Тестирование, как метод исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 17:37, практическая работа

Краткое описание

Использование тестов в зарубежных школах имеет давнюю историю. Признанный авторитет в области педагогического тестирования Э. Торндайк (1874 - 1949) выделяет три этапа внедрения тестирования в практику американской школы:
Поисковый период (1900 - 1915). Собственное развитие тестов интеллекта и способностей начинается после 1905 года в связи с изданием комплекса тестов для отбора детей в специальные школы, которые составили А. Бине и Д. Симон. На этом этапе происходило осознание и первоначальное внедрение тестов памяти, внимания, восприятия и других. Разрабатываются и проверяются тесты интеллекта, позволяющие определять коэффициент умственного развития.

Содержание

Теоритическая часть.

История зарождения тестирования………………………………….….3

Тестирование как метод педагогического контроля………………..…4

3. Виды педагогических тестов……………………………………….........7

4. Разработка тестов для контроля знаний……………………………..…16

5. Список использованной литературы…………………………………...19
\
Обработка метода на практике……………………………………......24

Приложение……………………………………………………………………20

Вложенные файлы: 1 файл

квалификация-тесты.doc

— 156.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования Республики Беларусь

 

Брестский государственный  университет

им. А.С. Пушкина

 

Психолого-педагогический факультет

 

Кафедра “Психологии”

 

 

 

 

 

Квалификационная  работа по предмету: «Методология,теории и методы психического развития».

 

Тема: Тестирование, как метод исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студент 4 курса группы Б: Телегина О.А.

 

 

Руководитель: Лагонда Г.В.

 

 

 

 

 

Брест,2013

 

 

Содержание

Теоритическая часть.

 

  1. История зарождения тестирования………………………………….….3

 

  1. Тестирование как метод педагогического контроля………………..…4

 

3. Виды педагогических тестов……………………………………….........7

 

4. Разработка тестов для контроля знаний……………………………..…16

 

5. Список использованной литературы…………………………………...19

\

Обработка метода на практике……………………………………......24

 

Приложение……………………………………………………………………20

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. История зарождения тестирования.

 

Использование тестов в  зарубежных школах имеет давнюю историю. Признанный авторитет в области  педагогического тестирования Э. Торндайк (1874 - 1949) выделяет три этапа внедрения тестирования в практику американской школы:

Поисковый период (1900 - 1915). Собственное развитие тестов интеллекта и способностей начинается после 1905 года в связи с изданием комплекса  тестов для отбора детей в специальные школы, которые составили А. Бине и Д. Симон. На этом этапе происходило осознание и первоначальное внедрение тестов памяти, внимания, восприятия и других. Разрабатываются и проверяются тесты интеллекта, позволяющие определять коэффициент умственного развития.

Годы «шума» (1916 - 1930) в  развитии школьного тестирования, приведшие  к окончательному осмыслению его  роли и места, возможности и ограничений. Были разработаны и внедрены тесты  О. Стоуна по арифметике, Б. Зекингема  для проверки правописания, Э. Торндайка по диагностике большинства школьных предметов. Американского психолога Э. Торндайка принято считать родоначальником тестов школьной успеваемости. Эти тесты нередко называются тестами достижений. Они оказались более валидными, чем традиционные методы определения школьных достижений, такие как контрольные работы, устные и письменные экзамены. Тесты достижений нашли наиболее широкое применение в США. Т. Келли разработал способ измерения интересов и наклонностей обучаемых (при изучении алгебры), а Ч. Спирмен предложил общие основы использования корреляционного анализа для стандартизации тестов.

Современный этап (1931). В  школах зарубежных стран внедрение  и совершенствование тестов шло  быстрыми темпами. Широкое распространение  получили диагностические тесты школьной успеваемости, использующие форму альтернативного выбора правильного ответа из нескольких правдоподобных, написание очень краткого ответа (заполнения пропусков), дописывания букв, цифр, слов, частей формул и т.п.

С помощью этих несложных  заданий удается накапливать значительный статистический материал, подвергать его математической обработке, получать объективные выводы в пределах тех задач, которые предъявляются к тестовой проверке. Тесты печатаются в виде сборников, прилагаются к учебникам, распространяются на компьютерных дискетах.

 Поиски специалистов  направляются на:

 

- повышение объективности  тестов,

 

-создание непрерывной  (сквозной) системы школьной тестовой  диагностики, 

 

-подчиненной единой  идее и общим принципам, 

 

-созданию новых, более совершенных средств предъявления и обработки тестов,

 

-накопления и эффективного  использования диагностической  информации.

 

 Из всех существующих  на сегодняшний день методик  диагностирования самой перспективной  считается тестирование.

.

 

2. Тестирование как метод педагогического контроля.

 

 

Психологический опыт показал, что в сочетании с другими видами проверки, использование тестовых заданий является весьма эффективным инструментом, стимулирующим подготовку учеников к каждому занятию и повышающим мотивацию к изучаемому предмету.

 

 Тесты (проба, испытание)  – это достаточно краткие,  стандартизированные или не стандартизированные  пробы, испытания, позволяющие  за сравнительно короткие промежутки  времени оценить учителями и  учениками результативность познавательной деятельности учащихся, т.е. оценить степень и качество достижения каждым учащимся целей обучения (целей изучения). Данное определение выделяет И.А. Плотникова.

 

 В словаре –  справочнике по педагогике под  редакцией П.И. Пидкасистого дается  следующее определение слову «тест»:

 

 Тест - стандартизованная  измерительная методика, направленная  на выявление скрытого свойства  интересующего объекта путём  одного или нескольких кратких  испытаний (заданий), обладающих  максимальной информативностью. Тесты  существуют и активно используются не только в психологии, но и в медицине, педагогике, технике.

 

 Согласно М.Б. Челышковой, тесты представляют собой особую  совокупность заданий, которые  позволяют дать объективную, сопоставимую  и даже количественную оценку  качества подготовки обучаемого в заданной образовательной области. В свою очередь, объективность и измеримость качества образования открывают широчайшие возможности для управления учебным процессом — от корректировки содержания образовательных стандартов и программ до совершенствования методов преподавания и повышения эффективности стимулирования самостоятельных занятий учащихся.

 

 Особенно важно,  что использование методов тестирования  позволяет еще в раннем возрасте  выявить одаренных детей и  подростков и организовать с ними индивидуальную учебную работу. Нельзя не упомянуть и о большом социальном значении тестирования как инструмента, гарантирующего повышение объективности конкурсного отбора поступающих в высшие и другие учебные заведения.

 

 Разумеется, тестирование не заменяет и не отменяет традиционных форм педагогического контроля, основанных на непосредственном общении учителя с учеником. Такой контроль выполняет важные обучающие функции, он вооружает педагогов информацией об уровне знаний их питомцев, о пробелах в их подготовке и даже об эмоционально-психологическом состоянии класса. Другое дело, что традиционные формы педагогического контроля носят во многом субъективный характер и не позволяют получить сопоставимые данные, столь необходимые для управления процессом образования в масштабах учебного заведения, района, области, края, страны. Рассмотрим преимущества тестирования.

 

 Достоинства тестовых  методов — объективный характер  оценок, сопоставимость и возможность  их перепроверки — обеспечиваются  не автоматически, а благодаря выполнению определенных требований к качеству заданий и теста в целом.

 

 В качестве требований  к заданиям, можно выделить следующие:

 

 задание должно  требовать от обучаемого выполнения  вполне определенной деятельности  для проявления во внешнем плане вполне определенных знаний;

 

 формулировка заданий  должна быть однозначно понятной  для любого испытуемого. Задание  и эталон должны иметь такие  формулировки, чтобы качество выполнения  обучаемым задания могло быть  оценено однозначно;

 

 одно задание должно быть ограничено задачами одного уровня деятельности. Тесты должны обеспечивать возможность получения надежного результата тестирования.

 

 Если эти требования  не выполнены, то использование  тестов не менее субъективная  процедура, чем обычный экзамен. В некоторых случаях эта процедура может оказаться даже хуже экзамена, позволяющего скорректировать впечатления о знаниях испытуемого в процессе общения с помощью дополнительных вопросов.

 

 В отличие от  экзамена тесты такой возможности  не предоставляют. Плохой тест, не отвечающий по тем или иным характеристикам определенным критериям качества, может послужить источником искаженного впечатления о знаниях учеников. Причем скорректировать это впечатление в процессе тестирования никак нельзя, если, конечно, процесс тестирования носит массовый характер, а не организован в адаптивном режиме. Отсюда проистекает необходимость научного обоснования качества тестовых материалов и обращения в этой связи в материалах пособия к вопросам математико-статистической обработки тестовых результатов учащихся.

 

 Объективность тестовых  оценок трудно поставить под  сомнение. В процессе их получения  практически исключены все моменты,  порождающие субъективизм и несравнимость,  характерные для оценок, выставленных  традиционным путем.

 

 Отсутствие сопоставимости  у традиционных оценок является  крайне существенным недостатком,  делающим невозможным осуществление  корректной аттестации в той  ситуации, когда она проводится  без тестов. Отсюда же следует  принципиальная невозможность установить у какого учителя процесс обучения поставлен лучше. Ответы на эти вопросы можно получить только с помощью профессионально разработанных аттестационных тестов.

 

 Хорошо составленный  тест имеет ряд достоинств, а  именно:

 

1. Оперативно выявляет  знания, умения и навыки учащихся, а также понимание им закономерностей, лежащих в основе изучаемых фактов. Это обеспечивается тем, что задачи и вопросы подбираются в результате анализа материала, и, следовательно, учитывают трудности усвоения и характер возможных ошибок.

 

2. Позволяет в течение  короткого времени получить представление  о пробелах в знаниях и помогает  организовать работу по предупреждению  отставания учащихся.

 

3. Предоставляет педагогу  возможность проверять знания, умения  и навыки на разных уровнях и осуществлять дифференцированное обучение.

 

4. Способствует рациональному  использованию времени на занятии.

 

5. Активизирует мышление  учеников.

 

6. Дает возможность  учителю критически оценить свои  методы преподавания.

 

 Однако тест фиксирует  только результаты работы, но не ход ее выполнения, возможно угадывание правильного ответа, а также случаи, когда выбор неправильного ответа объясняется невнимательностью обучаемого, поэтому рациональнее сочетать тестирование с различными формами традиционного контроля. Не надо идеализировать возможности тестов. Они не в состоянии выявить все возможности обучаемых. Есть ребята быстро соображающие, им с тестами работать легко, но есть те, которым нужно много времени на размышление. Поэтому тесты не должны полностью заменять "классический" контроль. Лишь разумная комбинация тестовой формы с традиционными формами контроля даст объективный результат.

 

 

3. Виды педагогических тестов.

 

 

В отечественной и  иностранной литературе нет особого  единства по вопросу классификации видов педагогических тестов. На фоне других наиболее привлекательным выглядит подход, изложенный М.Б. Челышковой. В ней в качестве признака демаркации видов выбирается характер задач, решаемых преподавателем с помощью тестов в процессе обучения.

 При этом подходе выделяются:

 задачи, стоящие перед  учителем на входе в обучение;

 текущие задачи;

 задачи, соответствующие  концу определенного периода  учебного процесса.

 Началу обучения  ставится в соответствие входное  тестирование, позволяющее получить  ответ на два наиболее важных для этого периода вопроса. Настолько важных, что многие сторонники входного тестирования напрямую связывают возможность ответа на эти вопросы с повышением качества учебного процесса. Первый вопрос нацелен на выявление степени владения базовыми знаниями, умениями и навыками, необходимыми для начала обучения, второй — на определение степени владения новым материалом до начала его изучения.

 Вполне понятно,  что при использовании традиционных  средств контроля этот ответ  далеко не всегда бывает полным в силу перегрузок учителей. В этой связи в качестве альтернативы традиционным средствам контроля нередко предлагают предтесты (предварительные тесты), позволяющие с высокой эффективностью выявить готовность к усвоению новых знаний у всех учеников класса. По результатам выполнения предтеста проводится деление тестируемых на две группы, в одну из которых попадают те, кто готов к изучению нового материала, а в другую — те, кто нуждается в дополнительной работе и в консультациях педагога. Если во второй группе нет учеников, то работу педагога можно считать крайне удачной, что дает основания для надежд на высокие результаты учебного процесса.

 Текущие задачи  учебного процесса обычно соотносят  с формирующими тестами. ^ Формирующее  тестирование нацелено на осуществление дифференцированного подхода к успевающим и неуспевающим учащимся в повседневном учебном процессе. Для тех, кто хорошо учится, с помощью формирующего тестирования можно выделить круг задач, мотивирующих учение, благодаря оптимальному подбору трудности заданий, когда знающему ученику на занятиях не скучно, а интересно. Для неуспевающих — выявить пробелы, порождаемые излишне трудными учебными задачами, для выполнения которых слабому учащемуся необходима помощь педагога. Выявление пробелов крайне важно для повышения качества обучения, и потому основная часть усилий педагога чаще всего направлена на работу со слабыми. Используемые для этих целей тесты получили название формирующих в силу того, что их действие направлено на формирование качественных знаний путем своевременного выявления пробелов для столь же своевременного их устранения.

 По окончании курса  обучения учащимся предлагают  итоговые тесты, которые иногда  называют тестами достижений  или реже суммативными тестами.  Основная цель итогового тестирования — обеспечение объективной оценки результатов обучения по завершению некоторого курса.

Информация о работе Тестирование, как метод исследования