Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 23:17, шпаргалка
1. Психология в структуре современных наук
Разнообразие проявлений человека как природного и социального феномена привело к возникновению значительного количества наук, изучающих человека.
1Взаимосвязь психологии и философии.
Вопросы психологии длительное время изучались в рамках философии, и лишь в середине XIX в. психология стала самостоятельной наукой, отделившись от философии. Однако, став самостоятельной наукой, психология сохранила тесную связь с философией. И сегодня существуют научные проблемы, которые рассматриваются с позиции как психологии, так и философии. К ним относятся такие проблемы, как понятие личностного смысла и цели жизни, мировоззрение, политические взгляды, моральные ценности и др.
1. Психология в структуре современных наук
Разнообразие проявлений человека как природного и социального феномена привело к возникновению значительного количества наук, изучающих человека.
1Взаимосвязь психологии и философии.
Вопросы психологии длительное время изучались в рамках философии, и лишь в середине XIX в. психология стала самостоятельной наукой, отделившись от философии. Однако, став самостоятельной наукой, психология сохранила тесную связь с философией. И сегодня существуют научные проблемы, которые рассматриваются с позиции как психологии, так и философии. К ним относятся такие проблемы, как понятие личностного смысла и цели жизни, мировоззрение, политические взгляды, моральные ценности и др.
Другой наукой, которая находит очень много общих с психологией интересов в разработке проблем, связанных с обществом и личностью, является социология. Социология заимствует из психологии методы изучения личности и человеческих отношений.
Ещё одной общественной наукой, тесно связанной с психологией, является педагогика. Воспитание и обучение детей не может не учитывать психологические особенности личности.
Таким образом, исходя из вышеизложенного материала, можно говорить о том, что психология тесно связана с общественными науками.
Это утверждение справедливо и для истории. Одним из таких примеров является теория культурно-исторического развития высших психических функций человека, разработанная Л. С. Выготским.
Главной особенностью психологии является то, что она связана не только с общественными науками, но и с техническими и биологическими.
Связь психологии и технических наук обусловлена тем, что человек является непосредственным участником всех технологических и производственных процессов. Человек был и остается основным участником этого процесса.
Не менее тесно связана психология с медицинскими и биологическими науками. Большинство психических явлений, и прежде всего психических процессов, имеет физиологическую обусловленность, поэтому знания, полученные физиологами и биологами, используются в психологии для того, чтобы лучше понять те или иные психические явления
Современная психология тесно связана с различными областями науки и практики. Мы с полным основанием можем утверждать, что везде, где задействован человек, есть место психологической науке. Поэтому не случайно психология с каждым годом приобретает все большую популярность и распространение. В свою очередь, бурное развитие психологии, ее внедрение во все сферы практической и научной деятельности привело к возникновению разнообразных отраслей психологии
Структура современной психологии
Современная психология — интенсивно развивающаяся область человеческого знания, тесно взаимодействующая с другими науками. Поэтому, как и любое развивающееся явление, психология постоянно изменяется: появляются новые направления поиска, проблемы, реализуются новые проекты, что часто приводит к возникновению новых отраслей психологии. Общим для всех отраслей психологии является сохранение предмета: все они изучают факты, закономерности и механизмы психики (в тех или иных условиях, в той или иной деятельности, на том или ином уровне развития и т.д.).
В структуре
современной психологии можно
выделить следующие области
Возрастная психология изучает закономерности психического развития человека, становление различных психических процессов и психических свойств личности. В возрастной психологии могут быть выделены такие разделы, как детская психология, психология подростка, психология юности, психология взрослого человека, психология старости
Социальная психология изучает психические проявления различных социальных общностей: групп, коллективов (их настроения, общественного мнения, подражания и т. д.), характер взаимоотношений людей в группах, и коллективах, положение личности в них, проблемы лидерства и подчинения.
Инженерная психология — один из разделов психологии труда, выделившийся в самостоятельную психологическую дисциплину. Инженерная психология исследует вопрос о взаимодействии человека с машиной, причем главным образом в условиях высокой степени механизации и автоматизации производства, в различных автоматизированных системах управления
Таким образом,
для современной психологии
Вопрос 2 Этапы развития психологии..
В истории психологии можно условно выделить четыре этапа.
1-ый этап. Психология выступает как наука о душе.
Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет тому назад. Появление психологии в Древней Греции на рубеже VII-VI вв. до н.э.
было связано с необходимостью становления объективной науки о человеке,
рассматривавшей душу не на основе сказок, мифов, легенд, с использованием
тех объективных знаний (математических, медицинских, философских), которые
возникли в тот период. В то время психология входила в науку, изучавшую
общие закономерности общества, природы и человека. Эта наука получила
название натурфилософии (философии), в течение долгого периода времени,
почти 20 веков, психология оставалась частью философии.
2-ой этап. Психология - наука о сознании.
Возникает в XVII в. в связи с развитием естественных наук. Способность думать чувствовать назвали сознанием. Основным методом исследования стало наблюдение человека за самим собой и описание факторов (интроспекция). В психологии сознания метод интроспекции был признан не только главным, но и единственным. Основоположником новой экспериментальной психологической науки явился немецкий ученый Вильгельм Вундт.
Вильгельм Вундт в 1879 году открыл первую в мире психологическую лабораторию, в которой проходили исследования феноменов сознания методом интроспекции. Этот год считается годом рождения психологии как науки
3-й этап. Психология
- наука о поведении.
Этот этап начинается в начале ХХ века, когда американский психолог Джон Уотсон указал на несостоятельность концепции сознания и заявил, что психология должна оказаться от изучения сознания и должна сосредоточить свое внимание только на том, что доступно наблюдению, т. е. на поведении человека. В рамках этой концепции психологи должны изучать только поступки и реакции человека и животных, не пытаясь проникнуть в механизмы психической деятельности. Такое направление психологии получило название бихевиоризма. Основным методом бихевиоризма является создание экспериментальных ситуаций, фиксация реакций на воздействие и наблюдение. С точки зрения бихевиористов, психика – это абстракция, которую невозможно изучать научными методами
4-ый этап. Психология как наука, изучающая объективные закономерности возникновения, становления и функционирования психики. Данный этап начался с первой трети ХХ века, и опирается на достижения биохимии, физиологии и медицины. Представителем этого направления можно считать И. П. Павлова, который открыл ряд закономерностей психической деятельности. С его именем связаны экспериментальные попытки понять механизмы работы мозга. Он открыл и изучил условные рефлексы, которые являются материальной основой памяти и ассоциаций.
3. Методологические основы психологии
Методология – это учение о методе, который рассматривается в узком и широком смысле. В широком смысле слова метод рассматривается как путь познания, опирающийся на некоторую совокупность ранее полученных знаний (например, «диалектический метод»). В узком смысле слова метод — способ научного познания или практической деятельности Таким образом, методология — это учение о методах и принципах познания. А также методология – это особая форма самосознания науки, включающая в себя анализ предпосылок и оснований научного познания, Так как метод связан с предварительными знаниями, методология делится на две части: учение об исходных основах (принципах) познания и учение о способах и приемах исследования, опирающихся на эти основы.
Наука – это область человеческой деятельности, основная функция которой — получение знаний о мире и их систематизация. Методология, безусловно, является одним из видов научного знания, но в ней разрабатываются лишь проблемы, связанные с принципами и методами получения и применения знаний.
Философия - научное знание о наиболее общих законах природы общества и человеческого познания. Определенная часть философских знаний входит в структуру методологического знания.
Науковедение - отрасль исследований, изучающая закономерности функционирования и развития науки, взаимодействие науки с другими социальными институтами и сферами жизни общества. В науковедении применяются методы истории, социологии, экономики, а некоторые науковедческие проблемы разрабатываются с помощью методов психологии.
Мировоззрение - система «взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции»
Э.Г. Юдин (1978) выделяет два вида методологического знания — дескриптивную и нормативную методологию.
Дескриптивная методология – охватывает исследования, имеющие характер ретроспективного анализа уже осуществленных процессов научного познания. Методологический анализ ранее пройденных этапов развития науки выполняет целый ряд функций для развития научного познания. Это:
1. Катализация, стимулирование
процесса научного познания. Эта
функция методологического
2. Организация и
3. Выработка стратегии
развития науки, оценка перспективности
того или иного научного
Нормативная методология играет в науке роль предписаний и норм, направленных на решение ряда организационных проблем научно-исследовательской деятельности. По Э. Г. Юдину, она выполняет три основных функции: обеспечивает правильность постановки проблемы (по форме и по содержанию), дает средства для решения уже поставленных задач и улучшает организационную сторону исследований.Структура методологического знания
Выделяют следующие структурные уровни методологического знания:
1) уровень философской методологии;
2) уровень общенаучных принципов и форм исследования;
3) уровень конкретно-научной методологии;
4) уровень методики и техники исследования.
Уровень философской методологии представляет собой философские знания, полученные при помощи методов философии и разрабатываемые обычно профессиональными философами. Философская методология, становясь неотъемлемой частью мировоззрения психолога, определяет постановку им исследовательских и практических задач, задает наиболее существенные мировоззренческие предпосылки для видения той реальности, с которой имеет дело ученый или практик, поэтому данный уровень в структуре методологического знания было бы правомерно назвать также философско-мировоззренческим.
Уровень общенаучных
общенаучных принципов и форм исследования.
К нему относятся содержательные научные
концепции и некоторые современные общенаучно-
методологические подходы, а также методологические
или логико-методологические концепции
— структурализм, получивший широкое
распространение в антропологии, этнографии
и отчасти в психологии и психотерапии,
системный анализ, логический анализ
Уровень конкретно-научной
методологии применяется к конкретной
науке и специфическим для нее познавательным
задачам. Методологических исследований
философские и общенаучные принципы конкретизируются
и преобразуются применительно к данной
науке и той реальности, которую она изучает.