали. Возникновение эмоционального стресса связано с разрушением профессиональных и личностных ценностей, значимых для работника. Наиболее часто эмоциональный стресс переживают сотрудники компаний, в которых отсутствуют общие и обязательные для всех принципы корпоративной культуры. Кроме того, эмоциональный стресс может быть следствием неэффективного стиля управления, при котором топ-менеджмент или линейный менеджмент применяют сверхдирективный и манипулятивный стиль управления, не считаясь с ценностями и позициями и мнением линейного персонала.

Эмоциональный стресс возникает также при конфликтах, противоречиях в ценностях и интересах, конкурентной борьбе, возрастной, социокультурной и психологической несовместимости работников.

Коммуникативный стресс приводит к возникновению трудностей в общении с коллегами, руководством, подчиненными и клиентами. Особенно затрудненными становятся коммуникативные контакты с незнакомыми людьми и общение в ситуациях, связанных с высокой ответственностью (переговорах, презентациях, поступление на новую работу, увольнениях и т.п.). Обычно работник беспокоится о том, чтобы не выглядеть «глупо» или «не так, как другие»10.

 По мнению доктора  биологических наук Щербатых  Ю.В, поведенческие проявления стресса можно разделить на четыре группы:

Информация о работе Стресс как основа поведенческих проблем