Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 19:17, реферат
Оптимальное определение потребности дано в "Философском энциклопедическом словаре" (М. 1983). "Потребности - нужда и недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности" (стр.518). В этом определении потребности стержневым моментом является указание на то, что потребности - сегмент внутреннего мира человека, неосознанный побудитель активности.
Введение
Классификация потребностей людей
а) Биологические (естественные) потребности
б) Этолога-поведенческие (психологические) потребности
в) Этнические потребности
г) Социальные потребности
д) Трудовые потребности
е) Экономические потребности
ж) Духовные потребности
з) Ценностно- ориентированные потребности
Трансформация потребностей
Управление потребностями
Заключение
Список литературы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
КАСПИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ
Содержание:
а) Биологические (естественные) потребности
б) Этолога-поведенческие (психологические) потребности
в) Этнические потребности
г) Социальные потребности
д) Трудовые потребности
е) Экономические потребности
ж) Духовные потребности
з) Ценностно- ориентированные потребности
Введение
В данной работе мы рассмотрим определение потребности, её роль в мире человека, способы и механизмы ее реализации.
Оптимальное определение потребности дано в "Философском энциклопедическом словаре" (М. 1983). "Потребности - нужда и недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности" (стр.518). В этом определении потребности стержневым моментом является указание на то, что потребности - сегмент внутреннего мира человека, неосознанный побудитель активности. Поэтому потребность не является структурным элементом акта деятельности, она не выходит за пределы соматического бытия человека, относится к характеристике душевного мира субъекта деятельности.
Основные проблемы анализа потребностей состоят в установлении их состава, иерархии, границ, уровней и возможностей удовлетворения. Эти проблемы тесно взаимосвязаны. В частности, иерархия потребностей во многом обусловлена уровнями их удовлетворения.
Плюрализм потребностей определяется многогранностью человеческой природы, а также многообразием условий (природных и социальных), в которых они проявляются.
Трудность и неопределенность выделения устойчивых групп потребностей не останавливает многочисленных исследователей искать наиболее адекватную классификацию потребностей. Но мотивы и основания, с которыми подходят различные авторы к классификации, совершенно разные. Одни основания у экономистов, другие - у психологов, третьи - у социологов. В итоге получается: каждая классификация - оригинальная, но узкопрофильная, непригодная для общего употребления. Так, например польский психолог К. Обуховский насчитал 120 классификаций. Сколько авторов, столько и классификаций. В моем реферате я пишу о классификации потребночтей людей по Н.Ф.Реймерсу
Классификация потребностей людей
Очень много публикаций посвящено классификации потребностей. При классификации потребностей, как и при любой другой классификации, должно прежде всего соблюдаться требование полноты. Это означает, что каждый элемент анализируемого множества должен быть отнесен к той или иной группе. В рассматриваемой задаче выполнение этого условия затруднено тем, что полный перечень потребностей человека установить практически невозможно.
В соответствии с изложенными принципами можно выделить следующие большие группы потребностей:
а) Биологические (анатомо-
1) возможность физического
существования человека, обеспечиваемая
отсутствием стихийных
2) тепловой, радиационный
и магнитно-волновой комфорт (
3) состав воздуха,
не приводящий к
4) питьевая вода,
потребление которой не
5) сбалансированная по калорийности, химико-элементному (макро- и микроэлементы), органико-вещественному (белки, жиры, углеводы) и национально-вкусовому составу пища (включает также тонизирующие и др. привычные напитки, приправы и т.п.);
6) полноценный сон, другие виды отдыха (рекреации);
7) защищенность
от паразитарных и вирусно-
8) биологический
информационно-
9) комфорт природной,
главным образом биогенной
10) наличие подходящей
субстратной среды - благоприятных
механических свойств земной
поверхности, воздействующих
11) определенное
положение человека в
12) определенная
степень подвижности и
13) определенный
трудовой и жизненный «
14) продолжение рода как биологическое стремление к размножению;
15) сексуальная потребность,
отличающаяся у человека от
стремления к продолжению рода
(степень «сексуальной сытости»
16) выделительная
потребность, биологически
Близкие к биологической группе потребностей этолого-поведенческие нужды человека.
б) Этолого-поведенческие (психологические) потребности человека:
1) вхождение в
этологическую группу, в которой
раскрываются поведенческие
2) создание своей группы (в том числе семейной) - для доминирующих особей, вхождение в свою эталонную группу - для подчиненных особей;
3) определенная
плотность однозначных групп
в коллективе и адекватная
иерархия этологических групп
(механизм снижения
4) определенная
степень общения и
5) определенный
этологический «климат» - поведенческий
склад и тип для данной
6) определенный
«этологический пейзаж» (
Этнос - исторически
сложившаяся устойчивая общность людей
- племя, народность, нация… В ходе развития
хозяйственных связей под влиянием особенностей
природной среды, контактов с другими
народами и т.п. внутри этноса складываются
характерные черты материальной и духовной
культуры, групповых психологических
характеристик, вырабатывается этническое
самосознание, видную роль в котором играет
представление о какой-то общности происхождения
или исторических судеб входящих в этнос
людей.» Этнос - особое эколого-социально-
в) Этнические потребности человека:
1) этническая самостоятельность:
осознанность объективного
2) принадлежность
к этнически самостоятельной
группе (сознаваемая и неосознаваемая)
материализующаяся через
3) определенная
численность этноса, дающая уверенность
в устойчивости его
4) пейзаж «родной
природы», адекватный истории
5) соответствующая
(запечатленная в «этнической
памяти» с детства) среда «
г) Социальные (и социально-психологические) потребности человека:
1) гарантированные
законом или обычаями
2) конституционные
или традиционно-общественные
3) моральные нормы общения между людьми;
4) свобода познания
и самовыражения, в том числе
через уровень образования,
5) чувство нужности обществу (личной и эталонной для человека группы), а через него нужности самому себе;
6) возможность образования
социальных групп различного
иерархического уровня и
7) сознание своего пола и возраста, следование их общественным нормативам;
8) наличие или возможность образования семьи как социальной ячейки;
9) соответствие
выработанных в ходе