Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 16:10, реферат
Необходимой предпосылкой социальной стабильности и нормального
функционирования любого общества является наличие общеразделяемой системы
ценностей (культуры), которая включает в себя общие идеалы, символы,
верования, мораль, традиции, нормы поведения и т.п. Конкретным механизмом,
обеспечивающим устойчивость и стабильность общества, выступают социальные
институты, представляющие собой ценностно-нормативные комплексы,
посредством которых направляются и контролируются действия людей в жизненно
важных сферах - экономике, политике, образовании, семье и др.
Введение
............................................................................
..................................2
Глава I. Индивид, образование и «внешние» факторы………………………5
Глава II. Функции образования………………………………………………..8
§ 1.2. Функции образования в обществе……………………………….9
§ 2.2. Функции образования в экономической сфере…………………10
§ 3.2. Соотношение задач и функций образования……………………13
Глава III. Ступени и формы образования……………………………………..18
§ 1.3. В классах российской школы: от массовизации к росту отсева.18
§ 2.3. Вузы: конкурсная ситуация и конкуренция претендентов……..22
Заключение………...……………………………………………………………26
Литература…………………………
Институт образования
Содержание
Введение
..............................
..............................
Глава I. Индивид, образование и «внешние» факторы………………………5
Глава II. Функции
образования……………………………………………….
§
1.2. Функции образования в
§
2.2. Функции образования в
§ 3.2. Соотношение задач и функций образования……………………13
Глава III. Ступени
и формы образования……………………………
§ 1.3. В классах российской школы: от массовизации к росту отсева.18
§ 2.3. Вузы: конкурсная ситуация и конкуренция претендентов……..22
Заключение………...……………………………………
Литература……………………………………………………
Необходимой предпосылкой социальной стабильности и нормального
функционирования любого общества является наличие общеразделяемой системы
ценностей (культуры), которая включает в себя общие идеалы, символы,
верования, мораль, традиции, нормы поведения и т.п. Конкретным механизмом,
обеспечивающим устойчивость и стабильность общества, выступают социальные
институты, представляющие собой ценностно-нормативные комплексы,
посредством которых направляются и контролируются действия людей в жизненно
важных сферах - экономике, политике, образовании, семье и др. Поэтому
социальные институты представляют собой тип социальной организации,
деятельность которой направлена на осуществление фундаментальных
потребностей общества, таких как воспроизводство и социализация своих
членов, создание материальных благ, координация совместной деятельности
людей, осуществление социального контроля над их поведением и др.
Успешная деятельность института возможна лишь при реализации
определенной совокупности условий: 1) наличии социальных норм и
предписаний, регулирующих поведение людей в рамках данного института; 2)
интеграции его в социально-политическую и ценностную структуру общества,
что, с одной стороны, обеспечивает формально-правовую основу деятельности
института, а с другой - позволяет осуществить социальный контроль над
соответствующими типами поведения; 3) необходимо наличие материальных
средств и условий, обеспечивающих успешное выполнение институтами
нормативных предписаний и осуществление социального контроля[1].
Обладая ценностно-нормативной структурой с соответствующими ей
социальными позициями, социальный институт может быть рассмотрен как
самостоятельная социальная система, точнее, подсистема социального целого,
деятельность которой связана с реализацией жизненно важной потребности
большой социальной системы (общества). Таким образом, между социальным
институтом, рассматриваемым в качестве подсистемы, и социальной системой в
целом существуют определенные (функциональные) зависимости, благодаря
которым обеспечивается стабильность и развитие общества.
В процессе нормального функционирования и развития общества
исключительно важную роль играет социальный институт образования, благодаря
которому накопленные трудом предшествующих поколений материальные и
духовные ценности, знания, опыт, традиции передаются новому поколению людей
и усваиваются им. Образование можно охарактеризовать как относительно
самостоятельную систему,
задачей которой “является
и воспитание членов общества, ориентированное на овладение определенными
знаниями (прежде всего научным), идейно-нравственными ценностями, умениями,
навыками, нормами поведения, содержание которых определяется социально-
экономическим и политическим строем общества, уровнем его материально-
технического развития”[2].
В современной социологии принято проводить различие между формальным и
неформальным образованием. Термин “формальное образование” подразумевает,
во-первых, существование в обществе специальных учреждений (школы, училища,
техникумы, вузы и др.), осуществляющих процесс обучения. Во-вторых,
господствующая в современном индустриальном обществе система образования
подчиняется официально предписанному со стороны государства
образовательному стандарту, который определяет минимальные границы знаний и
умений, требуемые обществом в различных областях профессиональной
деятельности. Кроме
того, государственный
или неявном виде содержит определенные социокультурные ориентации,
связанные с обучением и воспитанием молодого поколения в соответствии с а)
нормативным каноном личности (гражданина), принятом в данном обществе; б)
нормативным требованиям к выполнению распространенных в данном обществе
социальных ролей. Поэтому деятельность системы формального образования
определяется господствующими в обществе культурными стандартами, идеологией
и политическими установками, которые воплощаются в проводимой государством
политике в области образования.
В социологии объектом изучения выступает прежде всего система
формального образования, отождествляемая с процессом образования в целом,
поскольку образовательным учреждениям принадлежит в нем решающая роль. Что
же касается термина “неформальное образование”, то под ним понимается
несистематизированное обучение индивида знаниям и навыкам, которые он
стихийно осваивает в процессе общения с окружающей социальной средой
(друзьями, сверстниками и др.) или путем индивидуального приобщения к
культурным ценностям, усвоения информации из газет, радио, телевидения и
т.д. Неформальное образование является важной составной частью социализации
индивида, помогает ему осваивать новые социальные роли, способствует
духовному развитию, но по отношению к системе формального образования в
современном обществе оно играет вспомогательную роль. В дальнейшем
изложении, говоря о социологических проблемах образования, мы будем иметь в
виду прежде всего систему формального образования.
Глава
I. Индивид, образование и «
В последние годы в отечественной социологии активно проводятся
исследования социальных процессов в области образования и, прежде всего,
социального поведения молодежи[3]. Значимость этой проблематики обусловлена
тем, что, во-первых,
она непосредственно
неравенства, связанные с институтом образования в силу выполняемых им
функций. Фиксируемое исследователями противоречие между равенством прав на
получение образования и дифференциацией в реализации этих прав молодежью из
разных социальных групп является конкретным выражением данной стороны
проблемы. Во-вторых, эта тематика важна также для оценки использования
интеллектуального потенциала общества. Привлекательность образования для
молодежи, ее устремления в этой сфере, доступность образования для выходцев
из разных социальных групп во многом определяют завтрашний уровень
образования населения, численность и качество квалифицированных работников,
весомость потенциала ученых и специалистов для наукоемких отраслей.
Кроме того, исследование социального поведения молодежи в сфере
образования актуально в связи с формированием рынка труда, а именно с
проблемами трудоустройства молодежи. Здесь особенно важно, как складывается
соотношение потребностей народного хозяйства в работниках определенной
квалификации по тем или иным профессиям с одной стороны, устремлений
молодежи при выборе жизненного пути – с другой, структуры образования – с
третьей.
Значимость
этой проблематики выходит
Вопросы демократии, неравенства, возможностей социальной мобильности
особенно остры в условиях переходного общества, в обстановке социальной
нестабильности. Усилившаяся социальная дифференциация не может не
проявляться в сфере образования, а плюрализация в данной области также
имеет социальный характер. Нынешние процессы в экономике, современное
состояние рынка труда заставляют с особым беспокойством относиться к
проблемам трудоустройства молодежи. Что касается использования
интеллектуального потенциала общества, то решение этой задачи во многом
определит, какое место займет Россия в быстро меняющемся мире. Каждая из
сторон тематики по-своему определяет роль исследований в этой области для
формирования общественного мнения и государственной политики, уяснения
потребностей в инвестициях, разработки различных мер социального
управления. На протяжении последних десятилетий на ориентации и социальное
поведение выпускников средних (полных) школ оказывал воздействие большой
комплекс факторов: политические перемены в стране, изменение способа
принуждения к труду; трансформация ценностных ориентаций общества,
связанная с изменением общей ситуации; подвижки в престиже образования,
квалифицированных профессий и роли образования в процессах социальной
мобильности; возникшие в последние годы последствия экономического спада
(резкое уменьшение спроса на рынке труда, снижение уровня жизни); замена
установки на всеобщее среднее образование курсом на основное (неполное
среднее) и среднее (полное) образование; плюрализация в образовательной
сфере; внедрение платного обучения; формирование иерархии "элитных" и
"дешевых" образовательных учреждений; усиление неравенства в сфере
образования для молодежи разных регионов и для поселений, различных по
уровню урбанизации. Явственно прослеживалось влияние изменений конкурсной
ситуации, проявлявшей себя как интегральное воздействие прежде всего
демографических процессов и перемен в структуре и функционировании системы
образования. Изменчивость социальной ситуации обусловила динамичность
социального поведения молодежи в сфере образования, особенно ярко
проявившуюся в последние десять пятнадцать лет в связи с глубокими
трансформациями в жизни страны.
Исследование
социального поведения
показывает, что в его формировании чрезвычайно велика роль так называемых
"внешних" (по отношению к индивиду) факторов. По выражению В.Н. Шубкина,
"на самом деле не только мы сами выбираем себе путь, но и дороги выбирают
нас"[4]. "Внешние" факторы влияют на ориентации молодежи, через них и
напрямую обусловливают важнейшие характеристики социального поведения. В те
или иные отрезки
времени явственно
воздействий. Рассмотрение поведения молодежи на широком социальном фоне
позволяет выявить,
например, его взаимосвязи с
ситуацией в сфере образования[6], изменениями ценностных ориентаций[7].
В данной работе рассматривается ряд аспектов социального поведения молодежи
в сфере образования, непосредственно связанных с воздействием "внешних"
факторов.
Глава II. Функции образования
Функции
образования в обществе в
поскольку образование является одним из институтов культуры. Они носят
объективный и системный характер, что очевидно в силу трех обстоятельств.
Во-первых,
функции реализуются сложной,
многоуровневой и
сетью формальных организаций, имеющих давние, устойчивые социально-
исторические связи как друг с другом, так и с внешними институтами (семьей,
наукой, культурой, производством).
Во-вторых, функции находятся под социальным, государственным контролем в
той мере, в которой общество или группы вырабатывают и одобряют более или
менее целостную концепцию сети образовательных организаций, обеспечивают
ресурсы для ее развития.
В-третьих, эти функции распространяются на все без исключения уровни
общественной жизни (индивидуальный, групповой, социетальный).
Отмеченные взаимодействия образования и других социальных институтов носят
ярко выраженный двусторонний характер. В результате социологического
анализа становится очевидным, что система образования определенным образом
“реагирует” на динамику других институтов, изменяя свою структуру или
содержание в соответствии с изменяющимися условиями. В связи с этим можно