Этапы развития и становления социальной психологии в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 08:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – рассмотреть этапы развития и становления социальной психологии в России.
Исходя из поставленной выше цели, следует выделить следующие задачи курсовой работы:
Рассмотреть социальную психологию как науку (определение социальной психологии, ее задачи, предмет изучения)
Изучить этапы становления и развития социальной психологии в России за все время существования данной науки
Рассмотреть современное состояние социальной психологии в России

Содержание

Введение2 стр.
Глава 1. Предмет и задачи социальной психологии4 стр.
Глава 2. Этапы развития социальной психологии в России8 стр.
2.1 Первый период (60-е годы ХIХв – начало ХХ века)10 стр.
2.2 Второй период (20-е гг. – первая половина 30-х годов ХХ века)14 стр.
2.3 Третий период (вторая половина 30-х – вторая половина 50-х годов)17 стр.
2.4 Четвертый период (вторая половина 50-х – первая половина 70-х гг. ХХ века)20 стр.
Глава 3. Социальная психология в современной России22 стр.
Заключение30 стр.
Список используемой литературы32 стр.

Вложенные файлы: 1 файл

соц псих курсовая.docx

— 76.57 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение2 стр.

Глава 1. Предмет и задачи социальной психологии4 стр.

Глава 2. Этапы развития социальной психологии в России8 стр.

   2.1 Первый период (60-е годы ХIХв – начало ХХ века)10 стр.

   2.2 Второй период (20-е гг. – первая половина 30-х годов ХХ века)14 стр.

  2.3 Третий период (вторая половина 30-х – вторая половина 50-х годов)17 стр.

 2.4 Четвертый период (вторая половина 50-х – первая половина 70-х гг. ХХ   века)20 стр.

Глава 3. Социальная психология в современной России22 стр.

Заключение30 стр.

Список используемой литературы32 стр.

 

 

 

 

 

Введение

 

Одно из возможных определений  предмета социальной психологии может  быть сформулировано следующим образом: социальная психология - наука, изучающая, как люди думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как они относятся друг к другу.

При этом важно различать  предмет социальной психологии, с  одной стороны, и предмет социологии и психологии личности:

Социология и социальная психология действительно имеют  общие интересы, изучая, как ведут  себя люди в группах. Однако каждая наука делает свой акцент в изучении поведения людей в группах. Социология изучает группы (от малых до очень больших - обществ). Социальная психология изучает - индивидов, людей, составляющих эти группы - что думает человек о других, как они на него влияют, как он относится к ним. Сюда входит и изучение влияния группы на отдельных людей, а индивида - на группу. Например, рассматривая супружеские отношения, социолог центром своего внимания сделал бы тенденции браков, разводов и т.п., а социальный психолог, в первую очередь, стал бы исследовать то, почему определенные люди привлекают друг друга.

Сходство социальной психологии и психологии личности состоит в  том, что обе эти отрасли психологической  науки изучают индивида. Однако, психологи, занимающиеся изучением  личности, фокусируют внимание на индивидуальных внутренних механизмах и на различиях  между индивидами, задавая вопрос, например, почему одни люди более агрессивны, чем другие. Социальные психологи  концентрируются на том, как в целом люди оценивают друг друга, как социальные ситуации могут заставить большинство людей поступать гуманно или жестоко, быть конформными или независимыми и т.д.

Объект курсовой работы – социальная психология

Предмет – этапы становления социальной психологии в России

Цель курсовой работы – рассмотреть этапы развития и становления социальной психологии в России.

Исходя из поставленной выше цели, следует выделить следующие задачи курсовой работы:

    • Рассмотреть социальную психологию как науку (определение социальной психологии, ее задачи, предмет изучения)
    • Изучить этапы становления и развития социальной психологии в России за все время существования данной науки
    • Рассмотреть современное состояние социальной психологии в России

Актуальность: За время своей жизни человек постоянно находится в обществе. Это может быть его семья, школьный класс, студенческая группа, коллектив на работе, окружающие его в общественном транспорте люди и т.д. В связи с этим, такая наука как социальная психология, становится очень популярной в наши дни: она помогает изучить методы и принципы взаимодействия людей друг с другом. Но социальная психология не всегда была такой, какой мы изучаем ее сейчас. Она прошла долгий путь становления и развития, который будет рассмотрен в данной курсовой работе.

 

Глава 1. Предмет и задачи социальной психологии

Социальная психология - это научное исследование того, о  чем люди думают, как они влияют друг на друга и как относятся  друг к другу. Социальная психология - дочерняя отрасль социологии и  психологии, которая стремится быть более индивидуальной по своему содержанию и более экспериментальной в  своих методах, чем другие области  социологии. По сравнению с психологией  личности социальная психология менее  сосредоточена на различиях между  индивидами и более - на том, как люди в общем оценивают друг друга и влияют друг на друга. Социальная психология - экзогенная наука; она выявляет как социальные условия влияют на поведение.

Социальную психологию обычно рассматривают как отрасль психологической науки. Вспомним, что изучается в общей психологии и как ее предмет соотносится с предметами ее дочерних направлений, в том числе с социальной психологией.

Общая психология представляет собой теоретическую и экспериментальную области исследований, направленных на выявление наиболее общих психологических закономерностей, теоретических принципов и методов психологии, ее основных понятий и категориального строя. Обнаружить и описать общие принципы, категории, понятия и методы психологической науки можно, лишь абстрагируясь от конкретных исследований, осуществляемых в специальных ее отраслях. Общая психология характеризует такие понятия, как психические процессы, состояния и свойства. К психическим процессам относят познавательные (ощущения, восприятие, память, воображение, мышление), волевые (стремления, желания, принятие решений) и эмоциональные (эмоции, чувства). К психическим состояниям принадлежат проявления психических процессов в их относительном постоянстве (например, сомнение). Понятие «психическое свойство» связано с устойчивостью, повторяемостью и закреплением в структуре личности исследуемого явления. Общая психология — это фундаментальная основа всех отраслей психологической науки.1

При обращении к любой проблеме исследователь сталкивается с индивидуальными вариациями психического качества. Сначала эти вариации рассматривались как источник ошибок для обобщения. Затем из самого источника ошибок возникла проблема, которая впоследствии была положена в основу современной дифференциальной психологии, где изучаются психологические различия между индивидами и группами людей. Поскольку в общей психологии исследователи обращались к общим закономерностям психической жизни, к законам, которым подчиняются все психические процессы, в поисках общего и совпадающего, они не могли учитывать бесконечное разнообразие в проявлении психических начал у разных людей, народов, сословий, полов, типов и т. д. О смысле и значении такого подхода в психологии писал российский психолог Г. Г. Шпет (1879-1937): «Понятие типичного... собирается, составляется из признаков, черт; это не совокупность сходств, так как различия тоже могут быть типическими. Общая психология не может справиться; нужна особая описательная психология с особыми методами типических, структурных и прочих построений. Как бы индивидуально ни были люди различны, есть типическое, общее в их переживаниях как "откликах" на происходящее перед их глазами, умами и сердцами. Такие отклики, "душевное эхо", существуют не только на природные, социальные и исторические раздражения, но выражают душевные отношения к понятиям и идеям, которые представляются индивидам и группам как объективное, от них не зависящее... Это объект социальной психологии» (Шпет Г. Г., 1996. С. 90-94).

Следовательно, некоторые психические качества («отклики» на происходящее), общие для группы людей и порожденные причастностью к этой группе, должны изучаться самостоятельной наукой. Ответ на вопрос о том, в чем состоит суть этих порожденных группой качеств, общих для членов этой группы, дают ученые различных психологических школ. Так, для представителей бихевиористского направления эти качества — в основном те или иные особенности поведенческих реакций, для представителей когнитивной школы — особенности познавательных процессов и т. д.

В самом общем виде социальную психологию можно понимать как отрасль психологии, где изучаются психические явления и процессы, обусловленные принадлежностью человека к конкретным общностям, а также психологические характеристики этих общностей.

Современные отечественные авторы отмечают, что в структуру социальной психологии входят три круга проблем (Общая психология, 2001).

Во-первых, это социально-психологические  явления в больших группах (в макросреде). Сюда относятся проблемы массовой коммуникации (On Line, телевидение, пресса и т. д.), включая все стороны их воздействия на различные аудитории; закономерности распространения моды, слухов, обрядов, предубеждений, общественных настроений; проблемы психологии наций и психологии религий.

Во-вторых, это социально-психологические явления в малых группах (в микросреде). Сюда относятся проблемы взаимодействия людей в группах различного уровня организованности; психологического климата группы и его влияния на эффективность совместной деятельнос ти людей; лидерства и руководства, соотношения формальных и неформальных групп, восприятия человека человеком в группе; проблемы межличностной совмести мости в замкнутых и изолированных группах и т. д.

В-третьих, это проблемы социальной психологии личности: социализации личности и соответствия ее особенностей ожиданиям группы; конформности, ценностных ориентаций, формирования установок личности и их динамики и т. д.

Социальная психология является научным направлением прикладного характера. Она представлена рядом учений, каждое из которых по-своему дает ответ на вопрос о том, какие именно психические качества порождаются группой и являются для групп характерными. Основу социальной психологии составляют общая, дифференциальная психология и психология личности.

В качестве ее относительно самостоятельных направлений можно рассматривать психологию управления, экономическую психологию, этническую и др.

 

Глава 2. Этапы развития социальной психологии в России

Отечественная социальная психология открывает свою новейшую историю  с 1962 года, когда открылась первая в стране лаборатория социальной психологии при отделении психологии Ленинградского Университета. Начиная  с этой даты, а особенно в последние  годы, увеличился поток литературы социально-психологического содержания. Возросло несомненно количество переводных изданий стран западной Европы и США. Можно даже утверждать, что на Россию обрушился поток публикаций, монографий, а также сборников охватывающих не только узкие, но и широкие вопросы по разнообразным тематикам. Немаловажное место занимает учебник Д. Майерса, будучи для многих американских студентов первой книгой, которая знакомит их с основами социально-психологических знаний. Труд Д. Майерса по социальной психологии весьма своеобразен. Автор трактует социальную психологию преимущественно в рамках когнитивизма, приводя исключительно интересные данные полученные им и его ближайшими коллегами в сфере межличностного познания и социального воздействия. Сильной стороной учебника Д. Майерса является и ориентация автора на практическое использование социально-психологических знаний. Многие страницы книги посвящены применению социальной психологии в юриспруденции, медицине, практике урегулирования социальных конфликтов".

 

Было мнение, что истоки изучения социальной психологии восходят к западной науке. Исследования показали, что социальная психология в нашей стране имеет свою историю. Возникла на рубеже ХIХ и ХХ веков. Имеет несколько стадий:

  • зарождение в общественных и естественных науках;
  • самостоятельное отделение от родительских дисциплин (социологии и психологии) и превращение в специальную науку;
  • возникновение и развитие экспериментальной социальной психологии.

Все время с начала существования  социальной психологии как самостоятельной  науки до ее нынешней стадии развития можно разделить на 4 наиболее ярких периода. Далее в курсовой работе будет дана характеристика каждого из них.

 

2.1 Первый период (60-е годы ХIХв – начало ХХ века)

Развитие социальной психологии обусловливалось рядом причин:

  • общественно-историческим развитием общества;
  • состоянием и спецификой развития общественных и естественных наук;
  • особенностями развития общей психологии;
  • спецификой научных традиций;
  • спецификой культуры;
  • менталитета общества.

Шла борьба за статус психологии, ее предмета, методов исследования. Происходило столкновение инстроспекционистского (использование в качестве единственного метода исследования психических явлений метод самонаблюдения) и поведенческого направления в психологии. Основной эмпирический источник соц.психологии был вне психологии. Знания о поведении личности в группе, групповых процессах накапливались в военной и юридической практике, медицине, изучении национальных особенностей поведения, при изучении верований и обычаев. Социально-психологические идеи развивались социологами.

Интересна психологическая школа в социологии (Лавров, Киреев, Ковалевский, Михайловский). Наиболее разработанная социально психологическая концепция – в трудах Михайловского. До сих пор многие ученые считают Михайловского главным создателем русской социальной психологии. Он был философом, социологом и публицистом. Окончил Петербургский институт горных инженеров. Участвовал в революционных студенческих волнениях. С 1892 - редактор «Русского богатства». Возглавлял либеральное крыло народничества. Критиковал спенсеровскую теорию «органического развития» общества. С помощью субъективного метода в социологии обосновывал иную «формулу прогресса», видя его в постепенном уменьшении разделения труда. «Героев» противопоставлял «толпе», способной лишь к бессознательному подражанию выдающимся личностям.

Информация о работе Этапы развития и становления социальной психологии в России