Мировые религии о браке, семье, разводе и регулировании деторождения на примере отдельной конфессии
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2014 в 15:28, курсовая работа
Краткое описание
Цель исследования: выявить отношение христианских догматов к семье, браку, разводу и регулированию рождаемости. Опираясь на цель исследования, следует определить функциональные задачи, которые будут решаться в процессе исследования: - дать понятие семьи и семейных ценностей с точки зрения демографии; - составить типологию семей; - рассмотреть взгляд на семью с позиций христианства; - изучить вопросы о заключении, расторжении брака, регулировании рождаемости в христианстве; - обобщить и систематизировать полученные результаты.
Содержание
Введение 2 Глава 1. Семья и брак как социальный институт общества 4 1.1. Понятие семьи и семейных ценностей 4 1.2. Типология семей 6 Глава 2. Оценка брака, семьи, развода, регулирования деторождения в христианстве 11 2.1 Брак в рамках христианских традиций 11 2.2 Регламентация развода в христианстве 15 2.3 Регулирование деторождения в христианстве 20 Заключение 24 Библиография 26
Сегодня общество сталкивается
с таким явлением, как кризис института
семьи. Это означает, что семья, рождение
и воспитание детей теряет свою ценность
в глазах молодых людей, предпочитающих
вместо традиционного брака различные
виды альтернативных браков: незарегистрированный,
сознательно бездетный, групповой, повторный
браки и др.
Несомненно, что это влияет
на показатели рождаемости. Во многих
странах Европы, а сейчас говорят об этом
и в России и других странах, существует
проблема старения населения, то есть,
сегодня детей рождается очень мало, а
пожилых людей становится все больше.
В частности, в России уже несколько лет
показатели смертности превышают показатели
рождаемости. Очень высок процент разводов:
по статистике, из 100 браков, заключаемых
в России, сегодня распадается 80.
Конечно, существуют различные
причины и объяснения для этих явлений.
Для России это и высокая образованность
женщины, ее стремление сделать собственную
карьеру и быть независимой; и низкая обеспечение
минимальными государственными социальными
стандартами в области социальной защиты
населения; смертность в результате боевых
действий на Кавказе, террористических
актов; это и низкий уровень медицинского
обслуживания.
На сегодняшний день влияние
религии как одного из институтов общества
на разводимость и рождаемость довольно
существенна. В условиях свободы вероисповедания
на территории Российской Федерации народонаселение
придерживается различных религиозных
течений. Одним из наиболее значимых и
объемных является христианство.
В соответствии вышесказанным
выбранная тема курсовой
работы: «Мировые религии о браке, семье,
разводе и регулировании деторождения
(на примере христианства)» является достаточно
актуальной.
Тема курсовой работы определяет цель исследования:
выявить отношение христианских догматов
к семье, браку, разводу и регулированию
рождаемости.
Опираясь на цель исследования,
следует определить функциональные задачи, которые
будут решаться в процессе исследования:
- дать понятие семьи и семейных
ценностей с точки зрения демографии;
- составить типологию
семей;
- рассмотреть взгляд на
семью с позиций христианства;
- изучить вопросы о
заключении, расторжении брака, регулировании
рождаемости в христианстве;
- обобщить и систематизировать
полученные результаты.
Объект научного исследования
– семейные ценности с позиции христианства.
Предмет исследования – особенности
заключения и расторжения брака, регулирования
рождаемости в христианстве.
В процессе работы использованы
следующие методы научно-исследовательской
работы:
• изучение научно-методической
литературы по выбранной теме курсовой
работы;
- анализ христианских догматов
в отношении семьи, брака, развода, регулирования
деторождения;
• обобщение и систематизация
полученных данных;
• наблюдение.
Курсовая работа имеет стандартную
структуру: Введение, Глава 1 и 2, Заключение,
Библиография.
Глава 1. Семья и брак как социальный
институт общества
1.1. Понятие
семьи и семейных ценностей
Семья – это социально-биологическая
система общества, обеспечивающая воспроизводство
членов сообщества.1 Данное определение содержит
основную цель семьи как социального института.
Помимо этого, семья призвана выполнять
следующие функции:
1) социально-биологическую
– удовлетворение сексуальных
потребностей и потребностей
в продолжении рода;
2) воспитание, социализация
детей;
3) экономическую, которая
проявляется в организации хозяйственно-бытовой
жизни всех членов семьи, включая
обеспечение жильем и необходимой
инфраструктурой;
4) политическую, которая
связана с властью в семье
и управлением ее жизнедеятельностью;
5) социокультурную – регулирование
всей духовной жизни семьи.
Вышеуказанные функции свидетельствуют
о необходимости семьи для всех ее членов
и о неизбежности объединения людей, живущих
вне семьи.
Согласно прогнозам американских
социологов Э. Гидденса и Н. Смелзера в
постиндустриальном обществе институт
семьи претерпевает значительные изменения.2
Согласно Смелзеру возврата
к традиционной семье не будет. Современная
семья будет меняться, частично утрачивая
или меняя некоторые функции, хотя монополия
семьи на регулирование интимных отношений,
деторождение и уход за маленькими детьми
сохранится в будущем.3
Вместе с тем произойдет частичный
распад даже сравнительно устойчивых
функций.
Так, функция деторождения будет
осуществляться незамужними женщинами.
В социализации будут в большей
степени участвовать центры по воспитанию
детей.
Дружеское расположение и эмоциональную
поддержку можно будет получить не только
в семье.
Э. Гидденс отмечает устойчивую
тенденцию ослабления регулятивной функции
семьи в отношении сексуальной жизни,
но считает, что брак и семья останутся
прочными институтами.
Семья как социально-биологическая
система анализируется с позиций функционализма
и теории конфликта. Семья, с одной стороны,
тесно связана с обществом через свои
функции, а с другой, все члены семьи взаимосвязаны
кровнородственными и социальными отношениями.4
Следует отметить также, что
семья является носителем противоречий,
как с обществом, так и между ее членами.
Жизнь семьи связана с решением
противоречий между мужем, женой, детьми,
родственниками, окружающими людьми по
поводу выполнения функций, даже если
она основана на любви и уважении.
В семье, как и в обществе, есть
не только единство, целостность и гармония,
но и борьба интересов.
Проблемы современной российской
семьи в целом совпадают с общемировыми.
Все указанные причины позволяют
говорить об определенном кризисе семьи.
Среди причин кризиса можно
выделить:
1) уменьшение зависимости
жен от мужей в экономическом
смысле;
2) увеличение мобильности,
особенно миграции;
3) изменение функций семьи
под влиянием социальных, экономических,
культурных, религиозных и этнических
традиций, а также новой технической
и экологической ситуации;
4) сожительство мужчины
и женщины без оформления брака;
5) уменьшение количества
детей в семье, в результате
чего не происходит даже простого
воспроизводства населения;
6) процесс нуклеризации
семей ведет к ослаблению связей
между поколениями;
7) увеличивается количество
женщин на рынке труда;
8) рост общественного
сознания женщин.
Для поддержания семьи государство
формирует семейную политику, которая
включает в себя комплекс практических
мер, дающих семьям и детям определенные
социальные гарантии с целью функционирования
семьи в интересах общества. Так, в ряде
стран осуществляется планирование семьи,
для примирения конфликтующих пар создаются
специальные брачно-семейные консультации,
изменяются условия брачного договора
(если прежде супруги должны были заботиться
друг о друге, то теперь они должны любить
друг друга, а невыполнение этого условия
– одна из самых веских причин развода).
Для решения существующих проблем
института семьи необходимо увеличить
расходы на социальную поддержку семей,
повысить эффективность их использования,
совершенствовать законодательство по
защите прав семьи, женщин, детей и молодежи.
1.2. Типология
семей
Выделение типов семей и их
классификацию можно осуществлять по
различным основаниям:
1) по форме брака:
а) моногамные (брак одного мужчины
с одной женщиной);
б) полиандрия (женщина имеет
несколько супругов);
в) полигиния (брак одного мужчины
с двумя и более женами);
2) по составу:
а) нуклеарные (простые) – состоят
из мужа, жены и детей (полные) или с отсутствием
одного из родителей (неполные);
б) сложные – включают представителей
нескольких поколений;
3) по числу детей:
а) бездетные;
б) однодетные;
в) малодетные;
г) многодетные (от трех и более
детей);
4) по этапам цивилизационной
эволюции:
а) патриархальная семья традиционного
общества с авторитарной властью отца,
в руках которого находится решение всех
вопросов;
б) эгалитарно-демократическая,
основанная на равенстве в отношениях
мужа и жены, на взаимоуважении и социальном
партнерстве.5
Самый распространенный тип
семьи – нуклеарная. Она состоит из двух
взрослых, живущих вместе, ведущих свое
домашнее хозяйство и имеющих собственных
либо приемных детей. В основе нуклеарной
семьи лежат матримониальные отношения
(основанные на брачных узах). При этом
нуклеарные семьи являются только частью
обширной сети родственных отношений.
Когда родственники, не являющиеся супружеской
парой с детьми, живут вместе либо находятся
в близком контакте, мы говорим о расширенной
семье. Расширенную семью можно определить
как группу людей, состоящую из трех или
более поколений, живущих либо в одном
и том же помещении, либо очень близко
друг от друга. Она может включать бабушек,
дедушек, братьев и их жен, сестер и их
мужей, тетей, дядей, племянников и племянниц.
В зависимости от места проживания
семьи различают на матрилокальную, когда
супружеская пара переезжает к родителям
жены, и патрилокальную, в случае переезда
к родителям мужа. Большинство молодых
людей предпочитает неолокальную модель
– отделяются и живут не зависимо от родителей
и прочих родственников.
Общественный уклад предписывает
определенную доминирующую модель власти
в семье. При патриархальном укладе роль
главы семьи обычно выполняет муж, а при
его отсутствии – старший по возрасту
мужчина в семье. Матриархальный семейный
уклад предписывает сосредоточение власти
в руках женщин. Однако в чистом виде матриархат
встречается редко. В третьем типе семейного
уклада – эгалитарном – власть и авторитет
распределяются между мужем и женой на
равных. Этот тип семейных отношений в
последние десятилетия набирает вес во
всех развитых странах мира.
В современном обществе наблюдаются
процессы трансформации семьи как социального
института, изменение некоторых ее функций,
перераспределения семейных ролей. Семья
утрачивает ведущие позиции в социализации
индивидов, организации досуга и других
важнейших функций. Вместе с тем в обществе
появляются альтернативные формы брака,
под которыми понимают системы брачных
отношений, не получивших официального
признания государства (и церкви), но допускаемые
общественным мнением той или иной социальной
среды.6
К их числу в современных развитых
странах относятся:
- Годвин-брак («визитный брак»,
«гостевой брак») — это раздельное проживание
супругов, отсутствие общего хозяйства
и быта. Внесемейная форма моногамного
брака впервые была описана в XVIII в. У. Годвином.
В последнее десятилетие данная форма
брака становится популярной в России,
главным образом среди звезд эстрады и
очень занятых деловых людей с разными
интересами;
- Конкубинат — стабильная связь
женатого мужчины и формально незамужней
женщины-конкубины, имеющей от него признаваемых
им детей и материальную поддержку. В настоящее
время в Западной Европе из-за растущей
феминизации полового состава общества
имеет несомненную тенденцию к росту.
Вариант полигинии;
- Открытый брак — признание
права супругов на независимый образ жизни,
включая внебрачный секс;
- Пробный брак — временное
проживании партнеров. Когда же они решают
иметь детей, то оформляется законный
брак. По определению Маргарет Мид — это
«двухшаговый брак».
Альтернативные формы брака
в действительности представляют собой
именно формы, вариации рассмотренных
выше традиционных типов брака. Возникают
они благодаря или скорее вопреки брачным
интересам каких-то специфических групп
населения. Поэтому дальнейшее существование
этих форм будет определяться устойчивостью
и жизнеспособностью самих этих групп.
Следует признать, что отмеченные
тенденции разделения институтов брака
и семьи, давно характерные для Запада,
получают распространение и в современном
российском обществе.
Наиболее острой проблемой
являются неблагополучные семьи, возникающие
по социально-экономическим, психологическим
или биологическим причинам. Выделяются
следующие типы неблагополучных семей:
1) конфликтная – наиболее
распространена (около 60 %);
2) аморальная – забвение
моральных норм (в основном это
пьянство, употребление наркотиков,
драки, сквернословие);
3) педагогически несостоятельная
– низкий уровень общей культуры
и отсутствие психолого-педагогической
культуры;
4) асоциальная семья –
обстановка пренебрежения к общепринятым
социальным нормам и требованиям.
Неблагополучные семьи деформируют
личности детей, вызывая аномалии как
в психике, так и в поведении, например,
ранняя алкоголизация, наркомания, проституция,
бродяжничество и другие формы девиантного
поведения.
Глава 2. Оценка брака, семьи,
развода, регулирования деторождения
в христианстве
Брак в рамках христианских
традиций
Христианское вероучение предлагает
две модели семьи: «идеальную», божественную
и реальную, земную «нормальную». Первая
включает в себя Отца, Сына, и Мать (Богородицу).
В состав реальной семьи входит Иисус
Христос, Иосиф Обручник и Дева Мария.
Важно отметить, что в христианском вероучении
Отец несёт ответственность за Сына: отправляет
его в мир, с определенной миссией и возвращает
его на небеса. В тоже время Сын обязан
выполнить божественную волю, пройдя через
все испытания и страдания. В «земной »
христианской семье интересы матери
и отца сосредоточены вокруг ребенка.7