Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 00:10, контрольная работа
К изучению проблем восприятия и психологической интерпретации невербального поведения в различное время обращались философы, психологи, медики, лингвисты, искусствоведы. На протяжении тысячелетий данная проблема «обрастала» научными и псевдонаучными фактами. Знания о невербальном поведении и его связях с внутренним миром человека регистрировались сначала в форме литературных афоризмов, моральных наставлений, позднее – в работах философов. Целенаправленное изучение вербального и невербального начала человеческого общения восходит к эпохе расцвета ораторского искусства в древнем Риме (II-I вв. до н.э.). Цицерон считал, что все чувства оратора должны быть "выражены или, лучше сказать, выжжены на его собственном лице".
Введение 3
1. Характеристика систем невербальных средств общения. 4
2. Функции невербальных средств общения. 6
Кинесика 7
Голосовые характеристики 14
Такесика 16
Проксемика 17
Дистанция 17
3. Невербальные средства повышения делового статуса 20
4. Особенности невербального общения в разных странах 21
Заключение 24
Список литературы 26
Содержание
Введение 3
1. Характеристика систем невербальных средств общения. 4
2. Функции невербальных средств общения. 6
Кинесика 7
Голосовые характеристики 14
Такесика 16
Проксемика 17
Дистанция 17
3. Невербальные средства повышения делового статуса 20
4. Особенности невербального общения в разных странах 21
Заключение 24
Список литературы 26
Для написания работы мне досталась
интересная, но, одновременно и достаточно
трудная обширная тема, ведь система
невербального общения занимает
важное место не только в общей
структуре общения, но и в жизни
каждого человека.
К изучению проблем восприятия
и психологической интерпретации невербального
поведения в различное время обращались
философы, психологи, медики, лингвисты,
искусствоведы. На протяжении тысячелетий
данная проблема «обрастала» научными
и псевдонаучными фактами. Знания о невербальном
поведении и его связях с внутренним миром
человека регистрировались сначала в
форме литературных афоризмов, моральных
наставлений, позднее – в работах философов.
Целенаправленное изучение вербального
и невербального начала человеческого
общения восходит к эпохе расцвета ораторского
искусства в древнем Риме (II-I вв. до н.э.).
Цицерон считал, что все чувства оратора
должны быть "выражены или, лучше сказать,
выжжены на его собственном лице". В
I в. до н.э. теоретик ораторского искусства
Квинтилиан разработал теорию жеста, мимики,
осанки, а также правила движения плеч,
рук и головы, постановки дыхания и голоса
оратора. Базой послужил не только ораторский
опыт, но и основы риторики, становление
которой как особой науки произошло в
Древней Греции в V-IV вв. до н.э.
Отрадно, что в современной
России, хотя и с опозданием, жизнь заставила
понять значимость невербального общения
и необходимость его активного изучения
и внедрения его приемов и методов, ведь
в период политических и информационных
и рекламных войн стали востребованы новые
профессии – менеджера паблик, имиджмейкера,
специалиста по слухам, спичрайтера, в
основу работы которых и положены приемы
невербального общения. Что касается
сегодняшнего дня, в смысле большинства
простых людей, для которых невербальная
составляющая общения не является их профессией,
то она, на мой взгляд, ими недооценивается
и на практике не используется, хотя могла
бы принести реальную пользу в наше трудное
время, например, при развитии семейного
бизнес или устройстве на работу и т.д.
Для меня же тема, рассматривая в контрольной
работе, имеет особую актуальность и носит
прикладной характер, ведь мир делового
общения обязывает понимать не только
язык, но и внутреннее состояние собеседника
по его мимике и жестам, кроме того изучение
и использование приемов невербального
общения – это еще и одна из составляющих
на пути к идеальному образу квалифицированного
специалиста и успешного человека, и я
полностью согласна с о словами руководителя
компании Sony Акио Морита, что "Никакая
теория, программа или правительственная
политика не могут сделать предприятие
успешным; это могут сделатьтолько люди".
И еще мне нравятся слова Ф.Шиллера: "Из
слов человека можно заключить, каким
он намерен казаться, но, каков он на самом
деле, приходится угадывать по его мимике".
1. Характеристика систем невербальных
средств общения.
Невербальное общение – это неречевая
форма общения, включающая в себя жесты,
мимику, позы, визуальный контакт, тембр
голоса, прикосновения и передающая образное
и эмоциональное содержание.
При языковом и речевом общении процесс
передачи и приема информации осознается
обеими сторонами. При невербальном –
осуществляется на бессознательном или
подсознательном уровнях.
Невербальное поведение вплетено во внутренний
мир личности. Функция его не сводится
к сопровождению ее переживаний. Невербальное
поведение – это внешняя форма существования
и проявления психического мира личности.
В связи с этим анализ структуры, содержания
индивидуального невербального поведения
– это еще один из способов диагностики
уровня развития личности как субъекта
общения.
Обращаясь к вопросу классификации невербальных
элементов коммуникации, следует отметить,
что по невербальному каналу информация
транслируется в самых разнообразных
формах, которые, в отличие от знаковых,
всегда многозначны. Общепринято классифицировать
невербальные средства коммуникации по
сенсорным каналам. Одна из таких классификаций
представлена в статье М. Битяновой . Она,
в частности, среди наиболее популярных
в общении современных людей коммуникативных
систем, выделяет оптическую и акустическую.
К оптической системе
относятся внешний вид и выразительные
движения человека – жесты, мимика, позы,
походка, а также и такую специфическую
форму невербального человеческого общения,
как контакт глаз и т.д. Акустическая система
представляет собой различные качества
голоса коммуникатора (тембр, высота, громкость),
интонации, темп речи, фразовые и логические
ударения. Не меньшее значение имеют и
разнообразные вкрапления в речь – паузы,
покашливание, смех и прочее.
Помимо указанных двух наиболее важных
систем, человек использует в общении
и кинестетическую систему, т.е. прикосновения,
информационная ценность которых связана
в основном с такими параметрами, как сила,
давление.
Немаловажное место занимает в общении
ольфакторная система, включающая в себя
вкус и обоняние, которые, хотя и в меньшей
мере задействованы в коммуникативном
процессе на уровне сознания, однако при
этом отмечается, что вкус и обоняние независимо
от нашей воли, на подсознательном уровне,
активно участвуют в общении и влияют
на взаимоотношения людей.
Совершенно особое место среди невербальных
средств коммуникации занимают пространственно-временные
характеристики ситуации общения.
А.А.Леонтьев предлагает классифицировать
неречевые компоненты общения на несколько
типов в зависимости от их роли в процессе
общения:
- «поисковые» компоненты, учитываемые
говорящим и слушателем при ориентировке,
предшествующей общению;
- сигналы, используемые для коррекции
уже установившегося общения;
- регуляторы, разделяемые на сигналы,
исходящие от слушателя и подтверждающие
понимание, и сигналы, идущие от коммуникатора
(говорящего) и «запрашивающие» слушателей
о понимании;
- модуляции общения, то есть реакции говорящего
и слушателей на изменение условий общения.
Рассматривая процесс невербальной
коммуникации, нельзя обойти стороной
вопрос о кодировании и декодировании,
информации в процессе общения. Под кодированием,
в контексте данной работы, следует понимать
процесс осознанного использования человеком
невербальных средств общения для построения
сообщения. Декодирование, в свою очередь,
следует понимать как процесс восприятия
и осмысления человеком невербального
поведения окружающих.
Как известно, невербальное
поведение отличается вариативностью,
индивидуальностью, динамичностью. А.А.
Бодалев в своих трудах выделяет объективные
условия, определяющие возможность адекватного
понимания невербального поведения. Такими
условиями, на его взгляд, являются единство
ситуации общения, языковой среды, совместной
деятельности, и особенности собственно
невербального поведения. Вся гамма возможных
вариантов невербального поведения колеблется
в пределах общего типа, а их смысловая
многозначность определяется нормами,
принятыми в определенной культурной
среде. Многофункциональность невербальных
средств в общении объясняется множеством
значений, которые они могут принимать
в каждой конкретной ситуации общения.
Следовательно, процесс понимания невербальных
средств общения носит вероятностный
характер.
2. Функции невербальных средств
общения.
Невербальное поведение создает образ
партнера по общению, выражает качество
и изменение взаимоотношений партнеров,
формирует эти отношения, является индикатором
актуальных психических состояний личности,
выступает в роли уточнения, изменения
понимания вербального сообщения, усиливает
эмоциональную насыщенность сказанного,
выступает в качестве показателя статусно-ролевых
отношений.
Охарактеризуем подробнее такие невербальные
средства общения, как кинесика, просодика,
такесика, проксемика.
Кинесика – общая моторика различных частей тела, отображающая эмоциональные реакции человека. К кинесике относятся выразительные движения, проявляющиеся в жестах и мимике, в пантомимике (моторика всего тела, включающие в себя позу, походку, осанку и др.), а также визуальном контакте.
Походка – это стиль передвижения человека. Ее составляющими являются: ритм, динамика шага, амплитуда переноса тела при движении, масса тела. По походке человека можно судить о самочувствии человека, его характере, возрасте.
В исследованиях психологов люди узнавали
по походке такие эмоции, как гнев,
страдание, гордость, счастье. Выяснилось,
что «тяжелая» походка
Кроме того, можно утверждать, что люди, которые ходят быстро, размахивая руками, уверены в себе, имеют ясную цель и готовы ее реализовать. Те, кто всегда держит руки в карманах – скорее всего очень критичны и скрытны, как правило, им нравится подавлять других людей. Человек, держащий руки на бедрах стремится достичь своих целей кратчайшим путем за минимальное время. Люди, занятые решением проблем, часто ходят в позе «мыслителя»: голова опущена, руки сцеплены за спиной, походка очень медленная. Для самодовольных, несколько заносчивых людей характерна походка, прославленная Бенито Муссолини. У них высоко поднятый подбородок, руки двигаются, подчеркнуто энергично, ноги – словно деревянные. Вся походка принужденная, с расчетом произвести впечатление. Это простое наблюдение помогало ФБР почти безошибочно определять лидера мафии.
Для создания привлекательного внешнего облика наиболее предпочтительна походка уверенного человека, такое же впечатление создает и правильная осанка – легкая, пружинистая и всегда прямая. Голова при этом должна быть слегка приподнята, а плечи расправлены.
Поза – это положение тела. Человеческое тело способно принять около 1000 устойчивых различных положений. Поза показывает, как данный человек воспринимает свой статус по отношению к статусу других присутствующих лиц. Лица с более высоким статусом принимают более непринужденную позу. В противном случае могут возникать конфликтные ситуации.
Поза, при которой человек
перекрещивает руки и ноги, называется
закрытой. Перекрещенные на груди
руки являются модифицированным вариантом
преграды, которую человек выставляет
между собой и своим
Открытой считается поза, в
которой руки и ноги не
Если человек заинтересован в общении, он будет ориентироваться на собеседника и наклоняться в его сторону, а если не очень заинтересован, наоборот, ориентироваться в сторону и откидываться назад. Человек, желающий заявить о себе, будет держаться прямо, в напряженном состоянии, с развернутыми плечами; человек же, которому не нужно подчеркивать свой статус и положение, будет расслаблен, спокоен, находиться в свободной непринужденной позе.
Лучший способ добиться взаимопонимания с собеседником – это скопировать его позу и жесты.
Жесты – это разнообразные движения руками и головой. Язык жестов – самый древний способ достижения взаимопонимания. В различные исторические эпохи и у разных народов были свои общепринятые способы жестикуляции. В настоящее время даже предпринимаются попытки создать словари жестов.
Интенсивность жестикуляции растет вместе с возрастанием эмоциональной возбужденности человека, а также при желании достичь более полного понимания между партнерами, особенно если оно затруднено.
Конкретный смысл отдельных жестов различен в разных культурах. Однако, во всех культурах есть сходные жесты, среди которых можно выделить:
Приведем несколько примеров:
Прикрывание рта и почесывание носа. Прикрывание рта отражает наличие у собеседника двух противоречивых желаний: высказаться и остаться не услышанным. Если человек в процессе общения притрагивается ко рту или прикрывает его ладонью, это означает, что он по какой-то причине «сдерживает» собственное высказывания. В этом случая менеджер может помочь собеседнику разговориться, задав ему вопрос или обратив внимание на его позу с помощью утверждения: «Я вижу, вы не во всем согласны со мной». Аналогичную информацию о клиенте несет жест прикосновения к носу. Клиент, который почесывает или поглаживает собственный нос, скорее всего в данный момент находится в оппозиции по отношению к высказыванию менеджера.
Прикосновение к уху. Почесывание уха является облегченным вариантом «затыкания» ушей и означает, что человек не хочет слышать того, о чем ему говорит собеседник. Такая реакция возможна, если собеседнику стало скучно вас слушать или он не согласен с одним из ваших утверждений.
Подпирание ладонью подбородка. Человек подпирает голову или подбородок, если ему скучно, неинтересно и он борется со своим желанием заснуть.
Поглаживание подбородка. Этот жест говорит о том, что собеседник находится в стадии размышлений и рассматривает возможные для себя варианты.
Жесты эмоционального дискомфорта. Многочисленные жесты – собирание несуществующих ворсинок, снимание и одевание кольца, почесывание шеи, «приведение в порядок» одежды, верчение ручки или сигареты – указывают на то, что собеседник нуждается в поддержке. В таком состоянии он не готов в полном объеме воспринимать информацию.
Жесты нетерпения. Если человек постукивает пальцами по столу, ерзает на стуле, притоптывает ногами или посматривает на часы, то тем самым он сигналит окружающим о том, что его терпение заканчивается.
Наиболее часто употребляемые движения головы – это утвердительный кивок головой и отрицательное покачивание головой. Исследования, проведенные с слепоглухонемыми от рождения людьми показывают, что они также пользуются этими жестами, и это дает повод считать, что эти жесты являются врожденными.
Выделяют три основных положения головы. Первое – прямая голова. Это положение характерно для человека, нейтрально относящегося к тому, что он слышит. Второе – голова, наклоненная в сторону, что говорит о том, что у человека пробудился интерес (то, что люди, как и животные, наклоняют голову, когда становятся чем-то заинтересованными, первым заметил еще Чарльз Дарвин). И, наконец, третье – когда голова наклонена вниз, значит, отношение человека отрицательное и даже осуждающее. В таком случае следует чем-то заинтересовать собеседника, чтобы заставить его поднять голову.
Информация о работе Характеристика систем невербальных средств общения