Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 11:13, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология".

Вложенные файлы: 1 файл

тишкевич3.doc

— 328.00 Кб (Скачать файл)
  1. Общая характеристика психического развития в подростковом возрасте.

 

Подростковый  возраст охватывает период от 10-11 лет  до 13-14 лет и является одним из самых сложных и ответственных  в жизни ребенка и его родителей. Этот возраст считается кризисным, поскольку происходят резкие качественные изменения, затрагивающие все стороны развития и жизни. Кризис подросткового возраста связан с изменением социальной ситуации развития и ведущей деятельности. 
 
Социальная ситуация развития - это особое положение ребенка в системе принятых в данном обществе отношений. В подростковом возрасте она представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Подросток занимает промежуточное положение между детством и взрослостью. 
 
Ведущая деятельность - эта та деятельность, которая определяет возникновение основных изменений в психическом развитии ребенка на каждом отдельном этапе. Если у младших школьников такой деятельностью является учебная, то в подростковом возрасте она сменяется на интимно-личностное общение. Именно в процессе общения со сверстниками происходит становление нового уровня самосознания ребенка, формируются навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и в тоже время отстаивать свои права. Кроме того, общение является для подростков очень важным информационным каналом. 
 
В результате такой резкой смены интересов в подростковом возрасте часто страдает учебная деятельность, снижается школьная мотивация. Пытаясь вернуть прежние школьные успехи, родители стараются ограничить детей в общении со сверстниками. Однако важно помнить, что именно общение со сверстниками является наиболее важной для подростков деятельностью и оно необходимо для полноценного психического развития ребенка. 
 
Многие особенности поведения подростка связаны не только с психологическими изменениями, но и с изменениями, происходящими в организме ребенка. Половое созревание и неравномерное физиологическое развитие подростка обуславливают многие его поведенческие реакции в этот период. Подростковый возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения (от экзальтации до депрессии). Поведение подростков зачастую бывает непредсказуемым, за короткий период они могут продемонстрировать абсолютно противоположные реакции:

  • целеустремленность и настойчивость сочетаются с импульсивностью;
  • неуемная жажда деятельности может смениться апатией, отсутствием стремлений и желаний что-либо делать;
  • повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяются ранимостью и неуверенностью в себе;
  • развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью;
  • романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью;
  • нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости;
  • потребность в общении сменяется желанием уединиться.

 
Наиболее бурные аффективные реакции возникают при попытке кого-либо из окружающих ущемить самолюбие подростка. Пик эмоциональной неустойчивости приходится у мальчиков на возраст 11-13 лет, у девочек - на 13-15 лет.  
 
 
В подростковый период возникает ряд важнейших личностных задач. Основные линии развития подростков связаны с прохождением личностных кризисов: кризиса идентичности и кризиса, связанного с отделением от семьи и приобретением самостоятельности. 
 
Кризис идентичности.

Кризис, связанный с отделением от семьи и приобретением самостоятельности.

,для подросткового возраста характерны следующие особенности:

  • половое созревание и неравномерное физиологическое развитие, обуславливающие эмоциональную неустойчивость и резкие колебания настроения;
  • изменение социальной ситуации развития: переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости;
  • смена ведущей деятельности: учебную деятельность вытесняет интимно-личностное общение со сверстниками;
  • открытие и утверждение своего «Я», поиск собственного места в системе человеческих взаимоотношений;
  • познание себя через противопоставление миру взрослых и через чувство принадлежности к миру сверстников. Это помогает подростку найти собственные ценности и нормы, сформировать свое представление об окружающем его мире;
  • появление «чувства взрослости», желание подростка признания своей «взрослости». В этом возрасте подростки стремятся освободиться от эмоциональной зависимости от родителей.

 

 

2 Подходы к изучению подростков: биологический, когнитивный, психосексуальный, социальный, эклектический.

Подходы к изучению подростков.

Сначала следует внимательно рассмотреть  различные подходы к изучению подростков. Первый — это биологический подход, когда предметом изучения является происходящий в этом возрасте процесс полового созревания и физического роста (включая созревание и начало функционирования женских и мужских половых органов, развитие вторичных половых признаков, а также сопровождающие пубертатный период тенденции к изменению роста и веса). В связи с этим возникают вопросы, связанные со здоровьем (правильное питание, поддержание оптимального веса, физическая привлекательность) и эмоциональными реакциями подростков на изменения, происходящие в организме.

Второй подход — когнитивный — имеет два главных аспекта исследований:

1) качественная модификация мышления  подростков

2) количественные перемены, происходящие  в сфере интеллектуальной обработки  информации.

Особенно важно выявить, как  изменения в мышлении влияют на личность подростка и его поведение. Многие темы (определение коэффициента умственного развития, тесты на проверку способности к обучению, возможностей памяти, мышления, умения решать поставленные задачи и принимать решения) рассматриваются в связи с проблемами образования и обучения подростков.

Третий подход к изучению подростков — психосексуальный, исследующий развитие эмоциональной и личностной сфер, включая становление самосознания, самоуважения, принятия своего пола и индивидуальности.

Предметом изучения являются также  вопросы психического здоровья, эмоциональные переживания и последствия стресса. В сферу внимания попадают и сексуальные пристрастия, сексуальное поведение и половое воспитание подростка.

Четвертый подход к изучению подростков — социальный. Он весьма многогранен и включает в себя проработку проблем социального развития, взаимоотношений подростков друг с другом и с окружающими, вопросы формирования моральных устоев, характера, ценностей, убеждений, верований доведения. При этом принимается во внимание подростковый социум, его культура и субкультура. Взаимоотношения с родителями рассматриваются в тесной связи с влиянием на развитие подростков типа семьи. Ведь дети из заведенных, смешанных семей или из семей, где родители не занимаются своими отпрысками, сталкиваются с трудностями, присущими именно этому типу семьи. Эти проблемы подробно анализируются. Особое внимание уделяется тому, как современное общество и существующие в нем силы влияют на жизнь подростка. Существуют значительные отличия между детьми 16 разных этнических, расовых и культурных групп. Мы обращаем ваше вникание на некоторые из этих отличий и делаем сравнительный анализ. И, наконец, весьма значимыми для общества являются такие психосоциальные проблемы, как преступность несовершеннолетних, побеги из дома, самоубийства и злоупотребление наркотическими веществами.

Особый акцент делают на эклектическом подходе к изучению подростков, который является по сути дела междисциплинарным, берущим какой-либо один аспект подросткового развития, но рассматривающий их все вместе. Действительно, отдельно взятый подход не может быть достаточным и исчерпывающим. По существу, важен вклад и биологов, и психологов, и педагогов, и социологов, и антропологов, и медицинских работников. Если мы хотим получить полную картину происходящего с подростком, мы должны изучать его со всех сторон.

 

  1. Ведущий вид деятельности и психологические новообразования подросткового возраста.

 

сам по себе подростковый период довольно неоднороден по своему психологическомусодержанию и значению для подростка. Вряд ли кто станет утверждать, что ученики 6-го и 8-го классов очень похожи друг на друга по своему психологическому облику. В то же время оба они -подростки. Поэтому внутри подросткового возраста принято выделять младший подростковый (10-13 лет), или 5-6 классы, и старший подростковый возраст (13-15 лет), или 7-8 классы. Наряду с ними выделяют и раннюю юность, имея в виду учеников 9-10 классов (15-17 лет). 
 
Ранее уже отмечалось, что психологические новообразования младшего возраста изменяют возможности ребенка, а, следовательно, и сферу его интересов и мотивов поведения. Действительно, одним из основных психологических приобретений предыдущего возраста стала произвольность всех психических процессов, лежащая в основе самостоятельного поведения ребенка. Именно способность к самостоятельному поведению приводит к разрушению старых интересов имотивов подростка, формированию новых моментов в его потребностно-мотиваци-онной сфере и поиску новых форм поведения. 
 
Первым таким моментом в этой сфере младшего подростка является появленшпотребности выйти за рамки школы, приобщиться к жизни и деятельности взрослых. Однако реализация этой идеи возможна, если подросток будет соответствовать не только требованиям окружающих его людей (что явилось приобретением предшествующего возрастного этапа развития), но, прежде всего, собственным требованиям и самооценке.

Это - второй новый момент в мотивационной  сфере. 
 
Третий момент состоит в появлении потребности найти и защитить свое место в окружающей его социальной среде. Таким образом, мы видим, чтопсихологические новообразования, приобретенные в младшем школьном возрасте, открывают перед ребенком новые возможности и связаны они, прежде всего, с изменениями в сфере потребностей и мотивов поведения. 
 
Становится очевидным, что новые потребности, изменяя социальную ситуацию развития, обусловливают появление новой ведущей деятельности,которая могла бы помочь подростку в разрешении противоречий между его новыми, расширившимися возможностями и прежними отношениями с окружающими его людьми. Очевидно, что новые потребности не могут быть удовлетворены в рамках прежней ведущей деятельности - учебной. 
 
Само содержание названных выше потребностей указывает и на содержание нового вида деятельности для их реализации. Это - общение. 
 
Общение позволяет подростку выйти за рамки школы и там искать себя. Именно общение помогает ему постоянно сравнивать себя со сверстниками и вырабатывать самооценку. Вне общения и без него невозможно найти свое место в кругу сверстников и взрослых. В общении и посредством его усваиваются нормы социального поведения, нормы морали, устанавливаются отношения равенства и уважения друг к другу.

И если подросток не находит в  школе удовлетворяющего его общения, он психологически «покидает» ее, и настоящая его жизнь, его интересы оказываются за ее стенами. В центре психологической жизни подростка оказывается общение, а учебная деятельность отступает на второй план. 
 
Таким образом, становится понятной смена типов ведущей деятельности в отрочестве. Если в младшем школьном возрасте это учебная деятельность,то в подростковом - общение. Что же может и должно стать продуктом ведущей деятельности в психическом облике подростка? 
 
К центральному психологическому новообразованию этого возраста относят самосознание личности, становление которого возможно только посредством и благодаря общению. 
 
Проследим этапы становления этого новообразования, имея в виду анализ основных сфер развития подростка - полового, познавательного и социального. Важно установить вклад каждой из них в конечный результат психического развития в этом возрасте. 
 
Но прежде чем перейти к этому анализу, дадим краткую психологическую и поведенческую характеристику подростка.

4 . Основные сферы психического развития подростков: половое, познавательное, социальное развитие.

5 .  Акселерация. Состояние здоровья подростков.

Акселерация подростков

В настоящее время ростовая акселерация  сопровождается улучшением общего уровня физического развития молодежи. У  людей в возрасте 20-25 лет выявлен  наибольший рост. Более того, сегодня  значительно увеличился объем грудной клетки: на 8-9 см – у мужчин и на 7-8 см у женщин, диаметр черепа увеличился на 1,5 см.

Данные осмотров указывает, что  рост подростков в экономически развитых странах в истекшие 10 лет стал больше в среднем на 10 см, а по некоторым данным эти тенденции еще более выражены – 13-14 см.18

До 7-8 лет почти нет разницы  между физическим развитием девочек  и мальчиков. В среднем в год  повышение их роста в этот период 5-6 см. Затем, в период полового созревания начинают появляться значительные различия в темпах роста и развития различного пола. К 9-10 годам у девочек рост замедляется до 4 см в год, а вес прибывает только до 3 кг в год, а затем резко совершается скачок: рост со скоростью 8-10 см и прибывает в весе до 9 кг в год. На этом периоде девочки превращаются в девушек, становятся выше мальков и до 15 лет опережают их в физическом развитии.

В общем, в результате акселерации  средний вес, к примеру, подростков 14 лет увеличивается с 38 до 46 кг. Значительно  возрастают физическая сила рук, вентиляция легких и др. показатели. В нынешнее 10-летие подросток 16 лет опережает подростка начала XX века почти на 2 года.19

«Скачок роста связан с наступлением полового созревания. За год длина  тела увеличивается на 7-8 и даже на 10 см. Причем с 11-12 лет девочки несколько опережают в росте мальчиков в связи с более ранним началом полового созревания. В 13-14 лет девочки и мальчики растут почти одинаково, а с 14-15 лет мальчики и юноши обоняют в росте девушек, и это превышение в росте у мужчин над женщинами сохраняется в течении всей жизни.»20

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"