Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 19:47, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Одной из наиболее важных проблем, изучаемых социологией, является изучение досуга молодежи. Изучение досуга с социологической точки зрения является достаточно актуальным в связи с тем, что современное общество продуцирует все новые формы организации свободного времени. Современный человек испытывает потребность в постоянном самообразовании и саморазвитии, развлечении и психологической релаксации, социальном общении, которое выходит за рамки рабочего времени. В силу того, что молодежь считается наиболее активной и восприимчивой к социокультурным инновациям группой, досуг представляется для нее особенно важной сферой.
Введение 4
Глава 1. Социальная сущность досуга 6
1.1 Свободное время и досуг 6
1.2 Современные концепции и функции досуга 8
Глава 2.Организация досуга молодежи 11
2.1 Особенности молодежного досуга 11
2.2 Молодежные досуговые центры и предпочтения молодежи 16
Глава 3. Проблемы досуга молодежи 21
Заключение 24
Список использованной литературы 25
Приложение 1 27
Приложение 2 28
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ СОЦИОЛОГИИ
КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ
Заведующий кафедрой______________________
(название кафедры)______________________
(ФИО, ученая степень, ученое
звание зав. кафедрой)_______________
Дата «
«
КУРСОВАЯ РАБОТА
ДОСУГ КАК ФОРМА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЁЖИ
Исполнитель:
Студент группы СОЦ-Д-2
Радченко Дмитрий Юрьевич
Научный руководитель:
Доктор исторических наук, профессор
Малека Юрий Николаевич
Москва 2011
Содержание
Введение 4
Глава 1. Социальная сущность досуга 6
1.1 Свободное время и досуг 6
1.2 Современные концепции и функции досуга 8
Глава 2.Организация досуга молодежи 11
2.1 Особенности молодежного досуга 11
2.2 Молодежные досуговые
центры и предпочтения молодежи
Глава 3. Проблемы досуга молодежи 21
Заключение 24
Список использованной литературы 25
Приложение 1 27
Приложение 2 28
Введение
Актуальность темы исследования. Одной из наиболее важных проблем, изучаемых социологией, является изучение досуга молодежи. Изучение досуга с социологической точки зрения является достаточно актуальным в связи с тем, что современное общество продуцирует все новые формы организации свободного времени. Современный человек испытывает потребность в постоянном самообразовании и саморазвитии, развлечении и психологической релаксации, социальном общении, которое выходит за рамки рабочего времени. В силу того, что молодежь считается наиболее активной и восприимчивой к социокультурным инновациям группой, досуг представляется для нее особенно важной сферой.
Сфера досуга и отдыха претерпела за годы экономических перемен в стране своеобразную «революцию предпочтений». Это выражается не только в том, что существенно расширяются возможности заполнения своего досуга для большинства населения страны, но, в частности, и в том, что происходят качественные типологические сдвиги по отношению к своему свободному времени, его ценности как таковой. Молодежь как наиболее динамично реагирующая группа на все то, что не принято считать традиционным, обнаруживает наибольшую активность в освоении новых возможностей и форм проведения свободного времени (благо, именно эта демографическая группа обладает им в наибольшей степени по сравнению с работающим населением).
Проблема организации молодежного досуга особенно остро стоит в настоящее время, поскольку современная молодежь взрослеет и развивается в напряженной социальной обстановке. Свободное, внеучебное время учащихся, подчас даже вне их желания, заполняется отрицательными моментами, такими как, например, посещение компьютерных клубов или игра на домашнем компьютере, а также сложностями в отношениях с родителями или неблагополучием семьи, влиянием молодежной субкультуры, средств массовой информации, отсутствием материального достатка в семье и т.д. Следовательно, молодежь организует свое свободное время в связи со своими интересами, потребностями и возможностями.
Несмотря на наметившиеся процессы социально-экономической стабилизации в России, положение молодежи является неустойчивым. В условиях современного российского общества молодежный досуг привлекает к себе все больше внимания исследователей, в связи с тем, что социальная значимость этой сферы жизнедеятельности в последнее десятилетие заметно возросла. Проблемы досуга изучаются в настоящее время не только социологией, но и культурологией, социальной философией и многими другими науками в области социального знания. Задачи, решаемые сегодня в сфере досуга, настолько масштабны, широки и многообразны в своей социальной направленности, что это позволяет исследователям подходить к досугу как к значимой части социальной системы, во многом определяющей содержание и характер всех других сфер общественного развития.
Объект исследования: российская молодежь.
Предмет исследования: предпочтения молодежи в проведении досуга.
Цель исследования: определить, как предпочитает проводить свободное время российская молодежь и выявить наиболее актуальные проблемы организации досуга среди молодежи.
Задачи исследования:
1. раскрыть социальную сущность досуга;
2. определить предпочтения молодежи в проведении досуга;
3. рассмотреть проблемы организации молодежного досуга.
1. Социальная сущность досуга
1.1 Свободное время и досуг
Одной из сфер, определяющих благополучие любого человека, является область свободного времяпровождения – досуга. Досуг является объектом исследования достаточно большого круга общественных наук: социологии, философии, психологии, педагогики и др., которые вносят своеобразие в понимание этого понятия. Во многих отраслях знания понятия «досуг» и «свободное время» используются как синонимы. Однако данные понятия, безусловно, нужно разграничивать.
Свободное время – часть внерабочего времени, которая освобождена от непреложных временных затрат, т.е. от обязательной работы, общественных обязанностей и бытовых забот, а также от необходимой физиологической деятельности (сна, питания и пр.).
Величина свободного времени
неоднородна у различных
Досуг – это часть свободного времени, совокупность занятий, выполняющих функцию восстановления физических и психических сил человека; деятельность ради собственного удовольствия, развлечения, самосовершенствования или достижения иных целей по собственному выбору, а не по причине материальной необходимости. Досуг – это не просто свободное время, а время, заполненное разнообразными занятиями: играми, философским умосозерцанием, общением и т.п.
Согласно тому, что досуг напрямую ассоциируется с деятельностью, мы будем считать, что досуговая деятельность – это осознанная и целенаправленная активная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей в познании собственной личности и окружающего мира, осуществляемая в условиях непосредственно и опосредованно свободного от работы времени. Эффективность любой деятельности, в том числе и досуговой, зависит от культуры личности, которая определяется тем, насколько широко способен человек осмысленно решать частные задачи, чутко реагировать на условия и требования социума, насколько свободно он владеет наукоемкой техникой и высокой технологией, насколько развиты в нем чувство нового, способность «не отстать» от темпов развития общества и при этом, насколько эти качества пронизывают понимание общечеловеческих приоритетов.
Люди часто предпочитают отдыхать дома, и поэтому самые распространенные и не требующие никаких дополнительных затрат домашние формы проведения свободного времени (телевизор, чтение, хозяйственные заботы или просто ничегонеделание) при отсутствии любой социальной активности вне дома и любых попыток как-то разнообразить свой досуг внутри дома являют собой самый «простой» тип досуговой активности. Добавление к этим домашним «развлечениям» тех или иных увлечений, включая книги, музыку, видео, занятия компьютером, более свободное общение, направленное на пребывание вне семьи, обогащает свободное время и несет в себе более выраженный развивающий компонент.
В будний день доля свободного времени у работающего человека – относительно небольшая величина, 1 – 3 часа, а в некоторых случаях – несколько минут. Это время человек может увеличивать или сокращать за счет некоторых видов индивидуальной активности.
Оставаясь домашним по своей
сути, такой тип досуга все таки
более разнообразен и интересен,
чем простое потребление
Таким образом, различают активный и пассивный досуг. Первый вид связан с активными занятиями (с физическими и умственными), различными видами деятельности – игрой, пением, конструированием, спортивными занятиями и т.д. Второй вид связан с пассивными видами времяпрепровождения, когда человек выступает в виде пассивного зрителя, «потребителя» культурных ценностей или с ничегонеделаньем. Пассивные формы досуга получили в последнее десятилетие широкое распространение. Этому содействовало развитие телевидения, использование компьютера.
1.2 Современные концепции и функции досуга
В настоящее время существуют различные досуговые концепции – точки зрения, трактовки, способы понимания досуга как досуговой деятельности. Они отражают разные подходы к досугу как к жизненно важной сфере человеческого бытия. Различие этих концепций объясняется тем, что в них взгляды на досуг и досуговую деятельность формируются с позиции различных наук: культурологии, медицины, экологии, социологии, экономики, педагогики, психологии и т.д.
Наиболее полно концептуальные модели досуга классифицированы М. Капланом и Дж. Шиверс:1
4) институциональная концепция определяла различия в досуговой деятельности на основе разных ценностных установок в сфере религии, образования, политики, экономики и изучала соответствующие им сообщества и объединения по интересам и формам работы;
5) экзистенциальная модель
рассматривает досуг как
6) модель досуга как
функции необходимой человеку
для достижения
7) в социологической модели
досуг интерпретируется как
Многомерность методологических и исследовательских концепций досуга необходимо рассматривать не как взаимоисключающие, а как взаимодополняющие. Основным признаком досуга во всех концепциях становится «свобода для» интересной деятельности, а не «свобода от» правил человеческого общежития. Досугом является определенный набор занятий, предназначенных для отдыха, развлечений, физического и духовного развития человека.
Разнообразные виды и формы досуговой деятельности отличаются по своим функциям2:
1) рекреационная и
Информация о работе Досуг как форма жизнедеятельности российской молодёжи