Жизнь и творчество П. А. Сорокина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 16:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучение социологического наследия Питирима Сорокина.
Поставленная цель раскрывается через следующие задачи:
Рассмотреть биографию П. А. Сорокина.
Изучить содержание основных работ П. А. Сорокина, выявив его вклад в социологическую мысль.
Рассмотреть интегральную концепцию Сорокина, как выражение нового социологического видения.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая п сорокин Королева (1).docx

— 99.76 Кб (Скачать файл)

 

Введение

 

У социологии существует особенность, как гуманитарной науки, вследствие которой история играет в ней значительно более важную роль, чем в естественных науках. Она состоит в том, что старые знания, теории, методы здесь не вытесняются новыми, не заменяются ими полностью и навсегда. Если речь идет о каких-то действительно серьезных научных достижениях, то нельзя сказать, что чем они новее, тем они значительнее.

Ничего значимого для  социологического знания не исчезает бесследно. Оно может на некоторое время забыться, надолго уходя из сферы актуального научного знания. Но, зачастую, наступает момент, когда научное сообщество вновь обращается к, казалось бы, навсегда забытым идеям, и они снова оживают в памяти, актуализируются и становятся современными. Не смотря на то, что каждая эпоха в развитии социологии по-своему, по-новому интерпретирует старые идеи, но, подвергаясь новому прочтению, они продолжают оставаться самими собой.

Питирим Александрович Сорокин (1889 – 1968) – крупнейший русский, а затем американский социолог. Американцы, безусловно, относят его к числу основателей американской социологии. Два периода его творчества взаимозависимы и тесно связаны и в тоже время не похожи друг на друга, но работы интегрируют их, так как всё его мировоззрение было пронизано «философией интегрального синтеза». 

Актуальность изучения творчества П. А. Сорокина определяется, прежде всего, новым этапом в развитии российского общества, стремлением глубокого осмысления собственного научного наследия, определением будущего государства, описание которого можно увидеть в работах Питирима Александровича. 

В центре внимания Питирима Сорокина всегда находились человек, общество и культура. Будучи по происхождению  русским человеком П. Сорокин уделял России огромное внимание. И даже в США не забывал о своей отчизне и интересовался ее судьбой. Однако, на родине вплоть до 60-х годов ХХ века не только не переиздавались его книги, изданные в России до 1922 года, но также не была переведена и издана ни одна книга его американского периода. 

Наличие в архивах АН СССР его первых статей и работ, а также  несомненный интерес обществоведов возрождающейся России к событиям 1917-1920-х годов – все это отчасти способствовало акцентированию внимания российских социологов к научному наследию П. А. Сорокина. 

Еще одним фактом, подтверждающим актуальность изучения творчества этого социолога, является не проходящая ценность его идей и прозрений, его прогнозов, особенно в свете тех событий, которые происходят в нашей стране и во всем мире в настоящее время. Это подчеркивается и российскими, и зарубежными исследователями.

Объектом данной работы является жизнь и научная деятельность       П. А. Сорокина.

Предметом – социологические теории и концепции П. А. Сорокина.

Цель курсовой работы – изучение социологического наследия Питирима Сорокина.

Поставленная цель раскрывается через следующие задачи:

  1. Рассмотреть биографию П. А. Сорокина.
  2. Изучить содержание основных работ П. А. Сорокина, выявив его вклад в социологическую мысль.
  3. Рассмотреть интегральную концепцию Сорокина, как выражение нового социологического видения.

 

 

 

 

 

 

1. Краткая биография Питирима Сорокина

 

«Ыджыд морт» — так называли Питирима Сорокина его земляки зыряне, чьего роду и племени и был этот «Большой человек», поднявшийся с низшей «ступени» русского общества до вершин ученого мирового уровня1.

Питирим Александрович Сорокин родился 23 января 1889 г. (по записи Турьинской Воскресенской церкви), хотя сам Сорокин считал и везде указывал дату 21 января 1969г. (по старому стилю), в селе Турья, Яренского уезда, Вологодской губернии (ныне Республика Коми). Отец – Александр Прокопьевич Сорокин, уроженец Великого Устюга, прошел обучение в одной из великоустюжских ремесленных гильдий, получил свидетельство «мастера золотых, серебряных дел и украшения икон» и занимался церковно-реставрационными работами, странствуя из села в село. Мать Питирима Сорокина, Пелагея Васильевна, происходила из коми-зырянского крестьянского рода, была уроженкой села Жешарт Яренского уезда Вологодской губернии. Питирим Сорокин был вторым сыном в семье. Его старший брат – Василий, родился в 1885 году, а младший брат – Прокопий, родился в 1893 году.

Мать Питирима умерла 7 марта 1894 года в селе Коквицы. После смерти Пелагеи Васильевны отец Сорокина начал чрезмерно употреблять алкоголь, вследствие чего у него случались приступы белой горячки. В один из таких приступов он очень жестоко избил своих сыновей, что привело к тому, что братья покинули его и не встречались с ним до его смерти в 1900 году. Самостоятельная жизнь братьев складывалась довольно удачно, им удавалось получать заказы на роспись и украшение церквей, изготовление окладов икон2.

Кочевая жизнь странствующих  ремесленников не позволяла братьям  Сорокиным получить систематическое  образование. Счету, чтению и письму юного Питирима начал учить еще отец, а потом и старший брат Василий. Первым регулярным учителем Питирима стала одна из грамотных крестьянок деревни Римья, которая собирала вечерами у себя в избе соседских ребятишек и вместе со своими обучала их в течение одной зимы.

Питирим с самого детства  занимался самообразованием. 2 июня 1904 года он окончил с отличием Гамскую второклассную школу. После получает возможность продолжить учёбу в церковно-учительской духовной семинарии села Хреново Костромской губернии. За несколько месяцев П. Сорокин завоевал репутацию лучшего студента в классе, был лидером в литературной, научной и политической деятельности студентов.

Всеобщее брожение умов, характерное для социально-политической ситуации этих лет, охватило и школу, где учился П. Сорокин, разбив студентов на группы. В 1906 году он вступил в партию  социалистов-революционеров (эсеров) и активно включается в процесс распространения революционных идей3.

В декабре этого же года он был арестован полицией, осуждён  и заключён в тюрьму города Кинешма. Тюремный режим был довольно либеральным. Политические заключённые могли свободно общаться, было разрешено чтение книг. Сорокин знакомится с работами Михайловского, Лаврова, Маркса, Энгельса, Бакунина, Кропоткина, Толстого, Плеханова, Чернова, Ленина, Дарвина, Спенсера. Тюремный опыт подсказал будущему учёному и выбор темы первой научной монографии. Через три с половиной месяца Сорокин был выпущен под гласный надзор полиции. Заключение не избавило Питирима Сорокина от революционных идей, и он сбежал из-под полицейского надзора в Иваново-Вознесенск, где продолжил пропагандистскую деятельность под псевдонимом «Товарищ Иван». Однако тяжёлая жизнь «бродячего миссионера революции», постоянная угроза ареста, ухудшившееся здоровье потребовали взять передышку и отправиться к родственникам в деревню Римью4.

Осенью 1907 года отсутствие каких-либо перспектив на хорошую работу или учёбу в родных местах подталкивают Питирима на переезд в Санкт-Петербург, куда он добирался практически «зайцем». В Петербурге, с помощью первого профессора из коми К. Жакова, он поступает на известные вечерние Черняевские курсы. Сорокин вошел в круг петербургской научной интеллигенции, а также познакомился с политиками, лидерами эсеров, социал-демократов и кадетов.

В 1909 году Питирим Александрович поступает в Психоневрологический институт, где у него устанавливаются не только академические, но и дружеские связи с руководителями и членами кафедры – М. Ковалевским, Е. Де Роберти, В. Бехтеревым и другими. Ковалевский высоко оценил социологическую начитанность П. Сорокина и предложил ему курс лекций по социологии в рамках его собственной программы. Он читает лекции о предмете социологии и делает обзор основных концепций эволюции и прогресса. Часть этого материала публикуется в научных журналах5.

В августе 1910 года П. Сорокин перешел на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Будучи студентом, ведет активную научную и публикаторскую деятельность. В этот период он публикует более десятка серьезных научных работ, не считая рецензий, рефератов и обзоров публикаций в зарубежной периодике. В это время он сотрудничает с журналами «Вестник психологии», «Вестник знания», «Заветы», «Новые идеи в социологии». Главное его достижение в этот период – монография «Преступление и кара, подвиг и награда. Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали», которая была благожелательно встречена в научных кругах и отмечена положительными рецензиями. В университете знакомится и близко сходится с Л. Петражицким, И. Павловым, М. Туган-Барановским. С некоторыми дружит до конца их дней.

Питирим окончил университет в 1914 году и был оставлен на кафедре уголовного права для подготовки к профессорскому званию. В ноябре 1916 года сдает устный экзамен на получение степени магистра, после чего становится приват-доцентом Петроградского университета, решив готовить новый для университета курс, социология права. Впереди была защита магистерской диссертации, за ее основу П. Сорокин взял книгу «Преступление и кара, подвиг и награда». Реакция Ученого совета юридического факультета на планы приват-доцента была благожелательной, и уже назначили дату защиты — март 1917 года. Однако революционные события изменили традиционные порядки в университете, а позднее научные степени и защиты были вообще отменены.

26 мая 1917 года П. А.  Сорокин женился на Елене Петровне  Баратынской (1894—1975), с которой познакомился ещё в 1912 году на литературных вечерах в доме К. Ф. Жакова. Е. П. Баратынская, дочь поместного дворянина Таврической губернии, окончила Бестужевские курсы, по образованию ботаник-цитолог. Впоследствии получит докторскую степень в США в университете Миннесоты (1925 г.), будет преподавать в ряде университетов и колледжей Америки6.

События биографии П. Сорокина 1917 года красочно описаны им в «Листках из русского дневника» и включены позднее целиком в автобиографию «Долгое путешествие». В этот период он принимает активное участие в функционировании Государственной думы, Временного правительства, в редактировании эсеровских газет «Воля народа» и «Дело народа», в написании целого ряда социально-политических заметок и памфлетов. Будучи секретарем А. Ф. Керенского, П. А. Сорокин вскоре убедился, что страна приближается к пропасти, он был сторонником «жестких мер» и требовал от правительства их принятия. Большевистский переворот П. Сорокин воспринял как контрреволюцию, по его мнению, к власти пришли «преторианцы»7. 2 января 1918 года он арестован большевистским правительством. От расстрела его спасает опубликование в статье Ленина В. И. «Ценные признания Питирима Сорокина», письма, в котором Питирим отрекается от политической жизни и изъявляет желание посвятить себя науке и народному образованию.

Постепенно Сорокин стал налаживать утраченные связи в академической среде. После Февральской революции он был секретарем А. Керенского по проблемам науки, и по его совету премьер вводит преподавание социологии в русских университетах в качестве обязательного курса. В 1919 г. Сорокин становится членом Социологического института, на собраниях которого совместно с А. Гизетти и П. Люблинским читает курс по социологии для специалистов и проводит ряд эмпирических исследований социальной структуры послереволюционной России. Преподает социологию в ряде своеобразных научно-учебных учреждений той поры – «Живом слове», «Истории искусства», «Народном хозяйстве», в которых сотрудничали в эти годы А. Луначарский, К. Чуковский, А. Блок, Н. Гумилев, Е. Замятин и многие другие выдающиеся представители русской интеллигенции. В 1920 г. избирается руководителем кафедры общей социологии на факультете общественных наук Петроградского университета8.

В апреле 1922 года в публичном шестичасовом диспуте он блестяще защитил докторскую диссертацию по двухтомнику «Система социологии».  Питирим Сорокин был первым в истории русской науки, кого признали достойным звания «доктора социологии» (вторым был К. Тахтарев).

В начале 1922 года началась открытая травля П. Сорокина в печати, его критиковали Ленин, Троцкий, Зиновьев и многие другие представители власти. Вождь пролетарской революции не простил Сорокину того, что тот не принял протянутой ему в 1918 году руки дружбы и сотрудничества. В связи с этим, 23 сентября 1922 года Питирим Сорокин в сопровождении своей жены Елены Сорокиной покинул страну Советов.

Высланный из России, Питирим  оказался в Германии, позже в Чехии, а через год перебрался в США, где сумел обрести вторую родину.

Посещая церковь, публичные  собрания, университетские лекции и  много читая, П. Сорокин довольно быстро обрел свободный разговорный язык. С 1923 по 1930 года Питирим Александрович преподает в различных университетах США, среди его учеников есть крупные американские социологи, такие как Р. Мертон, Р. Миллз, Т. Парсонс. Параллельно с преподавательской деятельностью Сорокин публикует несколько крупных работ. Среди них: «Страницы русского дневника» (1924 г.), «Социология революции (1925 г.), «Социальная мобильность» (1927 г.), «Современные социологические теории» (1928 г.), «Принципы сельской и городской социологии» ( с Карлом Циммерманом,1929 г.) и первые три тома «Систематической хрестоматии сельской социологии» (с Карлом Циммерманом и Ч. Гэлпиным,       1929 г.). Особо выделяется фундаментальная четырехтомная «Социальная и культурная динамика». Реакция на этот труд академических кругов, которые и являлись основными читателями Сорокина, оказалась весьма неблагоприятной и Сорокин обращается к «читающей Америке» и издает популярную адаптацию «Динамики» для массового читателя – книгу «Кризис нашего времени» (1941г.), которая стала впоследствии самой читаемой книгой ученого. Также появляются не менее известные его книги «Человек и общество в бедствии», «СОС: значение нашего кризиса» (1951г.)9.

Информация о работе Жизнь и творчество П. А. Сорокина