Возникновение и развитие социологии в XIX веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 15:47, реферат

Краткое описание

Психологическое направление в социологии - одно из направлений, объясняющее социальные явления и процессы психологическими факторами и поэтому сводящее, по сути дела, социологию в той или иной мере соответственно к социальной психологии.
Целью данной работы является изучение возникновения и направлений развития и становления социологии в XIX - веке, Без знания этих моментов в истории невозможно в полной мере понять и осмыслить значение социологии как науки об обществе.

Содержание

Введение
1. Возникновение и развитие социологии ХIХ века.
2. Психологическое направление в социологии.
Заключение.
Список использованной литературы.
Приложение.

Вложенные файлы: 1 файл

ваня социология.docx

— 101.57 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

                     Реферат

            по социологии на тему:

 

 

 

"Возникновение и развитие социологии в XIX веке".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

Введение

1. Возникновение и развитие  социологии ХIХ века.

2. Психологическое направление  в социологии.

Заключение.

Список использованной литературы.

Приложение.

 

Введение:

 

Социология изучает практически  все общественные явления, самые  разнообразные проявления человеческой жизни и деятельности.

Для более полного изучения и понимания предмета социология необходимо рассмотреть историю  становления и развития социологической  науки.

Одним из важнейших этапов исторического развития науки социология является период XIX - начало ХХ века, или  так называемый классический период.

Идея прогресса, разрабатываемая  первоначально в социальной философии, получает постепенно естественнонаучное подтверждение. Особое значение в этом плане имела концепция эволюционного  развития в биологии. После выхода в свет работ Ч. Дарвина идея эволюционизма  прочно утверждается в философии  и науке, стимулируя формирование новых  исследовательских программ и методологических установок. Проникает эта идея и  в социологию, определяя теоретический  статус зарождающейся науки, акцентируя внимание исследователей на генетическом объяснении изучаемых явлений. В  этой своей направленности социология тесно смыкалась с историческими  дисциплинами, нацеленными на изучение первобытных формаций, этнографии, фольклора и т.д. Поэтому в качестве представителей этого направления  в социологии выступали не только чистые социологи, но и ряд видных специалистов в области вспомогательных  дисциплин истории.

Специализация методов социального  познания толкала постепенно на понимание  специфики познавательного объекта, то есть общества.

В ХIХ веке масштабное развертывание социальных исследований обусловлено социально-экономическими, политическими, духовными потребностями и логикой развития самого научного познания действительности. Развитие математики обусловливает появление новых методов логических и мировоззренческих представлений об обществе. Достижения политэкономии, социальной и моральной статистики, фундаментальные идеи философии истории о целостности и единстве человечества и общих законах его развития явились толчком в познании социального.

Исследуя массовое социальное поведение, социология тесно взаимодействует  с социальной психологией. Однако социальная психология не изучает собственно социальных отношений (для нее ключевой категорией является общение). Социология же изучает  поведение людей именно в социальных отношениях и системах. Для нее  это поведение есть поведение  социальных систем, а не только психологические  комплексы, возникающие и функционирующие  в социальном общении. Вместе с тем  социальная психология сыграла большую  роль в развитии социологии.

Психологическое направление  в социологии - одно из направлений, объясняющее социальные явления  и процессы психологическими факторами  и поэтому сводящее, по сути дела, социологию в той или иной мере соответственно к социальной психологии.

Целью данной работы является изучение возникновения и направлений  развития и становления социологии в XIX - веке, Без знания этих моментов в истории невозможно в полной мере понять и осмыслить значение социологии как науки об обществе.

  1. Возникновение и развитие социологии ХIХ века.

Сороковые годы 19 века - период становления социологии как науки  об обществе. Впервые в научный  оборот ввел этот термин Огюст Конт (1798-1857гг.) - французский философ, социолог, основатель позитивизма. Работая секретарем А. Сен-Симона, он развивал главные идеи этого ученого - представителя утопического социализма, в дальнейшем О. Конт создал свое учение, которое сначала назвал “социальной физикой", а 1938г. социологией. Это теория была изложена в "Курсе  позитивной философии" и "Системе  позитивной политики" - главных трудах О. Конта. В этих трудах Конт устанавливает  единый закон движения истории и  человеческого познания, переформулировав предложенные уже Джамбаттиста Вико три стадии истории человечества в стадии познания, которые последовательно должен пройти человеческий дух: теологическая, или фиктивная; метафизическая, или абстрактная; научная, или позитивная.

Переход от одной стадии к другой характеризуется сменой господствующих общественных идей. На первых стадии - теологической, все  явления социальной жизни объясняются  на основе религиозных представлений, а мировоззрение действиями сверхъестественных сил. Этот период разделяется на три  этапа: фетишизм с высшей формой - поклонением  небесным светилам; политеизм (наибольший расцвет воображения - античная Греция); монотеизм, когда признание единого  духовного принципа ведет к единству многообразных форм духовной жизни, но приглушает воображение. Вторая стадия - метафизическая, является критической  по отношению к первой, божественные силы заменяются разного рода абстракциями, воплощенными в разного рода сущностях

мира. Что касается третьей стадии, позитивной, то Конт характеризует ее так: "человеческий Ум, признав невозможность достигнуть абсолютных знаний, отказывается от решения вопроса о происхождении и назначении Вселенной, равно как от познания внутренних причин явлений", чтобы заниматься лишь "открытием путем соединения рассуждений и наблюдений действительных законов этих явлений, то есть неизменных отношений последовательности и сходства между ними", т.е. появляется возможность позитивного, научного объяснения наблюдаемых явлений, процессов и закономерностей и их развития.

Науки (и здесь Конт выступает  как наследник французского Просвещения) не являются самоцелью, они служат прогрессу  человечества. Социология как позитивная наука в будущем должна обеспечить познание, которое облегчит политические действия, способствующие развитию государства  в направлении "позитивного состояния".

Таким образом, "позитивность" у Конта относится, с одной  стороны, к познанию, а с другой - к социальному устройству. Позитивное состояние является не только средством, но и целью духовно-морального развития, достижения согласия общественных отношений  с помощью "естественных законов".

В качестве инструмента познания позитивная наука нацелена на познание законов. Каждая более сложная наука  строится на более общих науках и  потому может пользоваться их методами, но каждая более сложная наука  добавляет свой специфический метод  или способ рассмотрения. В случае социологии это исторический метод, заключающийся в сравнении предшествующего  и последующего состояний и выведении  на этой основе законов развития (Приложение 1, табл.1).

О. Конт классифицирует все  существующие науки, выстраивая иерархию от математики через астрономию, физику, химию, биологию, к социологии, которая  представляет науку самого высокого уровня. Которая должна способствовать снижению негативных явлений в обществе, рационализации и прогрессу. Свои выводы и обобщения социология должна делать на основе наблюдений социальной жизни, путем непосредственной регистрации социальных факторов, используя методы эксперимента и сравнения.

Социология как наука  о человеческом обществе является самой  молодой отдельной наукой в составленной Контом энциклопедии наук. С ее помощью  можно не только объяснять закономерности общественного устройства и развития, но и поставить политику на научную основу для содействия прогрессу человека и общества.

Вместе с тем социология является самым сложным ответвлением в иерархии позитивных наук и потому должна опираться на все позитивные науки. Математика представляется Конту  главной основополагающей наукой. Наукой, получившей самое раннее развитие, следует считать астрономию, за ней  следует физика, затем химия и  биология. Чтобы заниматься социологией, нужно усвоить все эти науки (за исключением психологии, которую  Конт отвергает).

С помощью социологии Конт пытается преодолеть социальные катаклизмы своего времени и объединить оба  полюса - порядок и прогресс. Прогресс без порядка - это анархия, порядок  без прогресса превращается в  реакцию. В позитивной политике порядок  и прогресс - это две неразрывные  стороны одного и того же принципа. Конт воспринимает порядок и прогресс прежде всего как два вида общественных закономерностей, которые фиксируют две части социологии - социальную статику и социальную динамику.

Социальная статика имеет  дело с общественным порядком, который  понимается как гармония элементов, основывающихся на отношениях общности, и акцентирует внимание на "структуре  коллективного существа" (общества), исследует условия его существования  и законы социальной гармонии. Эти  условия касаются индивида, семьи  и общества. Семейные отношения и  разделение труда - это основные отношения  общественного порядка. Семья - живое  воплощение социальной статики, которая в сущности сводится к изучению общественного консенсуса. Она предполагает, с одной стороны, анатомический анализ структуры общества в данный момент времени, а с другой - анализ элемента (или элементов), определяющих консенсус, т.е. превращающих совокупность индивидов или семей в коллектив. Консенсус - основная идея социальной статики Конта.

Социальная динамика основывается на определенной последовательности этапов развития. Согласно законам развития общества, по Конту, имеют место три  стадии политико-социальных форм организации:

теологическая стадия - военное  господство;

метафизическая стадия - феодальное господство;

позитивная стадия - промышленная цивилизация.

Эти стадии закономерно следуют  друг за другом; поэтому неравенство  между социальными группами связано  с определенным уровнем развития. Уровень развития общества определяется не материальными изменениями, а  духовно-нравственными отношениями  между людьми. Основной закон социальной динамики ("закон прогресса") заключается  в том, что каждый подъем духа в  силу всеобщего консенсуса вызывает соответствующий отклик во всех без  исключения общественных областях - искусстве, политике, промышленности. Дух везде  играет руководящую роль, образуя  силовой центр социальной эволюции. По мнению О. Конта, общество представляет собой целостную систему, в основе которой лежит разделение и кооперация труда.

Эти факторы имеют огромное позитивное значение в истории общества. Благодаря им появляются социальные и профессиональные группы, растет разнообразие в обществе и повышается материальное благосостояние людей. Но эти же факторы ведут к разрушению фундамента общества, поскольку они нацелены на концентрацию богатства и эксплуатацию людей, на однобокую профессионализацию, уродующую личность. Социальные чувства объединяют только лиц одинаковой профессии, заставляя враждебно относиться к другим. Возникают корпорации и внутрикорпоративная эгоистическая мораль, которые при известном попустительстве способны разрушить основу общества - чувство солидарности и согласия между людьми. Способствовать установлению солидарности и согласия и призвана, по мнению О. Конта, социология.

Огюст Конт по праву может  считаться основателем социологии, и не только потому, что он первым начал заниматься обществом и  социальными процессами (социологические  идеи имеют давнюю историю), но и  потому, что своим проектом систематизации наук и включением в них социологии он заложил основы для придания ей академического статуса как отдельной  науки.

Установки Огюста Конта на понимание социологии как социальной физики, ориентируются на методы биологии, физики и т.п. оказались более  живучими. Большинство социологических  школ XIX ст. стремились понять социальное через биологическое, с помощью  естественного, а поэтому получили в истории социологии название натуралистической социологии. Огюст Конт не был новатором в науке в революционном понимании, а выступал добросовестным и тщательным систематиком, который обобщал разнообразные идеи своего времени и осуществил первую попытку создания системы социологического знания. Ориентация социологии на позитивные знания, то есть на предметную и методическую определенность, научность, при всех недостатках самого позитивизма, безусловно сыграла прогрессивную роль и стимулировала поиски новых путей и средств в развитии социального познания, раскрытия социальных законов, углубила знания о человеке.

Труды О. Конта оказали  большое влияние на творчество многих социологов, особенно Герберта Спенсера, Джона Милля и Эмиля Дюркгейма, которые развили и обогатили  теорию О. Конта.

Значительной фигурой  французской классической школы  социологии является Эмиль Дюркгейм (1858-1917гг.), который развивал идеи О. Конта о рационализме и познании общественных явлений и процессов  как таковых, а не представлений  о них.

Предметом социологии, по мнению Э. Дюркгейма, являются социальные факты, социальная реальность, существующая объективно вне индивидуального  сознания. Э. Дюркгейм впервые попытался  разработать строгие методы исследования социальных фактов.

Отличительной чертой научных  позиций Дюркгейма стала концепция  социологизма. Согласно ей социальная реальность обладает своей спецификой, автономностью, несводимостью к  другим разновидностям реальности (например, физической, психической). Ей, следовательно, присущи свои собственные законы, которые и должна выявлять и изучать  социология. Отсюда вытекает одно из важных методологических требований Э. Дюркгейма - социальное надо объяснять социальным, исходя из социального. Остриём своим эта концепция направлена против бытовавшего во времена Дюркгейма психологизма в трактовке социальных явлений.

Качественная специфика  общества обнаруживается более отчетливо  в его несводимости к индивиду и индивидуальному сознанию. По отношению к индивиду социальная реальность объективна и независима в своем существовании. Дюркгейм писал, что при рождении индивид находит готовыми законы и обычаи, правила поведения, религиозные верования и обряды, язык, денежную систему и т.п., действующие независимо от него. "Социальные верования или акты способны существовать независимо от их индивидуальных выражений", - писал социолог.

Информация о работе Возникновение и развитие социологии в XIX веке