Цвет как психологическое и психофизиологическое явление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 20:27, курсовая работа

Краткое описание

нужно выделить Б.А.Базыма, П.В.Яньшина.

Объект исследования: цвет как психологическое и психофизиологическое явление.

Предмет исследования: возрастная динамика восприятия цвета и взаимосвязь цвета с психосоциальными характеристиками личности.

Цель исследования: описать цвет как психофизиологическое явление.

Содержание

Введение...............................................................................................

Глава 1. Механизмы восприятия цвета и их развитие........................

1.1. Цвет как психофизиологическое явление........................................

1.2. Восприятие цвета в процессе индивидуального развития человека........................





Глава 2. Прикладное значение цвета...................................................

2.1. Влияние цвета на центральную нервную систему и вегетативную нервную систему

и его использование в психодиагностике...................................................

2.2. Связь цвета с психосоциальными характеристиками личности........

2.3. Цвет в различных областях, смежных с психологией..............................

Выводы...................................................................................

Заключение...................................................

Библиографический список.........................

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 188.00 Кб (Скачать файл)
 

Курсовая работа. Цвет как психологическое и психофизиологическое явление 

 Лекции и  практикум по психологии -  Разное  по психологии 

 Автор: Administrator    

18.01.2011 10:31  

Оглавление  

Введение...............................................................................................

 Глава 1. Механизмы  восприятия цвета и их развитие........................

1.1. Цвет как  психофизиологическое явление........................................

1.2. Восприятие  цвета в процессе индивидуального  развития человека........................ 
 

 Глава 2. Прикладное  значение цвета...................................................

2.1. Влияние цвета  на центральную нервную систему  и вегетативную нервную систему

 и его использование  в психодиагностике...................................................

2.2. Связь цвета  с психосоциальными характеристиками  личности........

2.3. Цвет в  различных областях, смежных с  психологией..............................

 Выводы...................................................................................

 Заключение...................................................

 Библиографический  список......................... 

Введение 

Актуальность  темы. Зрение является основным источником информации о внешнем мире, и цвет является неотъемлемым свойством всех предметов: мы постоянно испытываем на себе его влияние. Можно сказать, что окружающий нас мир – это комбинация световых пятен разной яркости и цвета.

 Цвет, как  совокупность оттенков, представляет  собой устойчивую семантическую структуру, соотнесенную с эмоционально-личностными особенностями человека. Цвет является самостоятельной системой ориентации в действительности, независимой от предметной. Таким образом, предметы с помощью цвета связаны с нашим душевным и функциональным состоянием. И наиболее интересно то, что эта связь минует на своем пути сознание.

 Действительно,  цвет – мощное средство воздействия  на психику человека. И сила  цвета во многом заключается  в том, что он способен «обойти»  защитные механизмы нашего сознания и действовать на бессознательном уровне. Поэтому в этом своем качестве он становится очень привлекательным средством для психологических манипуляций. Соответственно современный человек должен знать и понимать, как цвет воздействует на его организм и психику, чтобы лучше ориентироваться в окружающем мире.

 У истоков  культуры цвет был равноценен  слову. Цветовой образ является  аналогом высказывания, т.е. допускает  закономерную "проекцию" содержания  в категориальную систему развитых  форм значений, в том числе вербальных. Отсюда, «язык цвета» сопоставим с речью и обладает ее функциями: коммуникативной, номинативной, выразительной и побудительной.

 Далее, одним  из важнейших положений этой  темы является то, что цвет  способен закономерно выражать  эмоциональное (личностно-смысловое) отношение субъекта к чему-то значимому и самому себе. В цвете происходит визуализация эмоционального отношения. Свойство цвета преобразовывать наше душевное состояние и сигнализировать об этом изменении имеет оборотную сторону. Если мы обозначаем кого-то (или себя) с помощью цвета, мы сообщаем этим, какое душевное состояние вызывает у нас этот объект.

 Цвет используется  в профессиональной деятельности  художниками, дизайнерами, полиграфистами, светотехниками, химиками, колориметристами, геологами, работниками кино и телевидения, фотографами, модельерами, медиками и конечно, психологами. Это не просто интересная проблема, но и одно из условий решения конкретных практических задач. Исходя из этого, каждый специалист применяет цвет в его определенной функции. Для одной группы людей важны эстетические функции цвета, его способность гармонизировать окружающую действительность. Для другой группы основополагающей является информационная сущность цвета, те значения, которые заложены в нем человечеством. Третьи, например, психологи, применяют цвет как средство психодиагностики и терапии. Причем в данном случае лечение будет без побочных эффектов.

 На этом  возможности применения цвета  не заканчиваются, однако, несмотря  на это, существует множество аспектов, которые на сегодняшний день недостаточно изучены, хотя обладают огромным потенциалом.

 При написании  этой работы мы опирались на  труды различных ученых. Физиологией  восприятия цвета занимались, например, С.В.Кравков, Ч.А.Измайлов, Е.Н.Соколов, А.М. Черноризов. Еще в работах И.В. Гете была раскрыта связь цвета и эмоций, в дальнейшем фундаментальный вклад в этой области был сделан М.Люшером. Также последний ученый одним из первых начал разрабатывать цветовую психодиагностику. При описании возрастного развития восприятия цвета мы использовали работы В.С.Мухиной. Широкий спектр вопросов, связанных с применением цвета в искусстве и рекламе представлен Л.Н.Мироновой, Е.С.Пономаревой. Кроме того, из современных исследователей в психологии цвета нужно выделить Б.А.Базыма, П.В.Яньшина.

Объект исследования: цвет как психологическое и психофизиологическое явление.

Предмет исследования: возрастная динамика восприятия цвета  и взаимосвязь цвета с психосоциальными характеристиками личности.

Цель исследования: описать цвет как психофизиологическое явление.

Задачи исследования:

Выявить психофизиологические механизмы восприятия цвета.

Определить возрастную динамику восприятия цвета.

Раскрыть многоуровневые связи цвета с эмоциями, характером, мышлением, возрастом, состоянием здоровья.

Показать каким  образом цвет находит применение в психодиагностике, психотерапии, искусстве (дизайн интерьера, живопись), рекламе. 

Теоретическая значимость. Работа важна для понимания  закономерностей цветового восприятия и его развития в онтогенезе, определения взаимосвязей между цветом и эмоциями, характером, мышлением.

Практическая  значимость. Проведенный анализ литературы позволяет продуктивно использовать цвет в психодиагностике и психотерапии. Также работа дает возможность целенаправленно организовывать с помощью цвета различные помещения, живопись, а также повышать эффективность рекламы.

 Работа состоит  из: введения, двух глав, выводов,  заключения и библиографии. Во  введении дана общая характеристика  работы. В первой главе рассматривается, с одной стороны, развитие представлений о цвете в антропогенезе и современное состояние этого вопроса, а с другой стороны, развитие восприятия цвета в онтогенезе. Во второй главе освещены прикладные аспекты. 

Глава 1. Механизмы  восприятия цвета и их развитие 

1.1. Цвет как  психофизиологическое явление  

 Проблемы  в психологии цвета. Представленная  нами тема изучалась еще с  античных времен, и из тех мыслителей, которые стояли у истоков науки  о цвете, а также развивали  затем эти идеи, нужно выделить И.В.Гете, В.Кандинского, Гегеля, А.Ф.Лосева, И.Ньютона, М.Люшера и др. Многие из тех проблем, с которыми они в свое время столкнулись, до сих пор актуальны, а многочисленные вопросы требуют ответа. Если их обобщить, то можно сказать, что они касаются в первую очередь субъективности восприятия цвета [19], сложностей в измерении цвета, а также множественности объективных и субъективных факторов, влияющих на восприятие и психосемантику цвета.

 Также существует  проблема, связанная с тем, что  ответ на вопрос о природе цвета, полученный в психофизиологических исследованиях, оказывается в радикальном противоречии с житейским опытом человека. Остановимся на ней подробнее. Представления о свете и цвете формируются на основе многолетнего зрительного опыта. Мы определяем цвет как свойство, как физическую характеристику внешнего объекта, аналогичную весу, плотности (мы говорим: «Яблоко – красное»). Свет также видится как характеристика источника излучения. Причина этого – «объектность» нашего восприятия, суть которого заключается в том, что субъективные (психические, феноменальные) образы нашего восприятия представлены сознанию как объекты среды, они отождествляются с предметами внешнего мира. Для обыденного опыта цвет и свет не порождаются зрением, а только передаются с помощью зрения. Далее, существует терминологическое смешение между физикой и психофизиологией с применением терминов «свет» и «цвет». С точки зрения физики, свет – это электромагнитное излучение в диапазоне от 400 до 700 нм, т.е. видимая часть спектра, а также некоторые другие участки спектра, невидимые глазом. Термин «цвет» в физике обычно используется для обозначения монохроматического или узкополосного излучения. Например, выражение: «Призма разлагает белый свет на цветные лучи» является очень распространенным в физической литературе [14]. Таким образом, физика рассматривает свойства электромагнитного излучения.

 Нужно отметить, на протяжении этой работы  мы будем использовать не только  сведения, полученные психологией,  но и информацию из физиологии  цветового зрения, эстетики, оптики, физики. Это связано с тем, что цвет – это сложное и неоднозначное явление, и на его восприятие влияет множество объективных и субъективных факторов. Таким образом, каждая из этих дисциплин дает свое видение цвета, а это, в свою очередь, дает нам полную картину изучаемого явления.

 Обратимся  теперь к истории развития  представлений о цвете. 

Развитие теорий цветового зрения. Как уже отмечалось, фундаментальный вклад в изучение этого явления был сделан античными  философами. Платон, Евклид, Птолмей, Декарт говорили о двойственной сущности света [14]. В природе существуют два типа излучений: сильное и слабое, которые имеют соответственно два источника: естественный (солнце) и искусственный (факел). Живые существа содержат в себе слабое отраженное излучение, которое выходит из глаз, а механизм видения состоит в соединении двух однотипных излучений, исходящих от предмета и из глаза. Это соединение и преобразует излучение в психологический феномен видения. На основе этой оригинальной теории Евклид и Птолмей положили начало геометрической оптике, сохранившей свое значение и для нас.

 Затем, эти  представления были развиты М.В.Ломоносовым,  который также ввел замечание  о том, что цвет как явление  порождается смешением трех типов  излучений, представляющих собой легкие, средние и тяжелые частицы. В зависимости от того, каких частиц содержится больше в данном излучении, таким будет и цветовое ощущение при попадании этого ощущения в глаз.

 В 1704 г.  выходит знаменитый труд Исаака  Ньютона «Оптика», в котором впервые был описан экспериментальный метод исследования цветового зрения. Он называется методом аддитивного смешения цветов. Ньютон первый экспериментально доказал, что цвет – это свойство нашего восприятия, и природа его в устройстве органов чувств, способных интерпретировать определенным образом воздействие электромагнитных излучений. Его ошибка в том, что он предположил резонансный механизм генерации цвета, т.е., он считал, что определенное сочетание вибраций различных волокон вызывает в мозге определенное ощущение цвета. Однако, более важно то, что Ньютон выделил взаимодействие физиологического и психологического уровней в природе цвета.

 В самом  начале XIX века Томас Юнг выявил, что в общем случае достаточно  иметь всего три составляющие из спектра, чтобы получить с их помощью все остальные цвета. Его идеи были продолжены Германом фон Гельмгольцем. Но он утверждал, что важнейшая характеристика, которой должны обладать эти элементы – это широкополосная чувствительность к различным излучениям. Гельмгольц предположил, что, перебирая разные тройки составляющих по определенным принципам, можно найти ту единственную, которая и будет раскрывать специфику этих элементов, т.е. определить максимум чувствительности каждого из этих элементов. При этом ряд феноменов цветового зрения оставался без объяснения. Один из них касался «чистого» цвета, т.е. такого, в котором наблюдатель не может обнаружить его составленности из других цветов. Теория Юнга-Гельмгольца объясняла это тем, что при некотором излучении максимально возбуждается один из фоторецепторов, и минимально – два других.

 По-другому  этот вопрос решал Эвальд Геринг. Он обратил внимание, что чистые  цвета группируются в пары  таким образом, что один элемент  пары никогда не обнаруживается  в цвете одновременно с другим. Красный в этом смысле противостоит зеленому, желтый – синему, и белый – черному. Он назвал такие пары оппонентными. В настоящее время можно по достоинству оценить тот вклад, который гипотеза Геринга внесла в науку о цвете, т.к. его понятие оппонентности оказалось фундаментальным для всех последующих работ по цветовому зрению.

Информация о работе Цвет как психологическое и психофизиологическое явление