Исторические корни и традиции развития благотворительности в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 11:27, курсовая работа

Краткое описание

Цель – выявление культурно-исторических традиций зарождения и развития благотворительности в России.
Задачи:
1) изучить основные периоды в становлении и развитии благотворительности.
2) выявить специфические черты благотворительности в XXI веке.
3) выявить развитие благотворительности на современном этапе.

Вложенные файлы: 1 файл

Исторические корни и традиции развития благотворительности в России.docx

— 55.21 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Актуальность темы исследования.

Оказание благотворительной  помощи в России имеет давние традиции. Историки находят корни сострадательного отношения к ближнему еще в обычаях древних славян. Благотворительность, понимаемая древними славянами, как безвозмездная помощь, составляла важную часть их жизни. Поворотным пунктом в развитии благотворительности, по мнению многих историков, стало принятие христианства, призывавшего к любви и милосердию.

Благотворительность прошла долгий путь своего становления и  развития, и стала основой для  формирования такой профессиональной деятельности как «социальная работа».

Изучение основ благотворительности  в настоящее время играет важную роль, т.к. сегодня происходит возрождение  не только государственной благотворительной  помощи, но и частных организаций, а также благотворительности  отдельных юридических лиц. Все  это способствует оказанию более  эффективной помощи нуждающимся  людям.

Степень научной разработанности  проблемы.

Изучение данной проблемы занимались многие ученые, т.е. данная тема в теоретическом плане разработана  достаточно детально. Например, изучением  благотворительности занимались Бадя Л.В. в книге «Благотворительность и меценатство в России», В.А. Сущенко «История российского предпринимательства». Исследованием истории благотворительности занимался отечественный ученый А. Стогу в работе «Об общественном призрении». Проблемами источниковедения общественного призрения занимались В. Межов, А. Роговцева.  Дело, начатое в XIX веке В. Межовым, продолжили Т. Ефремов, Н. Лучинский, А. Селиванов и другие. Сегодня систематизацией источников и библиографией по вопросам благотворительности начинают заниматься такие отечественные ученые, как Л. Бадя, Н. Ефимова, В. Степанов.

Теоретическую и методологическую основу курсовой работы составили работы отечественных авторов Дурасановой и Годунского.  В работе использовался исторический подход.

Объектом курсовой работы является благотворительность в  России.

Предметом – роль благотворительности  в становлении и развитии социальной работы.

Цель – выявление культурно-исторических традиций зарождения и развития благотворительности в России.

Задачи:

1) изучить основные периоды в становлении и развитии благотворительности.

2) выявить специфические черты благотворительности в XXI веке.

3) выявить развитие благотворительности на современном этапе.

Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав включающих 4 параграфа, заключения и списка используемой литературы.

 

 

Понятие благотворительности и история её становления

1.1 Понятие благотворительности 

Благотворительность — оказание безвозмездной (или на льготных условиях) помощи тем, кто в этом нуждается. Может быть как в коллективных формах (фонды, организации), так и в виде индивидуального меценатства. Следует отметить, что основной чертой благотворительности и меценатства является свободный и непринужденный выбор формы, времени и места, а также содержания помощи.

Благотворительная деятельность в России регулируется Федеральным  законом № 135 от 11 августа 1995 г. «О благотворительной  деятельности и благотворительных  организациях». Кроме названного закона благотворительная деятельность регулируется соответствующими положениями Конституции (ст. 39) и Гражданского кодекса. В  отличие от других стран, в России нет налоговых льгот для благотворителей.

Благотворительность — универсальная  общечеловеческая ценность, один из важнейших  атрибутов гражданского общества. Благотворительность  позволяет обществу обслуживать  свои интересы напрямую, без посредничества государства. Благотворительность  обеспечивает перераспределение доходов  от наиболее имущих к наименее имущим гражданам кратчайшим путем и в кратчайшие сроки. Благотворительность все больше становится инструментом, посредством которого общество удовлетворяет свои основные социальные, общечеловеческие   потребности.

Благотворительность в России определяется и регулируется законом  РФ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», принятом в 1995 году, поэтому в своей  благотворительной деятельности необходимо руководствоваться определениями  закона:

«Под благотворительной  деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических  лиц по бескорыстной (безвозмездной  или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам  имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки» (ст.1).

Как следует из закона, поддержка  политических партий, движений, групп  и кампаний, как и поддержка  коммерческих структур, благотворительностью не являются.

Закон не только дает определение  благотворительности, но и четко  определяет цели благотворительной  деятельности:

«Благотворительная деятельность осуществляется в целях:

— социальной поддержки и  защиты граждан, включая улучшение  материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые  в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать  свои права и законные интересы;

— подготовки населения к  преодолению последствий стихийных  бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;

— оказания помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам  репрессий, бежен цам и вынужденным переселенцам;

— содействия укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов;

— содействия укреплению престижа и роли семьи в обществе;

— содействия защите материнства, детства и отцовства;

— содействия деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному  развитию личности;

— содействия деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения  морально-психологического состояния  граждан;

— содействия деятельности в сфере физической культуры и  массового спорта;

— охраны окружающей природной  среды и защиты животных;

— охраны и должного содержания зданий, объектов и территорий,

имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное  значение, и мест захоронения» (ст.2).

Сам же термин "благотворительность" расплывчат, В разные времена под  ним понимали разное.

Словарь Даля дает следующее (самое широкое) определение благотворительности: "Благотворительность - свойство, качество благотворящего. Благотворитель - склонный к благотворению, благодетель, благоподатель. Обычно разумеют: склонный делать добро, помогать бедным.

Об учреждении: устроенный для призрения неимущих, дряхлых, увечных, хилых, хворых, или для попечения о них".

Ушаков ограничивается формулировкой: "оказание материальной помощи бедным".

Словарь Ожегова определяет благотворительность как "в буржуазном обществе оказание частными лицами помощи бедным", то есть исходит из того, что в социалистическом обществе благотворительности не существует.

Сейчас организованная благотворительность  в крупном масштабе - это меценатство, это финансирование научных исследований, пожертвования в соответствующие  фонды, на покупку оборудования в  больницы, на строительство детских  домов и др.

 

 

1.2 История становления благотворительности в России

Началом благотворительной  деятельности в России принято считать 988 год – дату крещения Руси. С  принятием христианства с одной  из его основных заповедей - о любви  к ближнему - на Руси впервые заговорили о призрении бедных, что тогда нашло свое выражение в раздаче милостыни неимущим.

Князь Владимир вводя христианство на Руси, глубоко проникся его положениями, обращенными к душе человека. Эти  положения призывали людей заботиться о ближнем, быть милосердными. Проникнувшись этими положениями, князь Владимир велел раздавать еду и воду из княжеской казны, а для тех, кто не мог сам дойти до княжеского двора милостыню возили специальные телеги. 

Великий князь Ярослав  Владимирович, вступивший на престол  в 1016 году, внес в Церковный и Земский  уставы специальные разделы, связанные  с благотворительностью. На личные средства он основал училище для сирот. При Ярославе получило распространение бесплатное оказание медицинской помощи при монастырях. Благотворительные традиции Ярослава продолжили его сыновья Изяслав и Всеволод.

Активно помогал неимущим и недужным сын Всеволода и внук Ярослава князь Владимир Мономах. Сестра Владимира Мономаха Анна Всеволодовна открыла в Киеве и содержала на собственные средства женское училище для всех сословий, сама обучала учениц грамоте и ремеслам. Сын Владимира Мономаха Мстислав, а также князь Ростислав отличались особой любовью к бедным: так, Ростислав отдал им все имущество, полученное в наследство.

Эти тенденции развития общественного  призрения в Киевской Руси были прерваны, как и весь ход исторического  процесса формирования российской государственности, татаро-монгольским нашествием, явившимся  тяжелым испытанием для ее жизнестойкости. В условиях краха единой государственной  системы и иностранного владычества  на первый план, с точки зрения сохранения и объединения духовных сил народа, объективно выдвигается русская  православная церковь, ставшая одновременно и единственным прибежищем для нуждающихся  в помощи людей убогих, престарелых  и нищих. Церковь со своей довольно распространенной к тому времени сетью монастырей фактически полностью взяла на себя благотворительные функции, пользуясь тем, что татарские ханы, особенно в первый период господства над Россией, уважительно относились к духовенству, неоднократно давали Российским Митрополитам грамоты (ярлыки), освобождали церкви и монастыри от даней и поборов, оставляли за духовенством заботу о призрении нуждающихся.

Царь Иван IV (Грозный) предпринял ряд мер, направленных на узаконивание благотворительности в рамках государственной политики. В те времена расходование средств государственной казны, являвшейся одновременно и царской казной, находилось практически полностью в ведении правителя, и при отсутствии какой-либо социальной политики любые траты на помощь малоимущим слоям населения вполне могли считаться благотворительностью. Были изданы специальные законы, направленные на оказание помощи нуждающимся. В короткое время был создан ряд благотворительных учреждений, финансируемых как из государственной казны, так и за счет частных пожертвований. Милосердие и благотворительность стали основными ценностями православия: монастыри и церковные приходы содержали больницы, приюты, школы для сирот, библиотеки, организовывали бесплатные обеды.

Стоглавый Собор, созванный  в 1551 году по инициативе Ивана Грозного, постановил проводить перепись нуждающихся  и создавать в каждом городе богадельни, а также определил перечень средств на их содержание. Однако эти решения не выполнялись: денег у разоренного войнами и опричниной государства не было. По всей стране нищих просили милостыню, но лишь немногие могли обрести кров и еду при монастырях и в частных богадельнях.

В 1601 году разразилась катастрофа: из-за неурожая в стране начался  страшный голод, толпы голодающих стекались  в Москву. Царь Борис Годунов запретил винокурение и пивоварение, на которые  шло зерно, велел бить кнутом перекупщиков, а изъятые у них запасы хлеба  продавать по низкой цене. На государственные деньги для Москвы было закуплен хлеб, который раздавали голодающим. Царь и сам раздавал деньги нищим, вдовам и сиротам. 

Первый русский царь из династии Романовых, Михаил Федорович, поручил патриаршему приказу  открытие сиротских домов. В 1635 году Михаил Федорович пожертвовал землю  бывшего «убогого дома» (места, куда свозили тела умерших «дурной смертью», то есть без покаяния), для нового Покровского мужского монастыря. Позже, при царе Алексее Михайловиче были созданы специальные приказы, занимавшиеся призрением бедных.

Накануне Рождества и  Пасхи, в ознаменование военных  побед или рождения наследников, царь со свитой посещал тюрьмы и  богадельни, где раздавал милостыню. Примеру царя следовали приближенные, духовенство, знатные горожане. Алексей  Михайлович занимался благотворительностью не от случая к случаю: в царском  дворце на полном обеспечении постоянно  жили богомольцы, юродивые, странники.

Видным московским благотворителем  был близкий советник царя Алексея  Михайловича – Федор Ртищев. Он первым в России предпринял попытку  объединить частную благотворительность  с государственной. Во время войн с Речью Посполитой и Швецией (1654-1656 годы) Ртищев организовал ряд больниц для раненых солдат, причем не только русских, но и пленных польских и шведских. На личные и государственные средства он выкупал русских солдат из плена. По его инициативе на улицах Москвы подбирали калек, немощных, старых и даже пьяниц, и свозили их в специальные дома, где лечили или содержали до конца жизни. Все это Федор Ртищев организовывал в основном на собственные деньги. Значительную сумму ему передала царица Марья Ильинична. «Больницы Федора Ртищева» продолжали существовать на частные пожертвования и после его смерти.

В 1682 году, в царствование Федора Алексеевича, был издан указ об открытии домов для беспризорных детей, где обучали грамоте, ремеслу, наукам. В том же году в Москве открылись две богадельни, а к концу века их в столице стало уже 10.

Информация о работе Исторические корни и традиции развития благотворительности в России