Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 18:51, контрольная работа
Целью данной контрольной работы является всестороннее изучение массовых коммуникаций как явления общественной жизни.
Для достижения цели необходимо решить ряд задач:
- дать понятие массовых коммуникаций;
- рассмотреть структуру, функции и задачи массовых коммуникаций;
- рассмотреть основные подходы к изучению массовых коммуникаций;
- изучить динамику развития массовых коммуникаций и ее связь с развитием общества.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Массовые коммуникации как явление общественной жизни…………….. 5
1.1 Понятие и сущность массовых коммуникаций……………………………5
1.2 Структура, функции и задачи массовых коммуникаций…………………8
2. Развитие массовых коммуникаций………………………………………….8
2.1 Основные подходы к изучению развития массовых коммуникаций…….9
2.2 Воздействие массовых коммуникаций……………………………………12
2.3 Последствия воздействия массовых коммуникаций…………………….15
Заключение……………………………………………………………………..17
Список использованной литературы………………………………………….19
Санкт-Петербургский
КИРОВСКИЙ ФИЛИАЛ
Группа № СКД (у)-3
по дисциплине Социальные коммуникации
Туголуковой Анастасии Михайловны
ФАКУЛЬТЕТ Культуры
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ ________________
______________________________
ФОРМА ОБУЧЕНИЯ:
(ДНЕВНАЯ, ВЕЧЕРНЯЯ, ЗАОЧНАЯ)
подчеркнуть
ТЕМА: Теория массовой коммуникации: объект, предмет, проблематика
«___»______________ 2012_г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Массовые коммуникации
как явление общественной жизни
1.1 Понятие и сущность массовых коммуникаций……………………………5
1.2 Структура, функции и задачи массовых коммуникаций…………………8
2. Развитие массовых коммуникаций………………………………………….8
2.1 Основные подходы к изучению развития массовых коммуникаций…….9
2.2 Воздействие массовых коммуникаций……………………………………12
2.3 Последствия воздействия
массовых коммуникаций…………………….
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………….19
Введение
Понятия «массовая коммуникация»,
«массовая информация», «СМИ» активно
вошли в язык в конце XX столетия.
Это связано с осмыслением
социологами особенностей поведения
в рамках специфического вида социальной общности «масса», «толпа», «публика»,
и с техногенным фактором: появлением
принципиально новых средств передачи
информации. Средства коммуникации выступают
вещественным, материальным компонентом
коммуникативного процесса и всегда выражают
собой способ передачи, сохранения, производства
и распространения культурных ценностей
в обществе. Средства массовой коммуникации
(СМК) — технические средства (печать, радио, кинематограф, телевидение, компьютерные сети), с помощью которых осуществляется
распространение информации (знаний, духовных ценностей, моральных
и правовых норм и т. п.) на количественно большие
рассредоточенные аудитории.
Актуальность темы данной курсовой работы
заключается в том, что массовая коммуникация
- это одно из тех важных явлений общества,
которое заметно сказывается на развитии
общественных отношений и активно участвует
в процессе становления общественного
мнения.
При написании использовалась литература о появлении и развитии массовых коммуникаций, их средств, кроме того, об их состоянии на данный момент и о том, что их ждет в будущем.
Целью данной контрольной работы является всестороннее изучение массовых коммуникаций как явления общественной жизни.
Для достижения цели
необходимо решить ряд задач:
- дать понятие массовых коммуникаций;
- рассмотреть структуру, функции и задачи
массовых коммуникаций;
- рассмотреть основные подходы к изучению
массовых коммуникаций;
- изучить динамику развития массовых
коммуникаций и ее связь с развитием общества.
1. Массовые коммуникации как явление общественной жизни
1.1 Понятие
и сущность массовых
Массовая коммуникация – это процесс распространения информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п.) с помощью технических средств (пресса, радио, телевидение и др.) на численно большие, рассредоточенные аудитории.
Средства массовой коммуникации (СМК) – это специальные каналы и передатчики, благодаря которым происходит распространение информационных сообщений на большие территории.
Массовая коммуникация
прежде всего характеризуется1:
- наличием технических средств, обеспечивающих
регулярность и тиражированность;
- социальной значимостью информации,
способствующей повышению мотивированности
массовой коммуникации;
- массовостью аудитории,
которая вследствие ее рассредо
- многоканальностью и возможностью выбора
коммуникативных средств, обеспечивающих
вариативность и вместе с тем нормативность
массовой коммуникации.
Главным условием, определяющим массовую коммуникацию, является специфика аудитории и коммуникатора.
Массовая коммуникация выполняет роль регулятора динамических процессов социальной психики; роль интегратора массовых настроений; канала циркуляции психоформирующей информации. Благодаря этому органы массовой коммуникации являются мощным средством воздействия и на личность, и на социальную группу.
Уникальность
- диахронность – коммуникативное свойство, благодаря которому сообщение сохраняется во времени;
- диатопность – коммуникативное свойство, позволяющее информационным сообщениям преодолевать пространство;
- мультиплицирование – коммуникативное свойство, благодаря которому сообщение подвергается многократному повторению с относительно неизменным содержанием;
- симультанность –
свойство коммуникационного
- репликация – свойство,
реализующее регулирующее
1.2 Структура, функции и задачи массовых коммуникаций
Различные подходы к пониманию структуры массовой коммуникации и ее функционированию отражены в моделях — обобщенных схемах, представляющих в описательной и или графической формах основные компоненты массовой коммуникации и их связи. При всем разнообразии моделей каждая содержит в качестве обязательных компоненты, которые были представлены в модели коммуникативного акта, разработанной в 1948г. американским политологом Г.Лассуэллом. В этой модели коммуникация представлена как однонаправленный, линейный процесс3: кто сообщает — что — по какому каналу — кому — с каким эффектом.
Массовая информация — это социальная информация, передаваемая широким аудиториям, рассредоточенным во времени и пространстве с помощью искусственных каналов.
Природа массовой информации непосредственно зависит от характера деятельности людей в различных социальных сферах. При этом социальная информация разделяется на отражающие ее специфику подвиды — экономическая, политическая, художественная, религиозная, и др.
Следующими факторами,
определяющими ее сущность и специфику
является:
- содержание (как данная информация отражает
общественные процессы);
- субъект использования и назначения
(как данная массовая информация используется людьми в
чьих-либо интересах);
- специфика обращения (как данная информация
добывается, фиксируется, обрабатывается
и передается).
Цели массовой информации определяются через субъекта, использующего данную информацию; через призму самой массовой информации; через задачи, которые предполагается решить с ее помощью. В условиях существования социальной организации любая социальная информация имеет прямую или косвенную цель — управление обществом или его подсистемами, общностями, ячейками и т.д.
Количественная характеристика массовой информации — мера ее потребления и усвоения, зависящая от времени, которое отводится индивидом или группой на контакты с CMК, а также от индивидуальных особенностей реальных потребителей.
Ценность массовой информации базируется на следующих
принципах4:
- диалектическое единство ее количественных
и качественных характеристик;
- органическая взаимосвязь и взаимозависимость
всех видов массовой информации, циркулирующих
в обществе;
- постулирование эффективности информационных
процессов, удовлетворяющих потребности
получателей информации;
- наличие объективной стороны при оценке
массовой информации (когда ценность рассматривается
как свойство самой информации);
- наличие субъективной стороны при ее
оценке, поскольку ценности отражают воззрения
индивидов и не имеют смысла без их сторонников.
Современная система СМК подразделяются на три вида: средства массовой информации (СМИ); телекоммуникацию; информатику.
СМИ — это организационно-
Структура современной системы СМИ выглядит следующим образом: пресса (газеты, журналы, дайджесты, еженедельники и др.); аудиовизуальные СМИ (радио, телевидение, документальные фильмы, телетексты и др.); информационные службы (телеграфные агентства, рекламные бюро, PR-агентства, профессиональные журналистские клубы и ассоциации).
В 1948 г. Г. Лассуэлл выделил
три основные функции массовой коммуникации5:
- обозрение окружающего мира, что можно
интерпретировать как информационную
функцию;
- корреляция с социальными структурами
общества, что можно толковать как воздействие
на общество и его познание через обратную
связь;
- передача культурного наследия, что можно
понимать как познавательно-
В I960 г. К. Райт выявил еще
одну функцию массовой коммуникации — развлекательную. В начале
1980-x гг. специалист по массовой коммуникации
Амстердамского университета Мак-Квейл
назвал еще одну функцию массовой коммуникации
— мобилизующую6, имея в виду специфические задачи, которые
выполняет массовая коммуникация во время
различных кампаний, чаще — политических,
реже — религиозных.
В отечественной психолингвистике выделяются
четыре функции7, типичные для радио- и телевизионного
общения:
- информационная;
-регулирующая;
- социального контроля;
- социализации личности — привитие личности тех черт, которые желательны для общества.
Информационная функция заключается в предоставлении массовому читателю, слушателю и зрителю актуальной информации о самых различных сферах деятельности — деловой, научно-технической, политической, юридической, медицинской и т.п. Получая большой объем информации, люди не только расширяют свои познавательные возможности, но и увеличивают свой творческий потенциал. Знание информации дает возможность прогнозировать свои действия, экономит время. При этом заметно усиливается мотивация к совместным действиям. В этом смысле данная функция способствует оптимизации полезной деятельности общества и индивида.
Регулирующая функция имеет широкий диапазон воздействия на массовую аудиторию, начиная с установления контактов и кончая контролем над обществом. Массовая коммуникация влияет на формирование общественного сознания группы и личности, на формирование общественного мнения и создание социальных стереотипов. Здесь же кроются возможности манипулировать и управлять общественным сознанием, фактически осуществлять функцию социального контроля. При определенных условиях эта функция служит целям «промывания мозгов».
Люди, как правило, принимают те социальные нормы поведения, этические требования, эстетические принципы, которые убедительно пропагандируются СМИ как положительный стереотип образа жизни, стиля одежды и т.п. Так происходит социализация индивида в соответствии с нормами, желательными для общества в данный исторический период.
Культурологическая функция включает в себя ознакомление с достижениями культуры и искусства и способствует осознанию обществом необходимости преемственности культуры, сохранения культурных традиций. При помощи СМИ люди знакомятся с особенностями различных культур и субкультур. Это развивает эстетический вкус, способствует взаимопониманию, снятию социальной напряженности и в конечном счете способствует интеграции общества.
С данной функцией связано понятие массовой культуры, отношение к которой в плане ее социальной ценности неоднозначно. С одной стороны, стремление познакомить широкие массы с достижениями мирового искусства, новыми направлениями является несомненной заслугой СМИ. С другой стороны, низкий художественный уровень развлекательных программ, неограниченные возможности их тиражирования воспитывают дурной вкус у потребителей массовой культуры.
Социальная сущность
массовой коммуникации: это — мощное
средство воздействия на общество с
целью оптимизации его
Исследование комплекса проблем возникновения, развития и функционирования СМК тесно связано с понятием эффективности их деятельности.
2. Развитие массовых коммуникаций
2.1 Основные подходы к изучению развития массовых коммуникаций
Начало исследований массовой коммуникации связывают с именем немецкого социолога М.Вебера. В 1910г. он методологически обосновал необходимость изучения прессы в социологическом аспекте, убедительно показав ориентацию периодической печати на различные социальные структуры и ее влияние на формирование человека как члена социума. Он также сформулировал социальные требования, которые предъявляются к журналисту, обосновал метод анализа прессы.
Огромное значение для изучения массовой коммуникации сыграла работа У. Липпмана «Общественное мнение», вышедшая в свет в 1922г. Согласно Липпману, мышление человека сводится к реакциям в ответ на внешние стимулы. Сумма таких реакций, полученных из опыта предшествующей деятельности, формирует определенные стереотипы – иллюзорные конструкторы в сознании человека, заменяющие реальность. Поскольку большинство людей не имеют возможности самостоятельно исследовать и оценивать те или иные факты, их мышление основывается на стереотипах. Для формирования и закрепления стереотипов в создании людей достаточно поверхностных оценок различных явлений или событий. В современном мире именно СМК создают большинство стереотипов, формируя «псевдоокружающую среду», в которой живет большинство современных людей. Следовательно, по Липпману, исследуя комплексные процессы создания стереотипов, можно изучить и феномен массовой коммуникации.
Информация о работе Теория массовой коммуникации: объект, предмет, проблематика