Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 16:43, контрольная работа
Развитие социологии в целом и каждой ее отдельной отрасли является результатом творческой деятельности многих поколений ученых и мыслителей разных стран и народов. В этом смысле социология интернациональна по своему характеру, целям и задачам; она является общечеловеческим феноменом.
В то же время социология никогда не была единой наукой, как, например, физика или астрономия. Одновременно существовало значительное число школ и направлений, различных по содержанию и характеру, пониманию теории и методологии, предмета и структуры социологического знания. Эти школы и направления часто базировались на диаметрально противоположных мировоззренческих, философских и социальных позициях, характеризовались весьма различными подходами к определению предмета исследования и возможностей его познания. Специфика и национальные традиции (что особенно важно) проявляются не только как сторона или специфическое качество чего-то цельного и единого, а как самостоятельное направление, претендующее на выражение самой сущности социоло¬гии или на представление социологии в целом.
Введение………………………………………………………………………
1. Социология в России в XIX и начале XX века………………………….
2. Отечественная социология после 1917 года……………………………..
Заключение……………………………………………………………………
Список использованной литературы…………….…...………………..…...
2
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
СОЧИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И
КУРОРТНОГО ДЕЛА
ИНСТИТУТ ТУРИСТСКОГО БИЗНЕСА
Контрольная работа
по дисциплине:
СОЦИОЛОГИЯ
Тема:
История отечественной социологии
г. Сочи 2010
Содержание
Введение………………………………………………………… 1. Социология в России в XIX и начале XX века…………………………. 2. Отечественная социология после 1917 года…………………………….. Заключение…………………………………………………… Список использованной литературы…………….…...………………..….
| 3 4 14 25 26 |
Введение
Развитие социологии в целом и каждой ее отдельной отрасли является результатом творческой деятельности многих поколений ученых и мыслителей разных стран и народов. В этом смысле социология интернациональна по своему характеру, целям и задачам; она является общечеловеческим феноменом.
В то же время социология никогда не была единой наукой, как, например, физика или астрономия. Одновременно существовало значительное число школ и направлений, различных по содержанию и характеру, пониманию теории и методологии, предмета и структуры социологического знания. Эти школы и направления часто базировались на диаметрально противоположных мировоззренческих, философских и социальных позициях, характеризовались весьма различными подходами к определению предмета исследования и возможностей его познания. Специфика и национальные традиции (что особенно важно) проявляются не только как сторона или специфическое качество чего-то цельного и единого, а как самостоятельное направление, претендующее на выражение самой сущности социологии или на представление социологии в целом.
1. Социология в России в XIX и начале XX века
Общечеловеческие и национальные особенности социологии в России имеют несколько аспектов.
Во-первых, они уходят корнями в русскую культуру, традиции русского освободительного движения. Русская социологическая, вернее социальная, мысль складывалась как из откровенно идеологизированных, так и из академических школ (прогрессивного и консервативного направлений).
На формирование социальной, а затем и социологической мысли в России большое влияние оказали французские просветители (Ш. Л. Монтескье, Ф. Вольтер, Д. Дидро, К. А. Сен-Симон), английские экономисты (А. Смит, Д. Рикардо), немецкие романтики (Ф. В. Шеллинг).
Это влияние преобладало до первой четверти XIX в., но начиная с первой четверти XIX в. преобладающими и противоборствующими ориентациями в социальном мышлении в России стали славянофильство и русофильство, с одной стороны, и западничество — с другой.
Наиболее крупными представителями русофилов были Н. Я. Данилевский, М. Н. Катков, К. Н. Леонтьев, К. П. Победоносцев.
Взгляды русофилов левого крыла сформулировал Данилевский. Он считал, что именно в России произойдет взлет культуры после ее падения на Западе. Выразителем идей правого крыла русофилов стал Победоносцев, который решительно выступал против «разрушительных» сил западной культуры. Только путем соблюдения национальных традиций под руководством церкви, осуществляющей волю Бога на земле, утверждал он, русское общество может достичь гармонического единства желаний, эмоций, разума.
В западничестве сложились три направления: теоретическое (1830-х гг.), крупнейшей фигурой которого был П. Я. Чаадаев, гуманистическое (1840-х гг.) во главе с В. Г. Белинским, народническое (1860-е гг.), основанное А. И. Герценом (его наиболее яркими последователями стали Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев и др.).
Во-вторых, социологическая мысль в России развивалась как интегральная часть европейской культуры. Выдающиеся деятели русской социологии (М. М. Ковалевский, Л. И. Мечников, Н. К. Михайловский, Е. В. де Роберти и т. д.) оказали существенное влияние на ее становление как самостоятельной науки об обществе, вышедшей за пределы национальных границ. В то же время она испытала заметное влияние концепций западных социологов — Конта, Спенсера, Зиммеля, Вебера, Дюркгейма и др.
Николай Яковлевич Данилевский (1822—1885) — создатель первой в истории социологии антиэволюционистской модели общественного прогресса. Взамен «произвольных» систем он предложил «естественную» систему группировки исторических событий, учитывающую многообразие человеческой истории, исходя из определенных типов ее развития, тогда как временная классификация (по степеням и фазам изменения культуры) объявляется второстепенной. Каждый организм, в том числе культурно-историческое явление, рассматривается как целостная система, некий «морфологический принцип», структурный план которого «начертан рукою промысла».
«Человечество», по мнению Данилевского, — только отвлеченное понятие, реальными же носителями исторической жизни выступают «естественные» системы — обособленные культурно-исторические типы. Главным критерием выделения типов является языковая близость, а сам культурно-исторический тип понимается как сочетание психоэтнографических, антропологических, социальных, территориальных и прочих признаков. На место однолинейной исторической схемы Данилевский поставил «драму» многих культурно-исторических типов, каждый из которых образует целостный организм и подобно живому организму переживает соответствующий жизненный цикл от зарождения через расцвет к упадку.
Другим, не менее оригинальным отечественным социологом был Лев Ильич Мечников (1838—1888). Главное его произведение — «Цивилизация и великие исторические реки. Географическая теория развития современных обществ» (1889). В этой работе Мечников выступил как крупнейший представитель географической школы в социологии, стремился объяснить неравномерность общественного развития изменением значения одних и тех же географических условий, прежде всего водных ресурсов и путей сообщения, в различные эпохи под влиянием экономического и технического прогресса.
В соответствии с этим он выделял три периода в истории цивилизации: 1) речной — со времени возникновения первых рабовладельческих государств в долинах Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Хуанхэ и Янцзы; 2) средиземноморский — от основания Карфагена; 3) океанический — после открытия Америки.
Усматривая критерий общественного прогресса в «нарастании общечеловеческой солидарности», Мечников считал неизбежным и закономерным переход человечества от деспотического правления к свободе, от угнетения к братству всех людей и народов, покоящемуся на добровольной кооперации.
Ситуация, сложившаяся в социальном мышлении в России во второй половине XIX в., предопределила характер и направление развития русской социологии. Многие русские социологи явились наследниками первого поколения народников (Чернышевский и др.). Определяющей ориентацией социологической мысли в России стал субъективизм, наиболее яркими представителями которого были П. Л. Лавров, Н. К. Михайловский, Н. И. Кареев.
Петр Лаврович Лавров (1823—1900) первым ввел в социологическое знание такие термины, как «антропологизм», «субъективный метод», «субъективная точка зрения».
Социология представлялась Лаврову наукой нормативной. По его мнению, индивид является единственной реальной движущей силой общества, поэтому пренебрегать его интересами — значит проглядеть самые важные социальные явления. Хотя ход истории определен объективными законами, индивид, по-своему интерпретируя исторический процесс, ставит свои цели и выбирает свои средства, трансформируя объективно необходимое в акт собственной воли.
Лавров попытался дать определение социологии. Раскрывая основное содержание своего подхода к жизни общества и его процессам, Лавров отмечал, что личность всегда имеет право и обязанность стремиться изменить существующие формы сообразно собственным нравственным идеалам, имеет право и обязанность бороться за то, что она считает прогрессом (постоянно подвергая критике по основным требованиям этики свои представления о прогрессе), вырабатывая общественную силу, способную восторжествовать в подобной борьбе.
Другой крупный русский социолог — Николай Константинович Михайловский (1842—1904).
Михайловский считал, что социология и этика неразрывно связаны между собой. Он утверждал, что нельзя беспристрастно относиться к фактам общественной жизни. «Скажите мне, — говорил он, — каковы ваши социальные связи, и я скажу, как вы смотрите на мир»2. Михайловский отверг эволюционную теорию Дарвина и Спенсера и исходил из теории необходимости спасения индивида от разрушительного воздействия социального контроля. По его мнению, между индивидом и обществом происходит непрекращающаяся война, свидетельством чему является история России. Обратив внимание на то, какое влияние на социальное поведение оказывают подражание, внушение, престиж, Михайловский предвосхитил психоанализ 3. Фрейда и А. Адлера.
Главный интерес Николая Ивановича Кареева (1850—1931) лежал в области философии и истории, однако им написано много работ и по социологии. Особое внимание Кареев уделял роли индивида в истории, главной составляющей единицы организованной среды. Он пришел к выводу, что общество является сложным продуктом взаимодействия биологических и физических факторов, а также факторов внешней среды. Социологические исследования Кареева были направлены на развитие идеи прогресса общества.
Названные выше представители субъективизма в социологии дают достаточно полное представление об этой ориентации социологической мысли в России в конце XIX — начале XX в. Все перечисленные авторы считали себя эмпириками и позитивистами, что не мешало им придавать главное значение этическим проблемам социологии. Интересно, что в научной иерархии они размещали психологию между биологией и социологией, а этику возводили в ранг высшей ценности, хотя считали эти науки переходными и относительно независимыми. Особая роль отводилась психосоциальной деятельности интеллектуальной личности.
Интересны взгляды отечественного ученого Евгения Валентиновича де Роберти (1843—1915). Центральная категория социологии де Роберти — понятие «надорганическое». С одной стороны, это высшая (социальная) форма проявления мировой энергии, а с другой — продукт психического взаимодействия. Надорганическое проходит в своем развитии две стадии: сравнительно простых психофизических отношений, представляющих собой исходный пункт социальности (зачатки «животной общественности», общение первобытных людей), и психологических взаимодействий, охватывающих огромное количество исторических, т. е. общественных, процессов и явлений. Их де Роберти подразделяет на четыре большие группы: науку, философию (или религию), искусство и практическую деятельность, или поведение. Последнее, в свою очередь, подразделяется на технику, экономику, право и политику. Эта классификация была призвана отразить любое психологическое взаимодействие и стать основой его теории «четырех факторов цивилизации».
Известное влияние на развитие социологической мысли в России оказал Петр Бернгардович Струве (1870—1944), который в начале своей научной деятельности был последователем социологических взглядов Маркса, а после поражения революции 1905 г. стал ярым его противником. Струве отверг диалектику и теорию социального развития Маркса. Он считал, что диалектика построена на метафизическом принципе, по которому законы логики являются одновременно законами внешнего мира. Логика, таким образом, переходит в онтологию. Преобразовать общество, по мнению Струве, может образованный индивид, а не классовая борьба и революции.
Михаил Иванович Туган-Барановский (1865—1919), придерживаясь материалистического понимания истории, проанализировал ее по трем направлениям: 1) природа человеческих интересов, их роль в социальном развитии; 2) соотношение экономической деятельности с другими аспектами социальной жизни; 3) классы и классовая борьба. Он выделил пять основных групп интересов человека, среди которых наиболее важными для социального развития являются психологические, альтруистические и религиозные. Согласно взглядам Туган-Барановского, классовая борьба не применима к тем сторонам человеческой жизни, которые лежат вне экономических интересов человека и общества.
Александр Александрович Богданов (псевд. Александра Александровича Малиновского) (1873—1928) разработал социально-философскую систему, дав ей название тектологии (от греч. tecto — строить, конструировать).
В области социологического знания Богданов разработал теорию социальной адаптации, считая, что последняя не существенно отличается от биологической, показал, как изменения в естественной среде вызывают изменения социальных форм, большинство из которых не выживает в борьбе за существование. Он выделил два типа социальной адаптации: относящуюся к знанию и к идеологии. Оба типа тем социальнее, чем больше они пронизаны «социальным инстинктом», силой, заставляющей человека находиться среди других людей, поступать, как они, что особенно полно проявляется в имитации. Социальный прогресс — это развитие обеих форм адаптации.
Кроме того, Богданов работал над теорией социальной эволюции. В связи с этим особое внимание он уделял развитию исторических типов общества и их идеологий, завершив это исследование провозглашением «коллективного общества будущего». В отличие от Маркса Богданов утверждал, что «социальное бытие и социальное сознание — одно и то же, а поэтому социальное сознание определяет социальную борьбу».
Важным этапом в развитии социологической мысли в России стала публикация двухтомного капитального труда Максима Максимовича Ковалевского (1851—1916) «Социология». В своем подходе к социологии как системе научного знания Ковалевский придерживался точки зрения, согласно которой психология — не область биологии, а подразделение социологии. Конкретные науки — этнография, статистика, политическая экономия и др. — обеспечивают социологию необходимыми данными, в свою очередь, эти науки «должны опирать свои эмпирические обобщения на те общие законы сосуществования и развития, какие призвана устанавливать социология как наука о порядке и прогрессе человеческих обществ». Однако социология должна не заимствовать у конкретных дисциплин свои основные посылки, а вырабатывать их сама, принимая во внимание разнообразие человеческих чувствований и потребностей. Ковалевский утверждал, что не существует единого определяющего социального фактора.