Этнопедагогика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 23:44, доклад

Краткое описание

Поскольку этнопедагогика предполагает теоретическое осмысление и обобщение фактов народной педагогики, то необходимо сказать и об ее источниках, откуда она черпает необходимый эмпирический материал. Назовем основные из них и дадим их краткое описание.
Практика воспитания, бытующая в народе, главным образом в семье, в людской среде, это — неисчерпаемый, постоянно пополняемый и обновляющийся источник. В этом случае воспитание идет от интуиции, здравого смысла, часто — путем проб и ошибок и потому — иногда успешно, а иногда — с большими издержками.

Вложенные файлы: 1 файл

ЭТНОПЕДАГОГИКА.doc

— 254.50 Кб (Скачать файл)

ЭТНОПЕДАГОГИКА.

Поскольку этнопедагогика предполагает теоретическое осмысление и обобщение фактов народной педагогики, то необходимо сказать и об ее источниках, откуда она черпает необходимый эмпирический материал. Назовем основные из них и дадим их краткое описание. 
      Практика воспитания, бытующая в народе, главным образом в семье, в людской среде, это — неисчерпаемый, постоянно пополняемый и обновляющийся источник. В этом случае воспитание идет от интуиции, здравого смысла, часто — путем проб и ошибок и потому — иногда успешно, а иногда — с большими издержками. 
      Образ жизни конкретной народности, нации, сообщества. Это «устоявшиеся, типичные для исторически конкретных социальных отношений формы индивидуальной (групповой) жизни и деятельности людей». Они характеризуют особенности общения, поведения и склада мышления людей в области труда, общественно политической деятельности, быта и досуга. Можно в комплексе рассматривать основные сферы жизни и деятельности людей: труд, быт, семейно-брачные отношения, образование, культуру, общественную жизнь, национальные отношения, ценностные ориентации, причины поведения людей. 
      Всякий народ имеет свой специфический образ жизни, который и формирует личность в народном духе. Так, образ жизни русских и белорусов значительно отличается от жизни, скажем, казахов или монголов, грузин или египтян. Особенности образа жизни у разных народов складываются под влиянием многих специфических факторов: природно-климатических условий, языка, религии (верований), условий трудовой деятельности (земледелие, охота, рыболовство, скотоводство и т.п.). 
      Образ жизни нации создает социальную среду, в которой формируется личность. Эта среда формирует нормы морали, типы и правила поведения людей, их ценностные ориентации. В ней человек с младенчества усваивает национальный образ жизни: что значит трудолюбие или тунеядство и как люди относятся и оценивают эти качества человека; что такое скромность и высокомерие, экономность и мотовство и т.п. и что, соответственно, одобряется, и что — осуждается. Образ жизни включает цепочку понятий в такой последовательности: обычай —> традиция —> обряд —> ритуал. Их объединяет однотипность поступков в сходных, повторяющихся ситуациях, преемственность, консерватизм, постоянство. Они могут быть прогрессивными или реакционными, желательными или осуждаемыми. Человек, пребывая в социальной среде конкретной народности, нации, неизбежно формируется в соответствии с образом жизни именно этого народа, общины, племени; усваивает и разделяет их ценностные ориентации и соответственно им регулирует свои действия, поступки, поведение. 
      Человек, с младенчества оторванный от условий и оригинального образа жизни конкретного народа и перенесенный в другую социальную среду и вследствие этого — воспитанный в чужой (для него) национальной среде, теряет свой природно национальный характер и черты человека родной национальности. Он начинает жить по образу жизни той национальности, которая постоянно его окружает. Сошлемся на пример, 
      который можно назвать социально-педагогическим экспериментом значительного масштаба. 
      Еще в довоенное время в Хабаровске и некоторых других городах Дальнего Востока республиканские организации Российской Федерации создали школы-интернаты для детей малых народов Крайнего Севера: эвенов, якутов, эвенков и др. Дети весь учебный год находились в особых условиях, совершенно отличающихся от тех, в которых жили их родители. А дома они бывали только во время летних каникул. Дети на несколько лет были оторваны от условий, быта и образа жизни своей народности. В результате они утрачивали свою национальную самобытность и уже не могли чувствовать себя комфортно там, где жили их родители, заниматься их промыслом (охота, оленеводство), хотя там родились и начинали жить. Так другая среда, другой образ жизни сформировали людей иного типа, мало похожих на типы людей своего народа. 
      Чуть подробнее охарактеризуем указанную «цепочку», составляющую образ жизни, так как между отдельными понятиями есть не только общие, но и особенные черты. 
      Обычай — повторяющееся, привычное поведение людей в определенных ситуациях, например, общепринятые приемы в труде; формы взаимоотношений людей в быту и семье; повторяющиеся действия, которые отражают особенности жизни племени, класса, народа. 
      В формировании личности обычай выполняет двустороннюю роль. С одной стороны, через обычаи индивид приобщается к социальному и культурному опыту окружающих сородичей. И наоборот: посредством обычаев происходит передача форм массовой деятельности от окружающих людей— масс, групп, коллектива— к отдельной личности. Она усваивает эти обычаи и путем подражания, и в процессе воспитания. Обычаи, усвоенные молодым поколением, сохраняются и передаются дальше — их детям и подрастающей молодежи. Массы воспроизводят обычаи стихийно. 
      Обычай регламентирует поведение индивидов, поддерживает внутригрупповую сплоченность, освящает различные объекты и социальные отношения. В роли обычая могут выступать производственные навыки, религиозные обряды, гражданские праздники и т.д. У многих народов существует, например, обычай встречать весну: развешивают скворечники к прилету птиц, прибирают двор, проводят субботники по уборке улиц, скверов, парков и т.п. В этой работе, которая проводится в соответствии с обычаями, непосредственно участвуют дети и подростки. Они практически усваивают опыт старших и воспринимают обычаи, учатся их в точности соблюдать. 
      Традиции (от лат. traditio — передача; повествование) — «разновидность или форма обычая, отличающаяся особой устойчивостью и направленными усилиями людей сохранить неизменными унаследованные от предыдущих поколений формы поведения». Для традиций характерны бережное отношение к сложившемуся укладу жизни как культурному наследию прошлого; внимание к содержанию поведения, к его внешним проявлениям, к стилю, в результате чего внешняя форма поведения становится особенно устойчивой. Традицией является, например, забота старших детей в семье о младших: старшие опекают своих младших братьев и сестер, защищают их от обидчиков, вовлекают в разные народные игры, в бытовой труд, берут с собой в лес по ягоды и грибы, учат премудростям рыбалки и т.д. Так народная традиция служит ненавязчивым средством воспитания. 
      Каждое поколение, с необходимостью воспринимая ряд традиций, вместе с тем в какой-то мере выбирает те или иные из них. И, по сути, оно выбирает не только свое будущее, но и прошлое. В этом заключена и преемственность поколений. И если какая-то традиция долго живет, то не потому, что она и сегодня имеет смысл. Жизнеспособность традиций зависит от ее дальнейшего развития последующими поколениями. 
      В частности, сохраняется и продолжается традиция возложения венков Славы к братским могилам и другим памятникам Великой Отечественной войны: ее священный смысл дорог и для молодежи, и это уважение передается от поколения к поколению. Но вот другой пример: день рождения В.И. Ленина в советское время для молодежи и пионеров, октябрят также был почти священным — проводились торжественные шествия к памятникам Ленину и возлагались венки, торжественно принимали октябрят в пионеры, комсомольцы проводили зачеты и т.д. Теперь эта традиция потеряла смысл для большинства молодежи и тем более детей. 
      Обряды — «совокупность установленных обычаем действий, связанных с выполнением религиозных предписаний или с бытовыми тра-дициями»; обычный порядок, церемония чего-либо. Таков, например, обряд наряжать невесту, обряд крещения, обряд начала и завершения полевых работ: первого снопа, дожинки и др., в которых также участвуют дети, подростки. В братских» школах Западной Беларуси и Западной Украины в XVI—XVIII вв. были интересные обряды приема и выпуска детей, которые соблюдались десятилетиями. Такие народные обряды также передаются из поколения в поколение и воздействуют на формирование личности. 
      Ритуал (от лат. ritualis— обрядовый)— разновидность обычая или традиции. Он складывается исторически или специально устанавливается как норма поведения, в которой форма исполнения строго канонизирована, узаконена (от греч. kanonizo— узаконяю). Она лишена (или постепенно лишилась) непосредственной общественной целесообразности и имеет лишь символическое значение. Таковы, в частности, ритуал «первой борозды» в земледелии, ритуал возложения «первого камня» при возведении здания; за ними зорко и внимательно следят дети и подростки, впитывая уважение к земле, к строительному делу и т.п. 
      »Ритуалы — это обрядовые церемонии демонстративного характера, совершаемые часто в торжественной обстановке, имеющие своей конечной целью внушить людям определенные социальные чувства (о всемогуществе и величии власти, о нерушимости данных обязательств, о неприкосновенности существующих- отношений и т.п.)». Таков, например, ритуал венчания новобрачных, на котором присутствуют и молодежь и дети. 
      Итак, ритуалу как форме исполнения действия, характерны такие особенности: канонизация, символическое значение, демонстративный характер, возбуждение коллективных переживаний, внушение социальных чувств. 
      Как видим, наиболее широкое понятие — это «образ жизни», в котором полностью пребывает объект воспитания. Образ жизни включает уменьшающиеся по объему обычаи, традиции, обряды и ритуалы; т.е. степень их «всеохватности» уменьшается в указанной последовательности. Но зато в той же последовательности возрастает степень консерватизма форм их проявления. В частности, самая косная форма — это ритуал, здесь отступления недопустимы ни на йоту; несколько подвижнее обряды, они допускают в известных пределах некоторые варианты; еще более подвижны традиции, а затем и обычаи. Все они в общей сложности составляют образ жизни, который постоянно воздействует на формирование человека и регулирует его поведение. 
      Мы попытались пояснить, хотя и самым кратким образом, эти понятия потому, что в народной педагогике и этнопедагогике они встречаются очень часто. И не уяснив сути, трудно вникнуть в их смысл и смысл соответствующих терминов. 
      Родной язык как источник этнопедагогики. О роли родного языка в обучении и воспитании детей говорили все выдающиеся педагоги минувшего: ЯЛ. Коменский и И.Г. Песталоцци, Л.Н. Толстой и Я.С. Гоге-башвили, Э. Пашкевич и В.Ф. Вахтеров. Но, пожалуй, самый проникновенный гимн воспел родному языку в педагогике К.Д, Ушинский. Он дал разносторонний и глубокий анализ роли родного языка в воспитании детей. Ушинский отмечал, что в языке содержится вся история народа, язык является «полнейшей и вернейшей летописью всей духовной, многовековой жизни народа». Константин Дмитриевич говорит о родном языке как о богатейшем источнике знаний, разной информации. 
      По справедливой оценке К.Д. Ушинского, родной язык ко всему же еще и «удивительный педагог». Язык «является величайшим народным наставником, учившим народ тогда, когда не было еще ни книг, ни школ, и продолжающим учить его до конца народной истории… Но этот удивительный педагог — родной язык — не только учит многому, но и учит удивительно легко, по какому-то недосягаемо облегчающему методу…» 
      »…Усваивая родной язык,— продолжает Константин Дмитриевич, — ребенок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка, — и усваивает легко и скоро, в 2-3 года, столько, что и половины этого не может усвоить в 20 лет прилежного и методического учения. Таков этот великий народный педагог — родное слово!» 
      Столь большие цитаты из труда К.Д. Ушинского мы привели потому, что, пожалуй, никто более проникновеннее и всеобъемлюще, чем он, не сказал о роли родного языка в воспитании подрастающего поколения. Константин Дмитриевич определил три функции родного языка: 
      а) родной язык — неисчерпаемый источник знаний и новой информации, для детей в особенности; 
      б) язык — духовное наследие тысяч предшествующих поколений; 
      в) сам язык — удивительный педагог, который учит легко и просто, и с которым ничто в этом не может сравниться. 
      Большое внимание родному языку как средству воспитания детей уделяли видные белорусские педагоги, деятели культуры В.Н. Тяпинский 
      (XVI в.), И.Г. Кулаковский (XIX в.), Е.Ф. Карский, Я. Купала, Я. Колас, Г.Р. Ширма, Н.И. Гурский (XX в.) и др. 
      Сказанным объясняется внимание этнопедагогики к родному языку. 
      Фольклор (от англ. folk— lore— букв.: народная мудрость)— народное искусство (в более узком смысле— устное народное творчество)— широко использует этнопедагогика в качестве своего источника. Фольклор включает также коллективную творческую деятельность разных социальных слоев и групп. В нем отражается жизнь народа, его воззрения, идеалы, чаяния. Сюда относится созданная им и бытующая в народе поэзия: предания, легенды, былины, эпос, сказки, загадки, пословицы и поговорки, а также песни и музыка, театр, танцы, живопись, архитектура, декоративно-прикладное искусство. Народное творчество, которое зародилось в глубокой древности, есть историческая основа всей художественной культуры и источник национальных художественных традиций. В нем выражается народное самосознание. Вот почему фольклор представляет для этнопедагогики особый интерес как источник. 
      Несколько слов следует сказать о детском фольклоре. Условно его можно подразделить на две группы: а) созданный взрослыми для детей— стихи, рассказы, сказки, загадки, рисунки, песни, игры и т.п.; б) создаваемый самими детьми. Так, в Яснополянской школе у Л.Н. Толстого дети сочиняли рассказы, которые потом частично были опубликованы; в «Школе радости» у В.А. Сухомлинского шестисемилетние дети придумывали сказки, их сочинено было более двух тысяч. В свободном общении детей можно услышать анекдоты, сочиненные ими, считалки, потешки, скороговорки, шутки, дразнилки и т.д. Это — подлинный детский фольклор, из которого можно много почерпнуть для разработки вопросов этнопедагогики, например, самодеятельное творчество детей в широком диапазоне, стиль взаимоотношений между детьми и взрослыми, организацию досуга и т.д. 
      Верования, религии разных направлений также содержат значительный материал для этнопедагогики. У некоторых народов до сих пор сохранились отголоски языческой веры: заговор, наговор, заклинание, шаманство, тотемы — обожествление животных, растений и т.п. Молодое поколение с малых лет усваивает эти верования, поддерживаемые старшими. В христианской религии также остались некоторые отзвуки языческой веры, например, коляда и колядки (песни), новогодняя елка, масленица, троица, гадания и др. Они интересны и внешне увлекательны именно для молодежи и детворы, влияют на формирование духовности. Можно привести обычаи христианской религии, многие праздники, которые стали народными: рождество, крещение, пасха; разные виды постов и других обычаев. У католиков— комуния (причастие), конфирмация и т.п. традиции и ритуалы. Они рассчитаны на воспитание молодежи и воспринимаются верующими разных стран как народные, массовые, традиционные. 
      Игры для детей и взрослых. Ребенок растет в мире игр и игрушек. Народные игры имеют незаменимый информационный материал для эт-нопедагогики. В играх ребенок познает окружающий мир, социальные отношения, отображает этот мир в условной ситуации. Через игру также формируется духовный мир детей. 
      Нравы общества, общественное мнение, народный кодекс воспитания выступает у масс как кодекс норм и регулятор поведения взрослых и детей. Людская молва той социальной среды, в которой живет и формируется личность, либо одобряет, либо осуждает те или иные поступки членов общества, поощряет или, напротив, предупреждает от дурных поступков. Так через общественное мнение «шлифуется» стиль поведения человека с малых лет его жизни. 
      Родная природа в народной педагогике и, значит, в этнопедагогике играет огромную роль. В литературе, в том числе педагогической, уже закрепилось понятие малой родины и — соответствующего чувства. Природа, непосредственно окружавшая ребенка в детстве, оставляет неизгладимый отпечаток в сознании на всю жизнь. Это чувство порой бывает настолько сильным, что, попав в какие-нибудь другие края, для него— чужие, человек глубоко тоскует, и чувство ностальгии побуждает его рано или поздно вернуться в родные места. 
      Воспитательную роль природы отмечали Витторино да Фельтре (1378—1446), Ж.-Ж. Руссо (XVIII в.), К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлин-ский и другие известные педагоги. 
      »Зовите меня варваром в педагогике, — писал К.Д. Ушинский, — но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога; что день, проведенный ребенком посреди рощи и полей, когда его головой овладевает какой-то упоительный туман, в теплой влаге которого раскрывается все его молодое сердце для того, чтобы беззаботно и бессознательно впитывать в себя мысли и зародыши мыслей, потоком льющиеся из природы, что такой день стоит многих недель, проведенных на учебной скамье». Удивительно эмоционально и точно охарактеризовал великий педагог воспитательную силу природы, формирующую душу молодого человека. И это тоже предмет интереса этнопедагогики.

Педагогика : Этнопедагогика

Этнопедагогика

Содержание:

Введение 2

1.Русское народное творчество  как средство народной педагогики 4

2.Жанры народного творчества 6

2.1.Определение народного творчества 6

2.2.Народное поэтическое творчество (фольклор) 7

2.2.1.Сказка 8

2.2.2.Героический эпос 9

2.2.3.Афоризмы, пословицы, поговорки 9

2.2.4.Загадка 10

2.3.Народная музыка (музыкальный  фольклор) 11

2.4.Народный театр 13

2.5.Народный танец 14

2.6.Народные промыслы 15

3.Принципы народной педагогики 17

3.1.Закономерности народных педагогических систем 17

3.2.Народная педагогика и этнопедагогика 18

Заключение 20

Литература: 22

Введение

Еще в середине прошлого столетия И. В. Киреевский (1806 - 1856)

писал: “Уничтожить особенность умственной жизни народной так же невозможно,

как невозможно уничтожить его историю. Заменить литературными понятиями

коренные убеждения народа так же легко, как отвлеченною мыслию переменить

кости развивающегося организма. Впрочем, если бы мы и могли допустить на

минуту, что предложение это может в самом деле исполниться, то в таком

случае единственный результат его заключался бы не в воспитании и

просвещении, а в уничтожении самого народа. Ибо, что такое народ, если не

совокупность убеждений, более или менее развитых в его нравах, в его

обычаях, в его языке, в его понятиях сердечных и умственных, в его

религиозных общественных и личных отношениях, — одним словом, во всей

полноте его жизни”.[1]

Эти слова оказываются как нельзя более актуальными в настоящее время,

время “массированного наступления” на культуру, историю, язык всех без

исключения больших и малых народов России. Задача педагогов построить

учебно-воспитательный процесс, целью которого является формирования

национального самосознания, развитие у ребенка системы общечеловеческих

ценностей, понимания роли своей нации, этноса в мировом историческом

процессе.

Необходимость создания такого обучения обосновывается социальными и

педагогическими факторами.

К числу первых можно отнести рост национального самосознания,

усиливающееся внимание к сохранению и развитию национальных культур и

языков, к возрождению народных традиций, религиозных верований, что в свою

очередь часто приводит в такой многонациональной стране, как Российская

Федерация, к межэтническим и межнациональным конфликтам. Ускорить развитие

положительных тенденций и снизить по возможности рост постотрицательных

факторов в процессе возрождения наций, этносов, регионов — новая социальная

функция школы и всей системы воспитания детей и молодежи.

Русское народное творчество как средство народной

педагогики

Обучение и воспитание детей исторически возникли с развитием

человечества. Чтобы сохранить себя как вид на Земле, уже первобытные люди

были заинтересованы в том, чтобы передать молодому поколению накопленный

опыт добычи пищи, защиты от непогоды, опыт охоты, сооружения жилища и т. д.

Эти первоначальные виды обучения и воспитания, когда ребенок овладевал

знаниями, умениями и навыками в процессе совместной деятельности со

взрослыми, подражая им. Новое поколение, восприняв опыт предков,

использовало его, добавляя при этом в него что-то новое, более совершенное.

Так постепенно, от поколения к поколению формировалась народная культура.

Одновременно развивались и первые идей обучения и воспитания детей

как продолжателей рода. Вместе с опытом трудовой деятельности,

направленного на удовлетворение насущных жизненных потребностей в пище,

одежде, жилище и др., передавался и опыт общения людей друг с другом. Эти

отношения из поколения в поколение закреплялись, развивались и

совершенствовались в языке, живописи, символах.

С развитием русской народной культуры появляются правила обучения и

воспитания детей, советы и наставления, заповеди-запреты и заповеди-

разрешения. С веками, передаваясь от поколения к поколению, они

оттачивались, конкретизировались и дошли до нас, подтверждая понимание

нашими предками великого значения воспитания и обучения детей для

сохранения и процветания народа.

Подобные рекомендации, наставления, поучения, своды нравственных норм

и правил есть у всех народов, населяющих Россию. При этом эти правила,

рекомендации и т.д. очень близки по смыслу, по формулировкам, что

доказывает наличие общих закономерностей в развитии народных культур, и в

частности тех их областей, которые относятся к обучению и воспитанию

подрастающих поколений: от раскрытия содержания идеала личности к способам

и правилам организации воспитательных процессов.

Так постепенно, от века к веку шло становление народной педагогики,

традиционной культуры воспитания. Она включает:

совокупность системы знаний об идеале человека как цели воспитания;

совокупность идей, позволяющих осуществлять обучение и воспитание детей;

средства и факторы обучения и воспитания, включающие все элементы народных

культур (подробно о структуре народные культур, воспитательных возможностях

их отдельных компонентов мы расскажем в следующей главе).

Народная педагогика, став самостоятельной областью народной культуры,

создала целостную систему обучения и воспитания с учетом специфических

особенностей наций, этносов, народностей, регионов. Поэтому у каждого

народа, нации, региона сложилась самобытная культура воспитания,

совершенствующаяся из поколения в поколение.

Академик Г. Н. Волков так охарактеризовал народную педагогику: "Без

памяти нет традиций, без воспитания нет духовности, без духовности нет

личности, без личности нет народа как исторической общности".

Человек — связующее, по меньшей мере, трех столетий. В том столетии

жили дедушки и бабушки со своими родителями, мы их помним, в этом столетии

мы живем со своими родителями и детьми, а вот в следующем будут жить наши

внуки со своими родителями и детьми. Они нас будут помнить. Что же касается

педагогических традиций, носителями которых мы сами являемся, то сохранение

их в роду в течение трех веков — это и есть народная педагогика в действии.

Жанры народного творчества

Эпохи, люди, их культуры неповторимы. Каждая из них имеет свой

характер, свои уникальные черты.

Удаленность древних цивилизаций во времени не позволяет в точности

воссоздать их облик. Но почувствовать дыхание жизни наших предков помогают

нам народная культура, народные традиции, выражающиеся в материальных и

духовных памятниках. “Ведь древние цивилизации — не угасшие миры, свет от

них еще идет к нам. Их достижения — часть современной культуры. Мы

обращаемся к ним не только ради эстетического наслаждения шедеврами

литературы и искусства. Уроки прошлого призваны служить благородным целям

современности — взаимопониманию и взаимообогащению народов и осознанию себя

наследниками общего богатства, накопленного предшествующими

поколениями”[2].

1 Определение народного творчества

Народное творчество — художественное, народное искусство, фольклор,

художественная творческая деятельность народа; создаваемые народом и

бытующие в народных массах поэзия, музыка, театр, танец, архитектура,

изобразительное и декоративно-прикладное искусство. В коллективном

художественном творчестве народ отражает свою трудовую деятельность,

обществ, и бытовой уклад, знание жизни и природы, культы и верования. В

народном творчестве, сложившемся в ходе общественной трудовой практики,

воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия,

богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, мечты о справедливости и

счастье. Впитавшее в себя многовековой опыт народа, народное творчество

отличается глубиной художественного освоения действительности, правдивостью

образов, силой творческого обобщения.

Богатейшие образы, темы, мотивы, формы народного творчества возникают

в сложном единстве индивидуального (хотя, как правило, анонимного)

творчества и коллективного художественного сознания. Народ веками отбирает,

совершенствует и обогащает найденные отдельными мастерами решения.

Коллективность народного творчества, составляющая его постоянную основу и

неумирающую традицию, проявляется в ходе всего процесса формирования

произведений или их типов. Этот процесс, включающий импровизацию, её

закрепление традицией, последующее совершенствование, обогащение и подчас

обновление традиции, оказывается чрезвычайно протяжённым во времени.

Характерно для всех жанров народного искуства, что создатели произведения

являются одновременно его исполнителями, а исполнение, в свою очередь,

может быть созданием вариантов, обогащающих традицию. Важен также теснейший

контакт исполнителей с воспринимающими искусство людьми, которые сами могут

выступать как участники творческого процесса. Следует также отметить и

долго сохраняющаяся нерасчлененность, высокохудожественное единство

различных жанров: в народных обрядовых действах сливались поэзия, музыка,

танец, театр, декоративное искусство; в народном жилище архитектура,

резьба, роспись, керамика, вышивка создавали неразделимое целое; народная

поэзия тесно связана с музыкой и своей ритмичностью, музыкальностью, и

характером исполнения большинства произведений, тогда как музыкальные жанры

обычно связаны с поэзией, трудовыми движениями, танцами. Произведения и

навыки народной культуры передаются из поколения в поколение.

2 Народное поэтическое творчество (фольклор)

Фольклор — устное народное творчество: сказка, героический эпос,

пословицы и поговорки, загадки, потешки, песни и др.

Особенностью фольклора является его ярко выраженная региональная

принадлежность и историческая конкретность. Фольклор как исторически-

конкретная форма народной культуры не остается неизменным, а развивается

вместе с народом, вбирая в себя все ценное, что существовало ранее, и

отображая новые социальные изменения. Поэтому фольклор всегда самобытен и

современен. Именно по этой причине он сохранил свою воспитательную функцию

и в настоящее время может использоваться в учебно-воспитательном процессе,

как и во времена наших прабабушек.

Богатство жанров, тем, образов, поэтики фольклора обусловлено

разнообразием его социальных и бытовых функций, а также способами

исполнения (соло, хор, хор и солист), сочетанием текста с мелодией,

интонацией, движениями (пение, пение и пляска, рассказывание, разыгрывание,

диалог и т. д.). В ходе истории некоторые жанры претерпевали существенные

изменения, исчезали, появлялись новые. В древнейший период у большинства

народов бытовали родовые предания, трудовые и обрядовые песни, заговоры.

Информация о работе Этнопедагогика